Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

ЖИЗНЬ БЕЗ КОМ­МЕ­НА­РИ­ЕВ

Ле­он­тий БУК­ШТЕЙН


В био­гра­фии че­ло­ве­ка бы­ва­ют эпи­зо­ды, ко­то­рые пом­нят­ся дол­го, всю жизнь. И у Вла­ди­ми­ра Ни­ко­лае­ви­ча Мах­лая был та­кой. Маль­чиш­кой у не­го с друзь­я­ми на­ла­ди­лось экс­тре­маль­ное раз­вле­че­ние: на ре­ке во вре­мя ле­со­спла­ва под­ны­ри­вать под брев­на – кто даль­ше. Во­ло­дя Мах­лай ныр­нул, а вы­ныр­нуть – не­ку­да, по­пал под сплош­ные брев­на. И воз­дух в лег­ких за­кан­чи­ва­ет­ся, и про­бить­ся к све­ту не­воз­мож­но, и вер­нуть­ся – сил нет. За­пре­дель­ным на­пря­же­ни­ем, со­брав все си­лы, раз­дви­нул брев­на и с кри­ком вы­рвал­ся на воз­дух. Так спас­ся в жиз­ни пер­вый раз. И поз­же бы­ли у не­го в жиз­ни по­хо­жие эпи­зо­ды, толь­ко ре­ки – по­глуб­же и брев­на – по­тя­же­лей.

В од­ну из встреч он рас­ска­зал о не­ко­то­рых та­ких эпи­зо­дах, и мы ре­ши­ли, не ре­дак­ти­руя рас­сказ, про­сто из­ло­жить его так, как ус­лы­ша­ли, без ком­мен­та­ри­ев.

  КАК МАХ­ЛАЙ СЕ­МЕЙ­НУЮ ЖИЗНЬ НА­ЧИ­НАЛ

– На свою свадь­бу я сам сред­ст­ва за­ра­бо­тал, в ав­то­бус­ном пар­ке. Учил­ся и под­ра­ба­ты­вал, был бри­га­ди­ром на ТО-1, ТО-2. Ма­ма так пла­ка­ла: не же­нись, те­бе са­мо­му жить не на что, а тут еще се­мья, да де­ти за­ве­дут­ся… А я и так до 29 лет не же­нил­ся. По­то­му что счи­тал, что ес­ли я не спо­со­бен на се­мью за­ра­бо­тать, то и же­нить­ся не­че­го. И толь­ко то­гда, ко­гда по­чув­ст­во­вал, что мо­гу са­мо­стоя­тель­но се­мью со­дер­жать, толь­ко то­гда же­нил­ся. Же­на у ме­ня всю жизнь од­на. И двое сы­но­вей у нас.

КАК МАХ­ЛАЙ В ГУ­БА­ХЕ РА­БО­ТАЛ

– Я ко­рен­ной, из Гу­ба­хи. Тут ро­дил­ся, тут нау­чил­ся. Тут стал ра­бо­тать са­мо­стоя­тель­но. Тут и ди­рек­то­ром стал. Все очень бы­ст­ро в жиз­ни про­ис­хо­ди­ло, ес­ли из се­го­дняш­не­го дня смот­ришь. А ес­ли вду­мать­ся – сколь­ко тя­же­лых дней и но­чей пе­ре­жить при­шлось. Вот как-то был в гос­тях у быв­ше­го сек­ре­та­ря Перм­ско­го об­ко­ма пар­тии. И вспо­ми­на­ли, как он го­во­рил мне в 80-е го­ды: Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич, вот за­кон­чишь стро­ить про­из­вод­ст­во ме­та­но­ла в Гу­ба­хе, мы те­бе ге­роя соц­тру­да да­дим.

Я не очень-то ве­рил, да так оно и вы­шло. Как го­во­рит­ся, на­гра­да не на­шла ге­роя. Бы­ло вы­де­ле­но по раз­на­ряд­ке од­но зва­ние ге­роя, и его да­ли шо­фе­ру, он из карь­е­ра ще­бен­ку во­зил. На­вер­ное, это то­гда счи­та­лось важ­нее, чем под­нять уни­каль­ную строй­ку сре­ди гор и ле­сов… Да те­перь уж лад­но, я и за­был этот эпи­зод вспо­ми­нать. Мне ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го зна­ме­ни вру­чи­ли. Спа­си­бо и на этом. Вот жал­ко, за всю жизнь так ни ра­зу его не на­дел, все не­ко­гда, все бе­гом… Да у ме­ня их три за Гу­ба­ху: еще один Тру­до­во­го Крас­но­го зна­ме­ни и еще Знак по­че­та.

По­ра­бо­та­ли мы все там, на со­ору­же­нии и пус­ке про­из­вод­ст­ва ме­та­но­ла, знат­но. Ни сна, ни от­ды­ха, ни пе­ре­дыш­ки у нас не бы­ло. Нуж­но бы­ло пус­тить про­из­вод­ст­во мощ­но­стью 750 тыс.т, до­ка­зать, что и Гу­ба­ха не лы­ком ши­та, не ху­же из­вест­но­го на всю стра­ну Том­ско­го хим­ком­би­на­та, где под­ни­ма­ли та­кое же про­из­вод­ст­во. Там, в Том­ске, еще то­гда ра­бо­тал пер­вым сек­ре­та­рем об­ко­ма пар­тии впо­след­ст­вии из­вест­ный в стра­не че­ло­век, Ли­га­чев Егор Кузь­мич. Его за­мес­ти­те­ли при­ле­та­ли к нам в де­каб­ре 84-го, про­сить по­мо­щи. Они у се­бя «за­по­ро­ли» слож­ное тех­но­ло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние. А это бы­ла ава­рия на все сто, про­из­вод­ст­во вста­ло. Ну, мы им по­мог­ли, ко­неч­но. А Ли­га­че­ва по­сле пус­ка ме­та­но­ла в Том­ске за­бра­ли на ра­бо­ту в ЦК. Так что в ос­но­ве его карь­е­ры то­же ме­та­нол ле­жал.

  КАК МАХ­ЛАЙ ИЗ ГУ­БА­ХИ ПЕ­РЕ­ЕЗ­ЖАЛ

– Зи­мой 84-го мне по­зво­ни­ли из Мо­ск­вы и по­про­си­ли по до­ро­ге из от­пус­ка (пер­во­го за пять лет!) за­ехать в Толь­ят­ти. Го­во­рю: за­чем? – А про­сто по­смот­ри на та­мош­ний за­вод, «Толь­ят­тиа­зот», по­зна­комь­ся с кол­ле­га­ми… Ду­маю, ну, тут что-то не то. Но по­ехал, по­был там де­нек, ос­мот­рел про­из­вод­ст­во. Не по­нра­ви­лось оно мне. Ка­кое-то все за­пу­щен­ное. По­том вы­зва­ли ме­ня в Мо­ск­ву, в ми­ни­стер­ст­во. Го­во­рят: па­ру лет в Толь­ят­ти по­ра­бо­тай, при­ве­ди за­вод в по­ря­док. Мы те­бе ге­роя да­дим. И вер­нешь­ся к се­бе в Гу­ба­ху. Ого, ду­маю, по вто­ро­му кру­гу на выс­шую на­гра­ду иду. С од­ним круп­ным на­чаль­ни­ков из глав­ка по­го­во­рил по ду­шам, спра­ши­ваю: а ты по­шел бы на ком­плекс ам­миа­ка в Толь­ят­ти? Он за­ду­мал­ся. И го­во­рит: нет, не по­шел бы. Там по­на­де­ла­ли оши­бок мо­ре, пер­со­нал не го­тов. Вто­рой аг­ре­гат там ни­ко­гда не пус­тишь…

Де­сять дней я си­дел в гос­ти­ни­це «Рос­сия», упи­рал­ся: не мое это пред­при­ятие, че­го я по чу­жим сле­дам хо­дить ста­ну? А мне го­во­рят: да Толь­ят­ти – этот пуп зем­ли, там ле­са, там ве­ли­кая рус­ская ре­ка!.. Ну, с ми­ни­стер­ст­вом не по­спо­ришь. Сло­ма­ли. А Вол­гу я по­сле пе­ре­ез­да в Толь­ят­ти два го­да в гла­за не ви­дел – все в це­хах ба­рах­тал­ся, пе­ре­де­лы­вал тех­но­ло­гию на свой лад. Спал три-че­ты­ре ча­са – и опять в ап­па­ра­ты и ко­лон­ны. Хо­дил в спе­цов­ке, и мно­гие же ра­бо­чие не зна­ли еще ме­ня в ли­цо. Ну, и по­па­да­лись на этом. Смот­рю, сва­ри­ва­ют те­п­ло­об­мен­ник с кор­пу­сом там, где его нуж­но на уп­лот­ни­тель­ные про­клад­ки са­жать. За­тя­ги­ва­ют там, где нуж­но бы от­пус­тить. Го­во­рю: вы че­го глу­по­сти тут де­лае­те? А они мне: да иди ты, что ты в на­шем де­ле по­ни­ма­ешь, у нас все­гда так и бы­ло.

Мно­го уви­дел ин­те­рес­но­го. А уж по­том раз­гон дал по всем эта­жам. Сис­те­ма оп­ла­ты то­же то­гда бы­ла ин­те­рес­ная: у на­чаль­ст­ва – пер­со­наль­ные ок­ла­ды не­за­ви­си­мо от про­из­во­ди­тель­но­сти за­во­да. В це­хах – то­же пол­ный шо­ко­лад: са­ми аг­ре­гат за­по­рют, и са­ми на его ре­мон­те си­дят, ак­корд­ную оп­ла­ту по­лу­ча­ют. То­гда в чем у них ин­те­рес, ду­маю? В бес­пе­ре­бой­ной ра­бо­те ус­та­нов­ки или в ее ос­та­но­ве и ре­мон­те? Яс­но, что во вто­ром. И это по­ме­нял рез­ко и на­все­гда. Да мно­го че­го там не­су­раз­но­го бы­ло. Я на­счи­тал око­ло 300 не­увя­зок в тех­но­ло­гии. Семь ме­ся­цев мы би­лись над пус­ком аг­ре­га­та, из Мо­ск­вы мне та­кие оп­ле­ухи от­ве­ши­ва­ли, что ого-го.

Ко­гда я по­сле на­зна­че­ния из Гу­ба­хи при­был в Толь­ят­ти, тут слух по­шел, что, мол, бо­га­тый с Ура­ла прие­хал. Там, мол все бо­га­тые, кар­ма­ны у них боль­шие… И встре­ча­ли очень не­при­вет­ли­во. Ме­ся­цев де­вять я жил в гос­ти­ни­це, по­том на­шел об­мен квар­ти­ры. И ре­шил сде­лать кос­ме­ти­че­ский ре­монт, а сам уле­тел в Мо­ск­ву по­лу­чать ор­ден Тру­до­во­го Крас­но­го зна­ме­ни за пуск ме­та­но­ла в Гу­ба­хе. Об­рат­но при­ле­таю, толь­ко за­шел в ка­би­нет, а пред­се­да­тель гор­ис­пол­ко­ма уже зво­нит в па­ни­ке: «Ты что там та­кое вы­тво­ря­ешь в сво­ей квар­ти­ре, на­род идет, жа­лу­ет­ся, что ты ши­ку­ешь». При­ле­тел я днем в че­ты­ре ча­са, в пять – был парт­хоз­ак­тив. Я шо­фе­ру ве­лел по­ехать бы­ст­ро в квар­ти­ру, пе­ре­дать, что­бы ре­монт ос­та­но­ви­ли. А мы же про­сто по­ме­ня­ли свою квар­ти­ру в Гу­ба­хе на квар­ти­ру в Толь­ят­ти. То есть, у го­род­ской вла­сти ни­че­го и не взя­ли. В толь­ят­тин­ской квар­ти­ре, в од­ной из ком­нат, где долж­ны бы­ли раз­мес­тить­ся де­ти, од­но ок­но бы­ло преж­ним жиль­цом за­чем-то за­ло­же­но. Я и ве­лел от­крыть это ок­но, уб­рав кир­пич. Вот эту про­це­ду­ру «доб­ро­же­ла­те­ли» и рас­пи­са­ли. Как буд­то я ок­на и две­ри за­ме­няю, пе­ре­пла­ни­ров­ку де­лаю и т.д. Ко­ро­че, ос­та­но­ви­ли ре­монт, и 10 лет у ме­ня да­же на­лич­ни­ки на двер­ных ра­мах не бы­ли при­би­ты. А как же! То­гда стро­го бы­ло. При­ши­ли бы зло­упот­реб­ле­ние, стрем­ле­ние к рос­кош­ной жиз­ни – и про­щай парт­би­лет, про­щай за­вод… Не хо­те­лось. Я и две­ри ос­та­вил с од­ной сто­ро­ны, как бы­ли. Толь­ко из­нут­ри ти­хонь­ко по­кра­сил – и все. Ко­гда се­мья с ве­ща­ми пе­ре­ез­жа­ла, по сто­ро­нам про­хо­да к подъ­ез­ду две ко­лон­ны зе­вак стоя­ли, пе­ре­счи­ты­ва­ли, что там я за­но­шу, ка­кие меш­ки да чу­ва­лы…

По­том, го­ды спус­тя, ре­шил я до­мик по­ста­вить на дач­ном уча­ст­ке. Что­бы же­на с деть­ми ле­том там про­жи­ва­ли. Нор­ма бы­ла – 25 кв. мет­ров, я сде­лал 24,95 кв. мет­ра… И все рав­но опять по­шла кру­го­верть ано­ни­мок и пи­сем в парт­кон­троль, в на­род­ный кон­троль. Уже де­сять лет спус­тя быв­ший пред­се­да­тель парт­кон­тро­ля дал мне ки­ло­грам­мо­вую пач­ку бу­маг. На, го­во­рит, чи­тай, что тут твои со­се­ди пи­са­ли. Я за­гля­нул: бо­же мой, там бы­ли пе­ре­счи­та­ны все вед­ра с бе­то­ном, что я сам ме­сил и сам тас­кал. Но я то вре­мя не хаю. За­то не бы­ло та­ко­го звер­ст­ва ме­ж­ду людь­ми, как сей­час. За ме­шок с день­га­ми го­то­вы все во­круг за­топ­тать. Да и был бы ме­шок боль­шой. А то ведь так, сред­нень­кий. Но мно­гим и та­ко­го во всю жизнь не ви­дать.

А ту пач­ку бу­маг с кляу­за­ми, а так­же все кви­тан­ции об оп­ла­те строй­ма­те­риа­лов и про­че­го я и сей­час хра­ню. Для по­том­ков. Так что ме­ня хо­ро­шо «вос­пи­ты­ва­ли» в пра­виль­ном ду­хе. Я и те­перь не мо­гу день­ги тран­жи­рить, знаю, что на­род все­гда за мной на­блю­да­ет. Хо­тя те, кто на дру­гих пи­шут – они по се­бе су­дят. А я да­лек от этих про­де­лок, не до то­го мне. Де­ло на­до де­лать. Де­лать на­до.

Я вот тут впер­вые по­счи­тал про­ме­жу­точ­ные ито­ги сво­ей дея­тель­но­сти. Вот что вы­шло: 11 но­вых про­из­водств в Гу­ба­хе, 22 но­вых про­из­вод­ст­ва в Толь­ят­ти. И еще мож­но при­плю­со­вать Шекс­ну, ком­би­нат дре­вес­ных плит. Да еще 10-ки­ло­мет­ро­вый га­зо­про­вод вы­со­ко­го дав­ле­ния на за­вод в Толь­ят­ти. Ни­че­го се­бе по­лу­ча­ет­ся, прав­да? И по­че­му об этом ни­кто не на­пи­шет в Счет­ную па­ла­ту Сте­па­ши­ну или в пра­ви­тель­ст­во?

КАК МАХ­ЛАЙ ЗА­ТЕ­ВАЛ НО­ВЫЕ ПРО­ИЗ­ВОД­СТ­ВА

– Еще в кон­це 80-х го­дов на­чаль­ник глав­ка в Ми­ни­стер­ст­ве лес­но­го хо­зяй­ст­ва по­со­ве­то­вал нам за­нять­ся чем-ни­будь та­ким-эта­ким для ме­бель­но­го про­из­вод­ст­ва. Вот мол, сде­ла­ем про­из­вод­ст­во ме­бель­ной пли­ты, пли­ты МДФ. За­тра­ты – по­по­лам. Де­фи­цит же был все­со­юз­ный! А нам в год на 5500 ра­бо­таю­щих да­ва­ли 3 ме­бель­ных гар­ни­ту­ра. И я по­ду­мал, что для на­ших за­во­дчан на­до бы сде­лать не­до­ро­гую ме­бель, у них же в квар­ти­рах по боль­шей час­ти бы­ло пус­то. И мы сго­во­ри­лись. Со­ста­ви­ли до­го­вор с ком­би­на­том дре­вес­ных плит, что в го­ро­де Шекс­на Во­ло­год­ской об­лас­ти. Я уже не­сколь­ко раз был на не­мец­кой фир­ме «Би­зон», вел пе­ре­го­во­ры о за­куп­ке ли­нии МДФ. Вы­хо­дил кон­тракт на 35 млн. ма­рок. Под­пи­са­ли кон­тракт, про­пла­ти­ли его. Ли­нию по­лу­чи­ли, она в Шекс­ну при­шла. Тут на­ча­лась при­ва­ти­за­ция, кон­фликт в ру­ко­во­дстве, бан­крот­ст­во ком­би­на­та. Фи­нал.

Ви­жу, тол­ку нет, и по­ехал ис­кать, ку­да ли­нию при­стро­ить. По­пал на фа­нер­ный ком­би­нат в Крас­но­кам­ске, Перм­ской об­лас­ти. А от­ту­да кто-то пе­ре­дал в Шекс­ну, что, мол, за­бе­рут у вас ли­нию. Шекс­нин­цы – в па­ни­ку. Об­ста­нов­ка у них ужас­ная: про­из­вод­ст­во сто­ит, зар­пла­ты не­сколь­ко ме­ся­цев нет, дол­ги на­рас­та­ют…

Я прие­хал, со­брал об­щее со­б­ра­ние. Го­во­рю: я с ва­ми го­тов со­труд­ни­чать, ес­ли вы са­ми что-ни­будь ре­ши­те. На­при­мер, со свои­ми ак­ция­ми. По­том они прие­ха­ли в Толь­ят­ти с прось­бой взять их в со­став кор­по­ра­ции. И мы об­ме­ня­лись ак­ция­ми. Все­ми эти­ми де­ла­ми за­ни­мал­ся управ­ляю­щий ОАО «Толь­ят­тиа­зот» Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Ма­ка­ров.

По­ста­ви­ли там ме­ст­но­го, то­гда еще со­всем мо­ло­до­го пар­ня, он и те­перь там, На­ква­син Алек­сандр Ива­но­вич. От­лич­ный управ­ле­нец: за 10 лет он оз­до­ро­вил пред­при­ятие, по­чис­тил пер­со­нал от без­дель­ни­ков и кри­ку­нов, про­вел и до сих пор про­дол­жа­ет тех­ни­че­ское пе­ре­воо­ру­же­ние и мо­дер­ни­за­цию, мощ­но­сти на­рас­тил по срав­не­нию с про­ект­ны­ми поч­ти в 3 раза. Те­перь это од­но из луч­ших на­ших под­раз­де­ле­ний. И очень важ­но, что там есть пол­ное по­ни­ма­ние и гу­бер­на­то­ра Во­ло­год­ской об­лас­ти, и под­держ­ка гла­вы Ад­ми­ни­ст­ра­ции Шекс­нин­ско­го рай­она. В та­ких ус­ло­ви­ях мож­но ра­бо­тать очень эф­фек­тив­но.

Кро­ме все­го про­че­го мы ему по­ру­чи­ли ку­ри­ро­вать строи­тель­ст­во в Санкт-Пе­тер­бур­ге бук­си­ров для но­во­го пор­та Та­мань. А это за­ня­тие не для сла­бых: и в Шекс­не свое хо­зяй­ст­во не­ма­лень­кое, и в Пи­тер на верфь мо­тать­ся нуж­но ре­гу­ляр­но. Кро­ме все­го, он по­стро­ил и стро­ит жи­лье для сво­их со­труд­ни­ков, пе­ре­вел про­из­вод­ст­вен­ный про­цесс на ис­поль­зо­ва­ние пы­ле-воз­душ­ной сме­си вме­сто га­за (дре­вес­ная пыль в сме­си с воз­ду­хом от­лич­но го­рит), что по­зво­ли­ло рез­ко сни­зить за­тра­ты на энер­го­но­си­те­ли. И вы­пуск у не­го не толь­ко сы­рья, а и ко­неч­но­го про­дук­та: ла­ми­ни­ру­ет пли­ту, она го­то­ва к рас­крою и сбор­ке.

Ко­гда мы при­ез­жа­ем в Шекс­ну под­во­дить ито­ги го­да – у за­во­дчан ни­ка­ких во­про­сов к нам: все ре­ша­ет На­ква­син на мес­те. Вот это на­стоя­щая ра­бо­та.

Но бы­ли у нас и про­из­вод­ст­ва, ко­то­рые мы за­кры­ли как не­эф­фек­тив­ные: сбор­ку ав­то­бу­сов, вы­пуск бы­то­вой элек­тро­ни­ки. Идея и там, и там бы­ла в пол­ном обес­пе­че­нии го­ро­да Толь­ят­ти и на­ше­го пред­при­ятия. Обес­пе­чить-то по­на­ча­лу обес­пе­чи­ли, но эко­но­ми­че­ская эф­фек­тив­ность ока­за­лась не­вы­со­ка. В та­ком слу­чае один вы­ход: за­кры­тие биз­не­са. Что мы и сде­ла­ли. Это не на­ша ви­на, про­сто по­тре­би­те­ли ока­за­лись не­дос­та­точ­но пла­те­же­спо­соб­ны. Со­дер­жать же за свой счет та­кие серь­ез­ные струк­ту­ры мы не мо­жем. Эко­но­ми­ка пред­при­ятия не долж­на стра­дать.

КАК МАХ­ЛАЙ О ЗА­ВО­ДЧА­НАХ ЗА­БО­ТИТ­СЯ

– Сна­ча­ла, ко­неч­но, нам нуж­но бы­ло всем, кто ра­бо­та­ет че­ст­но и с от­да­чей, обес­пе­чить дос­той­ную зар­пла­ту. Обес­пе­чи­ли и под­дер­жи­ва­ем ее на дос­той­ном уров­не. По­том вот – ме­бель со­би­ра­ли и на льгот­ных ус­ло­ви­ях про­да­ва­ли. По­том – со­б­ран­ные у нас те­ле­ви­зо­ры и ви­део­маг­ни­то­фо­ны – мы их и за день­ги в рас­сроч­ку от­да­ва­ли, и в ви­де по­ощ­ре­ния вру­ча­ли. Из 50 тыс. штук про­цен­тов 10 ос­та­лось у за­во­дчан. По­том бы­ла у ме­ня про­грам­ма ав­то­мо­би­ли­за­ции за­во­дчан. В со­вет­ские вре­ме­на по раз­на­ряд­ке мы ведь счи­тан­ные еди­ни­цы по­лу­ча­ли.

К сло­ву, о ма­ши­нах. Я до сих пор пом­ню, как мы с млад­шим сы­ном вти­ха­ря ста­ли в кон­це вось­ми­де­ся­тых го­дов ко­пить на ма­ши­ну. А схе­му я та­кую при­ду­мал: мы ле­та­ем в Мо­ск­ву в ко­ман­ди­ров­ки, и ка­ж­дый раз бу­дем там в банк по­нем­но­гу вно­сить. Так и де­ла­ли, со­бра­ли ему на ма­ши­ну поч­ти 6 ты­сяч у.е. Как раз до бан­ков­ско­го кри­зи­са, ко­гда все на­ши де­неж­ки и сго­ре­ли. А за по­след­ние го­ды по льгот­ным це­нам и в рас­сроч­ку про­да­ли поч­ти 800 ма­шин. Это на ка­ж­до­го пя­то­го ра­бо­таю­ще­го – ма­ши­на. Пусть ра­бо­чие и ин­же­не­ры жи­вут по-люд­ски.

Од­на­ж­ды я по­ехал в Ев­ро­пу, и уви­дел там спе­ци­аль­ные ав­то­бу­сы для экс­кур­сий, и так они мне по­нра­ви­лись! По­ехал я на их за­вод, а за­ка­зал ин­ди­ви­ду­аль­ную сбор­ку, с по­вы­шен­ным ком­фор­том. Ду­маю: пусть на­ши, за­во­дские от­ды­ха­ют по-люд­ски, как все лю­ди. От­лич­ные по­лу­чи­лись ав­то­бу­сы: к ка­ж­до­му из них при­кре­п­ля­ет­ся еще ти­па за­кры­тый при­цеп, в ко­то­ром раз­ме­ща­ет­ся оде­ж­да и ве­щи пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, что­бы в ос­нов­ном са­ло­не бы­ло про­сто­рно и уют­но. Осо­бен­но по­лю­би­ли это де­ло де­тиш­ки. Они се­бе в хво­сте уст­рои­ли ре­бя­чью рес­пуб­ли­ку, там они иг­ра­ют, бол­та­ют о сво­ем, дет­ском. А что­бы мог­ли они ез­дить в кра­си­вей­ший го­род Рос­сии, Санкт-Пе­тер­бург, в его цен­тре по­строи­ли мы от­лич­ный гос­ти­нич­ный кор­пус в че­ты­ре эта­жа.

ЧТО МАХ­ЛАЙ ДУ­МА­ЕТ О СО­ВРЕ­МЕН­НО­СТИ

– По­че­му не­ко­то­рые вла­дель­цы биз­не­са ста­ра­ют­ся вы­вес­ти ак­ти­вы, спря­тать по­лу­чен­ную при­быль и жить при­пе­ваю­чи, не ду­мая о тех, кто эти цен­но­сти для них соз­да­вал? Долж­на же быть ка­кая-то по­ря­доч­ность в де­лах и че­ло­ве­че­ское от­но­ше­ние к лю­дям? Ме­ня из-за та­ко­го под­хо­да как толь­ко не на­зы­ва­ют. Са­мое мяг­кое – «ди­но­завр». Но ведь, по су­ти, я прав? Хо­тя ино­гда ду­маю: на­до бы, как все – от­мы­вать, от­мы­вать и от­мы­вать. И се­бе скла­ды­вать. А я все та­щу и та­щу в свой кол­лек­тив, а в ито­ге кто толь­ко по мо­ему ад­ре­су не про­ез­жа­ет­ся. Од­на­ко я ду­мал и ду­маю, что те, кто соз­дал се­го­дняш­нее бла­го­по­лу­чие, пен­сио­не­ры осо­бен­но, они за­слу­жи­ли нор­маль­ную, обес­пе­чен­ную ста­рость. А те, кто тру­дит­ся се­го­дня, они за­слу­жи­ли и со­ци­аль­ную за­щи­ту, и бес­плат­ное здра­во­охра­не­ние, и нор­маль­ный от­дых, и бес­плат­ное об­ра­зо­ва­ние для сво­их де­тей. Вот смот­ри­те, что тво­рит­ся в Толь­ят­ти: весь бе­рег Вол­ги как бы рас­ку­п­лен, к во­де не по­дой­ти. Раз­ве это за­кон­но? Гос­по­дин Мит­воль из Мин­при­ро­ды уже сколь­ко раз объ­яс­нил, что урез во­ды внут­рен­них во­до­емов ни­кто в ча­ст­ное вла­де­ние еще не от­да­вал. А мы уже не мо­жем по­дой­ти к во­де у ве­ли­кой рус­ской ре­ки, лет шесть до­би­ва­ем­ся хоть ку­соч­ка бе­ре­га Вол­ги для пля­жа на­ших за­во­дчан, от­ды­хаю­щих в са­на­то­рии «На­де­ж­да». Бес­по­лез­но. Счи­таю, что кто хо­чет – он дол­жен прий­ти на бе­рег ре­ки и от­дох­нуть, ис­ку­пать­ся, по­лю­бо­вать­ся пей­за­жем. Мо­жет, ее, Вол­гу, рус­скую ре­ку, пе­ре­име­но­вать в ве­ли­кую но­во­рус­скую ре­ку?

Еще од­но. У «Толь­ят­тиа­зо­та» по но­вым пра­ви­лам в свое вре­мя ото­бра­ли в му­ни­ци­паль­ную соб­ст­вен­ность ши­кар­но обо­ру­до­ван­ную мед­сан­часть, пять дет­ских са­дов. А «Толь­ят­тиа­зот» – пред­при­ятие гра­до­об­ра­зую­щее. Ко­му нуж­на бы­ла эта ро­ки­ров­ка? Ли­ши­ли уч­ре­ж­де­ния со­ци­аль­ной сфе­ры дос­та­точ­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, они в упад­ке. Ра­зум­но ли это? Нор­маль­ной мед­сан­ча­сти в рай­оне не ста­ло, так мы вос­соз­да­ли ее на тер­ри­то­рии и кор­по­ра­ции. И от­лич­но се­бя чув­ст­ву­ет, ска­жу я вам. За­во­дчан же нуж­но как-то ле­чить и про­фи­лак­ти­ро­вать.

И вот еще что. Пять лет про­шу от­вес­ти зем­лю под ста­ди­он в рай­оне, где жи­вут за­во­дча­не. На день­ги кор­по­ра­ции хо­тим ста­ди­он по­стро­ить. Не да­ют вла­сти, и все тут. Лад­но, здесь не по­ни­ма­ют, на­пра­вим сред­ст­ва на Та­мань. Я уже дал за­да­ние по­дыс­ки­вать ме­сто для строи­тель­ст­ва здрав­ни­цы на 1 тыс. мест на бе­ре­гу мо­ря. Прав­да, не­доб­ро­же­ла­те­ли и там оты­ска­лись, ут­вер­жда­ют, что мы не ду­ма­ем об эко­ло­гии Та­ма­ни. А мы со­би­ра­ем­ся там по­стро­ить са­на­то­рий – про­фи­лак­то­рий. Где ло­ги­ка? Мы и обо­ру­до­ва­ние ста­ли за­ку­пать и за­во­зить…

Что же ка­са­ет­ся не­дру­же­ст­вен­но­го по­гло­ще­ния и та­кой по­пыт­ки в от­но­ше­нии «Толь­ят­тиа­зо­та», то я о та­ком слы­шать не слы­хи­вал, по­ка не столк­нул­ся на прак­ти­ке в от­но­ше­нии на­шей кор­по­ра­ции. Кро­ме удив­ле­ния и омер­зе­ния это у ме­ня лич­но ни­ка­ких иных чувств не вы­зы­ва­ет. Стрем­ле­ние си­лой, со­еди­нен­ной с хит­ро­стью, за­хва­тить то, что соз­да­ва­лось де­ся­ти­ле­тия­ми, – это по­ро­ж­де­ние но­вей­ше­го рос­сий­ско­го вре­ме­ни. Наш кол­лек­тив это­му про­ти­во­сто­ял и про­ти­во­сто­ит. И вряд ли его мож­но пе­ре­ку­пить или как-то скло­нить к со­дей­ст­вию тем, кто сто­ит за все­ми эти­ми «мас­ка­ми-шоу».

У ме­ня стой­кое убе­ж­де­ние, что то, что мне пред­на­зна­ча­лось сде­лать в жиз­ни и к че­му я сам стре­мил­ся – я это и де­лаю. И пусть мне го­во­рят что угод­но – я про­сто за­нят сво­им де­лом. Все по­след­ние 52 го­да. Мне мож­но бы уй­ти в тень, на по­кой и за­слу­жен­ный от­дых. Но я про­сто за­ра­жен сво­им де­лом и не мо­гу уй­ти от не­го.

Я пом­ню, ко­гда еще па­па был жив, а мне бы­ло чуть боль­ше 6 лет, мы, де­ти – я, млад­ший брат и две се­ст­рен­ки, жда­ли, ко­гда ма­ма от­кро­ет свой за­вет­ный сун­ду­чок. Там все­гда бы­ло что-то вкус­нень­кое – «по­ду­шеч­ки» или «Ра­ко­вые шей­ки», кон­фе­ты та­кие. Те­перь я знаю, что на­шел свой «сун­ду­чок»: мне всю жизнь ин­те­рес­но мое де­ло. Но мне ка­жет­ся, что мно­гое я еще не сде­лал. На­до сде­лать, и я сде­лаю.

Справ­ка «БОС­Са»

Мах­лай Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич ро­дил­ся 9 ию­ня 1937 го­да в го­ро­де Гу­ба­ха Перм­ской об­лас­ти в се­мье ра­бо­чих. Окон­чил хи­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Перм­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та по спе­ци­аль­но­сти «Ма­ши­ны и ап­па­ра­ты хи­ми­че­ских про­из­водств», а так­же фа­куль­тет ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва Ураль­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та им. С.М. Ки­ро­ва.

Тру­до­вой путь на­чал то­ка­рем в цен­траль­ных элек­тро­ме­ха­ни­че­ских мас­тер­ских шах­ты им. Ка­ли­ни­на. Слу­жил в под­вод­ном фло­те. С ян­ва­ря 1961 го­да ра­бо­тал по­мощ­ни­ком ма­ши­ни­ста на Гу­ба­хин­ском хи­ми­че­ском за­во­де (ОАО «Ме­таф­ракс). По­сле­до­ва­тель­но за­ни­мал долж­но­сти мас­те­ра, ме­ха­ни­ка це­ха, зам. на­чаль­ни­ка це­ха, на­чаль­ни­ка це­ха, зам. ди­рек­то­ра по ка­пи­таль­но­му строи­тель­ст­ву. С ию­ля 1974 го­да – ди­рек­то­ра за­во­да.

С ап­ре­ля 1985 го­да пе­ре­во­дом был на­зна­чен ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром ПО «Толь­ят­тиа­зот»

 С фев­ра­ля 2000 го­да – пре­зи­дент ЗАО «Кор­по­ра­ция «Толь­ят­тиа­зот»

На­гра­ж­ден дву­мя ор­де­на­ми Тру­до­во­го Крас­но­го зна­ме­ни, ор­де­ном Знак по­че­та.

Дей­ст­ви­тель­ный член Рос­сий­ской Ака­де­мии биз­не­са и пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, док­тор по ос­нов­ным про­цес­сам и тех­ни­ке про­мыш­лен­ных тех­но­ло­гий, док­тор Рос­сий­ской ака­де­мии ес­те­ст­вен­ных на­ук, ака­де­мик Ака­де­мии про­блем ка­че­ст­ва, дей­ст­ви­тель­ный член Ме­ж­ду­на­род­ной Ака­де­мии биз­не­са. Дей­ст­ви­тель­ный член Рос­сий­ской  Ака­де­мии биз­не­са и пред­при­ни­ма­тель­ст­ва.

Име­ет по­чет­ные зва­ния «Про­фес­сио­наль­ный ин­же­нер Рос­сии», «По­чет­ный неф­те­хи­мик», «По­чет­ный хи­мик», «По­чет­ный гра­ж­да­нин го­ро­да Толь­ят­ти», «По­чет­ный гра­ж­да­нин го­ро­да Гу­ба­ха», «По­чет­ный строи­тель», «По­чет­ный ра­бот­ник то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са», «За­слу­жен­ный пред­при­ни­ма­тель», «Луч­ший изо­бре­та­тель хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти Са­мар­ской об­лас­ти», «По­чет­ный энер­ге­тик».

От­ме­чен 20-ю ме­да­ля­ми, па­мят­ны­ми зна­ка­ми, ди­пло­ма­ми об­ще­ст­вен­ных и про­фес­сио­наль­ных ор­га­ни­за­ций.

Яв­ля­ет­ся ав­то­ром 50 изо­бре­те­ний и на­уч­ных ра­бот.


Жур­нал «БОСС»

№12, 2008 г.