Железные дороги и золотые люди
текст | Леонтий БУКШТЕЙН
ОАО «Российские железные дороги» в декабре огласило предварительные итоги работы в 2006 году.
Прежде чем углубиться в изучение экономических показателей, нужно отметить один нематериальный актив, несомненно играющий определенную, если не ключевую, роль в успешном проведении третьего, заключительного этапа реформирования гигантской монополии. Работа здесь предстоит огромная, ведь это путь длиной в пять лет. Советом директоров в свое время были активно поддержаны стратегия организации высокоскоростного сообщения, концепции реформирования комплексов по ремонту и содержанию грузового подвижного состава, предоставлению услуг питания и торгового обслуживания, приняты решения по созданию дочернего общества в сфере перевозок автомобилей, ОАО «Скоростные магистрали», дочернего общества ОАО «РЖД» и железных дорог Финляндии в области организации скоростного пассажирского движения, по приобретению пакета акций компании «Морской торговый порт Усть-Луга» и по множеству других масштабных и важных для развития компании проектов.
Так вот, о том самом нематериальном активе. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, имеющий шестилетний опыт дипломатической работы, и его команда сумели довольно пластично и последовательно ввести в курс железнодорожных проблем все ветви и все необходимые этажи федеральной власти. Грамотно построенная политика правления компании по лоббированию того, что нужно сделать в интересах отрасли, дала блестящие результаты: практически все предложения и инициативы, поступавшие от руководства железных дорог, получили вполне положительную реакцию, а затем и конструктивные решения, принимавшиеся в разумные сроки. К этому располагала и работа в составе совета директоров известных государственных чиновников высокого ранга. Немаловажно и то, что высшее должностное лицо страны, ее президент, регулярно интересовался делами железнодорожников, отмечал их достижения и знаковые события. Это стало серьезным стимулом для всех, кто имеет отношение к решению проблем на транспорте. Слава богу, его не сумели или не успели раздать впопыхах в середине 90-х годов в частные руки. Хотя на отдельных участках такие попытки предпринимались. Да и сейчас они в перспективе, но это будет уже совсем другая история.
Итак, ОАО «РЖД» со своими 17 филиалами по всей стране, возглавляемое ответственными профессионалами, и при наличии прославленной жесткой корпоративной дисциплины в прошлом году успешно продвигалось к рыночным принципам. Одновременно перестраивались отношения перевозчиков и клиентов. Вводились мощности, строились ветки, терминалы для погрузки. Запускалось производство новой техники. Испытывали новые образцы электровозов и вагонов.
А теперь обратимся к основной деятельности ОАО — перевозке грузов и пассажиров. В 2006 году исполнилось десять лет со дня создания системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО), располагающей региональными и линейными агентствами, а также аналогичными центрами на железных дорогах — филиалах ОАО «РЖД». Больших торжеств по этому поводу замечено не было, а между тем данная структура играла и играет ключевую роль в наращивании показателей перевозок грузов по всей стране и за ее пределы. Система предназначалась для разработки маркетинговой политики и реализации услуг. В процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта она органично вошла в состав ОАО «РЖД». В течение последних десяти лет СФТО была и остается единственной структурой, обеспечивающей от имени ОАО «РЖД» взаимодействие с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, а также выполняющей договорную работу с независимыми перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторскими организациями и другими партнерами. Есть и ее заслуга в том, что в 2006 году отрасль продемонстрировала лучшие показатели работы за все 15 лет существования железных дорог новой России. Кроме того, был обеспечен наивысший за этот период уровень безопасности движения поездов и качества использования подвижного состава. Что также очень важно. За эти же годы вес поезда увеличен на 21%, а производительность локомотива — на 59%. Достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю советскую и российскую историю железных дорог. Весной 2006 года достигнут абсолютный рекорд отрасли за последние 14 лет: суточная погрузка составила 4,98 млн т. Представить такой вес непрофессионалу невозможно. Но если взять средний вес груза железнодорожного состава в объеме 3 тыс. т, то получим впечатляющую цифру — в стране за один день погрузили 1333 эшелона.
Если задаться вопросом, на чем базируется наращивание темпов развития транспортных услуг, то ответ о модернизации основных фондов будет наиболее актуальным. Прошедший год президент ОАО называет «прорывным» по развитию отечественного железнодорожного машиностроения. И это так и есть. Стоит припомнить, что совместно с производителями железнодорожной техники были представлены принципиально новые виды тягового подвижного состава: первые отечественные пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2 и магистральный грузовой тепловоз с асинхронным приводом 2ЭС5К «Витязь». Сегодня успешно реализуется совместный с предприятиями аэрокосмического комплекса проект создания газотурбинного локомотива с пока еще небывалой мощностью 11 300 л. с. В тесном взаимодействии с предприятиями, входящими в «Трансмашхолдинг», а также с Уральским заводом железнодорожного машиностроения выполняется программа создания пассажирского электровоза постоянного тока и других принципиально новых типов локомотивов. В сотрудничестве с российской промышленностью продолжается освоение производства грузовых вагонов новой конструкции с нагрузкой на ось 25 т, длиннобазных фитинговых платформ, налажен выпуск очень комфортабельных пассажирских вагонов.
По инициативе компании свыше 150 производителей отечественного железнодорожного машиностроения определили конкретные меры по улучшению качества поставляемой железнодорожному транспорту продукции и повышению ее конкурентоспособности. Ими подписан Меморандум о сотрудничестве с компанией «Российские железные дороги», предусматривающий партнерское взаимодействие по коренному улучшению качества поставок продукции и обеспечению безопасности перевозок на основе международных стандартов. Также принято решение о создании ассоциации производителей железнодорожной техники по аналогии с европейскими и американскими организациями. Это позволит отечественным компаниям повысить конкурентоспособность техники для железных дорог, успешнее интегрироваться в мировую систему железнодорожных транс-портных услуг.
Нас, простых обывателей, в первую очередь, естественно, интересует пассажирское сообщение. Каждый, кому приходится постоянно курсировать в поездах дальнего следования, замечает отрадные перемены: уходят в прошлое раздерганные грохочущие вагоны с непомерной духотой, грязью и отсутствием минимального комфорта. Сейчас реализуется задача по выделению пассажирского комплекса, создана и работает Федеральная пассажирская дирекция. На «королевский» маршрут Москва — Санкт-Петербург вышел поезд, полностью сформированный из принципиально новых, современных вагонов, введена электронная продажа билетов. Мне довелось воспользоваться этой услугой, и впечатления, надо сказать, довольно приятные: не толкаться в очереди у касс (уж их-то, очереди, давно бы пора изжить), не переругиваться на тему «вас здесь не стояло», не нервничать по поводу наличия билетов. Заказал билет по Интернету, пришел в день отъезда прямо на вокзал к специальной стойке, получил конверт от девушки с вежливой улыбкой, не уставшей от дискуссий с нервными пассажирами… Красота!
Конечно, чудес в экономике не бывает: стоимость услуг на пассажирском транспорте никогда не перекрывала затрат перевозчика. Именно поэтому менеджмент ОАО «РЖД» весь прошлый год вел большую разъяснительную работу и осуществлял конструктивное взаимодействие компании с федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной думой и Советом Федерации. Итог — принято решение о компенсации из федерального бюджета убытков от пассажирских перевозок на направлениях дальнего следования.
А как живут и работают сами железнодорожники? Как отмечает Владимир Якунин, реформа обеспечивает не только организационные преобразования и изменение структуры отрасли, но и затрагивает судьбы сотен и сотен тысяч людей. Компания делает все, чтобы это влияние было позитивным, а железнодорожники имели возможности для улучшения своего социального положения в соответствии с результатами собственной работы. Для этого при создании дочерних зависимых обществ сохраняется определенный коллективным договором ОАО «РЖД» объем социальной поддержки для работников.
И в заключении о первоочередных задачах на 2007 год и о планах на отдаленную перспективу. Приоритетное значение придается оптимизации структуры управления ОАО «РЖД». Последовательно внедряются соответствующие лучшей практике регламенты и процедуры корпоративного управления. С целью достижения роста эффективности и капитализации совершенствуются системы управленческого учета по видам деятельности и корпоративной информатизации. Безусловно, при реализации столь масштабных и многомерных преобразований возникают проблемы и расширяются задачи. Главная из них — выстроить эффективное корпоративное управление дочерними обществами, сформировать единую корпоративную этику и культуру. Но в целом в сфере корпоративного строительства и управления в текущем году ОАО продвинулось вперед, и это заметно невооруженным глазом. Лучшим подтверждением тому является укрепление рыночных позиций, рост эффективности работы и капитализации созданных дочерних обществ. Как ожидается, по результатам года совокупный объем активов дочерних обществ компании превысит 83 млрд руб., а чистая прибыль — более 4,3 млрд руб. Таковы предварительные результаты первого года третьего этапа реформы.
Сегодня можно не ломать голову над вопросом, а что будет дальше. Будет столь же энергичное продвижение по рельсам реформы. Будет зеленый свет инновациям и вхождению в рыночные отношения. Будет экспансия на рынок международных перевозок и заметный прогресс в области ускорения движения поездов по межконтинентальным транспортным коридорам. Вот почему остаются актуальными слова давней песни о железной дороге и ее людях: «Железная дорога, характеры крутые. Дорога-то железная, а люди — золотые».
Журнал «БОСС» №1 2007 г.