Китай: и ближе, и выше
В начале ноября прошлого года состоялась кульминация Года России в Китае — Российско-китайская инвестиционная неделя, III Российско-китайский инвестиционный форум и 11-я регулярная встреча глав правительств России и КНР. Журнал «БОСС» принял в кульминации активное участие.
На фоне капризной единой Европы, наделяющей членством самые скромные по размерам и масштабам экономики страны и упорно отказывающей в том же новой России, Азиатско-Тихоокеанский регион выглядит для нас все предпочтительнее.
Сам того не ведая, АТР дал ту точку опоры, которая позволяет России если и не перевернуть мир, то хотя бы уравновесить некомфортности ЕС конструктивизмом восточных «тигров» и «драконов». На поверку они оказываются не такими уж и страшными, вполне готовы дружить с русским «медведем» и, более того, вступать с ним в разнообразные экономико-политические отношения. Что блестяще подтверждает…
далее…
«КОНСОЛИДАЦИЯ АКТИВОВ»
КАК СПОСОБ ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Итак, ушел в историю очередной год. Многими делами и свершениями он был славен. Но пуще всего – попыткой власти переосмыслить сделанное с начала 90-х годов в области приватизации «нашего всего» – топливно-энергетического комплекса. Вот уж когда и где, не очень-то шевеля руками, мозгами и деньгами можно было получить контрольные пакеты, активы, месторождения. И получали. Как оказалось в итоге – практически за бесценок. Масштабная проверка приватизационных сделок, проведенная Счетной палатой, показала ( пока что не всей стране, а строго ограниченному кругу лиц), что практически в подавляющем большинстве случаев имели место нарушения законодательства, притворные сделки и многократное занижение цен приобретаемого имущества. Говорят, что аналитическая записка экспертов…
далее…
МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ
Может, и не стоит снова напоминать крылатую фразу о двух бедах России, но, увы, они еще далеко не изжиты. Тем не менее транспорт за последние десять лет кардинально изменил свой статус, а в большинстве случаев и владельцев. Причем оба эти изменения — не всегда в лучшую сторону. «ЗОЛОТЫЕ ЛЮДИ» ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Железную дорогу и ее тружеников в нашей стране всегда любили и уважали. Вспоминается песенка 80-х годов XX века: «Железная дорога, характеры крутые. Дорога-то железная, а люди — золотые». Однако в современных, рыночных условиях не все «золотые люди» чувствуют себя комфортно: как-то так получилось, что «железка» на некоторое время выпадала из поля зрения законодательной и исполнительной власти, к ней не осмеливались приближаться частные инвесторы, ее беды оставались сугубо специфическими и малопонятными большинству россиян. К тому же многие льготы, полагавшиеся…
далее…
Сельские радости
Во второй половине октября Минсельхоз подвел итоги девяти месяцев, что по существу означает подведение первых итогов сельскохозяйственного года и одновременно хода реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК». По словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, итоги эти показали увеличение товарного производства продукции мясного и молочного направления.
Посмотрим на цифры. Всего производство скота и птицы на убой составило 4 млн 848 тыс. т, что на 4% больше соответствующего периода прошлого года. Прямо скажем, негусто. В сельхозорганизациях производство скота и птицы на убой возросло на 8,2%. Производство птицы на убой увеличилось на 16%, в том числе в сельхозорганизациях — на 17,8%.
В текущем году начался рост в свиноводческой отрасли. Производство свиней на убой увеличилось на 5,1%, в частности в сельхозорганизациях — на 11,1%. В то же время производство крупного…
далее…
Соло для трубы с нефтью
Трубопровод Баку — Джейхан многими воспринимается как экономическая угроза России. Однако в действительности он, прежде всего, инструмент закрепления влияния Запада на Кавказе.
Cоглашение о строительстве трубопровода Баку — Джейхан (его теперь называют Баку — Тбилиси — Джейхан, или БТД) было подписано 18 ноября 1999 года в ходе саммита глав государств ОБСЕ в Стамбуле президентами Азербайджана, Турции, Грузии, а также президентом США Биллом Клинтоном. Позднее к соглашению присоединился Казахстан, который намерен пропускать через БТД значительные объемы собственной нефти.
Пять лет шло строительство трубопровода, и все эти годы в ряде столиц бывших республик СССР не утихали перепевы на тему «освобождения от гегемонии некоторых стран», «независимости от диктата поставщиков энергоносителей», «широких возможностей для самостоятельного развития» и пр…
далее…
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
АКТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
У производителей и поставщиков электрической энергии во всем мире заботы, в общем-то, схожи. Да и потребители, их требования и пристрастия, ничем кардинально не отличаются. Именно поэтому электроэнергия как товар может быть названа наиболее универсальным продуктом.
Электрическая энергия востребована повсеместно и будет востребована еще больше с ростом энергонасыщенности производства и быта. А как с ее источниками? Они пока что неизменны: гидроэнергетика, атомная энергетика, теплоэлектростанции, преобразованная солнечная энергия, энергия морских приливов, энергия ветра, энергия химических реакций… Вот, пожалуй, и весь список. Но человечеству не обойтись без электричества, похоже, уже никогда. Как его получать, распределять и передавать – это …
далее…
Электроэнергетика России
Выступление на секции форума выставки России в Италии
Об электроэнергетике как бизнесе в России задумались 10 лет тому назад, когда реформаторы приступили к формированию принципов рыночной экономики. До того, в так называемой «плановой экономике» цена электрической и тепловой энергии была ничтожна, она не соответствовала реальным затратам на их производство, ресурсы никто особенно не подсчитывал и не экономил. Хотя призывы к снижению затрат энергии были дежурным требованием тогдашнего руководства страны, потери при транспортировке и использовании были огромными, да и сегодня они еще ощутимы. Несколько лет ушло на то, чтобы изменить сознание большинства населения, в том числе и руководителей регионов России, привыкших получать энергии столько, сколько хотелось, без учета реальных возможностей бюджетов.
далее…
Юрий ШАФРАНИК: нужны прямые инвестиции в крупные проекты
Несмотря на всю мощь отечественного нефтегазового комплекса, не утихают споры о его месте в экономике страны, его перспективах и основных направлениях развития. События последних дней в крупнейших нефтяных и газовых компаниях опять вернули нас к временам дискуссий о потребностях структурных изменений.
Каковы они и какими должны быть? Об этом наш корреспондент беседует председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России, председателем Высшего горного совета, председателем правления МГНК «СоюзНефтеГаз» Юрием Шафраником.
- Юрий Константинович, известно ваше отношение к структурным реформам в отрасли: вы считаете, что они давно назрели, они дадут новый импульс развитию. Если же говорить об одной из динамичных и крупнейших компаний, «Газпроме», то и здесь такая необходимость, видимо, актуальна как никогда…
далее…
О ГАЗЕ, «ГАЗПРОМЕ» И «ГАЗОВОЙ ИГЛЕ»
Перефразируя классика (а это теперь разрешено), можно сказать: из всех энергоносителей для нас важнейшим является газ. На нем стояла, и все еще стоит и экономика, и энергетика, и ЖКХ, и – в значительной мере – бюджет. И политика. По крайней мере, политика России в Европе. Попытки расшатать это положение ни с какой стороны до сих пор не удавались.
Крупнейший газовый холдинг с числом работающих в треть миллиона человек продолжает добывать и транспортировать «голубое топливо» и в регионы России, и в Европу. И если нефтяная отрасль еще в начале 90-х годов разделилась на массу частных предприятий во главе с гигантами типа «Лукойла» и «Сургутнефтегаза», то «Газпром», постоянно именуясь государственной компанией, продолжает функционировать в форме ОАО. Небезуспешные усилия последних лет сделать его таковой де-факто, тем более укрепляют «Газпром» в роли «народного достояния». В России все «народное» требует…
далее…
Евгений ЯСИН: «ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШИТЬ ПРОРЫВ»
Что и как будет делать новое Правительство РФ? Над этим вопросом задумываются и далекие от политики люди, и те, кто знает о механизме принятия решений не понаслышке. Наш корреспондент встретился и побеседовал об этом с научным руководителем Высшей школы экономики.
— Евгений Григорьевич, о роли личности в истории уже немало написано. В новом Правительстве России есть несколько известных персон. Считаете ли вы, что состав кабинета министров существенно влияет на ход экономических реформ в стране?
— Безусловно, безусловно. Присутствие или отсутствие определенных персон, способных быть лидерами, имеет огромное значение, особенно во времена перемен, переустройства жизни государства и общества. Я удовлетворен тем, что в этом составе правительства такие люди есть.
далее…
Железные дороги и золотые люди
ОАО «Российские железные дороги» в декабре огласило предварительные итоги работы в 2006 году.
Прежде чем углубиться в изучение экономических показателей, нужно отметить один нематериальный актив, несомненно играющий определенную, если не ключевую, роль в успешном проведении третьего, заключительного этапа реформирования гигантской монополии. Работа здесь предстоит огромная, ведь это путь длиной в пять лет. Советом директоров в свое время были активно поддержаны стратегия организации высокоскоростного сообщения, концепции реформирования комплексов по ремонту и содержанию грузового подвижного состава, предоставлению услуг питания и торгового обслуживания, приняты решения по созданию дочернего общества в сфере перевозок автомобилей, ОАО «Скоростные магистрали», дочернего общества ОАО «РЖД» и железных дорог Финляндии в области организации скоростного пассажирского движения, по приобретению пакета акций компании «Морской торговый порт Усть-Луга»…
далее…
Итоги и перспективы
В первый день работы выставки «СвязьЭкспокомм-2009» прошло расширенное заседание Коллегии Минкомсвязи России по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.
Вот эта подчеркнутая прагматичность, когда мероприятия профильного министерства не отделяются от текущей жизни отрасли, вообще стала заметной в последние месяцы, когда возникшие трудности на мировых финансовых рынках потребовали именно реального подхода к оценкам сделанного и возможным сценариям дальнейших событий как в отрасли ИКТ, так и в экономической жизни страны в целом. Без излишней бравурности, но с сознанием имеющихся довольно оптимистичных показателей работы в 2008 году Игорь Щеголев оценил сделанное, делаемое и то, что еще предстоит сделать. Совершенно ясно, что отрасли, подведомственные министерству, не стагнируют, есть практические результаты обновления и реконструкции.
далее…