ЕСЛИ РЕФОРМЫ, ТО ХОРОШО ПОДГОТОВЛЕННЫЕ
– Владимир Станиславович, год прошел после принятия Энергетической стратегии страны до 2020 года. У меня такое ощущение, что никто этой тихой годовщины и не заметил. Но вы-то и ваши единомышленники имели свою версию этой стратегии и даже представили в правительство свой доклад об этом…
– Я работаю и в Центре стратегических разработок, возглавляя там энергетическую группу. А ЦСР в свое время сделал немало для проработки программы Германа Грефа в 1999 году, которая потом стала программой правительства. И сегодня центр занимается разработкой концептуальных положений экономической политики в разных сферах.
– Вы ведь с 1997 года примерно находитесь в процессе консультирования и экспертных оценок при принятии важных решений в области энергетической политики…
– Да, примерно так. Я, в отличие от многих, позволяю себе заглядывать в другую реальность, смотреть, а куда ситуация может трансформироваться завтра. Можно сказать, что мой товарный знак – это нестандартные ситуации. В обществе почему-то так сложилась ситуация с дискуссиями по энергетике, что принято обсуждать какой-то определенный круг проблем. Я же все время предлагаю иную постановку вопроса и многим это не нравится. Но тогда как быть с присказкой о карасе и щуке ?
– На то и щука в озере, чтобы карась не дремал?
– Правильно. Комфорта в такой позиции мало, зато каким бывает торжество, когда ты оказываешься прав, и это подтверждается какими-то ключевыми событиями в экономике! На самом деле, это нужно делать, чтобы не отстать от жизни. Чем отличается наш доклад правительству от официальной Энергетической стратегии? Сама стратегия есть продолжение отраслевых тенденций развития нескольких последних десятилетий. Мы же говорим о том, что это путь бесперспективный, потому что есть новые тенденции и в развитии страны, и в глобальном экономическом развитии, которые требуют новых постановок вопросов как в организации внутренних энергетических рынков, как в оценке роли энергетического сектора в экономике, так и в легитимизации участия России в международном разделении труда и организации экспорта. Мы считаем, что бесперспективно продолжать строить газовые трубопроводы на европейский рынок и лучше развивать экспорт СПГ, сжиженного природного газа. Об этом я говорю давно. Преимущество СПГ в том, что это самый быстрорастущий энергетический рынок в мире, он мобилен, он ориентирован на самые перспективные энергетические ресурсы. Экономика стран, которые достигли высокого уровня развития, гораздо быстрее наращивает использование газа, чем других носителей. Среди традиционных ресурсов газ явный чемпион по многим параметрам.
– Вы имеете в виду возможность перевозки автоцистернами, а также по железной дороге?
– Морем, морем. Танкерная перевозка на терминалы, которые принимают сжиженный газ. Строительство таких терминалов сегодня в мире – один из самых крупных бизнесов. Тем не менее, у нас СПГ не производится. Мало того, в последние годы мы обсуждаем достаточно рискованные проекты по строительству трубопроводов, а они ведь не обеспечивают гибкости поставок и защиты от рисков того рынка, на который они доставляют газ. А СПГ можно поставлять в любую точку земного шара, если правильно подойти к логистике.
– Но создание мощностей по сжижению, приведение в порядок парка цистерн потребует инвестиций, и немаленьких.
–Так это и есть локация капитала в высокотехнологичные сферы, создание новых рабочих мест и, в итоге, приумножение ВВП, о котором постоянно идет речь.
– Кто-то этому сопротивляется?
– Я бы не сказал, что кто-то сопротивляется, просто проблема нашей энергетической политики – это инерция системных решений, которые принимались в советский период. В то время, в том глобальном экономическом пространстве, в той стратегии развития страны они были актуальными. Сегодня и международные рынки нефти и газа – другие. Они очень изменились за 20 лет, да и наши экономические реалии, наши энергетические рынки сильно отличаются от рынков и реалий 1980–го года. Но люди, которые профессионально работают с энергетическими проблемами, представляют собой некое кастовое сообщество. И этого сообщества побаиваются стратегические экономисты, макроэкономисты, потому что те многих вещей просто не понимают. «Традиционным» энергетикам трудно себе представить, что жизнь может быть устроена как-то по-другому. А новые экономисты чувствуют, что нужно оценивать ситуацию как-то по-другому, но предоставить им такую экспертизу некому. Я всегда пытался соединить две эти группы. Но, к сожалению, Энергетическая стратегия написана людьми энергетического сектора и построена она на наращивании объемов в традиционной модели развития.
– Тем не менее, год прошел. Каковы его итоги? Что выявилось?
– Выявилось то, что у стратегии есть две принципиальные проблемы. Первая: она не содержит таких мер экономической политики, которые могли бы привести российский энергетический сектор к тем или иным целям. Не происходит формирование такого механизма, который в рыночной экономике и должен создать стимулы для достижения каких-то количественных показателей. А если таких механизмов нет, то это значит, что цели либо не будут достигнуты, либо они будут выглядеть совершенно иначе, чем хотели их видеть авторы. Приведу цифры. В самом оптимистическом сценарии при суперблагопрятных условиях наша нефтяная отрасль должна была выйти на уровень добычи нефти 450 млн. т. только в 2005 году. А уже в этом году прогноз добычи составляет 460 млн. т. Даже в таком коротком сроке разрыв – существенный. Это была попытка на балансовой модели посчитать систему количественных показателей, которых энергетические компании почему-то должны были достичь. И при этом совершенно не описывается система экономической мотивации для того, чтобы компании двигались к таким показателям. И второе. Эта стратегия очень консервативна по структурным подходам: она оценивает модель развития энергетического сектора России в продолжение тех тенденций, которые существовали в течение последних 30–40 лет. И новые тенденции, которые могли бы качественно изменить ситуацию, там не анализируются. Например, изменение роли России в Арктике, в международной системе поставок нефти. Или: качественное изменение газового экспорта. И упор делает на одно: надо больше нефти и газа поставить в Европу. Но. Европейский энергетический рынок не растет. И потому, что есть проблемы с экономическим ростом, и потому, что развивается энергоэффективная экономика, построенная на энергосберегающих технологиях. Бессмысленно, экстраполируя количественные тенденции, рассчитывать на европейский рынок как на перспективный. Еще одно. На европейском рынке, в соответствии с политикой Евросоюза, ужесточается конкуренция. А российские энергоресурсы далеко не самые конкурентоспособные. Как бы мы не расширяли мощности Балтийской трубопроводной системы, прокачивая по ней нефть не самого высокого качества марки Urals, на нее нет такого спроса, как на нефть марки Brent. Мы в чистом виде теряем большие средства. И еще будем терять. Но мы не рассматриваем альтернатив.
– Как же быть тогда с конкурентоспособностью российской экономики и ее энергетического сектора?
– Эта стратегия, которая была утверждена год назад, не есть стратегия конкурентоспособности. Это стратегия продолжения количественных надежд нашей традиционной энергетики на то, что вдруг, просто так, рынки сбыта возьмут и расширятся. Сегодня уже очевидно, что это стратегия вчерашнего дня. Она не дает ответа на вопрос типа: какие инфраструктурные проекты в области строительства нефтяных и газовых трубопроводов являются самыми актуальными? Что будет с нашим газовым сектором, когда три основных газовых месторождения начали выбывать и добыча в силу естественных геологических причин стала падать и нам в среднесрочной перспективе нечем эти месторождения заместить?
– А что касается рынка газа?
– Это та тематика, где мы больше всего взаимодействовали с правительством. Были обсуждения, были дискуссии.
– Что сейчас нужно бы, с вашей точки зрения, делать в ТЭКе, и делать незамедлительно? Вот вы сказали о сжиженном газе.
– Начнем с крупных проблем. Необходимо строить энергоэффективную экономику. Системных улучшений мало. На единицу ВВП мы тратим в 2,5 раза больше энергоресурсов, чем это имеет место в мире. Здесь нужна жесткая политика цен на энергоресурсы. Чтобы у компаний были стимулы экономить энергоресурсы. При цене газа ниже 35 долларов за тысячу куб. м. в России нет смысла вкладываться в проекты по экономии газа. Проще будет увеличить потребление, и все.
– «Газпром» – за?
– Я думаю, да. Но единственное, в чем мы принципиально расходимся с «Газпромом», это описание того, как это нужно сделать. Одно суждение состоит в том, что государство сможет «нащупать» правильный уровень цен, который поможет создать правильные стимулы. Мы в это не верим, и я могу сказать, почему. Если вы посмотрите на историю ценовой либерализации в России, то увидите, что единственное, что осталось в регулировании, это цены в энергетике: электроэнергия, газ и тепло. Это сектор, где, в отличие от других секторов экономики, цены устанавливаются государством. Это как раз те секторы, которые по нашим расчетам составляют 85% в структуре потребления конечной энергии, за исключением потребления нефтепродуктов на транспорте. Там цены свободные. Это как раз такой случай, когда государство проводит «щадящую» политику и сдерживает цены на энергоресурсы. Это тупиковый путь, потому что мы не сможем быть достаточно конкурентоспособными. И наступит такой момент, когда мы станем требовать отрицательных цен на энергоресурсы. Здесь я сторонник достаточно жесткого «кнута», а не пряника. И он может сопровождаться мерами, которые позволили бы пройти этот процесс относительно безболезненно. Три–четыре года – это срок, когда могут быть приняты основные инвестиционные решения по энергоемким производствам. В чем еще мы расходимся с «Газпромом»? Он живет в модели, когда цены можно решением государства поднимать и не отпускать. Расходимся в том, что либерализацию нельзя проводить, пока рынок монопольный. Мы испробовали это в 1992 году, когда в монопольной экономике отпустили цены. И получили гиперинфляцию.
– А как по-вашему выглядела бы демонополизация рынка газа?
– Мы говорим о том, что нужно создавать инфраструктуру, диспетчерскую систему газового рынка, равноудаленную от всех участников рынка. Если под контролем государства – пожалуйста. Хотя мы на этом не настаиваем. Второе. Если на базе «Газпрома» и действующих основных районов добычи создать пять–шесть крупных газодобывающих компаний, владеющих 3–4% мировых запасов каждая, то это и создаст конкуренцию в отрасли. И нужно создавать систему регулирования конкуренции на розничном рынке. Это как раз то, чего нет ни в энергетике, ни в нефти. Есть нехороший пример угольного и нефтяного рынков. Они были приватизированы и либерализованы, но никаких позитивных эффектов это не дало из–за того, что структура рынка так и осталась монопольной. Поэтому, если просто разделить «Газпром» на несколько компаний и на этом остановиться, то конечно, ничего не получится. Нужны комплексные меры, которые ни в коем случае нельзя рассматривать как простую операцию. Более того, если мы увидим, что мы не сможем создать разделенной компании конкурентные условия, то и не надо ничего делить. Лучше подождать, лучше найти пути, по которым можно приблизиться к созданию конкурентного внутреннего рынка газа, а уж потом действовать. От этой идеи не нужно отказываться, но ее и не нужно упрощать. Не нужны нам примитивные подходы при реформе газовой отрасли. На такую ситуацию мы «налетели» при реформе электроэнергетики. Через два–три года после принятия правительством концепции реформирования мы выяснили, что там есть такое количество проблем второго уровня, которые надо срочно решать, иначе вся реформа просто рухнет. В РАО озаботились проблемой создания и поддержания конкурентной среды. Я рад, что это делается, но делается поздновато.
– А если бы энергетики и газовики стартовали в реформах синхронно?
– Это было бы лучше. Но вы видите, что происходит с реформой газовой отрасли. Я думаю, что к ней можно будет вернуться не раньше 2008 года. Свою миссию мы видим в том, чтобы попытаться за этот период глубже разработать список конкретных проблем, которые требуют первоочередного решения в связи с газовой реформой, чтобы быть лучше подготовленными к ней.
Журнал «БОСС»
2004 г.
Подготовил Леонтий Букштейн