Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098 leobuk@mail.ru • •

Же­лез­ные до­ро­ги и зо­ло­тые лю­ди


текст | Ле­он­тий БУК­ШТЕЙН


ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги» в де­каб­ре ог­ла­си­ло пред­ва­ри­тель­ные ито­ги ра­бо­ты в 2006 го­ду.

Пре­ж­де чем уг­лу­бить­ся в изу­че­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей, нуж­но от­ме­тить один не­ма­те­ри­аль­ный ак­тив, не­со­мнен­но иг­раю­щий оп­ре­де­лен­ную, ес­ли не клю­че­вую, роль в ус­пеш­ном про­ве­де­нии третье­го, за­клю­чи­тель­но­го эта­па ре­фор­ми­ро­ва­ния ги­гант­ской мо­но­по­лии. Ра­бо­та здесь пред­сто­ит ог­ром­ная, ведь это путь дли­ной в пять лет. Со­ве­том ди­рек­то­ров в свое вре­мя бы­ли ак­тив­но под­дер­жа­ны стра­те­гия ор­га­ни­за­ции вы­со­ко­ско­ро­ст­но­го со­об­ще­ния, кон­цеп­ции ре­фор­ми­ро­ва­ния ком­плек­сов по ре­мон­ту и со­дер­жа­нию гру­зо­во­го под­виж­но­го со­ста­ва, пре­дос­тав­ле­нию ус­луг пи­та­ния и тор­го­во­го об­слу­жи­ва­ния, при­ня­ты ре­ше­ния по соз­да­нию до­чер­не­го об­ще­ст­ва в сфе­ре пе­ре­во­зок ав­то­мо­би­лей, ОАО «Ско­ро­ст­ные ма­ги­ст­ра­ли», до­чер­не­го об­ще­ст­ва ОАО «РЖД» и же­лез­ных до­рог Фин­лян­дии в об­лас­ти ор­га­ни­за­ции ско­ро­ст­но­го пас­са­жир­ско­го дви­же­ния, по при­об­ре­те­нию па­ке­та ак­ций ком­па­нии «Мор­ской тор­го­вый порт Усть-Лу­га» и по мно­же­ст­ву дру­гих мас­штаб­ных и важ­ных для раз­ви­тия ком­па­нии про­ек­тов.

Так вот, о том са­мом не­ма­те­ри­аль­ном ак­ти­ве. Пре­зи­дент ОАО «РЖД» Вла­ди­мир Яку­нин, имею­щий шес­ти­лет­ний опыт ди­пло­ма­ти­че­ской ра­бо­ты, и его ко­ман­да су­ме­ли до­воль­но пла­стич­но и по­сле­до­ва­тель­но вве­сти в курс же­лез­но­до­рож­ных про­блем все вет­ви и все не­об­хо­ди­мые эта­жи фе­де­раль­ной вла­сти. Гра­мот­но по­стро­ен­ная по­ли­ти­ка прав­ле­ния ком­па­нии по лоб­би­ро­ва­нию то­го, что нуж­но сде­лать в ин­те­ре­сах от­рас­ли, да­ла бле­стя­щие ре­зуль­та­ты: прак­ти­че­ски все пред­ло­же­ния и ини­циа­ти­вы, по­сту­пав­шие от ру­ко­во­дства же­лез­ных до­рог, по­лу­чи­ли впол­не по­ло­жи­тель­ную ре­ак­цию, а за­тем и кон­ст­рук­тив­ные ре­ше­ния, при­ни­мав­шие­ся в ра­зум­ные сро­ки. К это­му рас­по­ла­га­ла и ра­бо­та в со­ста­ве со­ве­та ди­рек­то­ров из­вест­ных го­су­дар­ст­вен­ных чи­нов­ни­ков вы­со­ко­го ран­га. Не­ма­ло­важ­но и то, что выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо стра­ны, ее пре­зи­дент, ре­гу­ляр­но ин­те­ре­со­вал­ся де­ла­ми же­лез­но­до­рож­ни­ков, от­ме­чал их дос­ти­же­ния и зна­ко­вые со­бы­тия. Это ста­ло серь­ез­ным сти­му­лом для всех, кто име­ет от­но­ше­ние к ре­ше­нию про­блем на транс­пор­те. Сла­ва бо­гу, его не су­ме­ли или не ус­пе­ли раз­дать впо­пы­хах в се­ре­ди­не 90-х го­дов в ча­ст­ные ру­ки. Хо­тя на от­дель­ных уча­ст­ках та­кие по­пыт­ки пред­при­ни­ма­лись. Да и сей­час они в пер­спек­ти­ве, но это бу­дет уже со­всем дру­гая ис­то­рия.

Итак, ОАО «РЖД» со свои­ми 17 фи­лиа­ла­ми по всей стра­не, воз­глав­ляе­мое от­вет­ст­вен­ны­ми про­фес­сио­на­ла­ми, и при на­ли­чии про­слав­лен­ной же­ст­кой кор­по­ра­тив­ной дис­ци­п­ли­ны в про­шлом го­ду ус­пеш­но про­дви­га­лось к ры­ноч­ным прин­ци­пам. Од­но­вре­мен­но пе­ре­страи­ва­лись от­но­ше­ния пе­ре­воз­чи­ков и кли­ен­тов. Вво­ди­лись мощ­но­сти, строи­лись вет­ки, тер­ми­на­лы для по­груз­ки. За­пус­ка­лось про­из­вод­ст­во но­вой тех­ни­ки. Ис­пы­ты­ва­ли но­вые об­раз­цы элек­тро­во­зов и ва­го­нов.

А те­перь об­ра­тим­ся к ос­нов­ной дея­тель­но­сти ОАО — пе­ре­воз­ке гру­зов и пас­са­жи­ров. В 2006 го­ду ис­пол­ни­лось де­сять лет со дня соз­да­ния сис­те­мы фир­мен­но­го транс­порт­но­го об­слу­жи­ва­ния (СФТО), рас­по­ла­гаю­щей ре­гио­наль­ны­ми и ли­ней­ны­ми агент­ст­ва­ми, а так­же ана­ло­гич­ны­ми цен­тра­ми на же­лез­ных до­ро­гах — фи­лиа­лах ОАО «РЖД». Боль­ших тор­жеств по это­му по­во­ду за­ме­че­но не бы­ло, а ме­ж­ду тем дан­ная струк­ту­ра иг­ра­ла и иг­ра­ет клю­че­вую роль в на­ра­щи­ва­нии по­ка­за­те­лей пе­ре­во­зок гру­зов по всей стра­не и за ее пре­де­лы. Сис­те­ма пред­на­зна­ча­лась для раз­ра­бот­ки мар­ке­тин­го­вой по­ли­ти­ки и реа­ли­за­ции ус­луг. В про­цес­се ре­фор­ми­ро­ва­ния фе­де­раль­но­го же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та она ор­га­нич­но во­шла в со­став ОАО «РЖД». В те­че­ние по­след­них де­ся­ти лет СФТО бы­ла и ос­та­ет­ся един­ст­вен­ной струк­ту­рой, обес­пе­чи­ваю­щей от име­ни ОАО «РЖД» взаи­мо­дей­ст­вие с кли­ен­та­ми при фор­ми­ро­ва­нии и ис­пол­не­нии за­ка­зов на пе­ре­воз­ку гру­зов, а так­же вы­пол­няю­щей до­го­вор­ную ра­бо­ту с не­за­ви­си­мы­ми пе­ре­воз­чи­ка­ми, опе­ра­то­ра­ми же­лез­но­до­рож­но­го под­виж­но­го со­ста­ва, экс­пе­ди­тор­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми и дру­ги­ми парт­не­ра­ми. Есть и ее за­слу­га в том, что в 2006 го­ду от­расль про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла луч­шие по­ка­за­те­ли ра­бо­ты за все 15 лет су­ще­ст­во­ва­ния же­лез­ных до­рог но­вой Рос­сии. Кро­ме то­го, был обес­пе­чен наи­выс­ший за этот пе­ри­од уро­вень безо­пас­но­сти дви­же­ния по­ез­дов и ка­че­ст­ва ис­поль­зо­ва­ния под­виж­но­го со­ста­ва. Что так­же очень важ­но. За эти же го­ды вес по­ез­да уве­ли­чен на 21%, а про­из­во­ди­тель­ность ло­ко­мо­ти­ва — на 59%. Дос­тиг­ну­та мак­си­маль­ная энер­го­эф­фек­тив­ность пе­ре­во­зоч­но­го про­цес­са за всю со­вет­скую и рос­сий­скую ис­то­рию же­лез­ных до­рог. Вес­ной 2006 го­да дос­тиг­нут аб­со­лют­ный ре­корд от­рас­ли за по­след­ние 14 лет: су­точ­ная по­груз­ка со­ста­ви­ла 4,98 млн т. Пред­ста­вить та­кой вес не­про­фес­сио­на­лу не­воз­мож­но. Но ес­ли взять сред­ний вес гру­за же­лез­но­до­рож­но­го со­ста­ва в объ­е­ме 3 тыс. т, то по­лу­чим впе­чат­ляю­щую циф­ру — в стра­не за один день по­гру­зи­ли 1333 эше­ло­на.

Ес­ли за­дать­ся во­про­сом, на чем ба­зи­ру­ет­ся на­ра­щи­ва­ние тем­пов раз­ви­тия транс­порт­ных ус­луг, то от­вет о мо­дер­ни­за­ции ос­нов­ных фон­дов бу­дет наи­бо­лее ак­ту­аль­ным. Про­шед­ший год пре­зи­дент ОАО на­зы­ва­ет «про­рыв­ным» по раз­ви­тию оте­че­ст­вен­но­го же­лез­но­до­рож­но­го ма­ши­но­строе­ния. И это так и есть. Сто­ит при­пом­нить, что со­вме­ст­но с про­из­во­ди­те­ля­ми же­лез­но­до­рож­ной тех­ни­ки бы­ли пред­став­ле­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые ви­ды тя­го­во­го под­виж­но­го со­ста­ва: пер­вые оте­че­ст­вен­ные пас­са­жир­ский элек­тро­воз по­сто­ян­но­го то­ка ЭП2 и ма­ги­ст­раль­ный гру­зо­вой те­п­ло­воз с асин­хрон­ным при­во­дом 2ЭС5К «Ви­тязь». Се­го­дня ус­пеш­но реа­ли­зу­ет­ся со­вме­ст­ный с пред­при­ятия­ми аэ­ро­кос­ми­че­ско­го ком­плек­са про­ект соз­да­ния га­зо­тур­бин­но­го ло­ко­мо­ти­ва с по­ка еще не­бы­ва­лой мощ­но­стью 11 300 л. с. В тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с пред­при­ятия­ми, вхо­дя­щи­ми в «Транс­маш­хол­динг», а так­же с Ураль­ским за­во­дом же­лез­но­до­рож­но­го ма­ши­но­строе­ния вы­пол­ня­ет­ся про­грам­ма соз­да­ния пас­са­жир­ско­го элек­тро­во­за по­сто­ян­но­го то­ка и дру­гих прин­ци­пи­аль­но но­вых ти­пов ло­ко­мо­ти­вов. В со­труд­ни­че­ст­ве с рос­сий­ской про­мыш­лен­но­стью про­дол­жа­ет­ся ос­вое­ние про­из­вод­ст­ва гру­зо­вых ва­го­нов но­вой кон­ст­рук­ции с на­груз­кой на ось 25 т, длин­но­баз­ных фи­тин­го­вых плат­форм, на­ла­жен вы­пуск очень ком­фор­та­бель­ных пас­са­жир­ских ва­го­нов.

По ини­циа­ти­ве ком­па­нии свы­ше 150 про­из­во­ди­те­лей оте­че­ст­вен­но­го же­лез­но­до­рож­но­го ма­ши­но­строе­ния оп­ре­де­ли­ли кон­крет­ные ме­ры по улуч­ше­нию ка­че­ст­ва по­став­ляе­мой же­лез­но­до­рож­но­му транс­пор­ту про­дук­ции и по­вы­ше­нию ее кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти. Ими под­пи­сан Ме­мо­ран­дум о со­труд­ни­че­ст­ве с ком­па­ни­ей «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги», пре­ду­смат­ри­ваю­щий парт­нер­ское взаи­мо­дей­ст­вие по ко­рен­но­му улуч­ше­нию ка­че­ст­ва по­ста­вок про­дук­ции и обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти пе­ре­во­зок на ос­но­ве ме­ж­ду­на­род­ных стан­дар­тов. Так­же при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии ас­со­циа­ции про­из­во­ди­те­лей же­лез­но­до­рож­ной тех­ни­ки по ана­ло­гии с ев­ро­пей­ски­ми и аме­ри­кан­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Это по­зво­лит оте­че­ст­вен­ным ком­па­ни­ям по­вы­сить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность тех­ни­ки для же­лез­ных до­рог, ус­пеш­нее ин­тег­ри­ро­вать­ся в ми­ро­вую сис­те­му же­лез­но­до­рож­ных транс-порт­ных ус­луг.

Нас, про­стых обы­ва­те­лей, в пер­вую оче­редь, ес­те­ст­вен­но, ин­те­ре­су­ет пас­са­жир­ское со­об­ще­ние. Ка­ж­дый, ко­му при­хо­дит­ся по­сто­ян­но кур­си­ро­вать в по­ез­дах даль­не­го сле­до­ва­ния, за­ме­ча­ет от­рад­ные пе­ре­ме­ны: ухо­дят в про­шлое раз­дер­ган­ные гро­хо­чу­щие ва­го­ны с не­по­мер­ной ду­хо­той, гря­зью и от­сут­ст­ви­ем ми­ни­маль­но­го ком­фор­та. Сей­час реа­ли­зу­ет­ся за­да­ча по вы­де­ле­нию пас­са­жир­ско­го ком­плек­са, соз­да­на и ра­бо­та­ет Фе­де­раль­ная пас­са­жир­ская ди­рек­ция. На «ко­ро­лев­ский» мар­шрут Мо­ск­ва — Санкт-Пе­тер­бург вы­шел по­езд, пол­но­стью сфор­ми­ро­ван­ный из прин­ци­пи­аль­но но­вых, со­вре­мен­ных ва­го­нов, вве­де­на элек­трон­ная про­да­жа би­ле­тов. Мне до­ве­лось вос­поль­зо­вать­ся этой ус­лу­гой, и впе­чат­ле­ния, на­до ска­зать, до­воль­но при­ят­ные: не тол­кать­ся в оче­ре­ди у касс (уж их-то, оче­ре­ди, дав­но бы по­ра из­жить), не пе­ре­ру­ги­вать­ся на те­му «вас здесь не стоя­ло», не нерв­ни­чать по по­во­ду на­ли­чия би­ле­тов. За­ка­зал би­лет по Ин­тер­не­ту, при­шел в день отъ­ез­да пря­мо на во­кзал к спе­ци­аль­ной стой­ке, по­лу­чил кон­верт от де­вуш­ки с веж­ли­вой улыб­кой, не ус­тав­шей от дис­кус­сий с нерв­ны­ми пас­са­жи­ра­ми… Кра­со­та!

Ко­неч­но, чу­дес в эко­но­ми­ке не бы­ва­ет: стои­мость ус­луг на пас­са­жир­ском транс­пор­те ни­ко­гда не пе­ре­кры­ва­ла за­трат пе­ре­воз­чи­ка. Имен­но по­это­му ме­недж­мент ОАО «РЖД» весь про­шлый год вел боль­шую разъ­яс­ни­тель­ную ра­бо­ту и осу­ще­ст­в­лял кон­ст­рук­тив­ное взаи­мо­дей­ст­вие ком­па­нии с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мой и Со­ве­том Фе­де­ра­ции. Итог — при­ня­то ре­ше­ние о ком­пен­са­ции из фе­де­раль­но­го бюд­же­та убыт­ков от пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок на на­прав­ле­ни­ях даль­не­го сле­до­ва­ния.

А как жи­вут и ра­бо­та­ют са­ми же­лез­но­до­рож­ни­ки? Как от­ме­ча­ет Вла­ди­мир Яку­нин, ре­фор­ма обес­пе­чи­ва­ет не толь­ко ор­га­ни­за­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ние струк­ту­ры от­рас­ли, но и за­тра­ги­ва­ет судь­бы со­тен и со­тен ты­сяч лю­дей. Ком­па­ния де­ла­ет все, что­бы это влия­ние бы­ло по­зи­тив­ным, а же­лез­но­до­рож­ни­ки име­ли воз­мож­но­сти для улуч­ше­ния сво­его со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния в со­от­вет­ст­вии с ре­зуль­та­та­ми соб­ст­вен­ной ра­бо­ты. Для это­го при соз­да­нии до­чер­них за­ви­си­мых об­ществ со­хра­ня­ет­ся оп­ре­де­лен­ный кол­лек­тив­ным до­го­во­ром ОАО «РЖД» объ­ем со­ци­аль­ной под­держ­ки для ра­бот­ни­ков.

И в за­клю­че­нии о пер­во­оче­ред­ных за­да­чах на 2007 год и о пла­нах на от­да­лен­ную пер­спек­ти­ву. При­ори­тет­ное зна­че­ние при­да­ет­ся оп­ти­ми­за­ции струк­ту­ры управ­ле­ния ОАО «РЖД». По­сле­до­ва­тель­но вне­дря­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щие луч­шей прак­ти­ке рег­ла­мен­ты и про­це­ду­ры кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния. С це­лью дос­ти­же­ния рос­та эф­фек­тив­но­сти и ка­пи­та­ли­за­ции со­вер­шен­ст­ву­ют­ся сис­те­мы управ­лен­че­ско­го уче­та по ви­дам дея­тель­но­сти и кор­по­ра­тив­ной ин­фор­ма­ти­за­ции. Без­ус­лов­но, при реа­ли­за­ции столь мас­штаб­ных и мно­го­мер­ных пре­об­ра­зо­ва­ний воз­ни­ка­ют про­бле­мы и рас­ши­ря­ют­ся за­да­чи. Глав­ная из них — вы­стро­ить эф­фек­тив­ное кор­по­ра­тив­ное управ­ле­ние до­чер­ни­ми об­ще­ст­ва­ми, сфор­ми­ро­вать еди­ную кор­по­ра­тив­ную эти­ку и куль­ту­ру. Но в це­лом в сфе­ре кор­по­ра­тив­но­го строи­тель­ст­ва и управ­ле­ния в те­ку­щем го­ду ОАО про­дви­ну­лось впе­ред, и это за­мет­но не­воо­ру­жен­ным гла­зом. Луч­шим под­твер­жде­ни­ем то­му яв­ля­ет­ся ук­ре­п­ле­ние ры­ноч­ных по­зи­ций, рост эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты и ка­пи­та­ли­за­ции соз­дан­ных до­чер­них об­ществ. Как ожи­да­ет­ся, по ре­зуль­та­там го­да со­во­куп­ный объ­ем ак­ти­вов до­чер­них об­ществ ком­па­нии пре­вы­сит 83 млрд руб., а чис­тая при­быль — бо­лее 4,3 млрд руб. Та­ко­вы пред­ва­ри­тель­ные ре­зуль­та­ты пер­во­го го­да третье­го эта­па ре­фор­мы.

Се­го­дня мож­но не ло­мать го­ло­ву над во­про­сом, а что бу­дет даль­ше. Бу­дет столь же энер­гич­ное про­дви­же­ние по рель­сам ре­фор­мы. Бу­дет зе­ле­ный свет ин­но­ва­ци­ям и вхо­ж­де­нию в ры­ноч­ные от­но­ше­ния. Бу­дет экс­пан­сия на ры­нок ме­ж­ду­на­род­ных пе­ре­во­зок и за­мет­ный про­гресс в об­лас­ти ус­ко­ре­ния дви­же­ния по­ез­дов по меж­кон­ти­нен­таль­ным транс­порт­ным ко­ри­до­рам. Вот по­че­му ос­та­ют­ся ак­ту­аль­ны­ми сло­ва дав­ней пес­ни о же­лез­ной до­ро­ге и ее лю­дях: «Же­лез­ная до­ро­га, ха­рак­те­ры кру­тые. До­ро­га-то же­лез­ная, а лю­ди — зо­ло­тые».

         Жур­нал «БОСС» №1 2007 г.