Мы заглянули в автомобильное завтра. Нас там не было…
Леонтий Букштейн
Конец августа. Москва. Экспоцентр на Красной Пресне. Московский Автосалон 2001. Пятый по счету. Ажиотаж неимоверный. Тот, кто опрометчиво прибыл на это пиршество на своих любимых "Жигулях", жестоко пожалел об этом. Стоимость места на автостоянках вблизи выставки подскочила в несколько десятков раз. В стране, обретающейся в мире на непочетных местах по уровню жизни значительной части населения, интерес к новейшим моделям не самых дешевых автомашин остается традиционно высоким.
Очередная российская загадка. Не будем пытаться отгадать ее. Примем как данность и зайдем в это царство роскоши, кожаных сидений, глянцевых и навсегда чистых моделей, сияющих первозданностью двигателей, поражающих необычных форм и обводов. Здесь пахнет будущим. Не исключено, что и нашим тоже. Если справедливо утверждение о том, что некрасивые самолеты не летают, то столь же справедливым может быть утверждение о том, что некрасивые автомобили не покупают. В России покупают красивые машины. И немало. Вот почему каждый очередной автосалон в Москве – событие чуть ли не национального масштаба. А в мире автомобильном это уж точно.
Как бы там не было, а начать хочется с нашего, родного и близкого. Тем более, что, практически, все автозаводы России демонстрируют дружную тягу к новому дизайну и новому наполнению уже всем порядком примелькавшихся за десятилетия форм.
О традиционных "Волгах" ГАЗ 3110, 3102, 310221 не нужно говорить слишком долго: их выносливость, долговечность и адаптированность к российскому бездорожью общеизвестна. Теперь добавляется немного комфорта в салоне, улучшенные характеристики ходовых качеств, более эффективная тормозная система, модифицированное рулевое управление.
Возглавила модельный ряд нижегородских легковушек красавица "Волга" ГАЗ-3111.То есть даже внешне на традиционную "Волгу" она вообще мало похожа. Может быть, на Темзу или Потомак… Создатели аннотируют ее как "автомобиль, отражающий современный образ мышления, стремление людей жить свободно и независимо, воплощая в жизнь самые смелые идеи". Крепко сказано. Слава Богу, что у нашей любимицы №1 появились, наконец, элементарные признаки цивилизованного авто: гидроусилитель руля, автоблокировочная система тормозов, система автоматического натяжения ремней безопасности, бортовой компьютер, электрические стеклоподъемники, регулируемая рулевая колонка и прочее, и прочее. Здорово! Хотя…
Когда говоришь о комфорте и упираешься взглядом в иностранных конкурентов "Волги", становится немного не по себе. У того же кабриолета BMW Z9 не много, не мало 700 функций, связанных с комфортом… Что же они вытворяли на своих автозаводах, пока мы модернизировали свои танки? Но главной фишкой BMW стала не система комфорта, не блестящий дизайн, о котором рассказал впервые приехавший в Москву гуру автомобильного дизайна Кристофер Бэнгл. Бээмвэшники похвастались принципиально новой концепцией управления iDrive. В чем суть новшества? Вся информация для водителя сведена на один дисплей, который всегда находится в его поле зрения. Или, к примеру, переключение передач. Оно осуществляется так же, как на машинах класса "Формула 1". Слева и справа на руле находим кнопки с символами "+" и "-", и все дела. Плюс – переключение на повышенную передачу, минус, соответственно, на пониженную. И при всем при этом водитель никогда не "поцелует" впереди идущую машину: за безопасным расстоянием до нее следит активная система круиз-контроля.
Учитывая тот факт, что "девятка" – это концепт-кар, ее еще ждет прекрасное будущее, и, надеемся, не столь отдаленное. К слову, машина седьмой серии, показанная и на автосалоне во Франкфурте, уже оснащена новой системой, чем вызвала большой шум в отраслевой прессе. А среди "реалий" BMW на его стенде в Москве царили седан 320iA, полноприводный 325Xi, лидеры российского рынка среди седанов бизнес-класса 525iA и 530iA, спортивный М3 Coupe, и прочая, и прочая. Да и то сказать, за 7 месяцев этого года рост продаж BMW в России по сравнению с 2000 годом составил 176 процентов . Теперь понятным становится оптимизм генерального директора компании BMW Russland Trading г-на Вольфганга Шлимме, заявившего: " Мы убеждены, что добьемся устойчивого роста и укрепим положение марки BMW на российском рынке". Уже, г-н Шлимме, уже!
Теперь о старой и большой любви российских бизнесменов – "мерседесах". Думала ли фрау Берта Бенц в 1888 году, снаряжаясь в первый междугородний пробег со своими сыновьями Ойгеном и Рихардом на машине, сконструированном ее мужем Карлом, о том, что эта машина будет известна и знаменита во всем мире и в холодной России сто лет спустя? Уверен, что нет. Да и "мерс" той модификации, больше походивший на "самобеглую коляску" без кабины мало к тому располагал. В 1900 году на заводе компании "Даймлер-Моторен-Гезельшафт АГ" выпустили первые 96 автомобилей. И вот прошло столетие. Для автомобилестроения это тысяча световых лет. Теперь компания (точнее, автомобильный концерн) носит имя "ДаймлерКрайслер АГ". А сами машины – имя дочери первого дилера Эмиля Еллинека – Мерседес. В России же "человек на "мерседесе" – это символ благополучия и процветания. Что еще раз продемонстрировала августовская выставка. На стенде фирмы можно было поподробнее узнать об аппаратах класса M, S, E, C, A, G, V, Vito, Sprinter, Actos.
Нет сил описывать все новшества и новации, реализованные в "мерседесах". Назову только два факта. По миру бегает более 10 миллионов машин с трехлучевой звездой. Эта марка единственная, имеющая пожизненную гарантию mobilo-life. Для каждой машины из 13 модельных рядов, включающих 122 наименования. Причем, речь идет не только о престижных моделях, но и обо всех других сегментах рынка.Что тут добавить? Старина Карл Бенц как-то сказал: "Горю одним лишь чувством – неугасимой любовью к изобретательству". Его нынешние последователи из "ДаймлерКрайслер АГ" во главе с руководителем направления легковых автомобилей профессором Юргеном Хубертом могут повторить то же самое. И будут правы!
"Швеция. Сделано с умом". Этот рекламный слоган как-то очень уж органично вписался в нашу повседневную жизнь. Может быть, потому, что хочется иметь побольше вещей, сделанных так же. Volvo Car International AB в России известна давно, и не случайно принимает активное участие в Московском международном автосалоне. То же было и в этом году. На стенде Volvo демонстрировались пять наиболее популярных моделей, одна из них – S80 Limousine – предстала перед широкой публикой впервые и была довольно заметной премьерой на нашем автомобильном вернисаже.
Volvo S80 Limousine, cозданный на базе Volvo S80 – результат тесного сотрудничества между Volvo Car Corporation и Nilssons Karosserifabrik, ведущим мировым производителем лимузинов и других специальных видов транспорта. Этот автомобиль полностью собран из оригинальных частей Volvo, а весь кузов – из стальных штампованных панелей. Благодаря этому автомобиль стал первым лимузином, разработка которого была завершена в новом тысячелетии и который уже прошел европейскую автомобильную сертификацию комплексного типа. Просторный и элегантный салон, уникальный дизайн, самые современные системы безопасности, а также высочайший комфорт для пассажиров (типа: встроенные телевизор, холодильник и мобильный телефон с системой "свободные руки") придают автомобилю особый шарм, изысканность и привлекательность.
Кстати, о безопасности. Созданная в корпорации 30 лет тому назад группа по изучению причин и последствий ДТП рассмотрела с выездом на место 28 тысяч аварий, опросила 40 тысяч их участников. На этой мощной статистике и базируется разработка легендарной безопасности автомобилей Volvo. Вот отчего Международная премия принца Майкла за вклад в безопасность автомобильного движения в категории "Безопасность водителей и пассажиров" в 2000 году присуждена Центру безопасности Volvo. Корпорация Volvo Car удостаивается этой премии уже в шестой раз.
Новое поколение компактных Volvo было представлено cпортивной версией Volvo S40 ярко-желтого цвета с мощным двигателем 2,0 turbo. Один из самых модных на сегодняшний день как в мире, так и в России полноприводных автомобилей, Volvo Cross Country с уникальными возможностями внедорожника украсил стенд Volvo, и безусловно привлек внимание любителей приключений. Для тех же, кто больше всего ценит индивидуальный стиль, был продемонстрирован Volvo C70 Coupe, который, несмотря на то, что продается уже 4 года, по-прежнему привлекает своим неповторимым дизайном и темпераментом. И, наконец, впервые на Московском автосалоне публике показали новый Volvo S60 – мечту, воплощенную в реальность, один из самых стильных автомобилей. Он оснащен самыми современными системами безопасности, имеет пятицилиндровый двигатель нового поколения мощностью 250 л.с. В свете всего написанного выше становится объясним феномен роста продаж Volvo в России: только в первом полугодии этого года по сравнению с прошлым годом продажи возросли более, чем в три раза. Почти половина всего объема – за S80. Растем!
Не так давно два коллектива из Volvo Cars получили премии Генри Форда за технические достижения. И в этом есть особый смысл. Премии так просто в автомобильной империи не раздают. В той самой империи, которую начинал автомобильный прадедушка. Теперь его имя красуется на миллионах машин компании Ford Motor Company. "Прозвучало" оно и на Московском автосалоне. Естественно, представленный модельный ряд был обновленным. Естественно, он заинтересовал и специалистов, и потенциальных покупателей.
Всякий мало-мальски интересующийся автомобилизацией человек знает и отличает в потоке машин фордовские Maveric, Focus, Mondeo, Expedition, Explorer, Transit…А уж Taurus, то и дело мелькающий в телесериале "Секретные материалы" во время срочных выездов и погонь наводит на мысль о том, что все агенты ФБР так или иначе обязаны своими успехами именно Форду… Шутка. В России же Форд обосновался и развернулся не на шутку. У него около трех десятков дилеров и десять сервисных центров. Продвигая целевую программу "Форд в кредит", фирма в четыре с лишним раза увеличила объемы продаж по этой схеме. Рост продаж автомобилей за первые шесть месяцев этого года по отношению к прошлому году составил более 183 процентов.
Лидирует здесь Ford Focus, отмеченный многочисленными наградами, престижнейшей из которых является титул "Лучший автомобиль 1999 года в Европе и 2000 года в США". Рядом с ним – обновленный Ford Mondeo, европейский хит этого года, стильный городской автомобиль Ka Collection. Копания также обещает вывести на российский рынок Ford Maveric, наделенный блестящим сочетанием качеств городского автомобиля и внедорожника. Увы, в наших городах такая комбинация может понадобиться, особенно ближе к осени и зиме…
А основное "блюдо" Форд подал на десерт. Автоманы уже видели его в телевизионной рекламе. Но постоять рядом с удачным гибридом легковушки, танка и вездехода – это что-то. Ford Excursion – самый большой внедорожник в мире. Восьмицилиндровый турбодизель Power Stroke объемом 7,3 литра и мощностью 250 лошадиных сил (какие тут лошади, тут слоны уже!), регулируемые педали газа и тормоза с сервоприводом, компьютерный модуль для корректировки передач при передвижении по пересеченной местности, дополнительная система перехода на полный привод "на ходу" при скорости до 90 километров в час. Уф! Количество пассажиров "на борту" – девять человек (и место для их багажа!), двойная система кондиционирования. Понятно, что такую машинку нужно хорошо "кормить". Оттого и бензобак емкостью ровно со стандартную бочку: 200 литров. И при всем при этом машина имеет вполне цивилизованные параметры воздействия на окружающую среду: Ford Excursion сертифицирован как автомобиль с низким уровнем выброса вредных веществ, соответствующий жестким требованиям закона штата Калифорния о выбросах выхлопных газов в атмосферу. Этих выбросов у Ford Excursion вообще половина от разрешенного уровня! Вот так.
И под занавес – интимные подробности из жизни новичка. При его изготовлении используются материалы вторичной переработки. Например, защита колесной арки изготовлена из переработанных аккумуляторов, рамы боковых стекол – из переработанных лимонадных бутылок, педаль газа – из переработанных шин, а корпус кондиционера – из упаковки кип хлопка… Господи, это сколько же «фордов» по нашим свалкам валяется! Мало того, свыше трех четвертей, а точнее, 83 процента всей массы Excursion подлежат последующей переработке. Так что у новичка есть все шансы прогреметь и на какой-нибудь выставке по переработке отходов производства…
Шведский Saab(впрочем, шведский ли? Это же теперь Дженерал Моторз…) из всего своего модельного ряда будущего года (а это модели 9-3 купе, 9-3 хэтчбек, 9-3 кабриолет, 9-5 седан и 9-5 универсал) подробно представил именно ряд 9-5. Обе модели – седан и универсал– оснащены двигателем с турбонаддувом модели Aero мощностью 250 лошадиных сил. Автоматическая коробка перемены передач имеет функцию самодиагностики и способна адаптироваться к изменению стиля движения автомобиля. Система динамической стабилизации обеспечивает повышенную курсовую устойчивость. Новый автомобиль мало похож на тот, что выпускался с 1997 года. Даже внешне. Он стал "спортивнее", динамичней. Укрепилась система безопасности, в том числе "поумнели" подушки, которые стали адаптивными и сами определяют, есть ли пассажир на переднем сиденье. Во как!
И в заключение краткий обзор некоторых новинок других фирм. Об одной из трех моделей стенда Дженерал Моторз, Saab, мы уже сказали. Здесь же можно было увидеть Opel Astra Coupe и Chevrolet TrailBlazer. Новая версия Opel Vectra будет собираться на новом заводе в Германии уже в будущем году. Так же в будущем году приступит к выпуску машин Chevy Niva совместное предприятие с Автовазом, ЕБРР и GM. Сам Chevrolet по праву называют американской легендой. У него семидесятилетняя история развития и становления модели, ее модернизации и улучшения. Теперь он оснащен самым мощным в своем классе двигателем, имеет лонжероны, выполненные методом "гидроформовки", прекрасный интерьер.
Опять напомнил о диком бездорожье и комфортной езде английский Lend Rover. Глаза у поклонников этого имени просто разбегались: Range Rover, Discovery, Freelander, Defender. Именно на выставке британцы объявили о запуске в России продаж Freelander V6 сразу по ее окончании.
О создании национальной компании по продажам в Роcсии объявил на выставке старший директор-распорядитель Toyota Motor Corporation Дзендзи Ясуда. Среди трех модельных рядов – Lexus,Toyota, Daihatsu – японские производители решили сделать опорным Lexus.Эксклюзивный демонстрационный зал будет открыт в Москве весной 2002 года.
Первый компактный внедорожник X-Trail с электронной системой полного привода представила компания Nissan.Он аккумулирует в себе все то лучшее, что наработала фирма за полувековую историю производства полноприводных машин, начавшуюся с легендарного Nissan Patrol 4W60. Запуск в массовое производство – уже в этом году.
Не объять всех новинок, показанных на пятом Московском международном автосалоне 2001. Утешает одно: это не показуха о "достижениях капиталистического народного хозяйства". Абсолютное большинство представленных на смотр моделей запущены, уже запускаются или будут вскоре запущены в массовое производство. А значит, мы увидим их на дорогах России.
журнал «БОСС»
№10 2001 г.