Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Вла­ди­мир МАХ­ЛАЙ: я бу­ду ра­бо­тать,
на­сколь­ко хва­тит сил


Бе­се­ду вел Ле­он­тий Бук­штейн


Кор­по­ра­ция «Толь­ят­тиа­зот» — пред­при­ятие мно­го­про­филь­ное. Кро­ме хи­ми­че­ских про­дук­тов, по­лу­чае­мых из при­род­но­го га­за, оно вы­пус­ка­ет мас­су про­мыш­лен­ной про­дук­ции и то­ва­ров ши­ро­ко­го спро­са. 20 лет ру­ко­во­дит кор­по­ра­ци­ей Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич Мах­лай, док­тор тех­ни­че­ских на­ук, об­ла­да­тель мно­го­чис­лен­ных на­град, ти­ту­лов и зва­ний. В бе­се­де с на­шим кор­рес­пон­ден­том он рас­ска­зал о том, что се­го­дня со­став­ля­ет суть ра­бо­ты пред­при­ятия.

— Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич, в те­че­ние по­след­них 15 лет на ва­шем пред­при­ятии про­во­дит­ся тех­ни­че­ское пе­ре­воо­ру­же­ние про­из­водств. Из ка­ких ис­точ­ни­ков оно фи­нан­си­ру­ет­ся?

— Ис­точ­ни­ков се­го­дня дос­та­точ­но. Пре­ж­де все­го это на­ша при­быль, ко­то­рую мы на­прав­ля­ем на мо­дер­ни­за­цию обо­ру­до­ва­ния, на строи­тель­ст­во но­вых объ­ек­тов. Вто­рой ис­точ­ник скла­ды­ва­ет­ся из эко­но­мии средств. Тра­та их с умом, по-хо­зяй­ски — для ме­ня ус­ло­вие обя­за­тель­ное. Тре­тий — кре­ди­ты. Мы их бра­ли еще в на­ча­ле 90-х. Но не «длин­ные» — их про­сто-на­про­сто не да­ва­ли, и не толь­ко нам, всем рос­сий­ским пред­при­яти­ям, — а «ко­рот­кие», кре­ди­ты на три — шесть ме­ся­цев.

— Но ведь это ра­бо­та по очень же­ст­ким пра­ви­лам?

— Мы шли на это, по­сколь­ку толь­ко так мог­ли ре­шать свои во­про­сы. И по­том, мы взя­ли за пра­ви­ло не вы­хо­дить за рам­ки схе­мы кре­ди­то­ва­ния. Имен­но на этом и вы­иг­ра­ли. Вы­пол­ня­ешь все ус­ло­вия — кре­дит пре­об­ра­зу­ет­ся в во­зоб­нов­ляе­мый, так на­зы­вае­мый ре­воль­вер­ный, про­дле­ваю­щий­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Мы все­гда по­га­ша­ли кре­ди­ты во­вре­мя и та­ким об­ра­зом до­ка­за­ли свою со­стоя­тель­ность. А ра­бо­та­ли, кста­ти, с очень со­лид­ны­ми бан­ка­ми Швей­ца­рии и Фран­ции. Ко­гда про­изо­шел ав­гу­стов­ский кри­зис 1998 го­да, на нас «ви­сел» кре­дит по­ряд­ка $40 млн. Сум­ма по тем вре­ме­нам не­ма­лая. Ме­ня при­гла­си­ли управ­ляю­щие за­пад­но­ев­ро­пей­ских бан­ков по Рос­сии и лас­ко­во так по­про­си­ли день­ги вер­нуть. Дос­роч­но. Пред­став­ляе­те мое со­стоя­ние? Я же их не под по­душ­ку спря­тал, а в де­ло на­пра­вил! Од­но толь­ко уте­ша­ло: это не ак­ция про­тив «Толь­ят­тиа­зо­та», так с рос­сий­ски­ми кли­ен­та­ми в ту по­ру по­сту­пи­ли мно­гие за­ру­беж­ные бан­ки. Ну, что тут бы­ло де­лать? Стал уни­жен­но про­сить, дес­кать, дай­те хоть до Но­во­го го­да срок, что­бы со­брать нуж­ную сум­му. Мне да­ли три ме­ся­ца от­сроч­ки, и мы все эти день­ги вер­ну­ли.

— Что бы­ло даль­ше?

— Бан­ки­ры ус­по­кои­лись, и я мол­чу. А в фев­ра­ле 1999 го­да зво­нит мне управ­ляю­щий од­но­го из ев­ро­пей­ских бан­ков и го­во­рит: «Мы мо­жем рас­смот­реть си­туа­цию с кре­ди­та­ми для ва­ше­го пред­при­ятия». Я так об­ра­до­вал­ся! При­гла­сил его в Толь­ят­ти по­смот­реть на­ше про­из­вод­ст­во. Он при­ле­тел, обо­шел всю пло­щад­ку, все це­ха и про­из­вод­ст­ва. Мы с ним два дня про­го­во­ри­ли. Я ска­зал от­кро­вен­но: не да­ди­те кре­ди­тов — мы все рав­но свое де­ло сде­ла­ем, ви­ди­те, за­вод ка­кой? А да­ди­те — он бу­дет еще луч­ше. Да так за­го­во­ри­лись — чуть на са­мо­лет не опо­зда­ли. Ма­ши­ну в аэ­ро­порт так гна­ли, что наш пас­са­жир вы­шел на по­лу­со­гну­тых но­гах и ис­то­во на ко­ле­нях пе­ре­кре­стил­ся… Бан­кир наш уле­тел, а че­рез два дня мы по­лу­чи­ли пер­вые по­слек­ри­зис­ные ос­то­рож­ные $5 млн. Это бы­ла по­бе­да! Мы тут же по­кры­ли опе­ра­тив­ные дол­ги, про­из­ве­ли сроч­ные вы­пла­ты. По­том уже по­шло-по­еха­ло как на­до. Про тот пер­вый по­слек­ри­зис­ный кре­дит я до сих пор ни­ко­му не рас­ска­зы­вал: не да­ва­ли ведь ни­ко­му. А нам да­ли!

— А сей­час кре­ди­ты про­дол­жае­те брать?

— Как же без них? Я де­сять лет вел пе­ре­го­во­ры с ЕБРР, ле­тал в Лон­дон на встре­чи, при­вле­кал ав­то­ри­тет­ных ев­ро­пей­ских спе­циа­ли­стов — бес­по­лез­но. Там все рас­смат­ри­ва­ют под мик­ро­ско­пом: и эко­но­ми­ку пред­при­ятия, и эко­ло­гию, и вы­пол­не­ние обя­за­тельств по по став­кам, и воз­врат кре­ди­тов дру­гим бан­кам… А по­том прие­ха­ла к нам пер­вый ви­це-пре­зи­дент Но­рин Дойл — очень важ­ный пред­ста­ви­тель это­го со­лид­но­го бан­ка. Она ос­мат­ри­ва­ла за­вод без ме­ня, я был в отъ­ез­де. Ей пол­но­стью рас­кры­ли всю ин­фор­ма­цию по за­во­ду. Прие­хал я но­чью, а ей ут­ром уле­тать. На­ша встре­ча дли­лась все­го 15 ми­нут. Че­ст­но го­во­ря, я не ве­рил в ус­пех и не ви­дел уже смыс­ла тра­тить на это вре­мя, в чем от­кро­вен­но при­знал­ся. И мою со­бе­сед­ни­цу, ви­ди­мо, это за­де­ло, она про­сто рас­чув­ст­во­ва­лась. Год спус­тя Но­рин Дойл при­гла­си­ла ме­ня в Лон­дон для под­пи­са­ния кон­трак­та на по­лу­че­ние кре­ди­та в $40 млн. И плюс $15 млн — от Чер­но­мор­ско­го бан­ка тор­гов­ли и раз­ви­тия в Гре­ции. Все — на три с по­ло­ви­ной го­да, под ми­зер­ный по на­шим по­ня­ти­ям про­цент. Кре­дит мы вер­ну­ли в срок. Соб­ст­вен­но го­во­ря, это на­ше пра­ви­ло — по всем за­им­ст­во­ва­ни­ям рас­счи­ты­вать­ся пунк­ту­аль­но, день в день. Что и ста­ло га­ран­ти­ей по­лу­че­ния за­ем­ных средств для кор­по­ра­ции.

— Вер­нем­ся к то­му, с че­го на­ча­ли наш раз­го­вор, — к тех­ни­че­ско­му пе­ре­воо­ру­же­нию за­во­да. Как ис­поль­зо­ва­лись кре­ди­ты?

— На­прав­ля­ли их на мо­дер­ни­за­цию обо­ру­до­ва­ния, вне­дре­ние но­вых тех­но­ло­гий. На­ше сы­рье — при­род­ный газ, ко­то­рый име­ет свой­ст­во с го­да­ми толь­ко до­ро­жать. То же са­мое и с элек­тро­энер­ги­ей. Вме­сте с тем без кон­ца по­вы­шать це­ну го­то­вой про­дук­ции мы не мо­жем, нас в рам­ках дер­жит ры­нок: ка­кие це­ны за­да­ны, по тем и про­да­ем. Зна­чит, нуж­но вы­кру­чи­вать­ся и при рос­те цен на сы­рье и энер­го­но­си­те­ли как-то со­хра­нять це­ну ко­неч­но­го про­дук­та. А для это­го на­до ис­поль­зо­вать вы­со­кие тех­но­ло­гии, при­ме­нять но­вые ме­то­ди­ки ре­сур­сос­бе­ре­же­ния.

— И при этом вы на­пло­ди­ли «до­чек», при­чем не толь­ко в Толь­ят­ти. Лиш­ние день­ги за­ве­лись?

— Как раз на­обо­рот. В се­ре­ди­не 90-х го­дов на ук­ра­ин­ском уча­ст­ке ам­миа­ко­про­во­да Толь­ят­ти — Одес­са по раз­ным при­чи­нам то и де­ло сто­по­ри­лась пе­ре­кач­ка про­дук­та. Од­но­вре­мен­но обо­ст­ри­лась си­туа­ция с по­да­чей при­род­но­го га­за. А знае­те, что та­кое для за­во­да ос­та­нов­ка на две не­де­ли? Это про­бле­мы с зар­пла­той, с на­ло­га­ми, да и за энер­гию, транс­порт и про­чее на­до пла­тить. Так вот, мы вы­жи­ли за счет тех са­мых «до­чек», ко­то­рые ра­бо­та­ли бес­пе­ре­бой­но. Они нам да­ва­ли де­неж­ные сред­ст­ва, а мы рас­хо­до­ва­ли их на так на­зы­вае­мые опе­ра­тив­ные ну­ж­ды. То­гда те, кто нам уст­раи­вал то от­клю­че­ние га­за, то про­бле­мы на тру­бе, по­ня­ли, что все это бес­по­лез­но, и пе­ре­ста­ли чи­нить пре­по­ны. До не­дав­не­го вре­ме­ни.

— О чем это вы?

— О том, что нам и те­перь ста­ра­ют­ся пе­ре­крыть ки­сло­род. При­чем очень на­стой­чи­во и по­сле­до­ва­тель­но. Пред­при­ятие-то у нас хо­ро­шее, ра­бо­то­спо­соб­ное… Всем нра­вит­ся.

— Так сколь­ко у вас «до­чек»?

— Да­вай­те по­счи­та­ем. Про­из­вод­ст­ва кир­пи­ча, фрит­ты, плит МДФ, ДСП, ДВП для ме­бель­ной ин­ду­ст­рии, ре­ак­ци­он­ных труб, ба­заль­та (эко­ло­ги­че­ски чис­то­го за­ме­ни­те­ля стек­ло­ва­ты для те­п­ло­изо­ля­ции), че­ре­пи­цы, же­лез­но­до­рож­ных цис­терн для соб­ст­вен­ных нужд, гла­зу­ро­ван­ной плит­ки, три­ко­таж­ных из­де­лий, мра­мор­ный карь­ер и уча­сток по­ли­ро­ван­ных плит на Ура­ле, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная кор­по­ра­ция «ТАФ­КО»… В преж­ние вре­ме­на, на­при­мер, та­кой кир­пич­ный за­вод, ко­то­рый мы по­строи­ли еще в со­вет ский пе­ри­од, воз­во­ди­ли по две пя­ти­лет­ки. А мы, за­тра­тив $9,5 млн, по­ста­ви­ли луч­ший в стра­не за­вод, ра­бо­таю­щий по ис­пан­ской тех­но­ло­гии, за 18 ме­ся­цев. Про­из­во­ди­тель­ность — 60 млн штук кир­пи­ча в год. Ме­ж­ду про­чим, кол­ле­гам при­мер­но та­кой же за­вод обо­шел­ся уже в два раза до­ро­же. До­ма, кот­тед­жи, да­чи и про­чие объ­ек­ты в Толь­ят­ти, воз­ве­ден­ные за по­след­ние де­сять лет, в ос­нов­ном из на­ше­го кир­пи­ча. Сей­час мы за­кан­чи­ва­ем вто­рую оче­редь кир­пич­но­го за­во­да, что по­зво­лит уд­во­ить его мощ­ность. Это про­из­вод­ст­во уже по чет­вер­то­му кру­гу воз­вра­ща­ет нам ко­гда-то вло­жен­ные в не­го сред­ст­ва. Вы­год­ный ока­зал­ся про­ект.

А еще у нас дей­ст­во­ва­ло со­вме­ст­ное с юж­но­ко­рей­ской ком­па­ни­ей Samsung про­из­вод­ст­во бы­то­вой элек­тро­ни­ки. Мы со­бра­ли 50 тыс. те­ле­ви­зо­ров и столь­ко же ви­део­маг­ни­то­фо­нов. На них то­гда был ост­рей­ший де­фи­цит. Но на­ло­го­вая ин­спек­ция про­сто ды­шать не да­ва­ла: бес­ко­неч­ные про­вер­ки, пе­ре­сче­ты, вскры­тие упа­ко­вок... Все де­ло в том, что ко­рей­цы по­сто­ян­но мо­дер­ни­зи­ро­ва­ли свои мо­де­ли, и на­ло­го­вая ин­спек­ция на­счи­та­ла нам 6 млн руб. (по тем день­гам) на­чис­ле­ний как буд­то за но­вую про­дук­цию. Мы эту сум­му от­су­ди­ли. Прав­да, ни­кто ее нам не вер­нул. На­дое­ло это де­ло, и мы от то­го про­из­вод­ст­ва от­ка­за­лись. Сей­час на ос­нов­ном, то бишь хи­ми­че­ском, за­во­де за­ня­то 4 тыс. че­ло­век, в до­чер­них же фир­мах — бо­лее 6 тыс.

— Вы­хо­дит, так на­зы­вае­мые не­про­филь­ные ак­ти­вы по­лу­чи­ли на ТоА­Зе по­сто­ян­ную про­пис­ку?

— За­пад­ные кор­по­ра­ции од­но­вре­мен­но вы­пус­ка­ют и ис­тре­би­те­ли, и дет­ские иг­руш­ки, но дис­ком­фор­та не ис­пы­ты­ва­ют, ес­ли по­доб­ное идет на поль­зу пер­со­на­лу. Нам это бы­ло нуж­но, мы и сде­ла­ли. За­то те­перь у нас за­во­дча­не в дос­тат­ке обес­пе­че­ны бы­то­вой элек­тро­ни­кой, ва­зов­ски­ми ма­ло­лит­раж­ка­ми, слу­жеб­ным транс­пор­том для по­ез­док по об­лас­ти и стра­не. За­ку­пи­ли три экс­кур­си­он­ных ав­то­бу­са — «ван­хол­лы» и «мер­се­дес».

А кре­ди­ты нам сей­час вы­да­ют и оте­че­ст­вен­ные бан­ки, с ни­ми ра­бо­та­ем в том же клю­че: все по­лу­чен­ные сред­ст­ва воз­вра­ща­ют­ся во­вре­мя и в пол­ном объ­е­ме.

— В кон­це ок­тяб­ря 2005 го­да в СМИ поя­ви­лась ин­фор­ма­ция о за­пус­ке на «Толь­ят­тиа­зо­те» про­из­вод­ст­ва ре­ак­ци­он­ных труб для аг­ре­га­тов син­те­за ам­миа­ка и ме­та­но­ла. При­чем под­чер­ки­ва­лось, что спе­циа­ли­сты ком­па­нии пер­вы­ми в стра­не ос­вои­ли ме­тод цен­тро­беж­но­го ли­тья ре­ак­ци­он­ных труб. По­жа­луй­ста, про­ком­мен­ти­руй­те это со­об­ще­ние.

— На­вер­ное, ни од­но пред­при­ятие в ми­ре, а тем бо­лее в Рос­сии, не име­ет в экс­плуа­та­ции та­ко­го ко­ли­че­ст­ва ре­ак­ци­он­ных труб, как на­ше; оно на­счи­ты­ва­ет де­сять мощ­ных аг­ре­га­тов-ри­фор­мин­гов. О том, что не­об­хо­ди­мость в них ост­рей­шая, го­во­рить не при­хо­дит­ся. Пред­ставь­те се­бе: тру­бы дли­ной 11 м (на­руж­ный диа­метр — 100 мм, внут­рен­ний — 85 мм), ра­бо­тая в сре­де вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры, вы­дер­жи­ва­ют до 1100°С. В них ме­тан под дав­ле­ни­ем 30 ат­мо­сфер и при тем­пе­ра­ту­ре 750°С раз­де­ля­ет­ся на уг­ле­кис­лый газ и во­до­род. На эти тру­бы идет спе­ци­аль­ная сталь с до­бав­ка­ми ни­ке­ля, мо­либ­де­на, вольф­ра­ма — ме­тал­лов, ус­той­чи­вых к аг­рес­сив­ным сре­дам. Все­го же на за­во­де 5,5 км труб. Ре­ак­ци­он­ные тру­бы мо­гут слу­жить до 14 лет. Но час­тые ос­та­нов­ки, раз­груз­ки обо­ру­до­ва­ния со­кра­ща­ют срок их служ­бы. А де­ла­ют тру­бы все­го че­ты­ре за­во­да в Аме­ри­ке, Гер­ма­нии и Фран­ции. Мы, на­при­мер, по­лу­ча­ли из США.

Еще лет де­сять на­зад, за­ду­мав этот про­ект, мы об­ра­ти­лись к не­мец­ким ком­пань­о­нам с пред­ло­же­ни­ем по­стро­ить та­кой за­вод. Це­на ока­за­лась вы­со­кой — $40 млн. Я объ­е­хал все за­во­ды в Ев­ро­пе и США и уви­дел, что ни­че­го слож­но­го в по­доб­ном про­из­вод­ст­ве нет. Вот и ре­ши­ли: вы­год­нее стро­ить свой за­вод для за­ме­ны от­ра­бо­тав­ших пуч­ков. За­ку­пи­ли нуж­ное обо­ру­до­ва­ние по час­тям у раз­ных по­став­щи­ков, за­тра­тив на это $7 млн. И те­перь мы име­ем все свое, да еще и с при­бы­лью. Су­ди­те са­ми: ес­ли бы мы вво­зи­ли го­то­вые тру­бы по им­пор­ту, нам это обош­лось бы в де­сят­ки, а то и сот­ни мил­лио­нов дол­ла­ров — стои­мость труб, та­мож­ня, на­ло­ги… Нет, луч­ше иметь все свое. Тем бо­лее что это не ра­зо­вая ак­ция, за­во­ду нуж­на по­сто­ян­ная за­ме­на от­ра­бо­тав­ше­го обо­ру­до­ва­ния. Ре­монт од­но­го аг­ре­га­та нам об­хо­дит­ся в $35—40 млн, поч­ти вдвое де­шев­ле, чем рань­ше. Пред­став­ляе­те, ка­кой груз мы сня­ли с эко­но­ми­ки за­во­да?

— «Толь­ят­тиа­зот» в си­лу сво­ей спе­ци­фи­ки по­треб­ля­ет про­дук­цию и ус­лу­ги ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий: га­зо­вой, энер­ге­ти­че­ской, транс­порт ной. А их та­ри­фы име­ют ус­той­чи­вую тен­ден­цию к рос­ту. Как при этом вам уда­ет­ся дер­жать кон­ку­рен­то­спо­соб­ные це­ны?

— Все эти ню­ан­сы мы уви­де­ли го­раз­до рань­ше ос­таль­ных, ко­гда еще толь­ко на­чи­на­лась при­ва­ти­за­ция. Нам ведь и то­гда уже при­хо­ди­лось ра­бо­тать в жест ких ус­ло­ви­ях — в пол­ной за­ви­си­мо­сти от по­ста­вок га­за и по­да­чи элек­тро­энер­гии. Слу­ча­лось, что мы си­де­ли без га­за не день-два, а по две не­де­ли.

Во вре­ме­на Со­вет­ско­го Сою­за бы­ло про­ще: то­гда под уг­ро­зой су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­лось сбра­сы­вать дав­ле­ние в ма­ги­ст­ра­ли для та­ких взры­во­опас­ных про­из­водств, как То­АЗ. Мы на­хо­дим­ся как бы ме­ж­ду двух труб: вхо­дит — га­зо­вая, вы­хо­дит — ам­миа­ко­про­вод до Одес­сы. Так за­про­ек­ти­ро­ван за­вод, а точ­нее, тру­бо­про­вод из­на­чаль­но при­вя­зан к круп­но­тон­наж­но­му про­из­вод­ст­ву.

Те­перь же на­сту­пи­ли иные вре­ме­на. Ам­миа­ко­про­вод стал пред­ме­том при­тя­за­ний дру­гих пред­при­ятий, же­лаю­щих «влезть» в тру­бу, имея при этом свои цис­тер­ны для транс­пор­ти­ров­ки про­дук­ции в лю­бом на­прав­ле­нии. Нас об­ви­ня­ют в том, что мы яко­бы при­ва­ти­зи­ро­ва­ли тру­бо­про­вод и не под­пус­ка­ем к не­му «чу­жа­ков». Тот, кто это го­во­рит, пре­крас­но зна­ет си­туа­цию, но умал­чи­ва­ет о ней. Те же, кто под­хва­тил чу­жие сло­ва, не зна­ют, что у ка­ж­до­го хим­за­во­да уже в про­ек­те был за­ло­жен спо­соб внут­рен­ней пе­ре­ра­бот­ки ам­миа­ка, для че­го смон­ти­ро­ва­ны спе­цаг­ре­га­ты.

Тру­бо­про­вод, по­вто­ряю, стро­ил­ся спе­ци­аль­но для ТоА­За как часть тех­но­ло­гии круп­но­тон­наж­но­го про­из­вод­ст­ва и при­пи­сы­вал­ся имен­но к на­ше­му за­во­ду. Что ка­са­ет­ся цис­терн, то они вы­де­ля­лись хи­ми­че­ским за­во­дам и за­кре­п­ля­лись за ни­ми. «Толь­ят­тиа­зот» в их чис­ло не вхо­дил. Ка­кие про­бле­мы? И не на­ша за­слу­га, а тем бо­лее ви­на, в том, что нам оп­ре­де­ли­ли дос­тав­ку по спе­ци­аль­но спро­ек­ти­ро­ван­но­му и про­ло­жен­но­му до Чер­но­го мо­ря тру­бо­про­во­ду.

— По­нят­но. Те­перь вер­нем­ся к це­нам на го­то­вый про­дукт.

— Не­за­ви­си­мо от цен на газ или элек­тро­энер­гию стои­мость ко­неч­но­го про­дук­та оп­ре­де­ля­ет ры­нок. Не хо­чешь ока­зать­ся бан­кро­том — кру­тись, сни­жай из­держ­ки, ищи спо­со­бы эко­но­мии ре­сур­сов. На­при­мер, боль­шую роль в тех­но­ло­ги­че­ском про­цес­се иг­ра­ет ра­бо­чее дав­ле­ние га­за. В преж­ние го­ды на аг­ре­га­тах Chemico мы ра­бо­та­ли на вы­со­ком дав­ле­нии в 320 ат­мо­сфер. И аг­ре­га­ты по­сто­ян­но вы­хо­ди­ли из строя, осо­бен­но ком­прес­со­ры. Мы очень мно­го вре­ме­ни вы­ну­ж­де­ны бы­ли тра­тить на их ре­монт. Ес­те­ст­вен­но, в про­из­вод­ст­ве ам­миа­ка не­сли боль­шие по­те­ри. Про­ве­ли ре­кон струк­цию от­де­ле­ния син­те­за, сни­зи­ли дав­ле­ние до 200 ат­мо­сфер, и аг­ре­га­ты, за­ра­бо­тав без ре­мон­тов, дос­тиг­ли мощ­но­сти в 450 тыс. т.

Вто­рой при­мер. На глав­ной ма­ги­ст­ра­ли га­зо­про­во­дов, под­хо­дя­щих к за­во­ду, газ идет с вы­со­ким дав­ле­ни­ем, за­тем его на рас­пре­де­ли­тель­ной стан­ции по­ни­жа­ют бо­лее чем в че­ты­ре раза, а на аг­ре­га­тах вновь по­вы­ша­ют до­жи­маю­щи­ми ком­прес­со­ра­ми в три с лиш­ним раза. По­лу­ча­лось: ра­бо­та­ли ком­прес­со­ры, ухо­ди­ла сот­ня­ми ку­бов во­да, тра­ти­лось не­смет­ное ко­ли­че­ст­во ги­га­ка­ло­рий па­ра, ты­ся­чи ки­ло­ватт-ча­сов элек­тро­энер­гии. Плюс мас­ло для ох­ла­ж­де­ния ком­прес­со­ров, под­шип­ни­ки… Это мог­ло быть толь­ко в та­кой за­трат­ной эко­но­ми­ке, как у нас, в СССР.

Мы по­строи­ли свой внут­ри­за­вод ской тру­бо­про­вод вы­со­ко­го дав­ле­ния и вы­бро­си­ли все до­жи­маю­щие ком­прес­со­ры, что да­ло нам эко­но­мию по­ряд­ка 10% всех энер­ге­ти­че­ских и сырь­е­вых за­трат. Мы уб­ра­ли из схе­мы ис­кус­ст­вен­ное по­ни­же­ние, а за­тем за­трат­ное по­вы­ше­ние дав­ле­ния. Оп­ти­ми­зи­ро­ва­ли ра­бо­чее дав­ле­ние, не­смот­ря на ука­за­ние от­рас­ле­вых ин­сти­ту­тов, до­ка­за­ли им, ка­ким оно долж­но быть по аб­со­лют­но со­кра­щен­ной схе­ме.

— Пред­став­ляю, сколь­ко у вас бы­ло кон­флик­тов с раз­ра­бот­чи­ка­ми тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов.

— Но не мо­гу же я сле­по сле­до­вать ука­за­ни­ям свер­ху, ес­ли сам как ин­же­нер-ме­ха­ник де­ся­ти­ле­тия­ми на прак­ти­ке изу­чал ра­бо­ту обо­ру­до­ва­ния хи­ми­че ских про­из­водств. И сей­час, встре­ча­ясь со спе­циа­ли­ста­ми ин­сти­ту­тов тех лет, спра­ши­ваю: «Как же вы нам да­ва­ли та­кие “цен­ные” ука­за­ния, что мы ме­ся­ца­ми про­стаи­ва­ли на ре­мон­тах из-за не­обос­но­ван­но вы­со­ко­го дав­ле­ния в сис­те­ме?» А они от­ве­ча­ют, дес­кать, са­ми по­лу­ча­ли та­кие ука­за­ния, рег­ла­мен­ты та­кие бы­ли… Те­перь все это по­за­ди. Хо­тя, бы­ва­ло, я сам по но­чам об­хо­дил за­вод, сле­дил, что­бы не го­ре­ли лиш­ние лам­поч­ки. Для ко­го-то это мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, но что бы­ло, то бы­ло.

Се­го­дня пе­ред на­ми вста­ет но­вый во прос: что бу­дет с за­во­дом по­сле ли­бе­ра­ли­за­ции внут­рен­них цен на газ? Не при­шлось бы сно­ва вы­во­ра­чи­вать лиш­ние лам­поч­ки… Во вся­ком слу­чае, нас ожи­да­ют серь­ез­ные про­бле­мы: ни­кто ведь ми­ро­вую це­ну на хи­ми­че­ские про­дук­ты не под­ни­мет в со­от­вет­ст­вии с рос­том на­ших за­трат на сы­рье.

— А как же с элек­тро­энер­ги­ей? У ме­ня та­кое ощу­ще­ние, что де­ше­веть она не бу­дет, хо­тя от­цы-ре­фор­ма­то­ры обе­ща­ют об­рат­ное.

— Да зна­ем мы эти раз­го­во­ры! По­это­му у ме­ня сей­час дру­гая идея: ис­поль­зо­вать ре­сур­сы за­во­да для по­лу­че­ния соб­ст­вен­ной элек­тро­энер­гии.

— Это что, свою ТЭЦ нач­не­те стро­ить?

— Во­все нет. По­ка без под­роб­но­стей, а то у нас так: сто­ит ко­му-то уз­нать о но­вин­ке, как сра­зу же на­чи­на­ют пал­ки в ко­ле­са ста­вить. Вот сде­ла­ем, то­гда рас­ска­жу. Но во­прос про­ра­бо­тан, рас­че­ты по­ка­зы­ва­ют ре­аль­ность этой за­дум­ки. Мы здо­ро­во об­лег­чим се­бе жизнь и под­дер­жим эко­но­ми­ку за­во­да.

— Вы пред­по­чи­тае­те не му­чать­ся с ус­та­рев­ши­ми рег­ла­мен­та­ми, а ис­кать но­вые тех­ни­че­ские ре­ше­ния. Но из-за это­го то и де­ло воз­ни­ка­ют кон­флик­ты со вся­ки­ми кон­тро­ли­рую­щи­ми ин­стан­ция­ми. Не на­дое­ло?

— А что де­лать? Ес­ли я от­ве­чаю за та­кое пред­при­ятие, то дол­жен, обя­зан пред­ла­гать но­вые ре­ше­ния, в том чис­ле и тех­ни­че­ские, ко­то­рые да­ва­ли бы ему воз­мож­ность раз­ви­вать­ся. Я уве­рен в сво­ей пра­во­те, а ме­ня хо­тят ос­та­но­вить. И ведь ча­ще все­го не спе­циа­ли­сты. Про­сто есть у лю­дей раз­ные ры­ча­ги воз­дей­ст­вия, они этим и поль­зу­ют­ся.

— Но вы же на­ру­шае­те ус­та­нов­лен­ные нор­мы и пра­ви­ла?

— Тут вы не пра­вы. Я дей­ст­вую как раз в рам­ках ус­та­нов­лен­ных норм и пра­вил, знаю, что и сколь­ко в этих рам­ках доз­во­ле­но. И дей­ст­вую по пре­дель­но до­пус­ти­мым воз­мож­но­стям. Но это же еще не на­ру­ше­ние! И опять же, раз­ве не я лич­но от­ве­чаю за по­след­ст­вия вся­ких нов­шеств, вне­дре­ний, ре­кон­ст­рук­ций? В хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти, как и в хи­рур­гии, есть пра­ви­ло: не на­вре­ди. За­вод — это жи­вой ор­га­низм, и по­ру­шить в нем хо­тя бы са­мый ма­лый уча­сток — зна­чит по­лу­чить сбой во всем про­цес­се. Раз­ве это шут­ки? Бо­же упа­си. Вно­ся ка­кие-ли­бо из­ме­не­ния в про­цесс, мы учи­ты­ва­ем весь про­из­вод­ст­вен­ный ком­плекс. И, в кон­це кон­цов, по­вто­ряю, не бы­ло же ни ра­зу ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ст­вий от на­ших но­ва­тор­ских идей. А вот вы­иг­рыш был, не раз, и не­ма­лый.

— Как вам уда­ет­ся так мно­го стро­ить на за­во­де и вне его, по­лу­чать гроз­ные пред­пи­са­ния и про­дол­жать на­ча­тое?

— Вы же знае­те, как у нас за­ве­де­но. Ес­ли хо­чешь что-ли­бо по­лез­ное по­стро­ить, то иди по ин­стан­ци­ям, там те­бя за­мо­та­ют, а раз­ре­ше­ния все рав­но не да­дут. По­это­му моя стра­те­гия та­ко­ва: я от­даю про­ект на не­за­ви­си­мую экс­пер­ти­зу, ес­ли по­лу­чаю по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние — впе­ред, на реа­ли­за­цию! Луч­ше я штраф за­пла­чу и зад­ним чис­лом добь­юсь ут­вер­жде­ния, чем го­да­ми бу­ду умо­лять чи­нов­ни­ков об их раз­ре­ши­тель­ной за­ко­рюч­ке. Они же час­то и по­ня­тия не име­ют, что раз­ре­ша­ют и что за­пре­ща­ют.

— Это у вас что-то ти­па при­зы­ва к анар­хии в строи­тель­ном про­из­вод­ст­ве…

— Анар­хия то здесь, то там гос­под ству­ет сей­час, в на­шей дей­ст­ви­тель­но­сти. Стра­не нуж­ны но­вые про­ек­ты, но­вые объ­ек­ты, но­вые ин­ве­сти­ции, а де­ло идет мед­лен­но. Не на­до объ­яс­нять, что это та­кое — на­чать но­вое строи­тель­ст­во. До­ку­мен­ты по го­ду, по два ле­жат на со­гла­со­ва­нии. Мож­но толь­ко пред­по­ла­гать, че­го вы­жи­да­ют так на­зы­вае­мые раз­ре­ши­тель­ные ин­стан­ции.

Вот вам при­мер. В Ком­со­моль­ском рай­оне Толь­ят­ти про­жи­ва­ет 140 тыс. че­ло­век. Ста­дио­на нет. В то же вре­мя пять лет нам не уда­ет­ся про­бить раз­ре­ше­ние на строи­тель­ст­во ста­дио­на за свои, за­во­дские день­ги. Пять лет! И нуж­но-то не так мно­го зем­ли, а не да­ют. Я что, да­чу се­бе хо­чу го­ро­дить? Или кот­тедж в три эта­жа? Как по­сле это­го мож­но все­рь­ез вос­при­ни­мать раз­го­во­ры о здо­ро­вье на­ции? Зна­ет ли пре­зи­дент, что тво­рит­ся на мес­тах с его идея­ми о раз­ви­тии стра­ны, об ук­ре­п­ле­нии здо­ро­вья рос­си­ян? Что-то я со­мне­ва­юсь...

— Это уже не во­прос тех­ни­ки. Это во­прос по­ли­ти­ки. А у нас те­ма бе­се­ды — кор­по­ра­ция «Толь­ят­тиа­зот».

— Кор­по­ра­ция — это лю­ди. Им не нуж­ны раз­го­во­ры о по­ли­ти­ке. Им нуж­на ра­бо­та, за­ра­бот­ная пла­та, воз­мож­ность по­пра­вить здо­ро­вье, со­дер­жать де­тей. Кста­ти, о те­ме. В свое вре­мя му­ни­ци­паль­ные вла­сти Толь­ят­ти в со­от­вет­ст­вии с то­гдаш­ни­ми ре­ше­ния­ми от­ня­ли у нас пять дет­ских са­дов и от­лич­но ос­на­щен­ную боль­ни­цу. Хо­тя за­вод был го­тов со­дер­жать со­ци­аль­ную струк­ту­ру. Се­го­дня ви­дим: это бы­ло не са­мое муд­рое ре­ше­ние.

— В про­дол­же­ние раз­го­во­ра, свя­зан­но­го с те­мой сре­ды оби­та­ния. Бич пред­при­ятий, по­доб­ных ва­ше­му, — вы­бро­сы уг­ле­ки­сло­го га­за и оки­слов азо­та, по­треб­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва во­ды. Не слиш­ком ли на­се­дае­те на при­ро­ду?

— Наш обыч­ный рас­ход реч­ной во­ды — 55—58 тыс. куб. м в су­тки. Толь­ко за по­след­ние го­ды уда­лось сэ­ко­но­мить мил­лио­ны ку­бо­мет­ров. Де­ло в том, что мы по­сто­ян­но за­ни­ма­ем­ся про­бле­ма­ми очи­ст­ки и во­до­под­го­тов­ки, дер­жим под стро­жай­шим кон­тро­лем ра­бо­ту кот­лов-ути­ли­за­то­ров, те­п­ло­об­мен­ной ап­па­ра­ту­ры, ло­па­ток ком­прес­со­ров. Схе­ма сле­дую­щая. Пар по­сту­па­ет под дав­ле­ни­ем 110 ат­мо­сфер при тем­пе­ра­ту­ре 450°С. Это так на­зы­вае­мый ост­рый пар. Ско­рость вра­ще­ния ло­па­ток — 11 тыс. обо­ро­тов в ми­ну­ту. Не дай бог, в во­де ока­жут­ся по сто­рон­ние при­ме­си, то­гда ло­пат­кам ко­нец. По­это­му тут мы дей­ст­ву­ем точ­но по рег­ла­мен­ту. Вне­дре­ние но­вых тех­но­ло­гий в це­хах то­же на­прав­ле­но на при­ро­до­охран­ную ра­бо­ту. На очи­ст­ных со­ору­же­ни­ях мощ­но­стью 120 тыс. куб. м в су­тки мы пе­ре­хо­дим на бес­хлор­ную очи­ст­ку.

Не скрою, по вы­бро­сам в ат­мо­сфе­ру нам да­ва­ли стро­гие и спра­вед­ли­вые пред­пи­са­ния, мы их уч­ли: ис­клю­чи­ли тех­но­ло­ги­че­ское раз­де­ле­ние воз­ду­ха, ста­ли ис­поль­зо­вать уг­ле­кис­лый газ, пре­ж­де вы­бра­сы­вав­ший­ся в ат­мо сфе­ру. А на про­из­вод­ст­во 1 т ме­та­но­ла идет 2 т уг­ле­ки­сло­го га­за. Уже в те­че­ние пя­ти лет мы еже­год­но не до­пус­ка­ем к вы­бро­су в ат­мо­сфе­ру 900 тыс. т уг­ле­ки­сло­го га­за. Наш вклад в соз­да­ние пар­ни­ко­во­го эф­фек­та те­перь прак­ти­че­ски ра­вен ну­лю. В бли­жай­шее вре­мя про­из­вод­ст­во ме­та­но­ла мы на­рас­тим до 1 млн т, со­от­вет­ст­вен­но объ­е­мы по­треб­ляе­мо­го уг­ле­ки­сло­го га­за уве­ли­чат­ся до 2 млн т. По оки­си уг­ле­ро­да уда­лось со­кра­тить вы­бро­сы на 400 т в год. Кро­ме то­го, у нас есть та­кие про­из­вод­ст­ва, где во­об­ще нет вред­ных вы­бро­сов. На­при­мер, по кар­ба­ми­до­фор­маль­де­гид­ным кон­цен­тра­там, ко­то­рые вы­пус­ка­ют­ся по на­шим соб­ст­вен­ным па­тен­там и идут на про­из­вод­ст­во ДВП, ДСП, МДФ на на­шем до­чер­нем пред­при­ятии. Се­го­дня к «Толь­ят­тиа­зо­ту» со сто­ро­ны эко­ло­гов нет ни­ка­ких пре­тен­зий. Эту ли­нию и впредь бу­дем вес­ти це­ле­на­прав­лен­но.

— О пред­при­ятии су­дят по кад­рам. То­АЗ сла­вит­ся та­лант­ли­вы­ми топ-ме­нед­же­ра­ми, гра­мот­ны­ми спе­циа­ли­ста­ми, тру­до­вы­ми ди­на­стия­ми. От­ку­да идет при­ток ра­бо­чей си­лы? Как-то кон­тро­ли­руе­те про­цесс под­го­тов­ки кад­ров на бу­ду­щее?

— Дей­ст­ви­тель­но, на ТоА­Зе, в про­шлом го­ду от­ме­тив­шем свое 25-ле­тие, на­счи­ты­ва­ет­ся 400 тру­до­вых ди­на­стий. Это о чем-то го­во­рит? Ко­ман­ди­ры про­из­водств, ве­ду­щие спе­циа­ли­сты «вы­рос­ли» на на­шем за­во­де. Они, кста­ти, и ста­ли ав­то­ра­ми тоа­зов­ско­го сти­ля ра­бо­ты, ко­то­рый очень хо­ро­шо из­вес­тен в го­ро­де. Се­го­дня став­ку де­ла­ем на мо­ло­дежь. Это ум­ные, тол­ко­вые и, дол­жен при­знать, праг­ма­тич­ные ре­бя­та. Мне ком­форт­но ра­бо­тать в та­кой сре­де. Ес­ли бы в преж­ние вре­ме­на у нас на за­во­де бы­ло два-три де­сят­ка та­ких пар­ней, мно­гие про­бле­мы пре­одо­ле­ли бы с мень­ши­ми за­тра­та­ми. Они серь­ез­но от­но­сят­ся к сво­ей ра­бо­те, и мне хо­чет­ся по­мочь им про­дви­нуть­ся в про­фес­сии.

Гля­дя на них, вспо­ми­наю се­бя — та­ким же упор­ным и це­ле­уст­рем­лен­ным был. Мне по­вез­ло, что во­вре­мя за­ме­ти­ли и на но­вые долж­но­сти вы­дви­га­ли. В 36 лет я уже стал ди­рек­то­ром Гу­ба­хин­ско­го хи­ми­че­ско­го за­во­да. Ни ма­ма, ни па­па (он по­гиб на шах­те, ко­гда мне шесть лет бы­ло), ни­кто по бла­ту не про­дви­гал. И вот я на этих пар­ней смот­рю и ра­ду­юсь. Есть у них бу­ду­щее, есть хо­ро­шие пер­спек­ти­вы и у за­во­да. Мы их по­сы­ла­ем за ру­беж, на из­вест­ные в от­рас­ли пред­при­ятия. По­том тре­бу­ем от­че­та об уче­бе или ста­жи­ров­ке, пред­ла­га­ем вне­дрять у нас то, что они там уви­де­ли. Не­дав­но груп­па из вось­ми че­ло­век по­бы­ва­ла на ам­ми­ач­ном за­во­де в Гер­ма­нии. Ез­ди­ли на­ши спе­циа­ли­сты во Фран­цию, в Швей­ца­рию. На это мы средств не жа­ле­ем. Я сам, ес­ли где-то что-то ин­те­рес­ное уви­жу, тут же по при­ез­де по­сы­лаю на­ших мас­те­ров, ап­па­рат­чи­ков, ин­же­не­ров пе­ре­ни­мать пе­ре­до­вой опыт.

— Мно­го при­хо­дит­ся ез­дить?

— Да, не­ма­ло. Но я ста­ра­юсь при­уро­чить свои по­езд­ки к дням, ко­гда мень­ше все­го вос­тре­бо­ван на за­во­де. На­при­мер, к празд­нич­ным дням. Вот в май­ские празд­ни­ки про­шло­го го­да, по­ка за­во­дча­не по са­дам-ого­ро­дам бу­ду­щий уро­жай за­кла­ды­ва­ли, по­бы­вал в Три­ни­да­де и То­ба­го. Пред­при­ятия по­се­тил пре­крас­ные. За май­ские празд­ни­ки у ме­ня бы­ло 44 взле­та-по­сад­ки, про­ле­тел бо­лее 80 тыс. км. А вы­шло так. 4 мая дол­жен был быть в Ва­шинг­то­не, за­клю­чать до­го­вор на вы­де­ле­ние кре­ди­та МБРР. Толь­ко при­ле­тел, а мне со­об­ща­ют: на тер­ри­то­рии Юж­но­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га на­зна­че­на от­вет­ст­вен­ная встре­ча по Та­ман­ско­му пор­ту, ко­то­рый мы стро­им. Вот и при­шлось сле­тать ту­да-об­рат­но два раза. А еще пе­ре­го­во­ры в Гер­ма­нии. А на 9 мая — уже ви­за в Три­ни­дад и То­ба­го. По­это­му мар­шрут даль­ше вы­гля­дел так: Мо­ск­ва — Франк­фурт — Май­а­ми — Три­ни­дад. И в но­во­год­ние ка­ни­ку­лы, а это поч­ти две не­де­ли, опять ез­дил по род­ст­вен­ным пред­при­яти­ям. За­гра­ни­ца все-та­ки столь­ко не гу­ля­ет. А хим­пред­прия­тия тем бо­лее, они функ­цио­ни­ру­ют в не­пре­рыв­ном цик­ле. Для че­го, ска­же­те, эти по­езд­ки? Мы долж­ны дер­жать мар­ку пред­при­ятия вы­со­ко, ведь ми­ро­вой ры­нок на всех один.

— Прав­ду го­во­рят, что вы ле­тае­те по Рос­сии в эко­ном-клас­се?

— Прав­ду. Это в мо­их от­че­тах в бух­гал­те­рии есть. А что?

— Мож­но бы­ло бы се­бе по­зво­лить вез­де 1-й класс или, на ху­дой ко­нец, биз­нес-класс…

— Я и в са­мо­ле­те ра­бо­таю с до­ку­мен­та­ми, по­это­му не при­даю зна­че­ния клас­су. И во­об­ще, день­ги нуж­но счи­тать. А ко­гда пе­ре­лет по вре­ме­ни 10—14 ча­сов, вы­би­раю биз­нес-класс.

— Ну да, все маг­на­ты эко­но­мят на нос­ках и шнур­ках, я чи­тал…

— Да нет, тут нет под­ра­жа­ния маг­на­там. Хо­тя ме­ня то и де­ло «при­кла­ды­ва­ют» этим зва­ни­ем. Вы пой­ми­те од­но: я все вре­мя на ви­ду, за мной ты­ся­чи глаз на­блю­да­ют. И мне не все рав­но, что обо мне ду­ма­ют за­во­дские лю­ди. Как я смо­гу при­зы­вать их к эко­но­мии и ра­чи­тель­но­му рас­хо­до­ва­нию ре­сур­сов, ес­ли сам бу­ду рос­ко­ше­ст­во­вать по выс­ше­му раз­ря­ду?

— У вас лет 40 ста­жа, за­слу­жи­ли, на­вер­ное.

— Во­об­ще-то, мой ра­бо­чий стаж бо­лее 52 лет, из них толь­ко в хи­мии 45 лет, поч­ти пять лет на под­вод­ной лод­ке и три го­да ра­бо­тал то­ка­рем.

Я за­слу­жил пра­во име­но­вать­ся пред­се­да­те­лем со­ве­та ди­рек­то­ров и пред­став­лять кор­по­ра­цию на ми­ро­вом рын­ке и в бан­ков­ских и вла­ст­ных струк­ту­рах. Ос­таль­ное — это уже де­ло че­ло­ве­че­ской со­вес­ти. Ко­гда ви­жу, как на­ши мо­ло­дые оли­гар­хи иг­ра­ют свадь­бы це­ной в де­сят­ки мил­лио­нов дол­ла­ров, по­ни­маю, что они про­сто не ду­ма­ют о тех, кто тру­дит­ся на их пред­при­яти­ях. Ведь боль­шин­ст­во их ра­бо­чих и ин­же­не­ров не мо­гут се­бе по­зво­лить да­же не­дель­ную по­езд­ку в Тур­цию. Бы­ст­рые день­ги пор­тят че­ло­ве­ка, а воз­мож­ность рас­хо­до­вать их по сво­ему ус­мот­ре­нию пор­тит еще боль­ше. На­до по­ни­мать: все, что по­па­ло под при­ва­ти­за­цию, соз­да­но тру­дом не­сколь­ких по­ко­ле­ний и нам, соб­ст­вен­ни­кам, при­над­ле­жит толь­ко юри­ди­че­ски. В мо­раль­ном пла­не это об­щее дос­тоя­ние. Нуж­ны го­ды и го­ды, что­бы лю­ди свык­лись с мыс­лью, что все те­перь у нас по-дру­го­му. За­чем то­ро­пить со­бы­тия?

— Но вы же мил­лио­нер.

— Мил­лио­нер? Я се­бя та­ко­вым не счи­таю. Все это соз­да­но на­ро­дом, ра­бо­чим клас­сом, и при­над­ле­жит об­ще­ст­ву, со­став­ля­ет глав­ную часть его бла­го­сос­тоя­ния.

Для се­бя я ре­шил: ис­поль­зо­вать ров­но столь­ко средств, сколь­ко не­об­хо­ди­мо, и ши­ко­вать не имею пра­ва. Ина­че как лю­дям в гла­за смот­реть и да­вать им ука­за­ния, рас­по­ря­же­ния. Они не ска­жут, но обя­за­тель­но по­ду­ма­ют: «Ведь все это — строи­тель­ст­во но­вых объ­ек­тов, ре­монт це­хов, про­из­вод­ст­во про­дук­ции — мы де­ла­ем для те­бя. С че­го бы это?» И прав­да, с че­го? Один че­ло­век ни­че­го не сде­ла­ет, тем бо­лее се­го­дня. Вот кол­лек­тив и дол­жен всем этим поль­зо­вать­ся. А я, по-хо­зяй­ски при­ме­няя свой опыт, зна­ния, про­сто обя­зан вы­ло­жить­ся для лю­дей, пол­но­стью от­дать все си­лы, реа­ли­зо­вать свой по­тен­ци­ал, все то, что по­лу­чил бла­го­да­ря ма­ме, учи­те­лям, та­лант­ли­вым спе­циа­ли­стам и от­лич­ным ру­ко­во­ди­те­лям. Я всю жизнь ста­ра­юсь сле­до­вать их уро­кам. На­вер­ное, по­рой бы­ваю из­лиш­не тре­бо­ва­тель­ным и же­ст­ким, но я не по­зво­лю рас­тас­ки­вать, рас­хи­щать на­ши с кол­лек­ти­вом ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти. Не для то­го ме­ня в 85-м ЦК КПСС и пра­ви­тель­ст­во в доб­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­ном по­ряд­ке на­пра­ви­ли на «Толь­ят­тиа­зот». И с тех пор я не да­вал по­во­да для до­су­жих раз­го­во­ров о сво­их яко­бы бо­гат­ст­вах. На­вер­ное, я не­сколь­ко эмо­цио­наль­но го­во­рю обо всем этом, но еще раз по­вто­рю: все, что име­ет То­АЗ, — это об­ще­ст­вен­ное дос­тоя­ние, ко­то­рым долж­но поль­зо­вать­ся не толь­ко се­го­дняш­нее по­ко­ле­ние за­во­дчан, но и бу­ду­щие.

— А за­чем эта скром­ность ком­му­ни­ста-ле­нин­ца? Ко­гда же еще по­жить? Жизнь-то у вас од­на…

— Ну, од­на. И для че­го она? Про­едать день­ги, ко­то­рые, по су­ти, при­над­ле­жат мно­го­ты­сяч­но­му кол­лек­ти­ву?

Ес­ли в чем-то ме­ня и мож­но уп­рек­нуть по час­ти трат, так это за мою слу­жеб­ную «Ау­ди». Это ско­ро­ст­ная ма­ши­на и бо­лее или ме­нее безо­пас­ная. В аэ­ро­порт я до­ез­жаю за пол­ча­са.

— Ну, та­кие ма­ши­ны в лич­ной соб­ст­вен­но­сти име­ют се­го­дня и со­всем юные биз­нес­ме­ны, па­ру-трой­ку лет удач­но по­тор­го­вав­шие оп­том мо­ро­же­ной ры­бой или ки­тай­ски­ми ша­ри­ко­вы­ми руч­ка­ми. Вер­нем­ся к те­ку­щим де­лам.

— Я счи­таю, что за по­след­ние 10—15 лет при на­ли­чии тех при­род­ных ре­сур­сов, ко­то­рые есть в стра­не, нам так и не уда­лось дос­тичь то­го бла­го­сос­тоя­ния рос­сий­ских лю­дей, ко­то­рое они за­слу­жи­ли за де­ся­ти­ле­тия войн, раз­ру­хи, со­ци­аль­ных и по­ли­ти­че­ских по­тря­се­ний. Пре­зи­дент Пу­тин ведь хо­ро­шо го­во­рит обо всем этом в сво­их вы­сту­п­ле­ни­ях, и я пол­но­стью под­дер­жи­ваю его идеи, ста­ра­юсь на де­ле вы­пол­нять его те­зи­сы. Од­на­ко в по­все­днев­ной жиз­ни ви­жу: про­ис­хо­дит что-то не то. Не со­всем так по­лу­ча­ет­ся, как хо­тел бы наш пре­зи­дент. Мо­жет, по­то­му, что ему (как и на­ше­му пред­при­ятию) про­ти­во­дей­ст­ву­ют чи­нов­ни­ки? Че­го они хо­тят? Что­бы мы им пла­ти­ли боль­шую мзду за под­пи­си на нуж­ных бу­ма­гах? Сколь­ко же при­хо­дит­ся тер­петь не­ува­же­ния с их сто­ро­ны, сколь­ко уни­же­ний за то, что­бы те­бе по­зво­ли­ли де­лать свое де­ло!

— Зна­чит, вы­хо­да нет?

— Есть! Все рав­но бу­дет так, как лю­дям на­до. Те­перь не 50—60-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия. По-дру­го­му ду­ма­ет и власть, по-дру­го­му и лю­ди жить хо­тят. Так оно и бу­дет. Пра­ви­тель­ст­во на­ше слу­жит на­ро­ду и жи­вет на его на­ло­ги. И се­бя счи­таю обя­зан­ным сво­ему на­ро­ду, за­во­дско­му. Мои прин­ци­пы — ува­же­ние к тем, кто тру­дит­ся в це­хах, и по­мощь им в жиз­ни. На то я был по­став­лен мно­го лет на­зад, это я де­лаю и сей­час, что бы про ме­ня ни пи­са­ли не­из­вест­ные мне «пи­са­те­ли» в Ин­тер­не­те и в СМИ. Кста­ти, ни один из них со мной не встре­чал­ся и лич­но со мной не бе­се­до­вал. Как же они мо­гут знать о мо­их мыс­лях и на­ме­ре­ни­ях?! А из ме­ня стро­ят ка­ко­го-то мон­ст­ра, за­хват­чи­ка чу­жой зем­ли. Но зем­ля-то у нас по­ка что вся рос­сий­ская.

— Вы без пре­ди­сло­вий пе­ре­шли к важ­ней­ше­му для вас се­го­дня во­про­су — к строи­тель­ст­ву пор­та в Крас­но дар­ском крае. Уже не­сколь­ко лет «Толь­ят­тиа­зот» стро­ит и пы­та­ет­ся ле­га­ли­зо­вать тер­ми­нал по от­груз­ке ам­миа­ка в бух­те Же­лез­ный Рог. Вла­сти Крас­но­дар­ско­го края этим в по­след­нее вре­мя не­до­воль­ны и де­ла­ют все от них за­ви­ся­щее (а за­ви­сит мно­гое), что­бы уже вло­жен­ные сот­ни мил­лио­нов дол­ла­ров не ра­бо­та­ли на оте­че­ст­вен­но­го про­из­во­ди­те­ля. Чем вы это мо­же­те объ­яс­нить?

— Во­прос о Та­ма­ни — это осо­бый, очень тя­же­лый во­прос. Мы при­об­ре­ли для это­го объ­ек­та свы­ше 200 еди­ниц транс­порт­ной тех­ни­ки поч­ти на $100 млн. В на­ли­чии гру­зо­подъ­ем­ная, ско­ро­ст­ная, ком­пь­ю­те­ри­зи­ро­ван­ная тех­ни­ка ве­сом от 40 до 500 т. Кро­ме то­го, семь еди­ниц плав­средств, бук­си­ры-кан­тов­щи­ки. Не счи­тая на­зем­ных, под­зем­ных и гид­ро­со­ору­же­ний. Сдви­нуть с мес­та этот во­прос по­ка не мо­гу, а на­дор­вать­ся не хо­чу, ибо то­гда уж точ­но сра­бо­та­ет ци­та­та, час­то упот­реб­ляе­мая СМИ: «Порт бу­дет или с Мах­ла­ем, или без». Но уве­рен: та­ким, ка­ким я его ви­жу, без мое­го уча­стия ни­ко­гда не бу­дет. Се­го­дня в пор­ту Та­ма­ни все сто­ит, «кис­нет» в со­лон­ча­ко­вых гли­нах и на об­лом­ках вой­ны, на ко­то­рых по­строе­но гид­ро­со­ору­же­ние.

Ме­ня очень за­де­ла фра­за, про­из­не­сен­ная на од­ном боль­шом со­ве­ща­нии, дес­кать, при­шел Мах­лай на «чу­жую зем­лю и на­чал пар­ти­за­нить». Я не смог от­ве­тить на эту ре­п­ли­ку, ска­зав, что на­хо­жусь на рос­сий­ской зем­ле, — мне про­сто не да­ли сло­ва. А еще по­сто­ян­но сма­ку­ют сло­во «эко­ло­гия» в не­вы­год­ном для нас кон­тек­сте. Хо­тя у нас име­ют­ся все не­об­хо­ди­мые экс­пер­ти­зы — эко­ло­ги­че­ские, го­су­дар­ст­вен­ные, МЧС и т. д., — и их ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в со­от­вет­ст­вую­щие спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ор­га­ны.

Не мо­гу по­нять, по­че­му не раз­ре­ша­ет­ся стро­ить в со­от­вет­ст­вии с до­го­во­ром, ко­то­рый мы под­пи­са­ли с ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей края? Во­семь раз при­ос­та­нав­ли­ва­лось строи­тель­ст­во на срок от трех до де­вя­ти ме­ся­цев, и се­го­дня еще нет раз­ре­ше­ния. А ведь порт дол­жен был ра­бо­тать уже в 2001 го­ду, край­ний срок — 2002 год. Уни­каль­ное кра­но­вое обо­ру­до­ва­ние вто­рой год сто­ит на пнев­мо­хо­ду. Ре­зи­на ста­ре­ет, вы­го­ра­ет на солн­це… Серд­це кро­вью об­ли­ва­ет­ся, ко­гда смот­рю на все это. А глав­ное — порт не при­но­сит до­хо­да ме­ст­но­му краю, его лю­дям. Ведь с 2002 го­да по на­стоя­щее вре­мя на­ло­гов в бюд­жет Крас­но­дар­ско­го края уп­ла­че­но толь­ко око­ло $7 млн, а мог­ло быть в три раза боль­ше. Ра­бо­чие без­дей­ст­ву­ют, лю­ди от­прав­ле­ны по до­мам на не­оп­ре­де­лен­ное вре­мя.

Пред­ставь­те се­бе, как мож­но ос­та­но­вить од­ним сло­вом «За­пре­тить!» строи­тель­ст­во, ко­гда там ра­бо­та­ло, со­глас­но пла­нам, око­ло 1 тыс. че­ло­век, бо­лее 20 строи­тель­ных, мон­таж­ных ор­га­ни­за­ций, бо­лее де­сят­ка ин­сти­ту­тов. Ос­та­но­вить та­кой ма­хо­вик, на­би­рав­ший дли­тель­ное вре­мя мак­си­маль­ные обо­ро­ты, — где та­кое бы­ва­ет? Да, там есть во­про­сы по вто­рой оче­ре­ди. Од­на­ко вто­рой год до­ку­мен­та­ция ле­жит на «со­гла­со­ва­нии». Ска­жи­те, как мож­но ос­та­но­вить строи­те­лей, мон­таж­ни­ков, ин­сти­ту­ты, ко­гда с ни­ми за­клю­че­ны до­го­во­ры, в том чис­ле и на пер­спек­ти­ву? За­мо­ро­зить строи­тель­ст­во — зна­чит ли­шить средств ра­бо­чих. А мы вы­ну­ж­де­ны бы­ли под дав­ле­ни­ем это сде­лать — в ущерб на­ро­ду, го­су­дар­ст­ву и в це­лом Рос­сии. Бу­дем ждать, ко­гда «со­зре­ют» не­ко­то­рые лю­ди.

За­вод при­шел в ре­ги­он, уда­лен­ный от мес­та его дис­ло­ка­ции, не от не­че­го де­лать, а по­то­му что так скла­ды­ва­ют­ся об­стоя­тель­ст­ва. Ес­ли со­пре­дель­ное го­су­дар­ст­во пре­пят­ст­ву­ет рос­сий­ско­му пред­при­ятию в сбы­те го­то­вой про­дук­ции, то как мо­жет наш же, рос­сий­ский ре­ги­он со­вер­шать то же са­мое? Ка­ким бла­го­вид­ным пред­ло­гом это оп­рав­дать? Что, ко­му-то очень нуж­но ос­та­но­вить хи­ми­че­ское пред­при­ятие не­пре­рыв­но­го цик­ла? Ли­шить сот­ни фирм-по­тре­би­те­лей не­об­хо­ди­мой про­дук­ции? Ты­ся­чи ра­бо­чих и ин­же­не­ров «Толь­ят­тиа­зо­та» — за­ра­бот­ной пла­ты? Эко­но­ми­ку стра­ны — на­ло­гов, ко­то­рые мы мно­го лет ис­прав­но пла­тим, и в не­ма­лых объ­е­мах? У ме­ня нет от­ве­та, но есть пред­по­ло­же­ния. И я най­ду вре­мя и ме­сто вы­ска­зать их.

— Вче­ра, на­ка­ну­не на­шей бе­се­ды, я пе­ре­дал вам поч­ти пол­сот­ни стра­ниц сай­тов Ин­тер­не­та, где вас вы­став­ля­ют в очень не­при­гляд­ном све­те. Не нра­вят­ся в ос­нов­ном ва­ши дей­ст­вия по ам­миа­ко­про­во­ду и по строи­тель­ст­ву мор­ско­го пор­та для от­груз­ки ам­миа­ка в Крас­но­дар­ском крае. Что вы мо­же­те ска­зать об этом?

— То, что вы мне да­ли по­чи­тать в та­ком объ­е­ме, я ви­жу впер­вые. Хо­тя ни­че­го уди­ви­тель­но­го нет, во вся­ком слу­чае, для ме­ня. Это мои за­оч­ные оп­по­нен­ты, ни ра­зу не ре­шив­шие­ся дис­ку­ти­ро­вать, как го­во­рит­ся, гла­за в гла­за. Из­да­ле­ка и по­ка что без­на­ка­зан­но они пы­та­ют­ся ме­ня ос­та­но­вить, по­пут­но по­учая, как нуж­но управ­лять про­цес­сом. И в свя­зи с этим у ме­ня есть пол­ная убе­ж­ден­ность: сре­ди них нет ни од­но­го че­ло­ве­ка с та­ким ста­жем ра­бо­ты в хи­ми­че­ской от­рас­ли, как у ме­ня, — бо­лее 40 лет, в том чис­ле в ран­ге ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра (те­перь пред­се­да­те­ля со­ве­та ди­рек­то­ров) — свы­ше 30 лет, при­чем на уни­каль­ных оте­че­ст­вен­ных пред­при­яти­ях не­пре­рыв­но­го цик­ла. На мо­ем лич­ном сче­ту соз­да­ние 34 со­вре­мен­ных про­из­водств на двух оте­че­ст­вен­ных хи­ми­че­ских пред­при­яти­ях. Вот по­то­му-то я и уве­рен, что дей­ст­вую пра­виль­но, и не из лич­ной ко­ры­сти, а в ин­те­ре­сах на­ше­го кол­лек­ти­ва, на­шей стра­ны, ее эко­но­ми­ки. А по­пыт­ки вы­ста­вить ме­ня ко­ры­ст­ным че­ло­ве­ком го­во­рят о том, что у этих лю­дей ни­ко­гда не бы­ло в рас­по­ря­же­нии и управ­ле­нии серь­ез­ных средств. Мне же, опе­ри­рую­ще­му сот­ня­ми мил­лио­нов и мил­ли­ар­да­ми руб­лей, уже дав­но по­нят­но, что че­ло­ве­ку на лич­ные ну­ж­ды тре­бу­ет­ся не так уж и мно­го. А вот осоз­на­ние то­го, что ты де­ла­ешь мас­штаб­ное де­ло, — оно все­гда нуж­но на­стоя­ще­му муж­чи­не, ру­ко­во­ди­те­лю. Я се­бя счи­таю та­ко­вым и бу­ду де­лать то, что мне пред­на­зна­че­но судь­бой.

Знаю, есть «доб­ро­же­ла­те­ли», ко­то­рые бы­ли бы ра­ды, ес­ли бы я ото­шел от дел, ос­та­вив им на по­жи­ву то, что де­ся­ти­ле­тия­ми соз­да­ва­лось ты­ся­ча­ми и ты­ся­ча­ми за­во­дчан. Так вот, дол­жен их, этих «бой­цов не­ви­ди­мо­го фрон­та», огор­чить. Ска­жу, как в анек­до­те: не до­ж­де­тесь! Кто со мной ра­бо­та­ет, тот зна­ет: я уп­рям, по­сле­до­ва­те­лен, дос­ко­наль­но знаю пред­мет. Да, я не ан­гел и не все­гда дей­ст­вую по пра­ви­лам пар­кет­но­го эти­ке­та, но у ме­ня нет бо­лее важ­ной це­ли в жиз­ни, чем за­вер­шить на­ча­тое, вы­вес­ти за­вод на но­вые вы­со­ты. В том чис­ле и до­строить порт в Та­ма­ни. По­то­му что уве­рен: ни­кто не сде­ла­ет его та­ким, ка­ким он дол­жен быть, — су­пер­со­вре­мен­ным, дос­той­ным ХХI ве­ка. А по­ка мы бы­ли вы­ну­ж­де­ны ос­та­но­вить строи­тель­ст­во и ждать, как я уже ска­зал, ко­гда «со­зре­ют» лю­ди: пой­мут, что строи­тель­ст­во это­го объ­ек­та не­об­хо­ди­мо и очень ак­ту­аль­но для Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, для на­ро­да. Вы­ве­ду — то­гда еще по­смот­рим, кто рань­ше от­пра­вит­ся в от­став­ку.

— Это ваш ма­ни­фест?

— Это моя по­зи­ция. Се­го­дня и все­гда.

— Как-то уж очень кру­то…

— Не та у нас жизнь, что­бы вя­ло мям­лить про кор­рект­ность или не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать в сво­ей по­все­днев­ной ра­бо­те мне­ния всех встреч­ных-по­пе­реч­ных псев­до­спе­циа­ли­стов. Я не ну­ж­да­юсь в со­ве­тах по­сто­рон­них. А с кем по­со­ве­то­вать­ся — знаю: у нас от­лич­ный ин­же­нер­ный кор­пус, гра­мот­ные спе­циа­ли­сты в це­хах, хо­ро­шо под­го­тов­лен­ные мо­ло­дые ре­бя­та управ­ля­ют слож­ней­ши­ми ус­та­нов­ка­ми. С ни­ми лю­бую эко­но­ми­че­скую, строи­тель­ную, тех­но­ло­ги­че­скую про­бле­му мы об­су­ж­да­ем и ре­ша­ем по уму. А на вся­че­ские на­ве­ты по по­во­ду на­ру­ше­ний при строи­тель­ст­ве мор­ско­го пор­та, 40-ки­ло­мет­ро­вой же­лез­но­до­рож­ной вет­ки к не­му и мас­сы дру­гих объ­ек­тов ска­жу: все это соз­да­ва­лось и соз­да­ет­ся в стро­гом со­от­вет­ст­вии со строи­тель­ны­ми нор­ма­ми и пра­ви­ла­ми, по­сле экс­пер­тиз ве­ду­щих на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов. Прав­да, про нас го­во­рят об­рат­ное, но ведь есть до­ку­мен­ты и за­клю­че­ния. И, к сло­ву, зва­ние свое док­то­ра тех­ни­че­ских на­ук я не по­ку­пал в пе­ре­хо­де мет­ро.

— Сре­ди ва­ших за­оч­ных оп­по­нен­тов уче­ных что-то не вид­но…

— Да ка­кой же уче­ный, тем бо­лее в тех­ни­че­ской сфе­ре, бу­дет за гла­за пе­ре­ру­ги­вать­ся с оп­по­нен­том? Для это­го есть от­кры­тые дис­кус­сии. Я лич­но к ним го­тов. Не воз­ра­жаю про­тив раз­го­во­ра на рав­ных и со все­ми ины­ми не­со­глас­ны­ми. Толь­ко кто они и где они? Про ва­ших кол­лег я не го­во­рю: они час­то пи­шут с чу­жих слов, не­дос­та­точ­но зная пред­мет об­су­ж­де­ния. Я это им про­щаю.

— Вас по­сто­ян­но уп­ре­ка­ют в воз­мож­ных на­ру­ше­ни­ях эко­ло­ги­че­ской дис­ци­п­ли­ны. Яко­бы все вы де­лае­те не так, не там и не в том объ­е­ме. Речь да­же за­хо­дит об эко­ло­ги­че­ской уг­ро­зе мо­рю и краю в це­лом...

— Раз­ве я бе­зу­мец, что­бы ин­ве­сти­ро­вать в про­ект сот­ни мил­лио­нов дол­ла­ров и не про­ра­бо­тать пред­ва­ри­тель­но все ас­пек­ты со­хра­не­ния при­ро­ды и био­ре­сур­сов мо­ря? Это же на­до быть про­сто Пет­руш­кой, кло­уном, что­бы так пла­ни­ро­вать раз­ви­тие транс­порт­ной сис­те­мы в эко­ло­ги­че­ски чув­ст­ви­тель­ном ре­гио­не.

— Вы ска­за­ли о 40 го­дах сво­ей ра­бо­ты и 30 го­дах ди­рек­тор­ст­ва на двух хим­пред­прия­ти­ях. Бы­ли у вас ин­ци­ден­ты с вред­ны­ми вы­бро­са­ми или уг­ро­зой та­ко­вых?

— Ни в ат­мо­сфе­ру, ни в во­ду, ни в поч­ву ни­ка­ких вы­бро­сов не бы­ло. Мы про­во­дим мно­же­ст­во боль­ших и ма­лых ме­ро­прия­тий, что­бы хи­ми­че­ское про­из­вод­ст­во бы­ло без­вред­ным для ок­ру­жаю­щей сре­ды, по­жа­ро­бе­зо­пас­ным и га­зо­безо­пас­ным.

По Та­ма­ни же хо­чу ска­зать, что спе­циа­ли­сты вось­ми ин­сти­ту­тов из Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Че­хии и Бель­гии по­сле оз­на­ком­ле­ния с на­шим про­ек­том на мес­те ав­то­ри­тет­но зая­ви­ли: сре­ди 150 по­доб­ных про­из­водств бу­ду­щий та­ман­ский порт — уни­каль­ное и об­раз­цо­вое по про­ра­бот­ке всех ост­рых во­про­сов эко­ло­гии пред­при­ятие. И в Рос­сии мы по­лу­чи­ли по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние 21 спе­циа­ли­ста в ран­ге про­фес­со­ров и ака­де­ми­ков. Ма­ло? При­чем мы про­ве­ли все это кол­ле­ги­аль­но, при­гла­сив пред­ста­ви­те­лей из Та­ма­ни и Крас­но­да­ра. Но лишь один че­ло­век — эко­но­мист из Та­ма­ни — при­сут­ст­во­вал. Вот оно, от­но­ше­ние к про­ек­ту го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния. Про­ще мо­раль­но унич­то­жать его, за­яв­ляя о не­до­ра­бот­ках. Ни один из чле­нов спе­ци­аль­но соз­дан­но­го со­ве­та, ана­ли­зи­ро­вав­ших наш про­ект, не дал от­ри­ца­тель­но­го за­клю­че­ния; по­сту­пи­ло толь­ко две-три ре­ко­мен­да­ции, ко­то­рые мы уч­ли в даль­ней­шем.

— За­кон­чить на­шу бе­се­ду хо­те­лось бы на оп­ти­ми­сти­че­ской но­те. Вы ве­ри­те в свою звез­ду?

 — Не знаю, есть ли у ме­ня звез­да. Мо­жет быть, есть. По­то­му что мне ин­те­рес­но и жить, и ра­бо­тать. И я бу­ду де­лать это, на­сколь­ко хва­тит сил. 

         Жур­нал «БОСС» №1 2006 г.