Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Ки­тай: и бли­же, и вы­ше


Ле­он­тий Бук­штейн

Фото автора


В на­ча­ле но­яб­ря про­шло­го го­да со­стоя­лась куль­ми­на­ция Го­да Рос­сии в Ки­тае — Рос­сий­ско-ки­тай­ская ин­ве­сти­ци­он­ная не­де­ля, III Рос­сий­ско-ки­тай­ский ин­ве­сти­ци­он­ный фо­рум и 11-я ре­гу­ляр­ная встре­ча глав пра­ви­тельств Рос­сии и КНР. Жур­нал «БОСС» при­нял в куль­ми­на­ции ак­тив­ное уча­стие.

На фо­не ка­приз­ной еди­ной Ев­ро­пы, на­де­ляю­щей член­ст­вом са­мые скром­ные по раз­ме­рам и мас­шта­бам эко­но­ми­ки стра­ны и упор­но от­ка­зы­ваю­щей в том же но­вой Рос­сии, Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ский ре­ги­он вы­гля­дит для нас все пред­поч­ти­тель­нее.

Сам то­го не ве­дая, АТР дал ту точ­ку опо­ры, ко­то­рая по­зво­ля­ет Рос­сии ес­ли и не пе­ре­вер­нуть мир, то хо­тя бы урав­но­ве­сить не­ком­форт­но­сти ЕС кон­ст­рук­ти­виз­мом вос­точ­ных «тиг­ров» и «дра­ко­нов». На по­вер­ку они ока­зы­ва­ют­ся не та­ки­ми уж и страш­ны­ми, впол­не го­то­вы дру­жить с рус­ским «мед­ве­дем» и, бо­лее то­го, всту­пать с ним в раз­но­об­раз­ные эко­но­ми­ко-по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния. Что бле­стя­ще под­твер­жда­ет мно­го­лет­няя ис­то­рия меж­го­су­дар­ст­вен­ных и эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний Рос­сии и Ки­тая. Ес­ли не го­во­рить сей­час о де­та­лях по­сле­во­ен­ной ком­му­ни­сти­че­ской друж­бы-кон­ку­рен­ции-со­пер­ни­че­ст­ва, то в су­хом ос­тат­ке уви­дим, что Ки­тай, не из­бе­жав по­хо­жих на на­ши «из­ги­бов» и «за­ги­бов», тем не ме­нее вы­ру­лил на свою осо­бую до­ро­гу к про­цве­та­нию и бла­го­по­лу­чию. Ос­та­вив пар­тий­ные по­сту­ла­ты и за­ве­ты во­ж­дей не­ру­ши­мы­ми, он на гла­зах у изум­лен­но­го ми­ра уже поч­ти три де­ся­ти­ле­тия под­ряд на­би­ра­ет обо­ро­ты в ка­пи­та­ли­сти­че­ском строи­тель­ст­ве, рос­те эко­но­ми­ки, ее мо­дер­ни­за­ции и пре­об­ра­зо­ва­нии. Для срав­не­ния: в 1978 го­ду объ­ем ва­лют­ных за­па­сов КНР со­став­лял лишь $67 млн. Бла­го­да­ря уг­луб­ле­нию по­ли­ти­ки ре­форм и от­кры­то­сти, не­ук­лон­но­му рос­ту эко­но­ми­ки и ус­ко­рен­но­му раз­ви­тию внеш­ней тор­гов­ли этот по­ка­за­тель зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся. А точ­нее, прак­ти­че­ски дос­тиг $1 трлн.

Ма­лень­кое от­сту­п­ле­ние. Мне при­шлось по­ко­ле­сить на ма­ши­не в ок­ре­ст­но­стях Пе­ки­на. На до­ро­гах чис­то­та и по­ря­док, все ин­фор­ма­ци­он­ные щи­ты сия­ют по­кра­ской и све­жи­ми бу­к­ва­ми, на по­лот­не до­ро­ги ни од­ной вы­бо­ин­ки. И поч­ти вез­де — ав­то­ма­ти­че­ские шлаг­бау­мы с опе­ра­то­ра­ми в ка­бин­ках: пла­ти за про­езд. Не ду­маю, что где-то в стра­не есть про­би­тые в го­рах па­рал­лель­ные бес­плат­ные до­ро­ги. В Рос­сии же мы го­да­ми дис­ку­ти­ру­ем, вво­дить плат­ные до­ро­ги или по­го­дить. Все-та­ки что-то та­кое есть в ди­рек­тив­ной (хо­тя бы от­час­ти!) эко­но­ми­ке…

Те­перь мы уже не ря­дим­ся, кто бли­же к иде­ям и по­сту­ла­там, у ко­го луч­ше шелк и три­ко­таж, чьи ком­мер­сан­ты обо­ро­ти­стее и чьи ав­то­мо­би­ли прие­ми­стее. И у нас, и у них есть что ку­пить и что про­дать друг дру­гу. И они, и мы тя­нем­ся друг к дру­гу и по ду­ше, и по рас­че­ту. Вот толь­ко не­сколь­ко цифр. Ак­тив­ное тор­го­вое саль­до Ки­тая в пер­вые де­сять ме­ся­цев 2006 го­да дос­тиг­ло $133,6 млрд. В КНР свы­ше 4,6 млн ча­ст­ных пред­при­ятий, бо­лее 30 млн гра­ж­дан­ских ав­то­мо­би­лей, по по­ка­за­те­лю «раз­ви­тие на­се­ле­ния» Ки­тай за­ни­ма­ет 81-е ме­сто в ми­ре.

И са­мое, по­жа­луй, ин­те­рес­ное для нас: по рас­че­там эко­но­ми­стов, к 2020 го­ду объ­ем ки­тай­ских ин­ве­сти­ций в Рос­сии бу­дет ра­вен $12 млрд. Се­го­дня эта циф­ра поч­ти в де­сять раз мень­ше, от­ку­да мож­но сде­лать вы­вод, что на­ме­чен на­стоя­щий про­рыв. Сей факт ок­ра­ши­ва­ет в осо­бые то­на взаи­мо­от­но­ше­ния на­ших двух стран.

Об этом не раз по­ми­на­ли на ме­ро­прия­ти­ях Го­да Рос­сии в Ки­тае, в ча­ст­но­сти на 11-й ре­гу­ляр­ной встре­че глав пра­ви­тельств РФ и КНР, где бы­ло под­пи­са­но меж­пра­ви­тель­ст­вен­ное со­гла­ше­ние «О по­ощ­ре­нии и за­щи­те ка­пи­та­ло­вло­же­ний». И осо­бен­но в хо­де Рос­сий­ско-ки­тай­ской ин­ве­сти­ци­он­ной не­де­ли и III Рос­сий­ско-ки­тай­ско­го ин­ве­сти­ци­он­но­го фор­ма, про­шед­ше­го в Пе­ки­не 9 но­яб­ря.

Фо­рум со­брал прак­ти­че­ски весь цвет биз­нес-эли­ты двух на­ших стран, а так­же боль­шую часть ру­ко­во­ди­те­лей эко­но­ми­че­ско­го бло­ка Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сии и не­сколь­ких де­сят­ков ее ре­гио­нов.

При­вет­ст­вуя его уча­ст­ни­ков, пер­вый за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ Алек­сандр Жу­ков от­ме­тил, что дву­сто­рон­нее ин­ве­сти­ци­он­ное со­труд­ни­че­ст­во раз­ви­ва­ет­ся по са­мым раз­ным от­рас­лям и на­прав­ле­ни­ям. В их чис­ле энер­ге­ти­ка, до­бы­ча неф­ти и ее пе­ре­ра­бот­ка, ле­со­про­мыш­лен­ный ком­плекс и глу­бо­кая пе­ре­ра­бот­ка дре­ве­си­ны, связь и те­ле­ком­му­ни­ка­ции, в том чис­ле и вы­пуск обо­ру­до­ва­ния. А так­же сбор­ка бы­то­вой тех­ни­ки, ос­вое­ние ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­ных ис­ко­пае­мых, строи­тель­ный ком­плекс и про­из­вод­ст­во хи­ми­че­ских удоб­ре­ний. Спи­сок да­ле­ко не по­лон, но и он да­ет пред­став­ле­ние о том, что у двух стран прак­ти­че­ски не ос­та­лось «бе­лых пя­тен» в гео­гра­фии со­труд­ни­че­ст­ва по от­рас­лям.

Кро­ме то­го, ви­це-пре­мьер на­пом­нил, что на со­сто­яв­ших­ся в 2004 и 2005 го­дах рос­сий­ско-ки­тай­ских фо­ру­мах в Ха­ба­ров­ске и Санкт-Пе­тер­бур­ге бы­ло со­гла­со­ва­но 19 про­ек­тов на об­щую сум­му $2,1 млрд. Два из них — «Бал­тий­скую жем­чу­жи­ну» в Санкт-Пе­тер­бур­ге и со­ору­же­ние цел­лю­лоз­но-бу­маж­ных ком­би­на­тов в Ха­ба­ров­ском крае и Чи­тин­ской об­лас­ти — с пол­ным ос­но­ва­ни­ем мож­но от­не­сти к при­ори­тет­ным пи­лот­ным про­ек­там дву­сто­рон­не­го ин­ве­сти­ци­он­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Наш обая­тель­ный, при­вет­ли­вый и до­воль­но рас­ко­ван­ный (как все­гда на за­гра­нич­ных ме­ро­прия­ти­ях) ми­нистр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и тор­гов­ли Гер­ман Греф не толь­ко бле­стя­ще справ­лял­ся с ро­лью ве­ду­ще­го на фо­ру­ме, но и ус­пе­вал га­лант­но го­во­рить ком­пли­мен­ты г-же У И, ви­це-пре­мье­ру ки­тай­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, сде­лав­шей об­зор­ный док­лад о со­стоя­нии дел в эко­но­ми­ке стра­ны и взаи­мо­дей­ст­вии с кол­ле­га­ми из Рос­сии.

Гер­ман Греф с за­кон­ной гор­до­стью оз­на­ко­мил при­сут­ст­во­вав­ших в за­ле ки­тай­ских биз­нес­ме­нов, эко­но­ми­стов и по­ли­ти­ков с по­вы­шаю­щи­ми­ся рей­тин­га­ми Рос­сии — кре­дит­ным, а так­же по дол­го­сроч­ным обя­за­тель­ст­вам в ино­стран­ной ва­лю­те. Он со­об­щил, что при­ток ино­стран­ных ин­ве­сти­ций ста­биль­но рас­тет — на 30—40% в год; толь­ко в пер­вом по­лу­го­дии 2006 го­да он уве­ли­чил­ся на 43,6% по срав­не­нию с тем же пе­рио­дом пре­ды­ду­ще­го го­да. К се­ре­ди­не 2006-го на­ко­п­лен­ный ино­стран­ный ка­пи­тал в эко­но­ми­ке Рос­сии вы­ра­жал­ся циф­рой $127,9 млрд. По при­рос­ту пря­мых ино­стран­ных ин­ве­сти­ций Рос­сия за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто сре­ди стран Юго-Вос­точ­ной Ев­ро­пы и СНГ и 15-е ме­сто в ми­ре. Ми­нистр от­ме­тил и та­кой ин­те­рес­ный факт: од­но­вре­мен­но рас­тут ин­ве­сти­ции из Рос­сии за ру­беж. В пер­вом по­лу­го­дии они со­ста­ви­ли $15,5 млрд, что на 13% боль­ше, чем за тот же пе­ри­од в 2005 го­ду.

Гер­ман Греф вы­ра­зил твер­дую уве­рен­ность в бле­стя­щих пер­спек­ти­вах со­труд­ни­че­ст­ва двух стран в сфе­ре про­из­вод­ст­ва, а так­же до­бы­чи и пе­ре­ра­бот­ки по­лез­ных ис­ко­пае­мых и ми­не­раль­но­го сы­рья. В ча­ст­но­сти, же­лез­ной ру­ды, по­треб­ность в ко­то­рой, при­чем ост­рую, ис­пы­ты­ва­ет ки­тай­ская эко­но­ми­ка. Ми­нистр зая­вил, что в Рос­сии пол­но­стью под­дер­жи­ва­ют пла­ны ки­тай­ских ком­па­ний TCL и «Чан­хун» по раз­ви­тию сбо­роч­ных мощ­но­стей бы­то­вой элек­тро­тех­ни­ки в Рос­сии.

И еще од­на, не­сколь­ко не­ожи­дан­ная, но­вость. До сих пор мы рев­ни­во, но с на­де­ж­дой на­блю­да­ли, как в Рос­сии обос­но­вы­ва­ют­ся про­из­во­ди­те­ли ав­то­мо­би­лей из Япо­нии, Ев­ро­пы, Ко­реи. Те­перь при­шел че­ред Ки­тая. То­го са­мо­го Ки­тая, что боль­шую часть сво­ей со­циа­ли­сти­че­ской ис­то­рии ез­дил на со­вет­ских гру­зо­ви­ках и «вол­гах» с «мо­ск­ви­ча­ми». Но бы­ло это уже дав­но. Сей­час же на­ча­лось об­рат­ное дви­же­ние: Ки­тай нам по­мо­жет и с ав­то­мо­би­ли­за­ци­ей. Его джи­пы и пи­ка­пы Great Wall, а так­же це­лый мо­дель­ный ряд ма­ло­лит­ра­жек Chery, Hafei и дру­гих уже во­всю от­вое­вы­ва­ют свой сег­мент рын­ка в Рос­сии, по­би­вая за­пад­ные ана­ло­ги со­всем уж де­мо­кра­тич­ной це­ной. При этом муд­ре­цы из Под­не­бес­ной не ста­ли изо­бре­тать ве­ло­си­пед еще раз, а об­ра­ти­лись к опы­ту из­вест­ных ком­па­ний, объ­е­ди­нив уси­лия с ве­ду­щи­ми ин­же­нер­ны­ми и ди­зай­нер­ски­ми фир­ма­ми, та­ки­ми как Lotus Engineering из Ве­ли­ко­бри­та­нии, Mitsubishi Automotive Engineering из Япо­нии, Bertone и Pininfarina из Ита­лии. Ин­те­рес­но, что ме­ша­ло сде­лать то же са­мое на­туж­ным твор­цам на­ше­го ав­то­ва­зов­ско­го «зу­би­ла» 99-й мо­де­ли? По мне­нию Гер­ма­на Гре­фа, как толь­ко ки­тай­ские ма­ши­ны ста­нут удов­ле­тво­рять всем тре­бо­ва­ни­ям ми­ро­во­го уров­ня, они пой­дут в се­рию и в Рос­сии. Так что ста­рин­ную ис­ти­ну «За­пад нам по­мо­жет» по­ра пе­ре­де­лы­вать на диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ную: «Нам по­мо­жет Вос­ток». По край­ней ме­ре в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния уж точ­но.

Но этим на­ше со­труд­ни­че­ст­во не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся. Впе­ре­ди круп­ные ин­фра­струк­тур­ные про­ек­ты по со­ору­же­нию ско­ро­ст­ных до­рог, воз­ве­де­нию мос­тов и аэ­ро­дро­мов, строи­тель­ст­ву жи­лья и об­ще­ст­вен­ных зда­ний. Су­дя по за­яв­ле­ни­ям ми­ни­ст­ра, во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ин­ве­сто­ров двух стран про­кла­ды­ва­ют­ся пу­ти с дву­сто­рон­ним дви­же­ни­ем. Транс­гра­нич­ные тех­но­ло­ги­че­ские це­поч­ки по­зво­ля­ют нам с оди­на­ко­вым ус­пе­хом за­вое­вы­вать ми­ро­вые рын­ки. При­ме­ры рос­сий­ских ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку КНР все­ля­ют оп­ти­мизм: со­вме­ст­ное пред­при­ятие по про­из­вод­ст­ву ком­плекс­ных хи­ми­че­ских удоб­ре­ний «Хун­чжи-Ак­рон» в про­вин­ции Шань­дун, тор­го­вая ком­па­ния «Вся рус­ская сталь» — это пер­вые вес­точ­ки но­вых, рос­сий­ских вея­ний в эко­но­ми­ке Ки­тая. На оче­ре­ди реа­ли­за­ция со­гла­ше­ния о соз­да­нии ав­то­сбо­роч­но­го пред­при­ятия Ка­мА­За в г. Да­лянь про­вин­ции Ляо­нин, строи­тель­ст­во и со­вме­ст­ная экс­плуа­та­ция «Рос­неф­тью» и Ки­тай­ской на­цио­наль­ной неф­те­га­зо­вой кор­по­ра­ци­ей неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­ще­го за­во­да, от­кры­тие опе­ра­ци­он­но­го от­де­ле­ния ВТБ в Шан­хае.

Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края Вик­тор Иша­ев, от­ме­тив хо­ро­шие объ­е­мы неф­те­га­зо­во­го экс­пор­та Рос­сии в Ки­тай, а так­же по­ста­вок ле­са и ры­бы, на­звал та­кую струк­ту­ру экс­пор­та не­удов­ле­тво­ри­тель­ной. Го­раз­до бо­лее пер­спек­тив­ны­ми он счи­та­ет со­вме­ст­ные ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты, соз­да­ние со­вме­ст­ных про­из­водств, ак­ти­ви­за­цию свя­зей ме­ж­ду ре­гио­на­ми двух стран. При этом, по его сло­вам, ин­ве­сти­ци­он­ная ак­тив­ность ки­тай­ских биз­нес­ме­нов в Ха­ба­ров­ском крае под­вер­же­на ощу­ти­мым ко­ле­ба­ни­ям, в си­лу че­го со­труд­ни­че­ст­во с ки­тай­ски­ми ин­ве­сто­ра­ми на вос­то­ке Рос­сии ос­та­ет­ся мел­ко­мас­штаб­ным. Огор­ча­ет гу­бер­на­то­ра и то, что из 13 под­пи­сан­ных на I Рос­сий­ско-ки­тай­ском ин­ве­сти­ци­он­ном фо­ру­ме в Ха­ба­ров­ске про­ек­тов спус­тя два го­да реа­ли­зу­ют­ся толь­ко пять, при­чем объ­ем их фи­нан­си­ро­ва­ния со­ста­вил лишь 0,5% от об­щей сум­мы пред­по­ла­гав­ших вло­же­ний. Ру­ко­во­ди­тель края под­черк­нул, что сре­ди ком­мер­че­ских ин­те­ре­сов ки­тай­ских парт­не­ров в Ха­ба­ров­ском крае но­ме­ром один по-преж­не­му яв­ля­ют­ся сырь­е­вые ре­сур­сы. Со сво­ей сто­ро­ны ки­тай­ские ин­ве­сто­ры се­ту­ют на слож­но­сти с по­лу­че­ни­ем ли­цен­зий и вся­че­ских со­гла­со­ва­ний, дли­тель­ность та­мо­жен­но­го оформ­ле­ния гру­зов, труд­но­сти при оформ­ле­нии ра­бо­чих виз для со­труд­ни­ков со­вме­ст­ных пред­при­ятий, кри­ми­наль­ные рис­ки и не­дос­та­точ­но бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат. Все ска­зан­ное под­твер­ди­ли и ки­тай­ские уча­ст­ни­ки фо­ру­ма, очень ста­ра­ясь не вы­хо­дить за рам­ки тра­ди­ци­он­но­го ки­тай­ско­го гос­те­при­им­ст­ва. Но, как го­во­рит­ся, ис­ти­на до­ро­же.

Тем не ме­нее на­ме­ре­ния уча­ст­ни­ков фо­ру­ма по­зво­ля­ют под­кор­рек­ти­ро­вать ки­тай­скую на­род­ную муд­рость «Не бой­ся ид­ти мед­лен­но, бой­ся ос­та­но­вить­ся», трак­туя ее на но­вый лад: «Не бой­ся ос­та­но­вить­ся, бой­ся ид­ти мед­лен­но». Там же, в за­ле фо­ру­ма, со­стоя­лось тор­же­ст­вен­ное под­пи­са­ние кон­трак­тов на по­став­ки и про­из­вод­ст­во про­дук­ции ме­ж­ду рос­сий­ски­ми и ки­тай­ски­ми пред­при­ятия­ми.

В ку­луа­рах фо­ру­ма мы встре­ти­лись с пред­ста­ви­те­ля­ми ре­гио­нов Рос­сии, уже оп­ре­де­лив­ших­ся с кон­крет­ны­ми рос­сий­ско-ки­тай­ски­ми про­ек­та­ми. От­ве­чая на во­прос о пла­нах на бли­жай­шее бу­ду­щее, гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­лас­ти Ва­ле­рий Шан­цев ска­зал:

— У Ни­же­го­род­ской об­лас­ти су­ще­ст­ву­ют на­ла­жен­ные от­но­ше­ния с ки­тай­ски­ми про­вин­ция­ми. Мы со­труд­ни­ча­ем в гу­ма­ни­тар­ной сфе­ре, в об­ра­зо­ва­нии, в куль­ту­ре. А вот эко­но­ми­че­ские свя­зи хо­тим и ожи­вить, и уг­лу­бить. На­уч­ный и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ный по­тен­ци­ал об­лас­ти из­вес­тен, нам есть что пред­ло­жить кол­ле­гам из КНР. И они са­ми очень за­ин­те­ре­со­ва­ны в этом. Мы ре­ша­ли, что нам вы­год­нее: тор­го­вать тех­но­ло­гия­ми или соз­да­вать со­вме­ст­ные пред­при­ятия, и при­шли к вы­во­ду, что вто­рое.

У нас есть по­треб­ность в ин­ве­сти­ци­ях, есть ин­те­рес­ные про­ек­ты, и на этом фо­ру­ме мы рас­счи­ты­ва­ем реа­ли­зо­вать свои за­дум­ки. У нас сфор­ми­ро­ва­на стра­те­гия раз­ви­тия об­лас­ти до 2020 го­да, и со­глас­но это­му до­ку­мен­ту все 20 ба­зо­вых и шесть вспо­мо­га­тель­ных от­рас­лей ну­ж­да­ют­ся в серь­ез­ном раз­ви­тии. Не­об­хо­ди­ма глу­бо­кая мо­дер­ни­за­ция прак­ти­че­ски всей эко­но­ми­ки ре­гио­на, по­то­му что по про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в сход­ных сек­то­рах про­из­вод­ст­ва мы име­ем толь­ко 30% от уров­ня, на­при­мер, США.

Слиш­ком мно­го ра­бот­ни­ков за­ня­то не­про­из­во­ди­тель­ным тру­дом, у нас ус­та­рев­шие тех­но­ло­гии и обо­ру­до­ва­ние. При та­ком по­ло­же­нии мы не ско­ро ре­шим про­бле­му не­хват­ки кад­ров.

Сей­час, как, соб­ст­вен­но, и все­гда, мы ра­бо­та­ем над раз­ви­ти­ем тра­ди­ци­он­ной для Ниж­не­го Нов­го­ро­да от­рас­ли — ав­то­мо­би­ле­строе­ния. Мо­гу ска­зать скеп­ти­кам, что слу­хи о сво­ра­чи­ва­нии вы­пус­ка «волг» на ГА­Зе силь­но пре­уве­ли­че­ны. Ма­ши­на поль­зу­ет­ся спро­сом, она по­лу­ча­ет дви­га­тель «роллс-рой­са» объ­е­мом 2,4 л. Из­вест­ной италь­ян­ской фир­ме за­ка­зан об­нов­лен­ный са­лон, не­мец­кой фир­ме — внеш­ний ди­зайн. В США так­же за­ку­п­лен ком­плект­ный ав­то­за­вод по вы­пус­ку ав­то­мо­би­лей «крайс­лер» мо­де­ли 2000 го­да. Пер­спек­ти­ва — 100 тыс. ав­то­мо­би­лей в год.

Все на­ши про­бле­мы в ав­то­про­ме идут от то­го, что мы ни­ко­гда не ста­ви­ли за­да­чу де­лать хо­ро­ший ав­то­мо­биль: ма­ши­ны рас­ку­па­ют­ся — и лад­но. Те­перь же все по-дру­го­му. В до­пол­не­ние к тан­кам, ра­ке­там и кос­ми­че­ским ко­раб­лям при­шла по­ра соз­дать хо­ро­ший оте­че­ст­вен­ный ав­то­мо­биль. И мы это сде­ла­ем у нас, на Вол­ге. Но и для ино­стран­ных сбор­щи­ков ав­то­мо­би­лей мы пре­дос­тав­ля­ем все ус­ло­вия: шесть лет без та­мо­жен­ных по­шлин, толь­ко за­ни­май­тесь так на­зы­вае­мой ло­ка­ли­за­ци­ей. Прав­да, не все еще к это­му го­то­вы. А вот са­мим рос­сия­нам ни­ка­ких льгот при вво­зе, увы, не да­ют. Что до­воль­но стран­но: у ино­стран­цев льго­ты есть, а у оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей нет. Сей­час вот ожи­да­ем по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва, ко­то­рое обес­пе­чит па­ри­тет­ные с ино­стран­ца­ми ус­ло­вия в этой сфе­ре.

Ра­бо­та­ем так­же над соз­да­ни­ем ин­же­нер­но­го цен­тра в Ниж­нем Нов­го­ро­де для раз­ра­бот­ки мас­со­вой мо­де­ли ав­то­мо­би­ля на сме­ну «жи­гу­лям». Мощ­ность пред­по­ла­гае­мо­го про­из­вод­ст­ва — до 1 млн ма­шин в год. А для ба­лан­са ин­те­ре­сов мы раз­ме­ща­ем в г. Бор пред­при­ятие по вы­пус­ку «шев­ро­ле» мощ­но­стью 250 тыс. штук. И еще. Учи­ты­вая, что го­род наш на­хо­дит­ся в пре­де­лах ком­форт­ной до­ся­гае­мо­сти всех круп­ных ав­то­мо­биль­ных за­во­дов стра­ны, мы ду­ма­ем о про­из­вод­ст­ве ав­то­мо­биль­ных ком­по­нен­тов, та­ких как бор­ское стек­ло для боль­шин­ст­ва рос­сий­ских и за­ру­беж­ных мо­де­лей, ав­то­мо­биль­ные ра­диа­то­ры (со­вме­ст­но с «Ре­но»), пла­ст­мас­со­вые из­де­лия, ку­зов­ные де­та­ли. Сей­час мы рас­смат­ри­ва­ем пред­ло­же­ния по ки­тай­ским ав­то­мо­би­лям, ко­то­рые про­сто удив­ля­ют сво­ей уме­рен­ной це­ной. Бу­дем ду­мать и еще раз изу­чать их ка­че­ст­во. Уже по­сла­ли спе­циа­ли­стов на пред­при­ятия, что­бы ра­зо­брать­ся в этом.

Кро­ме то­го, ки­тай­цы очень за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии у нас сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го на­прав­ле­ния: ово­ще­вод­ст­ва, вы­ра­щи­ва­ния ры­бы. Их тех­но­ло­гии не вы­зы­ва­ют со­мне­ния, они и свою стра­ну на­кор­ми­ли, и нам ока­жут со­дей­ст­вие. Спе­циа­ли­стов из КНР при­вле­ка­ет и на­уч­ный ком­плекс, они хо­тят уча­ст­во­вать в ра­бо­те от­кры­то­го тех­но­пар­ка ядер­но­го цен­тра в Са­ро­ве. Есть у них ин­те­рес к ин­фор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, по ко­то­рым Ни­же­го­род­ская об­ласть за­ни­ма­ет ли­ди­рую­щие по­зи­ции в стра­не. На боль­шие ин­ве­сти­ции из Ки­тая мы не рас­счи­ты­ва­ем, но опыт дру­же­ст­вен­ной стра­ны по раз­вер­ты­ва­нию вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­из­водств пе­ре­ни­мать бу­дем.

Де­ле­га­ция Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан при­бы­ла в Пе­кин с уже под­го­тов­лен­ным тек­стом со­гла­ше­ния о со­труд­ни­че­ст­ве. По­сле его под­пи­са­ния мы по­бе­се­до­ва­ли с ми­ни­ст­ром тор­гов­ли и внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва Ха­фи­зом Са­ли­хо­вым.

— Мы ду­ма­ем не толь­ко о том, что­бы про­да­вать на­ши то­ва­ры, из­ме­няя струк­ту­ру экс­пор­та. Для нас важ­ная цель во внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти — это про­мыш­лен­ная коо­пе­ра­ция, ин­но­ва­ци­он­ное со­труд­ни­че­ст­во. С ком­па­ни­ей Great Wall мы до­го­во­ри­лись о соз­да­нии в осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­не «Ала­бу­га» со­вме­ст­но­го пред­при­ятия по вы­пус­ку ав­то­мо­би­лей мощ­но­стью до 50 тыс. ма­шин в год. Это не от­вер­точ­ная сбор­ка, а про­из­вод­ст­во с 50-про­цент­ной ло­ка­ли­за­ци­ей, ко­то­рая бу­дет дос­тиг­ну­та в те­че­ние 53 ме­ся­цев. Объ­ем ин­ве­сти­ций с ки­тай­ской сто­ро­ны со­ста­вит $100 млн. В 2006 го­ду за счет бюд­жет­ных средств Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан на пло­щад­ке «Ала­бу­га» ос­во­ен 1 млрд руб., на­прав­лен­ный на соз­да­ние ин­фра­струк­ту­ры. Там уже, кста­ти, «про­пи­са­лась» «Се­вер­сталь­ав­то», пла­ни­рую­щая вло­жить бо­лее 100 млн ев­ро в про­из­вод­ст­во ли­цен­зи­он­но­го ав­то­мо­би­ля «фи­ат».

Мы на­де­ем­ся на при­ход в Та­тар­стан и дру­гих ки­тай­ских ком­па­ний, за­ни­маю­щих­ся вы­пус­ком ком­плек­тую­щих для про­из­вод­ст­ва ав­то­мо­би­лей. А наш ав­то­ги­гант Ка­мАЗ го­тов со­труд­ни­чать на ки­тай­ском рын­ке по сбор­ке боль­ше­груз­ных ав­то­мо­би­лей. Бу­дем ра­бо­тать!

На сле­дую­щий по­сле фо­ру­ма день со­стоя­лось тор­же­ст­вен­ное от­кры­тие Рос­сий­ской на­цио­наль­ной вы­став­ки в Ки­тае. В це­ре­мо­нии при­ня­ли уча­стие пре­мьер Гос­со­ве­та КНР Вэнь Цзя­бао и офи­ци­аль­ная де­ле­га­ция Пра­ви­тель­ст­ва РФ во гла­ве с его пред­се­да­те­лем Ми­хаи­лом Фрад­ко­вым. Ре­гио­ны пред­став­ля­ли 25 гу­бер­на­то­ров, так­же при­сут­ст­во­ва­ли ру­ко­во­ди­те­ли от­рас­ле­вых ми­ни­стерств, мэ­ры го­ро­дов, пред­ста­ви­те­ли об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и сою­зов, де­ло­вых кру­гов, уче­ные, об­ще­ст­вен­ные дея­те­ли.

В сво­ей при­вет­ст­вен­ной ре­чи Ми­ха­ил Фрад­ков под­черк­нул: «Мы рас­счи­ты­ва­ем, что эта вы­став­ка по­зво­лит де­ло­вым кру­гам Ки­тая и ши­ро­кой об­ще­ст­вен­но­сти в пря­мом смыс­ле за­но­во от­крыть для се­бя Рос­сию, даст мощ­ный им­пульс раз­ви­тию со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду на­ши­ми стра­на­ми. При­гла­шаю всех к ак­тив­но­му и пло­до­твор­но­му со­труд­ни­че­ст­ву с рос­сий­ски­ми ком­па­ния­ми».

Мож­но сме­ло ут­вер­ждать, что ни­че­го по­доб­но­го здесь еще не ви­де­ли. Ни по мас­шта­бам, ни по со­дер­жа­нию де­мон­ст­ри­ро­вав­ших­ся на стен­дах ма­те­риа­лов.

Пре­мьер Гос­со­ве­та Ки­тая Вэнь Цзя­бао в свою оче­редь от­ме­тил: «Рос­сий­ская на­цио­наль­ная вы­став­ка пре­дос­тав­ля­ет ки­тай­ско­му на­ро­ду уни­каль­ную воз­мож­ность на­гляд­но оз­на­ко­мить­ся с эко­но­ми­че­ски­ми, на­уч­но-тех­ни­че­ски­ми, ин­но­ва­ци­он­ны­ми и куль­тур­ны­ми дос­ти­же­ния­ми со­вре­мен­ной Рос­сии. В 2007 го­ду в рам­ках Го­да Ки­тая в Рос­сии мы про­ве­дем на­цио­наль­ную вы­став­ку ки­тай­ских про­из­во­ди­те­лей в Мо­ск­ве».

В рам­ках вы­став­ки про­шли пре­зен­та­ции ре­гио­нов. На од­ной из них, Юж­но­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га, бы­ла осо­бен­но те­п­лая, дру­же­ст­вен­ная ат­мо­сфе­ра. И сам ве­ду­щий ме­ро­прия­тия, пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та в ЮФО Дмит­рий Ко­зак, и вы­сту­пав­шие гу­бер­на­то­ры рес­пуб­лик, кра­ев и об­лас­тей, и их ки­тай­ские кол­ле­ги чув­ст­во­ва­ли се­бя не­чу­жи­ми друг дру­гу, го­во­ри­ли о дос­тиг­ну­том, де­ли­лись пла­на­ми на бу­ду­щее.

С боль­шим вни­ма­ние со­брав­шие­ся вы­слу­ша­ли вы­сту­п­ле­ния пре­зи­ден­та Кал­мы­кии Кир­са­на Илюм­жи­но­ва, гу­бер­на­то­ра Вол­го­град­ской об­лас­ти Ни­ко­лая Мак­сю­ты, гу­бер­на­то­ра Крас­но­дар­ско­го края­ А­лек­сан­д­ра Тка­че­ва, гу­бер­на­то­ра Рос­тов­ской об­лас­ти Вла­ди­ми­ра Чу­ба и др.

В кон­це пре­зен­та­ции эко­но­ми­че­ско­го ин­ве­сти­ци­он­но­го по­тен­циа­ла ЮФО бы­ли под­пи­са­ны до­ку­мен­ты о со­труд­ни­че­ст­ве с ки­тай­ски­ми кол­ле­га­ми. Что и ста­ло хо­ро­шим за­клю­чи­тель­ным ак­кор­дом.

Соб­ст­вен­но, вы­став­ка за­вер­ши­ла Год Рос­сии в Ки­тае. Те, кто уча­ст­во­вал в его ме­ро­прия­ти­ях, еще дол­го бу­дут ана­ли­зи­ро­вать сде­лан­ное, реа­ли­зо­вы­вать под­пи­сан­ное, уч­ре­ж­ден­ное. Яс­но од­но: сле­дую­щий, 2007 год, Год Ки­тая в Рос­сии, ста­нет ес­те­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем то­го, что на­ча­то здесь, так да­ле­ко и, как ока­за­лось, так близ­ко от Мо­ск­вы. Мно­гое из уви­ден­но­го рос­сия­на­ми в Ки­тае вы­зва­ло у них не толь­ко не­под­дель­ный ин­те­рес, но и вос­хи­ще­ние.

Сре­ди ак­тив­ных уча­ст­ни­ков Рос­сий­ско-ки­тай­ской ин­ве­сти­ци­он­ной не­де­ли бы­ли Рос­сий­ско-ки­тай­ский центр тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва (РКЦ), Рос­сий­ский Со­юз про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей, об­ще­рос­сий­ская об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва «Опо­ра Рос­сии». Мы по­про­си­ли под­вес­ти итог пре­бы­ва­ния в Ки­тае пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Рос­сий­ско-ки­тай­ско­го цен­тра тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва Сер­гея Са­на­кое­ва:

— Сер­гей Фе­лик­со­вич, в сен­тяб­ре 2006 го­да Рос­сий­ским цен­тром ме­ж­ду­на­род­но­го на­уч­но­го и куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва при МИД РФ (Рос­за­ру­беж­цен­тром) вы бы­ли на­гра­ж­де­ны ме­ж­ду­на­род­ным ор­де­ном «Звез­да друж­бы», что мож­но счи­тать вы­со­кой оцен­кой вкла­да Рос­сий­ско-ки­тай­ско­го цен­тра тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва в раз­ви­тие рос­сий­ско-ки­тай­ских от­но­ше­ний в об­лас­ти как тор­го­во-эко­но­ми­че­ских, так и гу­ма­ни­тар­ных, куль­тур­ных об­ме­нов.

— Ра­бо­та дей­ст­ви­тель­но бы­ла про­ве­де­на мас­штаб­ная. Мы сфор­ми­ро­ва­ли со­вме­ст­но с РСПП пред­ста­ви­тель­ные де­ле­га­ции рос­сий­ских пред­при­ни­ма­те­лей для уча­стия в Рос­сий­ско-ки­тай­ском эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме де­ло­вых кру­гов, ко­то­рый про­шел в Пе­ки­не в мар­те 2006 го­да, в Тор­го­во-про­мыш­лен­ном фо­ру­ме ШОС в Шан­хае, со­сто­яв­шем­ся в ию­не, для уча­стия в III Рос­сий­ско-ки­тай­ском ин­ве­сти­ци­он­ном фо­ру­ме и ме­ро­прия­ти­ях, при­уро­чен­ных к Рос­сий­ской на­цио­наль­ной вы­став­ке в Пе­ки­не.

Од­ним из за­мет­ных со­бы­тий Го­да Рос­сии в Ки­тае ста­ла Не­де­ля тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва Рос­сии и про­вин­ции Сы­чу­ань, ор­га­ни­зо­ван­ная на­шим цен­тром. В ней при­ня­ли уча­стие бо­лее 300 че­ло­век с обе­их сто­рон. Со­вме­ст­но с по­соль­ст­вом КНР в РФ в ав­гу­сте мы про­ве­ли в Мо­ск­ве пре­зен­та­цию про­вин­ции Шэнь­си; в ок­тяб­ре здесь же про­шла пре­зен­та­ция про­вин­ции Ху­бэй, ор­га­ни­зо­ван­ная РКЦ по прось­бе ее пра­ви­тель­ст­ва. От­ме­чу, что мы на­ко­пи­ли не­ма­лый опыт по час­ти про­ве­де­ния по­доб­ных ме­ро­прия­тий.

Кро­ме то­го, РКЦ вы­сту­пил офи­ци­аль­ным спон­со­ром «Рус­ско­го ба­ла в Пе­ки­не», став­ше­го од­ним из клю­че­вых ме­ро­прия­тий ки­но­фо­ру­ма «Амур­ская осень». А 1 ок­тяб­ря в сто­ли­це Ки­тая с три­ум­фом про­шел пер­вый кон­церт ли­пец­ко­го го­су­дар­ст­вен­но­го ан­самб­ля «Ка­за­ки Рос­сии». Мы бы­ли глав­ным спон­со­ром и ор­га­ни­за­то­ром га­ст­ро­лей ан­самб­ля в круп­ных го­ро­дах Ки­тая.

— Как вы оце­ни­вае­те эф­фек­тив­ность ра­бо­ты про­хо­див­ших в но­яб­ре в Ки­тае Рос­сий­ской не­де­ли, фо­ру­ма и вы­став­ки?

— Не­де­ля про­шла ус­пеш­но. Она на­ча­лась с то­го, что 7 но­яб­ря в Шан­хае со­стоя­лось за­се­да­ние рос­сий­ско-ки­тай­ской ко­мис­сии по под­го­тов­ке ре­гу­ляр­ных встреч глав пра­ви­тельств, по ре­зуль­та­там ко­то­ро­го за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ Алек­сандр Жу­ков и ви­це-пре­мьер Гос­со­ве­та КНР г-жа У И под­пи­са­ли со­гла­ше­ние.

8 но­яб­ря на Рос­сий­ской на­цио­наль­ной вы­став­ке в Пе­ки­не ми­нистр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и тор­гов­ли РФ Гер­ман Греф и ми­нистр ком­мер­ции КНР Бо Си­лай ос­мот­ре­ли ее экс­по­на­ты, в том чис­ле про­ект строи­тель­ст­ва ки­тай­ско­го де­ло­во­го цен­тра в Мо­ск­ве «Парк Хуа­мин».

9 но­яб­ря про­хо­ди­ли III Рос­сий­ско-ки­тай­ский ин­ве­сти­ци­он­ный фо­рум и пе­ре­го­во­ры глав пра­ви­тельств. А ве­че­ром то­го же дня про­во­ди­лась тор­же­ст­вен­ная це­ре­мо­ния за­кры­тия Го­да Рос­сии в Ки­тае. С рос­сий­ской сто­ро­ны в ней при­ня­ли уча­стие око­ло 2 тыс. че­ло­век из со­ста­ва раз­лич­ных де­ле­га­ций, прие­хав­ших в Пе­кин для уча­стия в но­ябрь­ских ме­ро­прия­ти­ях.

Кро­ме то­го, 14 но­яб­ря в г. Да­лянь ус­пеш­но про­шел Фо­рум тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва На­род­но­го пра­ви­тель­ст­ва г. Да­лянь и Рос­сий­ско-ки­тай­ско­го цен­тра тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва. На нем бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние ме­ж­ду РКЦ и пра­ви­тель­ст­вом г. Да­лянь. На­шу де­ле­га­цию ра­душ­но при­ни­мал мэр го­ро­да Ся Дэ­жэнь.

— Ка­ко­вы пла­ны цен­тра на 2007 год, Год Ки­тая в Рос­сии?

— Мы на­ме­ре­ны уст­ро­ить фо­то­вы­став­ку, ко­то­рая от­ра­зит все зна­ме­на­тель­ные со­бы­тия Го­да Рос­сии в Ки­тае. В пер­вой по­ло­ви­не го­да с уча­сти­ем пер­во­го за­мес­ти­те­ля пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Дмит­рия Мед­ве­де­ва и ви­це-пре­мье­ра Гос­со­ве­та КНР г-жи У И со­сто­ит­ся за­клад­ка ки­тай­ско­го ланд­шафт­но­го пар­ка пе­ред ки­тай­ским де­ло­вым цен­тром «Парк Хуа­мин», где бу­дет ус­та­нов­лен па­мят­ник Кон­фу­цию.

В 2007 го­ду пла­ни­ру­ем при­нять де­ле­га­цию про­вин­ции Сы­чу­ань во гла­ве с гу­бер­на­то­ром, ко­то­рая по­се­тит Се­вер­ную Осе­тию. В хо­де этой по­езд­ки на­ме­че­но под­пи­сать до­го­вор о со­труд­ни­че­ст­ве. Так­же со­вме­ст­но с ру­ко­во­дством про­вин­ции Сы­чу­ань мы со­би­ра­ем­ся про­вес­ти Не­де­лю сы­чу­ань­ской кух­ни, во вре­мя ко­то­рой мо­ск­ви­чи смо­гут по­зна­ко­мить­ся с тра­ди­ци­он­ны­ми блю­да­ми это­го ре­гио­на. Из куль­тур­ных ме­ро­прия­тий нам пред­сто­ит ор­га­ни­зо­вать га­ст­ро­ли мас­те­ров бое­вых ис­кусств мо­на­сты­ря Шао­линь.

На 2007 год за­пла­ни­ро­ва­но про­ве­де­ние ря­да де­ло­вых встреч с ки­тай­ски­ми де­ле­га­ция­ми и не­сколь­ко де­ло­вых по­ез­док в Ки­тай. В том чис­ле бу­дет сфор­ми­ро­ва­на де­ле­га­ция рос­сий­ских пред­при­ятий для уча­стия в вы­став­ке-яр­мар­ке «Но­вые и вы­со­кие тех­но­ло­гии Се­ве­ро-Вос­точ­ной Азии 2007», ко­то­рая прой­дет в г. Шэнь­я­не про­вин­ции Ляо­нин.

         Жур­нал «БОСС» №1 2007 г.