… А хорошо жить — еще лучше
Текст | Леонтий БУКШТЕЙН
Федеральная целевая программа «Жилище» в 2005 году получила весомое дополнение в виде президентского национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
На заседании коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации, в котором приняли участие глава кабинета министров Михаил Фрадков и министр регионального развития Владимир Яковлев, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик изложил план-график ее реализации до 2007 года. Он подчеркнул, что включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России в число приоритетных национальных проектов, наряду с развитием образования, здравоохранения и села, определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Сергею Круглику хорошо известно, что именно является приоритетом в этом национальном проекте: он и еще несколько специалистов под руководством помощника президента России Игоря Шувалова более двух лет занимались разработкой основных ее положений.
Итак, с чего же начинается реализация национального проекта? С осознания и констатации реального положения дел в этой сфере. А оно таково. В очереди на улучшение жилищных условий, то есть получение нового жилья, стоят 4,5 млн семей. По отношению к почти трети из них, а точнее, к 1,2 млн семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем. Это те, кто по месту, времени и специфике работы или службы должен бы получить льготное жилье, да все никак не получит. Умножим на минимальное число членов семьи — три человека, и у нас выходит 13,5 млн человек. Слегка округлим эту цифру, и оказывается, что почти 10% россиян на сегодняшний день нуждаются в жилье. И еще один факт: каждая четвертая семья проживает в ветхом или некомфортном жилье. А какими темпами удовлетворяется спрос? В 2004 году по сравнению с 1990 годом объем жилищного строительства уменьшился в полтора раза. Среднее время ожидания своей очереди для граждан РФ выливается в 15—20 лет. Вообще-то, не только по этому параметру мы отстаем от того периода, который называется последним годом существования СССР, но по нему — особенно наглядно. Вот почему задача видится такой серьезной и объемной.
Надо признать, что с жильем в нашей стране всегда было непросто. Сначала — наследие прежних веков, когда большинство жителей Российской империи отнюдь не барствовало в богатых поместьях. Потом — Первая мировая и Гражданская войны, также не прибавившие российской жизни комфорта. Потом — Великая Отечественная, повергшая в руины большую часть городов европейской части страны. И, наконец, те самые десять лет сумятицы и неразберихи, когда мы сдали даже уже имевшиеся темпы. На фоне этого президентская инициатива набирает значительный вес. Практически одновременно с провозглашением приоритетной программы по жилью был создан и представительный орган: 21 октября 2005 года Владимир Путин подписал Указ «О Совете при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов». В него входит 41 человек, председателем стал сам президент, его первым заместителем — руководитель Администрации президента Дмитрий Медведев. Заместителями председателя назначены также вице-премьер правительства Александр Жуков и помощник президента РФ Игорь Шувалов. Естественно, что в списке мы видим и министра регионального развития Владимира Яковлева, и руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика. Выступая на заседании Общественного совета по жилищной политике, Владимир Яковлев отметил, что в течение двух лет на финансирование программы пока планируется направить 213 млрд руб., а итоговым результатом ее исполнения в 2010 году должно стать увеличение объемов строительства с 40 млн до 80 млн кв. м, 20-кратный рост объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (с 20 млрд руб. в 2004 году до 415 млрд руб. в 2010-м), снижение рыночных ставок по рублевым ипотечным кредитам с 15 до 8%, сокращение среднего времени нахождения в очереди на получение социального жилья с 20 до семи лет, а также увеличение с 9 до 30% доли семей, которым доступны ссуды, субсидии или кредиты на приобретение жилья.
Что и говорить, перспективы вдохновляют, планы увлекают. Особенно молодых россиян, у которых в современных условиях практически нет надежд на то, что они смогут жить «по-людски», еще будучи молодыми, и которым новые программы предоставляют и льготы по первым взносам, и поблажки по выплате ссуд. Опять же, появляется шанс, что прирост населения, напрочь остановившийся как процесс, может быть возобновлен в реальные сроки. Но более опытные граждане, пережившие директивы партийных съездов и всевозможные пятилетки, радоваться не торопятся. Нечто похожее, связанное с обещаниями светлого завтра для всех и в считанные десятилетия, уже было. Не произошло бы «холостого выстрела» и на этот раз. Пока же дальновидные профессионалы объединяются в ассоциации и инициативные группы, учреждают конгрессы и советы. Банки анализируют собственные активы. Региональные власти стараются оживить свои строительные мощности. Судя по всему, деловое сообщество конструктивно восприняло президентскую инициативу, подкрепленную оптимистическими сообщениями с нефтяных бирж. Если государство отважилось потратить часть выручки от продажи нефтегазовых богатств на улучшение благосостояние граждан (только без роста инфляции, господа!), значит, есть на что рассчитывать.
Журнал «БОСС» №11 2005 г.