Текст | Леонтий БУКШТЕЙН
Трубопровод Баку — Джейхан многими воспринимается как экономическая угроза России. Однако в действительности он, прежде всего, инструмент закрепления влияния Запада на Кавказе.
Cоглашение о строительстве трубопровода Баку — Джейхан (его теперь называют Баку — Тбилиси — Джейхан, или БТД) было подписано 18 ноября 1999 года в ходе саммита глав государств ОБСЕ в Стамбуле президентами Азербайджана, Турции, Грузии, а также президентом США Биллом Клинтоном. Позднее к соглашению присоединился Казахстан, который намерен пропускать через БТД значительные объемы собственной нефти.
Пять лет шло строительство трубопровода, и все эти годы в ряде столиц бывших республик СССР не утихали перепевы на тему «освобождения от гегемонии некоторых стран», «независимости от диктата поставщиков энергоносителей», «широких возможностей для самостоятельного развития» и пр. В то же время умалчивалось, от кого конкретно хотели бы освободиться новоявленные игроки нефтегазового рынка, как и не указывалось, кто и кому именно мешал или мешает хорошо жить. Впрочем, между строк таких заявлений оставалось достаточно места, чтобы люди знающие могли легко это прочесть.
Центробежные силы бывшего СССР, которые с развалом страны вроде бы утихшли на постсоветском пространстве, оказались опять запущены (безо всякой на то нужды) в Кавказском регионе, где сроду не было изобилия природных ресурсов и мощной производственно-технической базы. Как не было и объективных причин жаловаться на притеснения со стороны бывшего «большого брата». Но ведь нужно же на чем-то раскручивать политику национальной самостоятельности, заслуживать поощрение тех, кто поддерживает (кстати, небескорыстно) подобные идеи.
Напомню, что нефтепровод протяженностью более 1,7 тыс. км берет свое начало в азербайджанском секторе Каспийского моря, идет к западу по извилистому маршруту по территории Азербайджана и Грузии, а затем сворачивает к югу на территорию Турции. По разным оценкам, его пропускная способность — от 55 млн до 60 млн т нефти в год. Чем он будет заполнен — вопрос, если учесть, что, к примеру, объем экспорта азербайджанской сырой нефти по трубопроводу Баку — Новороссийск за январь — декабрь 2004 года составил 2559,12 тыс. т. Известно, что в Азербайджане намерены нарастить добычу. Президент государственной нефтяной компании Республики Азербайджан Hатик Алиев в свое время сообщал, что с нынешнего года в стране ожидается резкое повышение уровня добычи нефти: в 2005 году будет добыто 20 млн т. Но, как показывает практика, сделать это одномоментно не так-то и просто. К проекту БТД подключен и Казахстан, который собирается прокачивать через подсистему Актау — Баку до 25 млн т ежегодно.
Как бы там ни было, даже при полной реализации самых оптимистических прогнозов по загрузке новой транспортной магистрали в «трубе» остается достаточно много свободного места, что неизбежно снижает ее производительность и отодвигает сроки окупаемости тех $3 млрд, что были вложены в строительство.
Удивительно, что вокруг достаточно обычного по будущим коммерческим показателям проекта поднялась такая большая волна политических заявлений и прекраснодушных обещаний скорого расцвета тем странам, что вошли в консорциум БТД.
Действующие лица и исполнители
Конечно, главное действующее лицо проекта — Азербайджан: от транспортировки и реализации собственной нефти он планирует получать миллиардные прибыли. И тут не совсем понятны радость и ликование руководителей Грузии, которая за транзит по своей территории и сопутствующий ему экологический риск будет иметь не более $50 млн ежегодно, что составит, по разным оценкам, от 5 до 10% ее государственного бюджета. Конечно, для все еще нестойкой экономики некогда братской страны и эти деньги — хлеб. Но надо бы соразмерять накал страстей (пусть и положительных) и ту цифру, что эти страсти вызывает…
Скрывать нечего, такой горячий «одобрямс» проекта со стороны правительства Грузии обусловлен не финансовыми, а политико-стратегическими причинами. Нефтепровод — один из тех стимулов, которые Запад использует для укрепления и закрепления Грузии в качестве субъекта, обладающего политической независимостью от России. И нужно сказать, что в Грузии, наряду с прекрасными национальными мелодиями, хорошо исполняют и эту, по нотам, написанным за океаном.
Не случайно на церемонии открытия нефтепровода президент Саакашвили заявил, что Грузия «гордится своей ролью транзитной страны в этом беспрецедентном проекте». И еще: «На протяжении веков Грузия соседствовала с большими империями в регионе, расположенном рядом с Европой, Азией и Ближним Востоком. Очень часто на протяжении нашей истории мы оказывались в центре нежелательного внимания этих больших империй. Однако эти времена уже позади. Теперь Грузия и наш регион стали объектом совершенно другого типа внимания».
Понятно, чье внимание так льстит президенту Грузии. А для укрепления этого внимания можно пожертвовать и такими «несущественными» деталями, как многовековая дружба двух народов или, тем более, интересами жителей тех нетронутых уголков страны, по которым пролегла трасса. Что с того, что она прошла в непосредственной близости от всемирно известной долины Боржоми? Потерпят! Британская British Petroleum в ожидании сочных дивидендов не скупится на выплаты и компенсации местным жителям, стараясь снизить накал страстей.
Несомненно, что с трубопровода начнется активное формирование нового транспортного коридора Восток — Запад. Тем более что в ходе церемонии открытия транзита нефти по азербайджанскому участку было подписано Соглашение о строительстве железной дороги Карс — Ахалкалаки — Тбилиси — Баку. Министр иностранных дел Азербайджана Мамедъяров, глава МИД Грузии Зурабишвили, министр иностранных дел Казахстана Токаев, министр нефти Турции Гюлер и министр энергетики США Бодман прямо на Сангачальском терминале подписали Бакинскую декларацию «Восток — Запад».
Несомненно и другое: США стремятся ослабить собственную зависимость от ближневосточной нефти и в силу этого стараются дать каспийской нефти выход на мировые рынки. Что одновременно затруднит реализацию российской западносибирской нефти и даст возможность в большей степени торговаться о ее цене. Но самое главное — вслед за открытым «краном» для тока нефти на Запад у стран Прикаспийского региона появляется шанс на себе испытать ток западных идей на Восток, влияние посылов «равенства и братства», а говоря точнее, западных демократий. Бесспорно, что потребители нефти найдут способ «подсказывать» ее поставщикам, что, как и когда нужно делать со своими богатствами, на какие общественные цели направлять вдруг свалившееся на них изобилие.
Отдельной негромкой, но тем не менее хорошо различимой нотой в победной музыке звучит болезненная для Азербайджана тема — Карабах. Как считают многие в Армении, теперь, с пуском БТД, об урегулировании карабахского конфликта силовыми методами не может быть и речи. США не одобрят возобновление боевых действий, которые способны повредить работоспособности нефтепровода. Будучи в Баку, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн заявил, что режим прекращения огня действует в течение 11 лет и должен действовать и дальше. Поэтому пора отказаться от воинственной риторики и подумать об иных путях восстановления суверенитета Азербайджана над Карабахом. Тем более что для этого появятся весомые экономические аргументы.
Кроме того, с пуском БТД для Баку нефть потеряна в качестве аргумента в торге с Западом, прежде всего с США, особенно в вопросах демократизации страны. Остаются взаимоотношения с Ираном и вопрос размещения мобильных сил США на территории Азербайджана.
Говоря о выводах, которые следует сделать из оценок этого проекта, представитель российской нефтяной компании, пожелавший остаться неназванным, подчеркнул: понятно, что, несмотря ни на что, необходимо интенсивно развивать отечественную транспортную инфраструктуру и иметь независимые выходы во все части света, в том числе и на восток, и на север, и на запад.
Слова и дела
Вспомним, что говорили представители Запада еще в 2002 году: «США не соперничают с Россией ни в одном из регионов. Наша цель — оказать помощь всем странам, получившим независимость в связи с распадом СССР. Это развитие их экономики, укрепление безопасности. Мы считаем, что существование вокруг России сильных и стабильных государств в интересах самой России», — заявлял в Баку посол США Росс Уилсон. А вот что прозвучало на торжественной церемонии по поводу пуска первого компрессора. Министр энергетики США Сэмюэль Бодман зачитал поздравление президента США Джорджа Буша народу Азербайджана, содержащее такие слова: «БТД открывает новую эру в развитии Каспийского бассейна, Каспийская нефть будет доставляться на европейские и другие рынки выгодным с точки зрения коммерции и экологически безопасным путем». Необходимо сделать комплимент авторам этого текста: он выверен до последней буквы и не несет и намека на политическое торжество или сведение каких-либо счетов с другой великой державой. Впрочем, за Америку это все чаще делает президент Грузии.
Но вернемся к тексту поздравления. США также приветствовали присоединение к проекту Казахстана. Нурсултан Назарбаев уже внес предложение добавить в название трубопровода казахский город Актау. Он отметил, что с пуском БТД экспортные возможности Казахстана значительно возрастают. По его словам, БТД — один из важных элементов, обеспечивающих многовекторность экспорта энергоресурсов из Прикаспийского региона. Как заявил Назарбаев, Казахстан — активный участник этих процессов и будет транспортировать нефть по БТД, а огромные энергетические запасы Каспия принесут народам, проживающим в его бассейне, процветание и успехи. Заметим, в перечень тех, кому трубопровод принесет пользу, президент Казахстана, не называя конкретно, тонко вплел и россиян.
Глава BP-Azerbaijan Дэвид Вудворд в своем выступлении сказал, что в ближайшие годы добыча нефти в рамках проекта «Азери — Чираг — Гюнешли» резко возрастет, будет расширен Сангачальский терминал, который станет крупнейшим в регионе. Общие инвестиции в проекты добычи и транспортировки нефти составят $14 млрд. Он также сообщил, что стоимость 1770-километрового трубопровода БТД, названного им уникальным, чуть более $3 млрд. В будущем году начнется добыча газа на месторождении Шахдениз.. «Эти проекты создавались с учетом новейших достижений науки и техники и требований экологии», — подчеркнул Вудворд.
Ясно, что западные страны пришли на Кавказ всерьез и надолго, и с этим нам придется считаться.
Журнал «БОСС» №8 2005 г.