«ОБУХОВ инжиниринг» – VOLVO С РУССКИМ ХАРАКТЕРОМ
Леонтий БУКШТЕЙН
Придя на встречу с персоналом компании «Обухов инжиниринг», я, немного поплутав по известному торговому центру «МЕГА» на 21-м километре Калужского шоссе, нашел-таки место расположения автосалона. И по давней (может, и не совсем хорошей привычке), поначалу устроился невдалеке, чтобы понаблюдать за потенциальными покупателями. Скажем прямо, их было немного. Да и откуда им было бы взяться в большом количестве, если разыскать эту «точку опоры» в цокольном помещении торгового комплекса еще надо уметь. О чем впоследствии и сказал первому лицу компании. Оно, первое лицо, сразу согласилось, но об этом попозже. А пока что наблюдаю, как поджарый и энергичный менеджер водит очередного потенциального покупателя вокруг машины, допускает внутрь сесть на сиденья необычно обтянутые комбинированной кожей, потрогать верх приборной доски, отделанный мягким материалом, покрутить руль, упрятанный в изумительную тонкую кожу фантазийных расцветок в тон цвета кузова, заглядывает вместе с ним под днище, приглашает ощупать спойлеры, двойную выхлопную трубу и прочие прибамбасы, так дорогие сердцам российских автогонщиков-любителей. Прочие посетители автосалона осторожно осматривали машину с непонятным лейблом «ОБУХОВ» на радиаторе, морщили лбы, пытаясь понять, что такое она им напоминает, еще раз смотрели на лейбл… Это была не шутка. Это была (и есть!) новая марка российских машин.
НОВОЕ– ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ…НОВОЕ
Они не из Тольятти. Они не нижегородские. И не ижевские. И даже не из Всеволожска. Не буду долго мучить читателей. Эти машины собирают в Москве. Сборка не массовая, не на потоке. Это – полный эксклюзив для тех, кто знает толк в машинах и может себе позволить заказать машину «под себя». Такой знаток признАет в обводах новой модели что-то от шведской Volvo, и будет прав. База у нее – от Volvo. И все опции, присущие этой шведской красавице, есть в наличии. А вот то, что позволило отцам-создателям дать машине имя одного из учредителей компании и ее технического директора г-на Обухова – это уже наше, российское. Которое, как все понимают, трудно спутать с заграницей еще с тех времен, когда мы были уверены, что «заграница нам поможет». Поменялись времена, теперь настала пора нам помочь загранице с ее нежными машинами и их чувствительными передними подвесками.
Вы заинтригованы, вы не верите своим глазам? Вы впервые встречаете упоминание о смельчаках, которые решились на преобразование машины, носящей имя мирового бренда и имеющей репутацию совершенного творения рук человеческих? Значит, вы не из России. У нас все может быть. Уже есть. Как это получилось? Об этом мы беседуем с генеральным директором и одним из основателей компании «Обухов-инжиниринг» (а это именно он демонстрировал машину покупателю в МЕГЕ) Олегом Турхановым.
– Если честно, то мне и в голову не могло бы придти такое: взяться за создание новой модели машин, тем более на базе такой прославленной марки, как Volvo…
– Наверное, поэтому об этом расспрашиваете вы – меня, а не я – вас. Хотя, если без шуток и колкостей, все в этой жизни происходит неслучайно. Нашей фирме почти 9 лет. С первого дня мы связали свой бизнес с автомашинами Volvo. Еще не будучи официальными дилерами, мы построили свою первую станцию технического обслуживания автомобилей Volvo. Стали ремонтировать и обхаживать эти машины. Почему? Да потому, что нравились они нам. Привлекли и данные о надежности и безопасности автомобилей: за все годы нашей работы с этой маркой машин ни одной аварии и вообще – ни одного происшествия по вине самой машины у нас не произошло. Постепенно у нас стала накапливаться статистика по предложениям клиентов, желавших адаптировать Volvo к российским дорогам и российскому менталитету водителей. И мы начали решать эти проблемы: все-таки, Россия – это не Швеция. Хотя климатические условия, в общем, схожие, но наши дороги и наш менталитет – это совсем не Швеция. Я уж не говорю о стиле вождения. Так что вопрос, как говорится, назревал с неизбежностью.
– Какие же были первые замечания при всех достоинствах шведской машины?
– Естественно, небольшой клиренс, то есть просвет между кузовом и дорогой. Для Швеции он – самое то. А вот для нас… Он не позволял пользователям машины проехать на дачу или на рыбалку. Да и по некоторым дорогам внутри населенных пунктов, особенно вне Москвы – тоже. И мы начали решать эту проблему. Но не в России, а на Западе.
– Почему?
– На тот момент, ближе к середине 90-х годов, наше производство лежало в руинах, автомобильные заводы были кто под банкротством, кто в длительном простое.
ВСЕ– ТАКИ ОНА НАМ ПОМОЖЕТ!
Похоже, что поторопились мы с заявлением, что никакая заграница нам не поможет и мы сами справимся. По крайне мере, по состоянию на середину 90-х годов прошлого века, когда экономику России терзал кризис неплатежей, а предприятия останавливались один за другим, рассчитывать на отечественный промышленный потенциал было преждевременно. Куда же направились новоявленные отечественные рационализаторы, модернизаторы и будущие автомобилестроители?
– Мы связались с голландским концерном МАД,– продолжает свой рассказ Олег Турханов. – Мы написали им техническое задание на усовершенствование передней подвески на основе– и это хочу подчеркнуть отдельно– наших собственных разработок. Был создан первый, опытный образец, который мы испытали на Дмитровском автомобильном полигоне. Потом мы выполнили дополнение к этому проекту и получили серийный образец подвески «Обухов», выполненный в Голландии и снабженный всеми европейскими сертификатами. После – опять на Дмитровский полигон, прошли тензометрические испытания: устойчивость, управляемость, опрокидываемость автомобиля с новой подвеской. А также – продольные и поперечные перегрузки при движении по так называемой «бельгийской мостовой» (это тяжелая брусчатка). По этому комплексу испытаний наша подвеска была сертифицирована на соответствие европейским и российским стандартам. И в дальнейшем мы стали сотрудничать с концерном МАД по передней подвеске. И это была наша не единственная совместная работа с ним.
А ЧТО ДУМАЕТ VOLVO?
Естественные вопрос: информировали ли новоявленные рационализаторы материнскую компанию Volvo?
– В то время – нет,– отвечает Олег Турханов. – Но специалисты из Швеции к нам наведались. Они выступили против каких-либо изменений в машине, которая увешана дипломами, призами и наградами за безопасность, устойчивость, маневренность. Да мы и сами ее любили и любим. Но в то время вопрос встал ребром: можно или «низзя»? Шведских специалистов беспокоило возможное снижение устойчивости и управляемости машины с нашей подвеской. Мы предложили отправить на шведский полигон наш образец. В ходе подготовки этой поездки к нам прибыл инженер из Швеции, спрашивает: А какая-нибудь документация на вашу подвеску есть? В смысле – по испытаниям, по сертификатам? Хоть что-нибудь делали? Мы ему молча – наш «талмуд» общим весом килограмма этак на три с результатами испытаний, графиками нагрузок и перегрузок, со свободными формами упругих колебаний, с тензометрическими замерами и сертификатами. Он был в молчаливом шоке, пролистал десятки страниц и говорит: нечего вам у нас делать, машину я гнать на Volvo не стану, тут все в порядке, все и так ясно. Поздравляю.
Продолжение этой истории произошло через два года, когда у Volvo появился новый автомобиль класса cross-country на подвеске, очень нам знакомой. Что нас и порадовало: растем! Это была наша маленькая победа на пути к своей модели.
– Неужели щепетильные шведы скопировали российскую разработку?
– Нет, они не копировали. Да и не могли бы этого сделать. Но за основу взяли тот же принцип, плюс поставили родные, «вольвовские» пружины. Машина у них стала выше стандартного автомобиля, позволяя ездить за город и по пересеченной местности вообще. После этого мы уже не чувствовали себя изгоями и непризнанными гениями. Заочно и неофициально нас признали.
ТЫ СКАЖИ, ЧЕ ТЕ НАДО?
Передней подвеской дело, естественно, не ограничилось. Вторым номером пошла работа над увеличением мощности двигателя. Потому что клиенты очень просили: 180-260 л.с. кое-кому казалось мало. А между тем, известный самолет ЯК-40 взлетает и при меньших скоростях. Честно говоря, при ознакомлении с рядом специфических конструктивных новаций, обводами машины «Обухов» и возможностями усиленного двигателя, меня не покидало ощущение, что речь идет о летательном аппарате довольно высокого класса. Как оказалось, эти сравнения были не беспочвенными: один из руководителей «Обухов инжиниринг» пришел в автомобилестроение из авиации и космонавтики. Это как раз и есть Олег Турханов.
– Так что и как происходило на ниве двигателестроения для машины «Обухов»?
– Вмешиваться в эту область было бы сумасбродством. Но попытаться увеличить «тягу» двигатели мы могли. И попытались. В те годы модель 850 имела 225 л.с. Согласитесь, немало по сравнению с 75 л.с. у «Жигулей». Но люди привыкали и к большой мощности (это уж чисто наше, российское), они просили нарастить ее процентов на 10-20. Хотя для гонок существовали и существуют спортивные модели, такие, как «Феррари». Но в них для кого-то маловато простора и комфорта. А вот разогнать Volvo до спортивных скоростей – это некоторым казалось крутым делом. И мы им занялись. Начали работать с системами управления. Мы поняли, что опыта у нас пока маловато и обратились к самим шведам. А именно – к фирме «Ян Хелеманн и Якобсон», владельцем которой является сын того человека, который в свое время строил для Volvo бензиновые и дизельные моторы. Кстати, в те годы машины Volvo лидировали на мировых ралли. Так вот, с этой фирмой мы стали разрабатывать бюджетный вариант двигателя с сохранением ресурса, с сохранением работоспособности элементов и узлов. У шведов же мы стали получать документацию и размещать в России заказы на изготовление выхлопных систем, воздушных фильтров, самоблокирующихся дифференциалов. Все лучшее от спортивных машин мы взяли в свою. Особо подчеркну: с сохранением надежности и ресурса, потому что известно: в сфере автомобилестроения все, что хорошо в спорте – плохо в повседневной жизни. Например, зачем спортивному автомобилю ресурс: он свое откатал на трассе – и его на разборку. А в обычной жизни машина должна служить долго. Во всяком случае, у нее должен быть такой ресурс. Задача стояла: сделать автомобиль на каждый день – с комфортными данными и спортивной скоростью, но с сохранением безопасности, устойчивости и управляемости. И это нам удалось. Клиенты это оценили и подтвердили. Дальше пошли изменения в трансмиссии. Потом – защита картера и днища вообще. Потому что на большой скорости лежащий на дороге кусок бетона может быть смертельно опасным. А у нас, опять же, не Швеция. Могут и просто так кусок положить, для развлечения…
– Чем это новшество увенчалось?
– Увенчалось нашей собственной разработкой, когда защищен и блок радиаторов, и моторный отсек, и ноги водителя с пассажиром, и все днище. Эта защита не боится кирпичей, бетонных блоков и вообще всего, что лежит на наших дорогах, начиная с «лежачих полицейских». Эта защита испытана на Дмитровском полигоне и стоит на всех автомобилях, которые мы продаем.
САМИ, САМИ, САМИ
И вот пришла пора переходить от отдельных улучшений, изменений и модернизаций к производству автомобиля «ОБУХОВ». Как это происходило?
– Сначала мы сделали его на базе 850-й модели,– рассказывает Олег Турханов. – Окрасили его в камуфляжный цвет, он стал для нас тест – машиной, на которой мы испытывали узлы и агрегаты своего изготовления. Он до сих пор бегает, «намотал» 600 тыс. км. и все работает, как часы. У него увеличенный клиренс, увеличенная мощность. Он стал для нас прототипом полноприводной машины. Затем мы создали на базе 850 модели лимузин с эксклюзивным салоном. Потом пошел аэродинамический дизайн с особой эргономикой салона и приборной панели. И все это испытали в аэродинамической трубе, потому что красиво – это одно, а целесообразно с точки зрения скоростного движения – это может быть другое. Продолжение наших поисков – проект “OWOD”, полноприводное спортивное купе. На базе модели C-70 купе мы создали такой автомобиль, оснащенный видеокамерой, спутниковой навигацией, видеокамерой заднего вида, мощным аудиокомплексом, двигателем на 350 л.с., причем у автомобиля был стеклянный колпак от лобового стекла до багажника. Это была наша эксклюзивная работа с Институтом технического стекла, который известен своими разработками для авиации и космонавтики. И впервые в нашей стране мы применили окраску стиля «хамелеон», когда на солнце кузов играет 17-ю цветами. Вообще мы изменили у этого автомобиля все: и кузов, и его оперение – бамперы, крылья и все, все. Всего над тем проектом работало свыше 50 предприятий. Мы получили на этот автомобиль все сертификаты, защитили модель патентом: и всю машину, и ее стеклянный купол. На очередном «Моторшоу» в Москве эта машина получила титул «Самый стильный автомобиль года». Был 1999 год.
– А что же Volvo?
– А вы знаете, у них была куча положительных эмоций, им все понравилось! Но «отцы» держали нас на расстоянии и, к сожалению, до сих пор нас на расстоянии и держат, хотя мы уже официальные дилеры Volvo, имеем опыт продаж и все такое.
– А после 1999 года?
– Мы упорно продолжали начатое. Модернизировали S-60 AWD. Все элементы у нас российского производства, мы сотрудничаем с предприятиями, которые до уровня Volvo уже доросли. В 2002 году в номинации «Лучший русский проект» мы получили «Золотой клаксон».
– А как вы увеличиваете мощность двигателя? Не разбираете же вы его, не стачиваете головку блока цилиндров, как это до сих пор делают некоторые умельцы – хозяева отечественных машин?
– Ни в коем случае. Для этого проводятся мероприятия: увеличение давления турбонаддува, изменение алгоритма работы турбины по нагрузкам, изменение алгоритма работы дроссельного узла, изменение впускных, выпускных систем. Соответственно, изменение всех топливных и других карт, которые имеются в системе управления блока МЕ-7 на наши, это наша разработка, у нас имеется специальное оборудование, и все это доводится таким ступенчатым способом до 300 лошадиных сил.
– Триста «лошадей»… Так и хочется скомандовать: от винта, взлетаем!
– Ну да, ну да… Если поставить такую, «авиационную» цель – кто знает, до чего мы еще доработаемся. Но пока стоит конкретная задача: сделать «Обухов» еще более комфортным, еще более безопасным, еще более скоростным.
– Да уж куда более?
– А вы знаете, мы оставляем еще некоторый запас «не выбранной» мощности. Это спасибо создателям двигателя: резервов они заложили в него достаточно. Есть пространство для маневра. Не случайно специалисты подразделения Volvo, разрабатывающего модели для специального применения, начиная с машин для полиции, уже несколько раз приезжали к нам, мы плотно общались, обсуждая, почему и как мы «это делаем».
– И что в результате?
– А в результате у них появился свой вариант S-60. Но опять-таки он – для России не адаптирован, он для Европы. Так что мы продолжаем работать со своим вариантом и продавать именно его. Например, у нас передний спойлер стоит не ниже клиренса автомобиля. А вот со шведским вы по нашим бортикам и бордюрам, да еще и по ухабам не проедете. К тому же наш спойлер уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает прижимную силу и экономит топливо начиная от скорости 120 км/час, когда возникает так называемое «неделимое струйное течение».
– Это опять что-то из области испытаний в аэродинамической трубе?
– Именно оттуда, у нас один источник сведений об аэродинамике машины.
– Вернемся к предложениями и замечаниям клиентам по разработке «новой новой машины»…
– Когда мы их все просуммировали, то решили двигаться вперед, используя накопленный опыт. Мы зарегистрировали торговую марку «Обухов», и в этом смысле пошли по пути, аналогичному моделям М-5 и «Брабус». Они тоже находятся в перманентном тихом конфликте с «БМВ» и «Мерседесом», будучи созданным на базе и основе этих известных марок. Но от этого ни их популярность, ни их продаваемость ничуть не пострадали!
– Мы говорим «Брабус» – подразумеваем «Мерседес», мы говорим «Обухов» – подразумеваем «Вольво»?
– Для игры слов подходит, а по технической сути – не совсем. Ведь сын или дочь – это не одно и то же, что их родители? Похожи, но другие! И по характеру, и по внешнему виду, и по образу действий. Вот и мы такие же.
– В идеале для вас, это чтобы говорили: пойду, куплю себе «Обухов»?
– Уже говорят «Куплю автомобиль «Обухов инжиниринг». Но от родства, пусть и не до конца признаваемого самим Volvo, мы не отказываемся. Поскольку считаем Volvo лучшим автомобилем своего класса по всем параметрам.
– Как происходит рождение новых машин «Обухов»?
– Здесь у нас два направления работы. Одно – это создание автомобиля непосредственно по желаниям заказчика. И большая часть наших автомобилей идет именно «на заказ».
– Какие необузданные желания возникают у ваших заказчиков?
– А самые разнообразные. Люди, интересующиеся новинками в автомобилестроении, ходят на выставки, на шоу, бывают на различных профильных мероприятиях. И у них возникает желание и себе поставить на машину то-то и то-то, отделать салон так-то и так-то, изменить сиденья, приборную доску, конфигурацию и комплектацию… Для многих просто важно быть не как все, в том числе и в автомобиле. Сегодня мы готовы реализовать любой каприз. При условии, что это никак не повлияет на безопасность эксплуатации и устойчивость машины.
И второе направление работы – выпуск готовых машин «Обухов инжиниринг» на базе Volvo S-60. Вот они стоят в салоне торгового центра «Мега», все варианты серийных машин на любой вкус по комплектации. Есть здесь и Volvo «в чистом виде». Внутри этой товарной группы есть еще два направления: автомобили бизнес-класса и машины спортивного класса с мощностью двигателя до 400 л.с. Начинены машины по желанию покупателя могут быть чем угодно: от компьютеров с игровыми приставками и до спутниковой навигации в Москве и Московской области, холодильников и баров с хрустальными бокалами.
КТО ВЫ, «ОБУХОВ инжиниринг»?
Клиенты и покупатели их не знают в лицо, но мы-то хотим их знать хотя бы издалека. Отсюда и очередной вопрос к Олегу Турханову:
– А кто эти люди, «Обухов инжиниринг»? Кто делает новый бренд в автомобилестроении России?
– Начнем с того, что у наших работников базовое высшее образование. Большинство пришли из авиации, с лучшим авиационно-инженерным образованием, плюс вузы автомобильного и автодорожного образования: МАМИ, МАДИ. Да у меня самого три образования. А в наших подразделениях, лабораториях – лучшие специалисты. Например, именно у нас работают победители конкурсов и смотров автомобильного звука. То же самое и в дизайн-лаборатории, и в испытательной лаборатории, и в лаборатории по системам управления двигателями, и в лаборатории окраски (раньше в ней работал единственный в Восточной Европе учебный центр DuPont, известного производителя лакокрасочных автомобильных покрытий). Кстати, наши специалисты по покраске неоднократно проходили обучение в Бельгии. Отдельно нужно сказать о наших талантливых художниках из тюнингового ателье – целый комплекс трудится над перешивом салонов, работает с кожей высшего класса выделки. И, конечно, наша сборка-финал всех усилий. Там уже и рождается окончательный вариант машины. Кроме того, мы размещаем свои заказы на отдельные узлы и агрегаты на ряде солидных фирм, которые реализуют наши разработки.
– Если суммировать усилия специалистов, то сколько их работает над каждой машиной?
– Примерно 100 человек.
– И последнее – о вас лично. Вы только что сказали, что имеете три образования. Правильно я понял?
– Да, это так. Я имею авиационно-инженерное образование, диплом инженера-исследователя в области прикладной космонавтики (есть опыт работы инженером-испытателем и разработчиком систем в Центре подготовки космонавтов) плюс аспирантура.
– Кандидатскую защитили?
– Нет. Уничтожил плоды своих трудов за четыре дня до защиты. А тема работы была хорошая «Исследование антропогенного ландшафта в ультрафиолетовой области оптического излучения». На материалах так называемого подспутникового эксперимента с МКС «МИР». Сегодняшние действующие руководители космической программы – мои друзья. Но с космосом пришлось попрощаться.
– Что так?
– Когда увольнялся из рядов военно-воздушных сил, было полное разочарование тем состоянием, в котором мы все оказались. Вспомните 1993-1994 годы. Мне лично и вспоминать не хочется. Я окончил первое военное училище с золотой медалью. Представьте себе, какие амбициозные планы и я, и мои однокашники имели в связи со службой Отчизне. Но не время, наверное, тогда было. Хотя в заграничных исследовательских центрах нашим специалистам – моим бывшим коллегам сейчас платят бешеные деньги: знания и умения нам были даны уникальные.
– Так вот откуда идет тяга автомобиля «Обухов» к явно «авиационным» обводам!
– Все-таки мой первый диплом имел название «Адаптивные системы управления летательным аппаратом в турбулентной атмосфере»…И в бытность курсантом не раз довелось дискутировать с профессором Белоцерковским из Военно-воздушной академии им. Жуковского по теории автоупругости.
– Итак, вы пересели с самолетов на автомобили. Как это произошло?
– Мне было 27 лет, и мы, семеро друзей и товарищей, решили взяться за автомобильный бизнес. Среди нас были такие, как, например, Александр Обухов – инженер-механик и профессиональный раллийный гонщик, мастер спорта. Дмитрий Амелин – военный переводчик, полиглот и, собственно, инициатор создания такого конгломерата будущих бизнесменов. Не буду всех перечислять, скажу только, что мы друг друга стоим. И все эти 9 лет мы вместе, не перессорились, не перегрызлись из-за дележа пирогов. А бизнес наш растет и развивается. Взяв в свое время первый кредит, мы построили большую, на 12 постов, станцию технического обслуживания машин Volvo. Несмотря на дефолт, кредит мы за 4 года вернули. Сейчас стали официальным дилером Volvo, строим теперь дилерскую станцию и в Перми. Подписали с Volvo соглашение об открытии дилерского центра «Обухов»– Урал». Еще одна станция работает в Митино. Отлично работают 7 автосалонов в Москве по продаже автомобилей. Дальше у нас в планах строительство полноразмерного тюнингового ателье, где будут собирать эксклюзивные автомобили.
В завершение – два слова от автора. Компания «Обухов инжиниринг» – пример того, что можно делать в России, имея голову на плечах и правильно вставленные руки. А ваш автомобиль «Обухов» – это то, чего никогда не будет у вашего приятеля, знакомого, партнера. Потому что компания в своих автомобильных шедеврах не повторяется.
Не опубликовано
2006 г.