Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Ле­о­нид РО­ШАЛЬ: мы рас­ше­ве­ли­ли ме­ди­ков


Бе­се­ду вел Ле­он­тий Бук­штейн

Фото автора


В ря­ду на­цио­наль­ных при­ори­те­тов здо­ро­вье рос­си­ян мож­но сме­ло ста­вить на пер­вое ме­сто: де­по­пу­ля­ция на­се­ле­ния стра­ны идет вы­со­ки­ми тем­па­ми, мо­ло­дое по­ко­ле­ние все боль­ше ну­ж­да­ет­ся в по­мо­щи ме­ди­ков, оте­че­ст­вен­ные боль­ни­цы и по­ли­кли­ни­ки ис­пы­ты­ва­ют ну­ж­ду в сред­ст­вах, спе­циа­ли­стах, со­вре­мен­ном обо­ру­до­ва­нии.

Как про­дви­га­ет­ся реа­ли­за­ция пре­зи­дент­ско­го про­ек­та «Здо­ро­вье»? Об этом наш кор­рес­пон­дент по­про­сил рас­ска­зать пред­се­да­те­ля Ко­мис­сии Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты РФ по во­про­сам здра­во­охра­не­ния, ди­рек­то­ра На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та не­от­лож­ной дет­ской хи­рур­гии и трав­ма­то­ло­гии Де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния г. Мо­ск­вы Ле­о­ни­да Ро­ша­ля.

— Ле­о­нид Ми­хай­ло­вич, пер­вый и глав­ный во­прос: ка­кой вы ви­де­ли на­цио­наль­ную про­грам­му «Здо­ро­вье», ка­кой она ста­ла в про­цес­се реа­ли­за­ции и ка­кой долж­на бы­ла бы стать, по ва­ше­му мне­нию?

— Эта про­грам­ма как ини­циа­ти­ва пре­зи­ден­та стра­ны поя­ви­лась на свет в тот са­мый мо­мент, ко­гда без нее стра­на про­сто не мог­ла бы даль­ше со­хра­нять­ся как со­об­ще­ст­во лю­дей энер­гич­ных, здо­ро­вых, ра­бо­таю­щих про­дук­тив­но. Еже­год­ная убыль на­се­ле­ния, ис­чис­ляю­щая­ся сот­ня­ми ты­сяч, — это не толь­ко по­зор, но и пря­мая уг­ро­за де­по­пу­ля­ции Рос­сии как ве­ли­кой дер­жа­вы. Соб­ст­вен­но, и сам тер­мин «ве­ли­кая дер­жа­ва» ста­вит­ся под со­мне­ние, ес­ли мы не в со­стоя­нии под­дер­жи­вать здо­ро­вье на­ших гра­ж­дан на долж­ном уров­не. Пре­зи­дент Пу­тин пер­вый и един­ст­вен­ный из ру­ко­во­ди­те­лей стра­ны за все го­ды ее су­ще­ст­во­ва­ния осоз­нал, что та­кое пер­вич­ная ме­ди­ко-со­ци­аль­ная по­мощь. И имен­но он по­зи­цио­ни­ро­вал здо­ро­вье на­ции как пер­во­оче­ред­ную на­цио­наль­ную про­бле­му. И од­но­вре­мен­но по­ста­вил г-м Гре­фу и Куд­ри­ну за­да­чу от­крыть дос­той­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, изы­скав до­пол­ни­тель­ные сред­ст­ва. Мо­жет быть, они не очень об­ра­до­ва­лись та­ко­му по­ру­че­нию, да и г-н Зу­ра­бов го­во­рил в Крем­ле, что здра­во­охра­не­нию до­пол­ни­тель­ных де­нег не нуж­но.

В чем же суть про­бле­мы? Ос­нов­ная цель на­цио­наль­но­го про­ек­та «Здо­ро­вье» — улуч­шить по­ли­кли­ни­че­ско-ам­бу­ла­тор­ную, пер­вич­ную фельд­шер­скую по­мощь. То есть под­нять тот раз­дел здра­во­охра­не­ния, ку­да гра­ж­да­не об­ра­ща­ют­ся за пер­вич­ной по­мо­щью — они об­ра­ща­ют­ся к фельд­ше­ру, к ско­рой по­мо­щи, в ам­бу­ла­то­рию, в по­ли­кли­ни­ку. До сих пор тра­ге­дия за­клю­ча­лась в том, что имен­но в этих под­раз­де­ле­ни­ях не дос­та­ва­ло до 30—40% пер­со­на­ла. А это не шут­ки: при та­ком по­ло­же­нии дел здра­во­охра­не­ние мог­ло про­сто рух­нуть. Вот по­че­му пре­зи­дент стра­ны по­слу­шал пред­ста­ви­те­лей гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, встре­чав­ших­ся с ним, и ре­шил на­чать реа­ли­за­цию про­ек­та. По его пред­ло­же­нию на на­цио­наль­ный про­ект бы­ло вы­де­ле­но до­пол­ни­тель­но 88 млрд руб.

Да­лее уже ве­дом­ст­ва, Ми­ни­стер­ст­во здра­во­охра­не­ния и соц­раз­ви­тия со­вме­ст­но с Мин­фи­ном, ста­ли эти день­ги де­лить. Воз­ник, ви­ди­мо, во­прос: как де­лить? Ведь пре­зи­дент не обя­зан знать струк­ту­ру пер­вич­ной по­мо­щи, так ведь? Он не дол­жен уг­луб­лять­ся в де­та­ли и по­ни­мать, что к пер­вич­ной по­мо­щи от­но­сят­ся и ра­бот­ни­ки ско­рой по­мо­щи, и фельд­ше­ра; что к по­ли­кли­ни­кам от­но­сят­ся ме­ди­ки школь­но-до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний… Это долж­ны знать спе­циа­ли­сты, ко­то­рых в дан­ном слу­чае не очень-то и по­слу­ша­ли. Увы, но это так. Пре­зи­дент­ская же здра­вая идея за­клю­ча­лась в том, что­бы руб­лем под­виг­нуть ме­ди­ков пой­ти ра­бо­тать в пер­вич­ные зве­нья.

И как же про­хо­дит реа­ли­за­ция идеи? А вот как. С мо­ей точ­ки зре­ния, ко­лос­саль­ный пи­рог по ря­ду по­зи­ций раз­де­ли­ли не­пра­виль­но. Сто­про­цент­но вер­но, что нуж­но бы­ло уве­ли­чить за­ра­бот­ную пла­ту уча­ст­ко­вым вра­чам и ме­ди­цин­ским се­ст­рам. Здесь воз­ра­же­ний нет. Но эти груп­пы ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков не в без­воз­душ­ном про­стран­ст­ве тру­дят­ся. И как толь­ко бы­ла по­вы­ше­на за­ра­бот­ная пла­та им, в ме­ди­цин­ском со­об­ще­ст­ве воз­ник кон­фликт — ока­за­лись оби­же­ны уз­кие спе­циа­ли­сты в по­ли­кли­ни­ках, чья роль в на­шем здра­во­охра­не­нии по­ис­ти­не ог­ром­на.

— А по­че­му?

— А по­то­му что ес­ли мы пла­ни­ру­ем умень­ше­ние ко­ли­че­ст­ва боль­нич­ных ко­ек в ста­цио­на­рах, то со­от­вет­ст­вен­но боль­ных бу­дут пе­ре­во­дить на до­ле­чи­ва­ние и ле­че­ние в по­ли­кли­ни­ки, и, сле­до­ва­тель­но, воз­рас­тет на­груз­ка на уз­ких спе­циа­ли­стов, чис­ло ко­то­рых долж­но уве­ли­чить­ся. Вот здесь-то и кро­ет­ся про­ти­во­ре­чие: этим спе­циа­ли­стам ни­че­го не пе­ре­па­ло. И то же са­мое в от­но­ше­нии вра­чей школь­но-до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний, яв­ляю­щих­ся важ­ней­шим эле­мен­том про­фи­лак­ти­ки. Они так же ока­за­лись оби­жен­ны­ми и ста­ли пе­ре­хо­дить в уча­ст­ко­вые вра­чи. На­ча­ли ого­лять­ся шко­лы и дет­ские са­ды. Это очень пло­хо, по­то­му что шко­лы и дет­ские са­ды — это дис­пан­се­ри­за­ция, это им­му­ни­за­ция, это пи­та­ние. Это — за­клад­ка здо­ро­вья ре­бен­ка, а зна­чит, все­го на­ро­да, бу­ду­щих его по­ко­ле­ний.

Те­перь го­во­рят: мо­жет, нуж­но бы­ло уча­ст­ко­вым до­бав­лять не по 10 тыс., а по 5 тыс. руб., а ос­таль­ные день­ги раз­де­лить сре­ди уз­ких спе­циа­ли­стов и всех про­чих? Уже вдо­гон­ку ста­ли до­бав­лять вра­чам и фельд­ше­рам ско­рой по­мо­щи, дру­гим ме­ди­кам. Нель­зя же де­лать и не ду­мать о по­след­ст­ви­ях, о том, что в ито­ге по­лу­чим: рост эф­фек­тив­но­сти и при­вле­ка­тель­но­сти ра­бо­чих мест в пер­вич­ной ме­ди­ко-со­ци­аль­ной по­мо­щи или су­мя­ти­цу во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях внут­ри сис­те­мы. И до сих пор си­туа­ция не вы­ров­ня­лась. Сей­час уз­ким спе­циа­ли­стам до­п­ла­чи­ва­ют за счет дис­пан­се­ри­за­ции, но это со­всем дру­гое де­ло.

— А как с за­куп­ка­ми обо­ру­до­ва­ния?

— Это де­ла­лось, и это на­до де­лать впредь. По­то­му что на 70% обо­ру­до­ва­ние у нас или пол­но­стью ус­та­рев­шее и из­но­шен­ное, или его по­про­сту нет. Сла­ва бо­гу, в ос­нов­ном за­ку­пи­ли но­вое обо­ру­до­ва­ние нор­маль­но. Хо­тя из ре­гио­нов по­сту­па­ли и по­сту­па­ют жа­ло­бы на не­до­ком­плект, на то, что по­лу­чи­ли не со­всем то, что за­ка­зы­ва­ли. Од­на­ко и са­ми ре­гио­ны долж­ны при­ла­гать оп­ре­де­лен­ные уси­лия по этой час­ти: го­то­вить спе­циа­ли­стов, по­ме­ще­ния и т. д. Но о чем нуж­но ска­зать от­дель­но, и осо­бен­но в от­но­ше­нии им­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния, так это об обес­пе­че­нии га­ран­тий­но­го об­слу­жи­ва­ния, а за­тем экс­плуа­та­ции в те­че­ние ми­ни­мум пя­ти лет. Без это­го дан­ное обо­ру­до­ва­ние (а оно тех­ни­че­ски слож­ное) мо­жет пре­вра­тить­ся в ма­ши­ну по вы­ка­чи­ва­нию де­нег про­из­во­ди­те­ля­ми или по­став­щи­ка­ми. Или, как аль­тер­на­тив­ное пред­ло­же­ние, на­ла­дить в стра­не струк­ту­ру сер­вис­но­го об­слу­жи­ва­ния, что­бы вы­шед­шее из строя обо­ру­до­ва­ние бы­ло от­ре­мон­ти­ро­ва­но в крат­чай­шие сро­ки и с ми­ни­маль­ны­ми за­тра­та­ми. Ина­че за­чем оно на один год? А даль­ше как? День­ги бу­дут по­про­сту вы­бро­ше­ны на ве­тер.

Есть и та­кая про­бле­ма — хи­ми­че­ские ре­ак­ти­вы к при­бо­рам. То­же боль­шая го­лов­ная боль. Те, что при­ла­га­ют­ся при по­став­ке, за­кон­чат­ся, а где и по ка­кой це­не брать но­вые пор­ции? А все там же, где и при­бо­ры, но уже по вы­со­кой це­не. Те, кто име­ет де­ло с за­пад­ны­ми по­став­ка­ми, эти иг­ры зна­ют.

— Вы ска­за­ли о до­пол­ни­тель­ных мил­ли­ар­дах. А что же ос­нов­ной бюд­жет?

— В том-то и де­ло, что нет увяз­ки од­но­го с дру­гим. Хо­тя цель еди­ная. Ос­нов­ные сред­ст­ва на здра­во- ох­ра­не­ние — 500—600 млрд руб. До­пол­ни­тель­ные по на­цио­наль­но­му про­ек­ту — еще плюс 12%. На­при­мер, ма­ши­ны бу­дем за­ку­пать толь­ко на до­пол­ни­тель­ные сред­ст­ва? Нет, и на ос­нов­ные то­же. И во­об­ще, сколь­ко оп­ти­маль­но нуж­но этих са­мых ма­шин? Этот во­прос — сколь­ко нуж­но? — для ме­ня лич­но цен­траль­ный. По­то­му что в це­лом здра­во­охра­не­ние фи­нан­си­ру­ет­ся на­по­ло­ви­ну: при нор­ме 5—6% от ВВП мы име­ем чуть бо­лее 3%.

И еще один ак­ту­аль­ный во­прос — строи­тель­ст­во вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных цен­тров. В стра­не се­го­дня не­ма­ло ме­ди­цин­ских цен­тров, за­ня­тых вы­со­ки­ми тех­но­ло­гия­ми: эн­до­про­те­зи­ро­ва­ни­ем, опе­ра­ция­ми на серд­це, аор­то­ко­ро­нар­ным шун­ти­ро­ва­ни­ем и т. д. Но они ра­бо­та­ют не на пол­ную мощ­ность. По­то­му что нет ком­плек­тую­щих, нет то­го, дру­го­го, третье­го. Ме­ди­ки из этих цен­тров го­во­рят: мо­жет быть, сред­ст­ва нуж­но бы­ло бы в пер­вую оче­редь вы­де­лить тем, ко­то­рые уже ра­бо­та­ют, за­гру­зив их пол­но­стью, а уже по­том при­ни­мать­ся за строи­тель­ст­во но­вых? Ло­гич­но? По-мо­ему, да. Ведь ка­ж­дый но­вый центр — это ог­ром­ные за­тра­ты, ин­фра­струк­ту­ра, кад­ры, со­ци­аль­ная сфе­ра под них. Нуж­ны го­ды, что­бы но­вый центр раз­вер­нул­ся на пол­ную мощь.

— Так в чем же в ито­ге ва­ши пре­тен­зии и со­жа­ле­ния?

— В том, что под­го­то­ви­тель­ная ра­бо­та по пред­ло­же­ни­ям пре­зи­ден­та про­шла не­удов­ле­тво­ри­тель­но. А это сни­жа­ет эф­фек­тив­ность от вы­де­ле­ния не­ма­лых по на­шим мер­кам средств. Те­перь во­круг на­цио­наль­но­го про­ек­та «на­мо­та­лось» мно­го но­вых про­блем. Мы, ко­неч­но, на­де­ем­ся, что это бо­лез­ни и бо­ляч­ки рос­та. Луч­ше их на­ли­чие при вы­де­лен­ных сред­ст­вах, чем пол­ное от­сут­ст­вие и но­вых про­блем, и са­мих средств. Мы на­де­ем­ся, что на­цио­наль­ный про­ект «Здо­ро­вье» — это на­ча­ло боль­шо­го пу­ти по при­ве­де­нию здра­во­охра­не­ния к па­ра­мет­рам, за­пи­сан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. К со­жа­ле­нию, се­го­дня оно еще не от­ве­ча­ет пунк­там и стать­ям Ос­нов­но­го за­ко­на, га­ран­ти­рую­щим бес­плат­ное ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние и ле­че­ние в го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных ле­чеб­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. Ес­ли в та­ких уч­ре­ж­де­ни­ях ле­кар­ст­ва боль­ные при­но­сят с со­бой, то о ка­ких га­ран­ти­ях кон­сти­ту­ци­он­ных прав мож­но го­во­рить?

В пер­вых чис­лах ок­тяб­ря на за­се­да­нии Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты РФ об­су­ж­дал­ся во­прос о здра­во­охра­не­нии, ана­ли­зи­ро­ва­лись имею­щие­ся не­до­ра­бот­ки и про­бе­лы в сис­те­ме здра­во­охра­не­ния, в ра­бо­те Ми­ни­стер­ст­ва здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. От­ме­тив по­ло­жи­тель­ную роль на­цио­наль­но­го про­ек­та «Здо­ро­вье», мы за­фик­си­ро­ва­ли и тот факт, что объ­е­ди­не­ние в рам­ках од­но­го ми­ни­стер­ст­ва ре­ше­ния про­блем здра­во­охра­не­ния, со­ци­аль­но­го раз­ви­тия и тру­да бы­ло ошиб­кой. Не­до­воль­ны и ме­ди­ки, и со­ци­аль­ные ра­бот­ни­ки, и те, кто за­ни­ма­ет­ся про­бле­ма­ми тру­да. Струк­ту­ры уте­ря­ны, эф­фек­тив­ность управ­ле­ния сни­же­на. Ряд за­ко­нов РФ, в раз­ра­бот­ке ко­то­рых при­ни­ма­ли уча­стие со­труд­ни­ки Мин­здрав­соц­раз­ви­тия, на­нес­ли ко­лос­саль­ный ущерб здра­во­охра­не­нию. Фак­ти­че­ски ли­к­ви­ди­ро­ва­ны спе­циа­ли­зи­ро­ван­ная по­мощь на му­ни­ци­паль­ном уров­не и не­ко­то­рые ви­ды вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной по­мо­щи на ре­гио­наль­ном уров­не. Пе­ре­вод по­след­ней на фе­де­раль­ный уро­вень не дал ожи­дав­ше­го­ся эф­фек­та. И глав­ное: мы по­про­си­ли уве­ли­чить фи­нан­си­ро­ва­ние здра­во­охра­не­ния до уже упо­ми­нав­ше­го­ся мной уров­ня 5—6% от ВВП.

Ду­маю, мы рас­ше­ве­ли­ли ме­ди­ков, ко­то­рые, кста­ти, в по­след­нее вре­мя ста­ли бо­ять­ся вы­ра­жать свое мне­ние. Что из всех на­ших бед и про­блем мне лич­но ка­жет­ся не са­мой ма­ло­зна­чи­мой: ес­ли мол­чат спе­циа­ли­сты, сло­во бе­рут де­ма­го­ги. А вот это­го нам уж во­все не нуж­но. На за­се­да­нии Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты вы­сту­пи­ли бо­лее 30 спе­циа­ли­стов — от вра­чей до ака­де­ми­ков — и вслух по­име­но­ва­ли на­ши бе­ды и не­хват­ки. Они да­ли оцен­ку се­го­дняш­не­му со­стоя­нию здра­во­охра­не­ния и пред­ло­жи­ли кон­крет­ные ме­ры по ис­прав­ле­нию по­ло­же­ния. 

         Жур­нал «БОСС» №10 2006 г.