Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

«ОБУ­ХОВ ин­жи­ни­ринг» – VOLVO С РУС­СКИМ ХА­РАК­ТЕ­РОМ

Ле­он­тий БУК­ШТЕЙН


При­дя на встре­чу с пер­со­на­лом ком­па­нии «Обу­хов ин­жи­ни­ринг», я, не­мно­го по­плу­тав по из­вест­но­му тор­го­во­му цен­тру «МЕ­ГА» на 21-м ки­ло­мет­ре Ка­луж­ско­го шос­се, на­шел-та­ки ме­сто рас­по­ло­же­ния ав­то­са­ло­на. И по дав­ней (мо­жет, и не со­всем хо­ро­шей при­выч­ке), по­на­ча­лу уст­ро­ил­ся не­вда­ле­ке, что­бы по­на­блю­дать за по­тен­ци­аль­ны­ми по­ку­па­те­ля­ми. Ска­жем пря­мо, их бы­ло не­мно­го. Да и от­ку­да им бы­ло бы взять­ся в боль­шом ко­ли­че­ст­ве, ес­ли ра­зы­скать эту «точ­ку опо­ры» в цо­коль­ном по­ме­ще­нии тор­го­во­го ком­плек­са еще на­до уметь. О чем впо­след­ст­вии и ска­зал пер­во­му ли­цу ком­па­нии. Оно, пер­вое ли­цо, сра­зу со­гла­си­лось, но об этом по­поз­же. А по­ка что на­блю­даю, как под­жа­рый и энер­гич­ный ме­нед­жер во­дит оче­ред­но­го по­тен­ци­аль­но­го по­ку­па­те­ля во­круг ма­ши­ны, до­пус­ка­ет внутрь сесть на си­де­нья не­обыч­но об­тя­ну­тые ком­би­ни­ро­ван­ной ко­жей, по­тро­гать верх при­бор­ной дос­ки, от­де­лан­ный мяг­ким ма­те­риа­лом, по­кру­тить руль, уп­ря­тан­ный в изу­ми­тель­ную тон­кую ко­жу фан­та­зий­ных рас­цве­ток в тон цве­та ку­зо­ва, за­гля­ды­ва­ет вме­сте с ним под дни­ще, при­гла­ша­ет ощу­пать спой­ле­ры, двой­ную вы­хлоп­ную тру­бу и про­чие при­бам­ба­сы, так до­ро­гие серд­цам рос­сий­ских ав­то­гон­щи­ков-лю­би­те­лей. Про­чие по­се­ти­те­ли ав­то­са­ло­на ос­то­рож­но ос­мат­ри­ва­ли ма­ши­ну с не­по­нят­ным лейб­лом «ОБУ­ХОВ» на ра­диа­то­ре, мор­щи­ли лбы, пы­та­ясь по­нять, что та­кое она им на­по­ми­на­ет, еще раз смот­ре­ли на лейбл… Это бы­ла не шут­ка. Это бы­ла (и есть!) но­вая мар­ка рос­сий­ских ма­шин.


НО­ВОЕ– ЭТО ХО­РО­ШО ЗА­БЫ­ТОЕ…НО­ВОЕ

Они не из Толь­ят­ти. Они не ни­же­го­род­ские. И не ижев­ские. И да­же не из Все­во­лож­ска. Не бу­ду дол­го му­чить чи­та­те­лей. Эти ма­ши­ны со­би­ра­ют в Мо­ск­ве. Сбор­ка не мас­со­вая, не на по­то­ке. Это – пол­ный экс­клю­зив для тех, кто зна­ет толк в ма­ши­нах и мо­жет се­бе по­зво­лить за­ка­зать ма­ши­ну «под се­бя». Та­кой зна­ток при­знА­ет в об­во­дах но­вой мо­де­ли что-то от швед­ской Volvo, и бу­дет прав. Ба­за у нее – от Volvo. И все оп­ции, при­су­щие этой швед­ской кра­са­ви­це, есть в на­ли­чии. А вот то, что по­зво­ли­ло от­цам-соз­да­те­лям дать ма­ши­не имя од­но­го из уч­ре­ди­те­лей ком­па­нии и ее тех­ни­че­ско­го ди­рек­то­ра г-на Обу­хо­ва – это уже на­ше, рос­сий­ское. Ко­то­рое, как все по­ни­ма­ют, труд­но спу­тать с за­гра­ни­цей еще с тех вре­мен, ко­гда мы бы­ли уве­ре­ны, что «за­гра­ни­ца нам по­мо­жет». По­ме­ня­лись вре­ме­на, те­перь на­ста­ла по­ра нам по­мочь за­гра­ни­це с ее неж­ны­ми ма­ши­на­ми и их чув­ст­ви­тель­ны­ми пе­ред­ни­ми под­вес­ка­ми.

Вы за­ин­три­го­ва­ны, вы не ве­ри­те сво­им гла­зам? Вы впер­вые встре­чае­те упо­ми­на­ние о смель­ча­ках, ко­то­рые ре­ши­лись на пре­об­ра­зо­ва­ние ма­ши­ны, но­ся­щей имя ми­ро­во­го брен­да и имею­щей ре­пу­та­цию со­вер­шен­но­го тво­ре­ния рук че­ло­ве­че­ских? Зна­чит, вы не из Рос­сии. У нас все мо­жет быть. Уже есть. Как это по­лу­чи­лось? Об этом мы бе­се­ду­ем с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром и од­ним из ос­но­ва­те­лей ком­па­нии «Обу­хов-ин­жи­ни­ринг» (а это имен­но он де­мон­ст­ри­ро­вал ма­ши­ну по­ку­па­те­лю в МЕ­ГЕ) Оле­гом Тур­ха­но­вым.

– Ес­ли че­ст­но, то мне и в го­ло­ву не мог­ло бы при­дти та­кое: взять­ся за соз­да­ние но­вой мо­де­ли ма­шин, тем бо­лее на ба­зе та­кой про­слав­лен­ной мар­ки, как Volvo…

– На­вер­ное, по­это­му об этом рас­спра­ши­вае­те вы – ме­ня, а не я – вас. Хо­тя, ес­ли без шу­ток и кол­ко­стей, все в этой жиз­ни про­ис­хо­дит не­слу­чай­но. На­шей фир­ме поч­ти 9 лет. С пер­во­го дня мы свя­за­ли свой биз­нес с ав­то­ма­ши­на­ми Volvo. Еще не бу­ду­чи офи­ци­аль­ны­ми ди­ле­ра­ми, мы по­строи­ли свою пер­вую стан­цию тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния ав­то­мо­би­лей Volvo. Ста­ли ре­мон­ти­ро­вать и об­ха­жи­вать эти ма­ши­ны. По­че­му? Да по­то­му, что нра­ви­лись они нам. При­влек­ли и дан­ные о на­деж­но­сти и безо­пас­но­сти ав­то­мо­би­лей: за все го­ды на­шей ра­бо­ты с этой мар­кой ма­шин ни од­ной ава­рии и во­об­ще – ни од­но­го про­ис­ше­ст­вия по ви­не са­мой ма­ши­ны у нас не про­изош­ло. По­сте­пен­но у нас ста­ла на­ка­п­ли­вать­ся ста­ти­сти­ка по пред­ло­же­ни­ям кли­ен­тов, же­лав­ших адап­ти­ро­вать Volvo к рос­сий­ским до­ро­гам и рос­сий­ско­му мен­та­ли­те­ту во­ди­те­лей. И мы на­ча­ли ре­шать эти про­бле­мы: все-та­ки, Рос­сия – это не Шве­ция. Хо­тя кли­ма­ти­че­ские ус­ло­вия, в об­щем, схо­жие, но на­ши до­ро­ги и наш мен­та­ли­тет – это со­всем не Шве­ция. Я уж не го­во­рю о сти­ле во­ж­де­ния. Так что во­прос, как го­во­рит­ся, на­зре­вал с не­из­беж­но­стью.

– Ка­кие же бы­ли пер­вые за­ме­ча­ния при всех дос­то­ин­ст­вах швед­ской ма­ши­ны?

– Ес­те­ст­вен­но, не­боль­шой кли­ренс, то есть про­свет ме­ж­ду ку­зо­вом и до­ро­гой. Для Шве­ции он – са­мое то. А вот для нас… Он не по­зво­лял поль­зо­ва­те­лям ма­ши­ны про­ехать на да­чу или на ры­бал­ку. Да и по не­ко­то­рым до­ро­гам внут­ри на­се­лен­ных пунк­тов, осо­бен­но вне Мо­ск­вы – то­же. И мы на­ча­ли ре­шать эту про­бле­му. Но не в Рос­сии, а на За­па­де.

– По­че­му?

– На тот мо­мент, бли­же к се­ре­ди­не 90-х го­дов, на­ше про­из­вод­ст­во ле­жа­ло в руи­нах, ав­то­мо­биль­ные за­во­ды бы­ли кто под бан­крот­ст­вом, кто в дли­тель­ном про­стое.


ВСЕ– ТА­КИ ОНА НАМ ПО­МО­ЖЕТ!

По­хо­же, что по­то­ро­пи­лись мы с за­яв­ле­ни­ем, что ни­ка­кая за­гра­ни­ца нам не по­мо­жет и мы са­ми спра­вим­ся. По край­не ме­ре, по со­стоя­нию на се­ре­ди­ну 90-х го­дов про­шло­го ве­ка, ко­гда эко­но­ми­ку Рос­сии тер­зал кри­зис не­пла­те­жей, а пред­при­ятия ос­та­нав­ли­ва­лись один за дру­гим, рас­счи­ты­вать на оте­че­ст­вен­ный про­мыш­лен­ный по­тен­ци­ал бы­ло преж­де­вре­мен­но. Ку­да же на­пра­ви­лись но­во­яв­лен­ные оте­че­ст­вен­ные ра­цио­на­ли­за­то­ры, мо­дер­ни­за­то­ры и бу­ду­щие ав­то­мо­би­ле­строи­те­ли?

– Мы свя­за­лись с гол­ланд­ским кон­цер­ном МАД,– про­дол­жа­ет свой рас­сказ Олег Тур­ха­нов. – Мы на­пи­са­ли им тех­ни­че­ское за­да­ние на усо­вер­шен­ст­во­ва­ние пе­ред­ней под­вес­ки на ос­но­ве– и это хо­чу под­черк­нуть от­дель­но– на­ших соб­ст­вен­ных раз­ра­бо­ток. Был соз­дан пер­вый, опыт­ный об­ра­зец, ко­то­рый мы ис­пы­та­ли на Дмит­ров­ском ав­то­мо­биль­ном по­ли­го­не. По­том мы вы­пол­ни­ли до­пол­не­ние к это­му про­ек­ту и по­лу­чи­ли се­рий­ный об­ра­зец под­вес­ки «Обу­хов», вы­пол­нен­ный в Гол­лан­дии и снаб­жен­ный все­ми ев­ро­пей­ски­ми сер­ти­фи­ка­та­ми. По­сле – опять на Дмит­ров­ский по­ли­гон, про­шли тен­зо­мет­ри­че­ские ис­пы­та­ния: ус­той­чи­вость, управ­ляе­мость, оп­ро­ки­ды­вае­мость ав­то­мо­би­ля с но­вой под­вес­кой. А так­же – про­доль­ные и по­пе­реч­ные пе­ре­груз­ки при дви­же­нии по так на­зы­вае­мой «бель­гий­ской мос­то­вой» (это тя­же­лая брус­чат­ка). По это­му ком­плек­су ис­пы­та­ний на­ша под­вес­ка бы­ла сер­ти­фи­ци­ро­ва­на на со­от­вет­ст­вие ев­ро­пей­ским и рос­сий­ским стан­дар­там. И в даль­ней­шем мы ста­ли со­труд­ни­чать с кон­цер­ном МАД по пе­ред­ней под­вес­ке. И это бы­ла на­ша не един­ст­вен­ная со­вме­ст­ная ра­бо­та с ним.


А ЧТО ДУ­МА­ЕТ VOLVO?

Ес­те­ст­вен­ные во­прос: ин­фор­ми­ро­ва­ли ли но­во­яв­лен­ные ра­цио­на­ли­за­то­ры ма­те­рин­скую ком­па­нию Volvo?

– В то вре­мя – нет,– от­ве­ча­ет Олег Тур­ха­нов. – Но спе­циа­ли­сты из Шве­ции к нам на­ве­да­лись. Они вы­сту­пи­ли про­тив ка­ких-ли­бо из­ме­не­ний в ма­ши­не, ко­то­рая уве­ша­на ди­пло­ма­ми, при­за­ми и на­гра­да­ми за безо­пас­ность, ус­той­чи­вость, ма­нев­рен­ность. Да мы и са­ми ее лю­би­ли и лю­бим. Но в то вре­мя во­прос встал реб­ром: мож­но или «низ­зя»? Швед­ских спе­циа­ли­стов бес­по­кои­ло воз­мож­ное сни­же­ние ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти ма­ши­ны с на­шей под­вес­кой. Мы пред­ло­жи­ли от­пра­вить на швед­ский по­ли­гон наш об­ра­зец. В хо­де под­го­тов­ки этой по­езд­ки к нам при­был ин­же­нер из Шве­ции, спра­ши­ва­ет: А ка­кая-ни­будь до­ку­мен­та­ция на ва­шу под­вес­ку есть? В смыс­ле – по ис­пы­та­ни­ям, по сер­ти­фи­ка­там? Хоть что-ни­будь де­ла­ли? Мы ему мол­ча – наш «тал­муд» об­щим ве­сом ки­ло­грам­ма этак на три с ре­зуль­та­та­ми ис­пы­та­ний, гра­фи­ка­ми на­гру­зок и пе­ре­гру­зок, со сво­бод­ны­ми фор­ма­ми уп­ру­гих ко­ле­ба­ний, с тен­зо­мет­ри­че­ски­ми за­ме­ра­ми и сер­ти­фи­ка­та­ми. Он был в мол­ча­ли­вом шо­ке, про­лис­тал де­сят­ки стра­ниц и го­во­рит: не­че­го вам у нас де­лать, ма­ши­ну я гнать на Volvo не ста­ну, тут все в по­ряд­ке, все и так яс­но. По­здрав­ляю.

Про­дол­же­ние этой ис­то­рии про­изош­ло че­рез два го­да, ко­гда у Volvo поя­вил­ся но­вый ав­то­мо­биль клас­са cross-country на под­вес­ке, очень нам зна­ко­мой. Что нас и по­ра­до­ва­ло: рас­тем! Это бы­ла на­ша ма­лень­кая по­бе­да на пу­ти к сво­ей мо­де­ли.

– Не­у­же­ли ще­пе­тиль­ные шве­ды ско­пи­ро­ва­ли рос­сий­скую раз­ра­бот­ку?

– Нет, они не ко­пи­ро­ва­ли. Да и не мог­ли бы это­го сде­лать. Но за ос­но­ву взя­ли тот же прин­цип, плюс по­ста­ви­ли род­ные, «воль­вов­ские» пру­жи­ны. Ма­ши­на у них ста­ла вы­ше стан­дарт­но­го ав­то­мо­би­ля, по­зво­ляя ез­дить за го­род и по пе­ре­се­чен­ной ме­ст­но­сти во­об­ще. По­сле это­го мы уже не чув­ст­во­ва­ли се­бя из­гоя­ми и не­при­знан­ны­ми ге­ния­ми. За­оч­но и не­офи­ци­аль­но нас при­зна­ли.


ТЫ СКА­ЖИ, ЧЕ ТЕ НА­ДО?

Пе­ред­ней под­вес­кой де­ло, ес­те­ст­вен­но, не ог­ра­ни­чи­лось. Вто­рым но­ме­ром по­шла ра­бо­та над уве­ли­че­ни­ем мощ­но­сти дви­га­те­ля. По­то­му что кли­ен­ты очень про­си­ли: 180-260 л.с. кое-ко­му ка­за­лось ма­ло. А ме­ж­ду тем, из­вест­ный са­мо­лет ЯК-40 взле­та­ет и при мень­ших ско­ро­стях. Че­ст­но го­во­ря, при оз­на­ком­ле­нии с ря­дом спе­ци­фи­че­ских кон­ст­рук­тив­ных но­ва­ций, об­во­да­ми ма­ши­ны «Обу­хов» и воз­мож­но­стя­ми уси­лен­но­го дви­га­те­ля, ме­ня не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, что речь идет о ле­та­тель­ном ап­па­ра­те до­воль­но вы­со­ко­го клас­са. Как ока­за­лось, эти срав­не­ния бы­ли не бес­поч­вен­ны­ми: один из ру­ко­во­ди­те­лей «Обу­хов ин­жи­ни­ринг» при­шел в ав­то­мо­би­ле­строе­ние из авиа­ции и кос­мо­нав­ти­ки. Это как раз и есть Олег Тур­ха­нов.

– Так что и как про­ис­хо­ди­ло на ни­ве дви­га­те­ле­строе­ния для ма­ши­ны «Обу­хов»?

– Вме­ши­вать­ся в эту об­ласть бы­ло бы су­ма­сброд­ст­вом. Но по­пы­тать­ся уве­ли­чить «тя­гу» дви­га­те­ли мы мог­ли. И по­пы­та­лись. В те го­ды мо­дель 850 име­ла 225 л.с. Со­гла­си­тесь, не­ма­ло по срав­не­нию с 75 л.с. у «Жи­гу­лей». Но лю­ди при­вы­ка­ли и к боль­шой мощ­но­сти (это уж чис­то на­ше, рос­сий­ское), они про­си­ли на­рас­тить ее про­цен­тов на 10-20. Хо­тя для го­нок су­ще­ст­во­ва­ли и су­ще­ст­ву­ют спор­тив­ные мо­де­ли, та­кие, как «Фер­ра­ри». Но в них для ко­го-то ма­ло­ва­то про­сто­ра и ком­фор­та. А вот ра­зо­гнать Volvo до спор­тив­ных ско­ро­стей – это не­ко­то­рым ка­за­лось кру­тым де­лом. И мы им за­ня­лись. На­ча­ли ра­бо­тать с сис­те­ма­ми управ­ле­ния. Мы по­ня­ли, что опы­та у нас по­ка ма­ло­ва­то и об­ра­ти­лись к са­мим шве­дам. А имен­но – к фир­ме «Ян Хе­ле­манн и Якоб­сон», вла­дель­цем ко­то­рой яв­ля­ет­ся сын то­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый в свое вре­мя стро­ил для Volvo бен­зи­но­вые и ди­зель­ные мо­то­ры. Кста­ти, в те го­ды ма­ши­ны Volvo ли­ди­ро­ва­ли на ми­ро­вых рал­ли. Так вот, с этой фир­мой мы ста­ли раз­ра­ба­ты­вать бюд­жет­ный ва­ри­ант дви­га­те­ля с со­хра­не­ни­ем ре­сур­са, с со­хра­не­ни­ем ра­бо­то­спо­соб­но­сти эле­мен­тов и уз­лов. У шве­дов же мы ста­ли по­лу­чать до­ку­мен­та­цию и раз­ме­щать в Рос­сии за­ка­зы на из­го­тов­ле­ние вы­хлоп­ных сис­тем, воз­душ­ных фильт­ров, са­мо­бло­ки­рую­щих­ся диф­фе­рен­циа­лов. Все луч­шее от спор­тив­ных ма­шин мы взя­ли в свою. Осо­бо под­черк­ну: с со­хра­не­ни­ем на­деж­но­сти и ре­сур­са, по­то­му что из­вест­но: в сфе­ре ав­то­мо­би­ле­строе­ния все, что хо­ро­шо в спор­те – пло­хо в по­все­днев­ной жиз­ни. На­при­мер, за­чем спор­тив­но­му ав­то­мо­би­лю ре­сурс: он свое от­ка­тал на трас­се – и его на раз­бор­ку. А в обыч­ной жиз­ни ма­ши­на долж­на слу­жить дол­го. Во вся­ком слу­чае, у нее дол­жен быть та­кой ре­сурс. За­да­ча стоя­ла: сде­лать ав­то­мо­биль на ка­ж­дый день – с ком­форт­ны­ми дан­ны­ми и спор­тив­ной ско­ро­стью, но с со­хра­не­ни­ем безо­пас­но­сти, ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти. И это нам уда­лось. Кли­ен­ты это оце­ни­ли и под­твер­ди­ли. Даль­ше по­шли из­ме­не­ния в транс­мис­сии. По­том – за­щи­та кар­те­ра и дни­ща во­об­ще. По­то­му что на боль­шой ско­ро­сти ле­жа­щий на до­ро­ге ку­сок бе­то­на мо­жет быть смер­тель­но опас­ным. А у нас, опять же, не Шве­ция. Мо­гут и про­сто так ку­сок по­ло­жить, для раз­вле­че­ния…

– Чем это нов­ше­ст­во увен­ча­лось?

– Увен­ча­лось на­шей соб­ст­вен­ной раз­ра­бот­кой, ко­гда за­щи­щен и блок ра­диа­то­ров, и мо­тор­ный от­сек, и но­ги во­ди­те­ля с пас­са­жи­ром, и все дни­ще. Эта за­щи­та не бо­ит­ся кир­пи­чей, бе­тон­ных бло­ков и во­об­ще все­го, что ле­жит на на­ших до­ро­гах, на­чи­ная с «ле­жа­чих по­ли­цей­ских». Эта за­щи­та ис­пы­та­на на Дмит­ров­ском по­ли­го­не и сто­ит на всех ав­то­мо­би­лях, ко­то­рые мы про­да­ем.


СА­МИ, СА­МИ, СА­МИ

И вот при­шла по­ра пе­ре­хо­дить от от­дель­ных улуч­ше­ний, из­ме­не­ний и мо­дер­ни­за­ций к про­из­вод­ст­ву ав­то­мо­би­ля «ОБУ­ХОВ». Как это про­ис­хо­ди­ло?

– Сна­ча­ла мы сде­ла­ли его на ба­зе 850-й мо­де­ли,– рас­ска­зы­ва­ет Олег Тур­ха­нов. – Ок­ра­си­ли его в ка­муф­ляж­ный цвет, он стал для нас тест – ма­ши­ной, на ко­то­рой мы ис­пы­ты­ва­ли уз­лы и аг­ре­га­ты сво­его из­го­тов­ле­ния. Он до сих пор бе­га­ет, «на­мо­тал» 600 тыс. км. и все ра­бо­та­ет, как ча­сы. У не­го уве­ли­чен­ный кли­ренс, уве­ли­чен­ная мощ­ность. Он стал для нас про­то­ти­пом пол­но­при­вод­ной ма­ши­ны. За­тем мы соз­да­ли на ба­зе 850 мо­де­ли ли­му­зин с экс­клю­зив­ным са­ло­ном. По­том по­шел аэ­ро­ди­на­ми­че­ский ди­зайн с осо­бой эр­го­но­ми­кой са­ло­на и при­бор­ной па­не­ли. И все это ис­пы­та­ли в аэ­ро­ди­на­ми­че­ской тру­бе, по­то­му что кра­си­во – это од­но, а це­ле­со­об­раз­но с точ­ки зре­ния ско­ро­ст­но­го дви­же­ния – это мо­жет быть дру­гое. Про­дол­же­ние на­ших по­ис­ков – про­ект “OWOD”, пол­но­при­вод­ное спор­тив­ное ку­пе. На ба­зе мо­де­ли C-70 ку­пе мы соз­да­ли та­кой ав­то­мо­биль, ос­на­щен­ный ви­део­ка­ме­рой, спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­ей, ви­део­ка­ме­рой зад­не­го ви­да, мощ­ным ау­дио­ком­плек­сом, дви­га­те­лем на 350 л.с., при­чем у ав­то­мо­би­ля был стек­лян­ный кол­пак от ло­бо­во­го стек­ла до ба­гаж­ни­ка. Это бы­ла на­ша экс­клю­зив­ная ра­бо­та с Ин­сти­ту­том тех­ни­че­ско­го стек­ла, ко­то­рый из­вес­тен свои­ми раз­ра­бот­ка­ми для авиа­ции и кос­мо­нав­ти­ки. И впер­вые в на­шей стра­не мы при­ме­ни­ли ок­ра­ску сти­ля «ха­ме­ле­он», ко­гда на солн­це ку­зов иг­ра­ет 17-ю цве­та­ми. Во­об­ще мы из­ме­ни­ли у это­го ав­то­мо­би­ля все: и ку­зов, и его опе­ре­ние – бам­пе­ры, кры­лья и все, все. Все­го над тем про­ек­том ра­бо­та­ло свы­ше 50 пред­при­ятий. Мы по­лу­чи­ли на этот ав­то­мо­биль все сер­ти­фи­ка­ты, за­щи­ти­ли мо­дель па­тен­том: и всю ма­ши­ну, и ее стек­лян­ный ку­пол. На оче­ред­ном «Мо­тор­шоу» в Мо­ск­ве эта ма­ши­на по­лу­чи­ла ти­тул «Са­мый стиль­ный ав­то­мо­биль го­да». Был 1999 год.

– А что же Volvo?

– А вы знае­те, у них бы­ла ку­ча по­ло­жи­тель­ных эмо­ций, им все по­нра­ви­лось! Но «от­цы» дер­жа­ли нас на рас­стоя­нии и, к со­жа­ле­нию, до сих пор нас на рас­стоя­нии и дер­жат, хо­тя мы уже офи­ци­аль­ные ди­ле­ры Volvo, име­ем опыт про­даж и все та­кое.

– А по­сле 1999 го­да?

– Мы упор­но про­дол­жа­ли на­ча­тое. Мо­дер­ни­зи­ро­ва­ли S-60 AWD. Все эле­мен­ты у нас рос­сий­ско­го про­из­вод­ст­ва, мы со­труд­ни­ча­ем с пред­при­ятия­ми, ко­то­рые до уров­ня Volvo уже до­рос­ли. В 2002 го­ду в но­ми­на­ции «Луч­ший рус­ский про­ект» мы по­лу­чи­ли «Зо­ло­той клак­сон».

– А как вы уве­ли­чи­вае­те мощ­ность дви­га­те­ля? Не раз­би­рае­те же вы его, не ста­чи­вае­те го­лов­ку бло­ка ци­лин­д­ров, как это до сих пор де­ла­ют не­ко­то­рые умель­цы – хо­зяе­ва оте­че­ст­вен­ных ма­шин?

– Ни в ко­ем слу­чае. Для это­го про­во­дят­ся ме­ро­прия­тия: уве­ли­че­ние дав­ле­ния тур­бо­над­ду­ва, из­ме­не­ние ал­го­рит­ма ра­бо­ты тур­би­ны по на­груз­кам, из­ме­не­ние ал­го­рит­ма ра­бо­ты дрос­сель­но­го уз­ла, из­ме­не­ние впу­ск­ных, вы­пу­ск­ных сис­тем. Со­от­вет­ст­вен­но, из­ме­не­ние всех то­п­лив­ных и дру­гих карт, ко­то­рые име­ют­ся в сис­те­ме управ­ле­ния бло­ка МЕ-7 на на­ши, это на­ша раз­ра­бот­ка, у нас име­ет­ся спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, и все это до­во­дит­ся та­ким сту­пен­ча­тым спо­со­бом до 300 ло­ша­ди­ных сил.

– Три­ста «ло­ша­дей»… Так и хо­чет­ся ско­ман­до­вать: от вин­та, взле­та­ем!

– Ну да, ну да… Ес­ли по­ста­вить та­кую, «авиа­ци­он­ную» цель – кто зна­ет, до че­го мы еще до­ра­бо­та­ем­ся. Но по­ка сто­ит кон­крет­ная за­да­ча: сде­лать «Обу­хов» еще бо­лее ком­форт­ным, еще бо­лее безо­пас­ным, еще бо­лее ско­ро­ст­ным.

– Да уж ку­да бо­лее?

– А вы знае­те, мы ос­тав­ля­ем еще не­ко­то­рый за­пас «не вы­бран­ной» мощ­но­сти. Это спа­си­бо соз­да­те­лям дви­га­те­ля: ре­зер­вов они за­ло­жи­ли в не­го дос­та­точ­но. Есть про­стран­ст­во для ма­нев­ра. Не слу­чай­но спе­циа­ли­сты под­раз­де­ле­ния Volvo, раз­ра­ба­ты­ваю­ще­го мо­де­ли для спе­ци­аль­но­го при­ме­не­ния, на­чи­ная с ма­шин для по­ли­ции, уже не­сколь­ко раз при­ез­жа­ли к нам, мы плот­но об­ща­лись, об­су­ж­дая, по­че­му и как мы «это де­ла­ем».

– И что в ре­зуль­та­те?

– А в ре­зуль­та­те у них поя­вил­ся свой ва­ри­ант S-60. Но опять-та­ки он – для Рос­сии не адап­ти­ро­ван, он для Ев­ро­пы. Так что мы про­дол­жа­ем ра­бо­тать со сво­им ва­ри­ан­том и про­да­вать имен­но его. На­при­мер, у нас пе­ред­ний спой­лер сто­ит не ни­же кли­рен­са ав­то­мо­би­ля. А вот со швед­ским вы по на­шим бор­ти­кам и бор­дю­рам, да еще и по уха­бам не про­еде­те. К то­му же наш спой­лер умень­ша­ет ло­бо­вое со­про­тив­ле­ние, уве­ли­чи­ва­ет при­жим­ную си­лу и эко­но­мит то­п­ли­во на­чи­ная от ско­ро­сти 120 км/час, ко­гда воз­ни­ка­ет так на­зы­вае­мое «не­де­ли­мое струй­ное те­че­ние».

– Это опять что-то из об­лас­ти ис­пы­та­ний в аэ­ро­ди­на­ми­че­ской тру­бе?

– Имен­но от­ту­да, у нас один ис­точ­ник све­де­ний об аэ­ро­ди­на­ми­ке ма­ши­ны.

– Вер­нем­ся к пред­ло­же­ния­ми и за­ме­ча­ни­ям кли­ен­там по раз­ра­бот­ке «но­вой но­вой ма­ши­ны»…

– Ко­гда мы их все про­сум­ми­ро­ва­ли, то ре­ши­ли дви­гать­ся впе­ред, ис­поль­зуя на­ко­п­лен­ный опыт. Мы за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ли тор­го­вую мар­ку «Обу­хов», и в этом смыс­ле по­шли по пу­ти, ана­ло­гич­но­му мо­де­лям М-5 и «Бра­бус». Они то­же на­хо­дят­ся в пер­ма­нент­ном ти­хом кон­флик­те с «БМВ» и «Мер­се­де­сом», бу­ду­чи соз­дан­ным на ба­зе и ос­но­ве этих из­вест­ных ма­рок. Но от это­го ни их по­пу­ляр­ность, ни их про­да­вае­мость ни­чуть не по­стра­да­ли!

– Мы го­во­рим «Бра­бус» – под­ра­зу­ме­ва­ем «Мер­се­дес», мы го­во­рим «Обу­хов» – под­ра­зу­ме­ва­ем «Воль­во»?

– Для иг­ры слов под­хо­дит, а по тех­ни­че­ской су­ти – не со­всем. Ведь сын или дочь – это не од­но и то же, что их ро­ди­те­ли? По­хо­жи, но дру­гие! И по ха­рак­те­ру, и по внеш­не­му ви­ду, и по об­ра­зу дей­ст­вий. Вот и мы та­кие же.

– В идеа­ле для вас, это что­бы го­во­ри­ли: пой­ду, ку­п­лю се­бе «Обу­хов»?

– Уже го­во­рят «Ку­п­лю ав­то­мо­биль «Обу­хов ин­жи­ни­ринг». Но от род­ст­ва, пусть и не до кон­ца при­зна­вае­мо­го са­мим Volvo, мы не от­ка­зы­ва­ем­ся. По­сколь­ку счи­та­ем Volvo луч­шим ав­то­мо­би­лем сво­его клас­са по всем па­ра­мет­рам.

– Как про­ис­хо­дит ро­ж­де­ние но­вых ма­шин «Обу­хов»?

– Здесь у нас два на­прав­ле­ния ра­бо­ты. Од­но – это соз­да­ние ав­то­мо­би­ля не­по­сред­ст­вен­но по же­ла­ни­ям за­каз­чи­ка. И боль­шая часть на­ших ав­то­мо­би­лей идет имен­но «на за­каз».

– Ка­кие не­обуз­дан­ные же­ла­ния воз­ни­ка­ют у ва­ших за­каз­чи­ков?

– А са­мые раз­но­об­раз­ные. Лю­ди, ин­те­ре­сую­щие­ся но­вин­ка­ми в ав­то­мо­би­ле­строе­нии, хо­дят на вы­став­ки, на шоу, бы­ва­ют на раз­лич­ных про­филь­ных ме­ро­прия­ти­ях. И у них воз­ни­ка­ет же­ла­ние и се­бе по­ста­вить на ма­ши­ну то-то и то-то, от­де­лать са­лон так-то и так-то, из­ме­нить си­де­нья, при­бор­ную дос­ку, кон­фи­гу­ра­цию и ком­плек­та­цию… Для мно­гих про­сто важ­но быть не как все, в том чис­ле и в ав­то­мо­би­ле. Се­го­дня мы го­то­вы реа­ли­зо­вать лю­бой ка­приз. При ус­ло­вии, что это ни­как не по­влия­ет на безо­пас­ность экс­плуа­та­ции и ус­той­чи­вость ма­ши­ны.

И вто­рое на­прав­ле­ние ра­бо­ты – вы­пуск го­то­вых ма­шин «Обу­хов ин­жи­ни­ринг» на ба­зе Volvo S-60. Вот они сто­ят в са­ло­не тор­го­во­го цен­тра «Ме­га», все ва­ри­ан­ты се­рий­ных ма­шин на лю­бой вкус по ком­плек­та­ции. Есть здесь и Volvo «в чис­том ви­де». Внут­ри этой то­вар­ной груп­пы есть еще два на­прав­ле­ния: ав­то­мо­би­ли биз­нес-клас­са и ма­ши­ны спор­тив­но­го клас­са с мощ­но­стью дви­га­те­ля до 400 л.с. На­чи­не­ны ма­ши­ны по же­ла­нию по­ку­па­те­ля мо­гут быть чем угод­но: от ком­пь­ю­те­ров с иг­ро­вы­ми при­став­ка­ми и до спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции в Мо­ск­ве и Мо­с­ков­ской об­лас­ти, хо­ло­диль­ни­ков и ба­ров с хру­сталь­ны­ми бо­ка­ла­ми.

   КТО ВЫ, «ОБУ­ХОВ ин­жи­ни­ринг»?

Кли­ен­ты и по­ку­па­те­ли их не зна­ют в ли­цо, но мы-то хо­тим их знать хо­тя бы из­да­ле­ка. От­сю­да и оче­ред­ной во­прос к Оле­гу Тур­ха­но­ву:

– А кто эти лю­ди, «Обу­хов ин­жи­ни­ринг»? Кто де­ла­ет но­вый бренд в ав­то­мо­би­ле­строе­нии Рос­сии?

– Нач­нем с то­го, что у на­ших ра­бот­ни­ков ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Боль­шин­ст­во при­шли из авиа­ции, с луч­шим авиа­ци­он­но-ин­же­нер­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, плюс ву­зы ав­то­мо­биль­но­го и ав­то­до­рож­но­го об­ра­зо­ва­ния: МА­МИ, МА­ДИ. Да у ме­ня са­мо­го три об­ра­зо­ва­ния. А в на­ших под­раз­де­ле­ни­ях, ла­бо­ра­то­ри­ях – луч­шие спе­циа­ли­сты. На­при­мер, имен­но у нас ра­бо­та­ют по­бе­ди­те­ли кон­кур­сов и смот­ров ав­то­мо­биль­но­го зву­ка. То же са­мое и в ди­зайн-ла­бо­ра­то­рии, и в ис­пы­та­тель­ной ла­бо­ра­то­рии, и в ла­бо­ра­то­рии по сис­те­мам управ­ле­ния дви­га­те­ля­ми, и в ла­бо­ра­то­рии ок­ра­ски (рань­ше в ней ра­бо­тал един­ст­вен­ный в Вос­точ­ной Ев­ро­пе учеб­ный центр DuPont, из­вест­но­го про­из­во­ди­те­ля ла­ко­кра­соч­ных ав­то­мо­биль­ных по­кры­тий). Кста­ти, на­ши спе­циа­ли­сты по по­кра­ске не­од­но­крат­но про­хо­ди­ли обу­че­ние в Бель­гии. От­дель­но нуж­но ска­зать о на­ших та­лант­ли­вых ху­дож­ни­ках из тю­нин­го­во­го ате­лье – це­лый ком­плекс тру­дит­ся над пе­ре­ши­вом са­ло­нов, ра­бо­та­ет с ко­жей выс­ше­го клас­са вы­дел­ки. И, ко­неч­но, на­ша сбор­ка-фи­нал всех уси­лий. Там уже и ро­ж­да­ет­ся окон­ча­тель­ный ва­ри­ант ма­ши­ны. Кро­ме то­го, мы раз­ме­ща­ем свои за­ка­зы на от­дель­ные уз­лы и аг­ре­га­ты на ря­де со­лид­ных фирм, ко­то­рые реа­ли­зу­ют на­ши раз­ра­бот­ки.

– Ес­ли сум­ми­ро­вать уси­лия спе­циа­ли­стов, то сколь­ко их ра­бо­та­ет над ка­ж­дой ма­ши­ной?

– При­мер­но 100 че­ло­век.

– И по­след­нее – о вас лич­но. Вы толь­ко что ска­за­ли, что имее­те три об­ра­зо­ва­ния. Пра­виль­но я по­нял?

– Да, это так. Я имею авиа­ци­он­но-ин­же­нер­ное об­ра­зо­ва­ние, ди­плом ин­же­не­ра-ис­сле­до­ва­те­ля в об­лас­ти при­клад­ной кос­мо­нав­ти­ки (есть опыт ра­бо­ты ин­же­не­ром-ис­пы­та­те­лем и раз­ра­бот­чи­ком сис­тем в Цен­тре под­го­тов­ки кос­мо­нав­тов) плюс ас­пи­ран­ту­ра.

– Кан­ди­дат­скую за­щи­ти­ли?

– Нет. Унич­то­жил пло­ды сво­их тру­дов за че­ты­ре дня до за­щи­ты. А те­ма ра­бо­ты бы­ла хо­ро­шая «Ис­сле­до­ва­ние ан­тро­по­ген­но­го ланд­шаф­та в ульт­ра­фио­ле­то­вой об­лас­ти оп­ти­че­ско­го из­лу­че­ния». На ма­те­риа­лах так на­зы­вае­мо­го под­спут­ни­ко­во­го экс­пе­ри­мен­та с МКС «МИР». Се­го­дняш­ние дей­ст­вую­щие ру­ко­во­ди­те­ли кос­ми­че­ской про­грам­мы – мои дру­зья. Но с кос­мо­сом при­шлось по­про­щать­ся.

– Что так?

– Ко­гда уволь­нял­ся из ря­дов во­ен­но-воз­душ­ных сил, бы­ло пол­ное раз­оча­ро­ва­ние тем со­стоя­ни­ем, в ко­то­ром мы все ока­за­лись. Вспом­ни­те 1993-1994 го­ды. Мне лич­но и вспо­ми­нать не хо­чет­ся. Я окон­чил пер­вое во­ен­ное учи­ли­ще с зо­ло­той ме­да­лью. Пред­ставь­те се­бе, ка­кие ам­би­ци­оз­ные пла­ны и я, и мои од­но­каш­ни­ки име­ли в свя­зи со служ­бой От­чиз­не. Но не вре­мя, на­вер­ное, то­гда бы­ло. Хо­тя в за­гра­нич­ных ис­сле­до­ва­тель­ских цен­трах на­шим спе­циа­ли­стам – мо­им быв­шим кол­ле­гам сей­час пла­тят бе­ше­ные день­ги: зна­ния и уме­ния нам бы­ли да­ны уни­каль­ные.

– Так вот от­ку­да идет тя­га ав­то­мо­би­ля «Обу­хов» к яв­но «авиа­ци­он­ным» об­во­дам!

– Все-та­ки мой пер­вый ди­плом имел на­зва­ние «Адап­тив­ные сис­те­мы управ­ле­ния ле­та­тель­ным ап­па­ра­том в тур­бу­лент­ной ат­мо­сфе­ре»…И в быт­ность кур­сан­том не раз до­ве­лось дис­ку­ти­ро­вать с про­фес­со­ром Бе­ло­цер­ков­ским из Во­ен­но-воз­душ­ной ака­де­мии им. Жу­ков­ско­го по тео­рии ав­то­уп­ру­го­сти.

– Итак, вы пе­ре­се­ли с са­мо­ле­тов на ав­то­мо­би­ли. Как это про­изош­ло?

– Мне бы­ло 27 лет, и мы, се­ме­ро дру­зей и то­ва­ри­щей, ре­ши­ли взять­ся за ав­то­мо­биль­ный биз­нес. Сре­ди нас бы­ли та­кие, как, на­при­мер, Алек­сандр Обу­хов – ин­же­нер-ме­ха­ник и про­фес­сио­наль­ный рал­лий­ный гон­щик, мас­тер спор­та. Дмит­рий Аме­лин – во­ен­ный пе­ре­во­дчик, по­ли­глот и, соб­ст­вен­но, ини­циа­тор соз­да­ния та­ко­го конг­ло­ме­ра­та бу­ду­щих биз­нес­ме­нов. Не бу­ду всех пе­ре­чис­лять, ска­жу толь­ко, что мы друг дру­га сто­им. И все эти 9 лет мы вме­сте, не пе­ре­ссо­ри­лись, не пе­ре­грыз­лись из-за де­ле­жа пи­ро­гов. А биз­нес наш рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся. Взяв в свое вре­мя пер­вый кре­дит, мы по­строи­ли боль­шую, на 12 по­стов, стан­цию тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния ма­шин Volvo. Не­смот­ря на де­фолт, кре­дит мы за 4 го­да вер­ну­ли. Сей­час ста­ли офи­ци­аль­ным ди­ле­ром Volvo, стро­им те­перь ди­лер­скую стан­цию и в Пер­ми. Под­пи­са­ли с Volvo со­гла­ше­ние об от­кры­тии ди­лер­ско­го цен­тра «Обу­хов»– Урал». Еще од­на стан­ция ра­бо­та­ет в Ми­ти­но. От­лич­но ра­бо­та­ют 7 ав­то­са­ло­нов в Мо­ск­ве по про­да­же ав­то­мо­би­лей. Даль­ше у нас в пла­нах строи­тель­ст­во пол­но­раз­мер­но­го тю­нин­го­во­го ате­лье, где бу­дут со­би­рать экс­клю­зив­ные ав­то­мо­би­ли.

В за­вер­ше­ние – два сло­ва от ав­то­ра. Ком­па­ния «Обу­хов ин­жи­ни­ринг» – при­мер то­го, что мож­но де­лать в Рос­сии, имея го­ло­ву на пле­чах и пра­виль­но встав­лен­ные ру­ки. А ваш ав­то­мо­биль «Обу­хов» – это то, че­го ни­ко­гда не бу­дет у ва­ше­го при­яте­ля, зна­ко­мо­го, парт­не­ра. По­то­му что ком­па­ния в сво­их ав­то­мо­биль­ных ше­дев­рах не по­вто­ря­ет­ся.

         Не опуб­ли­ко­ва­но

     2006 г.