Леонтий Букштейн
7-8 апреля в Москве при поддержке Роскосмоса, Мининформсвязи России и Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС - Форум» прошел II Международный Форум по спутниковой навигации.
Его участники- 1200 делегатов из 25 стран, 45-ти субъектов РФ, представлявших 350 предприятий и организаций России. Кстати, это в 2 раза больше, чем на первом Форуме, что говорит о возрастании актуальности самой темы обсуждения. В фойе Форума ведущие компании – разработчики, производители, дилеры развернули довольно обширную и весьма интересную выставку. На ее стендах было представлено все самое новое, что используется и применяется в связи со спутниковыми технологиями, системами ГЛОНАСС и GPS.
В своем обращении к участникам форума первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ – министр Российской федерации Владимир Путилин отметил, что система ГЛОНАСС уже сегодня обеспечивает решение ряда задач в интересах экономики, обороны и безопасности государства и является стратегически важным элементом государственной инфраструктуры.
Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС, генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «РНИИ КП» Юрий Урличич ознакомил собравшихся с состоянием самой системы, перспективах ее развития, возможностях ускоренного развертывания орбитальной группировки для улучшения качества навигационного обслуживания.
О развитии системы ГЛОНАСС доложил первый заместитель генерального конструктора ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева Виктор Косенко. Он отметил, что развитие космической навигации в России до 2011 года определено федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система», которая была утверждена Постановлением правительства Российской федерации № 587 от 20 августа 2001 года. Изменения в нее были внесены 14 юля 2006 года. И в 2008 году она корректируется еще раз в связи с тем, что срок ее действия будет продлен до 2020 года.
Такие сравнительно частые поправки объяснимы: создание системы начиналось в условиях относительной закрытости космических работ и все более ощущавшегося отрыва конкурентов, хоть и начавших исследования практически одновременно с россиянами, но затем совершивших рывок и значительно опередивших всех. И теперь российская система, еще не будучи полностью запущенной в работу, уже именуется модернизированной. Это все-таки лучше, чем если бы она реализовалась в изначально неизменном виде и ощутимо отстала бы от своих аналогов в Европе и Америке.
Как бы там ни было, но с 2003 по 2007 годы были проведены и в общем завершены летные испытания аппаратов «Глонасс-М», а в декабре 2007 года начались зачетные испытания системы. Космический комплекс системы «Глонасс» составят ракетно-космический комплекс, состоящий из ракет-носителей «Протон-К» и «Союз-2»; орбитальная группировка из 30 спутников и наземный комплекс управления, состоящий из Центра управления системой и трех командно-измерительных пунктов.
Цель модернизации системы – обеспечить паритет по выходным характеристикам с уже существующими GPS и GALILEO.
Кстати, в день открытия российского Форума проект дальнейшего финансирования Программы Galileo был представлен на рассмотрение Комитета министров транспорта стран-членов ЕС. Комитет одобрил проект, которым предусмотрено выделение бюджетных средств ЕС в сумме 3.4 млрд. евро с 2008 до 2013 года на Программы Galileo EGNOS. Еврокомиссия будет руководить реализацией этих Программ совместно с агентствами GSA и ESA. Для контроля их финансирования решено создать межведомственный комитет «Galileo Interinstitutional».
Так что идем, как говорится, «ноздря в ноздрю» по подходам. По подходам, но пока что не по срокам и средствам, увы. Для России генеральная задача – обеспечить конкурентоспособность своей системы на мировом рынке навигационных услуг, что будет, прямо скажем, нелегко.
На сегодня мы имеем разработанную с участием ФГУП «НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева» Программу обеспечения и повышения точностных характеристик модернизированной глобальной навигационной спутниковой системы «Глонасс» на период до 2011 года, включающую в себя развертывание орбитальной группировки; повышение точности создаваемого системой навигационного поля; обеспечение и повышение доступности навигационного поля; модернизацию навигационных радиосигналов.
Согласно представленным на Форуме данным, на сегодня мы имеем 50-процентное развертывание орбитальной группировки, то есть 16 спутников из 32 потребных к 2013 году. Кроме того, предстоит провести масштабную модернизацию средств наземного комплекса управления. В основном, эти работы вполне реально закончить к 2010 году. Во всяком случае, так записано в программе модернизации.
Прогнозы ожидаемой к 2010 году глобальной доступности и доступности в широтном поясе Европы для «Глонасс» вполне оптимистичны: 99,97% и 99,99% соответственно. Модернизация навигационных радиосигналов продолжается и будет продолжаться до 2015 года.
Сергей Писарев, генеральный директор Санкт-Петербургского ОАО «Российский институт радионавигации и времени», представил на форум доклад «Стратегия и принципы массового использования навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС в Российской Федерации». В нем он отметил, что хотя и GPS, и ГЛОНАСС зародились примерно в одно и то же время, в 1980-1989 годах, но в России были и «провальные» годы. В то время, как с начала 90-х годов у системы GPS шло активное развитие, создавалась необходимая аппаратура, формировался рынок, в России на этом поле наступил до боли знакомый период – застой. «Вычеркнутые» 9-10 лет наверстать очень непросто. Мы дали фору конкурентам, и они ею хорошо воспользовались: прилавки магазинов завалены импортной аппаратурой, ее цена последовательно снижается, а популярность у потребителей растет. И все-таки с 2000 года страна пытается наверстать упущенное и выйти к 2011 году на заданные рубежи.
Но вывод ученого неутешителен: в Российской Федерации сохраняется противоречие между общим осознанием необходимости массового коммерческого использования навигационной аппаратуры потребителей (НАП) системы ГЛОНАСС и отсутствием полноценного рынка спутниковых навигационных технологий. Хотя объективно существует потребность сформировать методологически обоснованную систему взглядов, выражающую общее понимание путей, принципов, приоритетов и механизмов решения проблемы массового коммерческого внедрения профессиональной и бытовой НАП системы ГЛОНАСС во все сферы жизнедеятельности населения страны. Сергей Писарев считает, что мы стоим перед необходимостью выбора, в первую очередь, стратегии массового коммерческого использования навигационной аппаратуры потребителей (НАП). Тут и исследование потребительского рынка, и определение типового ряда массовой НАП, и выбор технологий, и еще масса мероприятий, вплоть до создания нормативно-правовой базы, пока еще слабо описывающей складывающуюся ситуацию с применением НАП. И здесь есть материал для размышлений: в мире насчитывается до 400 вариантов моделей НАП глобальной навигационной спутниковой системы, и не факт, что все они равно хороши для России.
К счастью, никто не говорит об «эксклюзивности» российского пути, уже сам тот факт, что в Северной Америке, Европе и Японии объем продаж портативных навигационных устройств за последние 13 лет вырос с нуля до 14 млн. штук, ясно говорит о том, что и нам в России не избежать взрывного роста таких же продаж. Вопрос в том, что будут покупать потребители сегодня и завтра. По прогнозам, львиную долю составят OEM-продукты (73%), далее – личный и коммерческий транспорт (17%), в секторе госрегулирования – 7%, в сфере отдыха и развлечений – 3%.
Пока же, по мнению Сергея Писарева, расширение сфер применений и рынка аппаратуры ГЛОНАСС/GPS ограничено неполным развертыванием и необеспечением заявленных тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС; отставанием отечественной промышленности в создании и производстве высокоэффективных электронных компонентов; значительным отставанием российских предприятий в сфере технического дизайна бытовой продукции; отсутствием разработок и производственных мощностей для массового выпуска НАП бытового назначения; отсутствием полноценного геоинформационного сервиса на территории России.
Оценивая действующие в России правовые и финансово-кредитные механизмы, Сергей Писарев приходит к неутешительному выводу о том, что они, во-первых, не способны обеспечить в стране массовую востребованность двухсистемной ГЛОНАСС/GPS-продукции и создаваемых на ее основе услуг. И, во-вторых, необходимые для этого экономические и административные мотивации спроса не сформированы. Таким образом, ключевым вопросом коммерциализации и массового использования НАП ГЛОНАСС/GPS, требующим концентрации усилий государственных органов, является совершенствование правовых и финансово-кредитных механизмов, обеспечивающих спрос на эту продукцию и стимулирующих привлечение инвестиций в данную сферу экономики. Предложения по совершенствованию правовых механизмов для обеспечения массовой востребованности товаров и услуг, создаваемых на основе технологий системы ГЛОНАСС в редакции Сергея Писарева звучат так: необходимо внесение дополнений в статью 52 ФЗ «О связи» (2003г.) и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894, касающихся назначения номера "112" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории России. А также внесение дополнений и изменений в «Положение о военно-транспортной обязанности», утвержденное указом Президента Российской Федерации №1174 (1998г.) и изданный в его развитие приказ Минобороны России №570 (2000г.). Потребуется и внесение изменений и дополнений в «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», введенные приказом Минтранса России № 27 (1995г.). Предстоит также разработка нормативно-правовых актов, предписывающих обязательное использование оборудования с режимом измерений по системе ГЛОНАСС на:
– воздушных и морских судах (независимо от их национальной принадлежности), при их следовании в воздушном пространстве и территориальных водах России;
– большегрузных автомобилях, совершающих передвижение по платным автомагистралям и международным транспортным коридорам России;
– устройствах, реализующих WiFi-стандарты на территории России.
Сергей Писарев также внес конкретные предложения по корректировке Постановления Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS». Они включают необходимость в дополнение к перечисленным в п. 1 объектам и средствам, подлежащим обязательному оснащению аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, включить объекты Мининформсвязи Россиии и топливно-энегетического комплекса России, транспортные средства МВД России, ФСБ России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, а также суда рыболовного флота России.
Министерствам и ведомствам необходимо разработать регламентирующие документы, определяющие порядок, этапность и контроль за оснащением объектов подведомственных организаций аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ производить закупки только аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS отечественного производства.
Последний пункт не кажется бесспорным, но как говорится, в этом что-то есть.
Сама суть функционирования спутниковых навигационных систем предполагают работу вне государственных границ, ограничительных национальных рамок и чисто специфических технологических решений. Понятно, что ООН тоже участвует в данном процессе, о чем доложила на форуме Шарафат Гадимова, ведущий специалист управления ООН по вопросам космического пространства, секретарь Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам. В своей резолюции 61/111 от 14 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея с признательностью отметила создание на добровольной основе Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам в качестве неофициального органа для содействия развитию сотрудничества, когда это целесообразно, по представляющим взаимный интерес вопросам, касающимся спутниковой, пространственно-временной и навигационной поддержки в гражданских целях и коммерческих услуг, а также обеспечению совместимости и интероперабельности глобальных навигационных спутниковых систем и их более широкого использования для содействия устойчивому развитию, особенно в развивающихся странах.
На первом Совещании Комитета, состоявшемся в Вене 1-2 ноября 2006 года, и во исполнение рекомендаций, содержавшихся в плане работы Комитета, поставщики глобальных и региональных навигационных спутниковых систем предложили учредить временный Форум поставщиков или провайдеров услуг, призванный обеспечивать совместимость и интероперабельность действующих и будущих систем. На этой основе Форум поставщиков, председателями которого были избраны Индия и Соединенные Штаты, провел свою встречу 4 сентября 2007 года непосредственно перед началом работы второго Совещания Комитета. На Форуме присутствовали представители Индии, Китая, Российской Федерации, Соединенных Штатов и Японии, а также Европейского сообщества. Помимо заявлений сопредседателей, которые выступили на открытии Совещания, были заслушаны также выступления каждого из поставщиков. Повестка дня Форума предусматривала выступление поставщиков с информацией об обновлении следующих систем и услуг:
Китай: навигационная спутниковая система «Компас/БейДоу» (CNSS);
Индия: Глобальная позиционная система и Геостационарная (GEO) навигационная система усиления (GAGAN) и Индийская региональная навигационная спутниковая система (IRNSS); Япония: квазизенитная спутниковая система (QZSS) и спутниковая система усиления (MSAS) на основе многофункциональных транспортных спутников (MTSAТ); Российская Федерация: Глобальная навигационная спутниковая система (GLONASS) и Широкозонная система дифференциальных поправок и мониторинга (SDCM); Соединенные Штаты: Глобальная система определения местоположения (GPS) и Широкозонная система дифференциальных поправок (WAAS); Европейское сообщество: Европейская спутниковая навигационная система (Galileo) и Европейская дополнительная геостационарная навигационная служба (EGNOS).
Под эгидой Комитета прошел и Форум поставщиков, который установил решающие для успешной работы ГНСС принципы, обеспечивающие совместимость и открытое пользование. В ходе обмена информацией на Форуме поставщиков обнаружилось, что все существующие и будущие поставщики планируют развернуть и/или модернизировать свои действующие глобальные и региональные спутниковые навигационные системы, обладающие следующими важными характеристиками:
a) все системы предоставляли или будут предоставлять услуги
пользователям в полосе спектра радиочастот, выделяемых на международной
основе для радионавигационных спутниковых услуг (РНСС) в L-диапазоне
(960-1300 МГц и 1559-1610 МГц). Двумя системами будет также
транслироваться навигационный сигнал в S-диапазоне (2491, 005±8,25 МГц). В будущем одна или несколько систем могли бы использовать диапазон частот в полосе 5000-5030 МГц;
b) все системы транслировали или будут транслировать пользователям
на бесплатной основе один или несколько сигналов в рамках услуги для открытого пользования
c) многие системы обеспечивают разрешенные услуги, специально предназначенные для удовлетворения потребностей уполномоченных пользователей в связи с оказанием поддержки правительственным функциям. Участники Форума поставщиков согласились также с тем, что:
a) транспарентность при предоставлении услуг открытого пользования является целесообразной и требует открытой публикации и распространения в соответствующее время характеристик сигналов и систем, с тем, чтобы изготовители могли разрабатывать и создавать приемники сигналов ГНСС на недискриминационной основе;
b) дискуссии должны подчеркивать, что для услуг открытого пользования целесообразно осуществлять сотрудничество в вопросах инфраструктуры ГНСС (космический и наземный сегменты контроля/мониторинга), с тем, чтобы обеспечить возможность для открытой, свободной коммерческой конкуренции на рынках приемных устройств и прикладных технологий;
c) поставщикам систем следует стремиться к осуществлению мониторинга хода эксплуатации их открытых сигналов и обеспечивать пользователям своевременную информацию об их обновлении по таким важнейшим параметрам их характеристик, как точность синхронизации, точность позиционирования и наличие услуги;
d) защита спектра RNSS играет важнейшую роль для предоставления услуг ГНСС. В связи с этим будет и далее обеспечиваться адекватная защита спектра частот с помощью национальных и международных правил. Кроме того, следует стремиться к обнаружению и ослаблению помех, мешающих работе ГНСС.
С большим вниманием выслушали участники форума сообщение ведущего инженера системы GPS полковника ВВС США Марка Круза (Mark Crews) о статусе программы GPS. Она разрабатывалась в США с декабря 1993 года и по состоянию на конец марта 2008 года включает в себя 30 спутников. Одновременно продолжается модернизация системы, на орбиту запускаются новые объекты со сроками жизни более 10 лет. А если быть точным – 12 лет, что вполне соответствует стандартам надежности системы.
Естественно, что для такого количества оборудования на орбитах требуется столь же масштабная наземная часть, что и создано в США. Только для нужд ВВС США действуют 6 станций мониторинга, еще 10 обеспечивают гражданские нужды. Задачи телеметрии и управления помогают решать 12 антенных комплексов. И прочее, и прочее, и прочее. Система GPS признана одной из основных в мире, и даже европейская GALILEO не скоро сравняется с ней по оснащенности и надежности позиционирования. Гарантируемая точность позиционирования в системе GPS колеблется от 1 метра до 25 см.
Отрадно то, что есть плотный деловой контакт между персоналом и руководством двух навигационных систем: с декабря 2004 года по апрель 2008 года были проведены 6 встреч GPS-GLONASS, что позволяет надеяться на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество двух стран в этой сфере.
Выступивший на пленарном заседании форума директор по развитию бизнеса компании NAVTEQ Павел Козлов обрисовал прочные и многоплановые отношения компании, сложившиеся как с производителями оборудования и поставщиками, так и с потребителями навигационных спутниковых систем, из чего было хорошо видно, что бизнес компании на подъеме, потребление услуг ГНСС растет. Г-н Козлов отметил тенденции, просматривающиеся в индустрии позиционирования: мир становится гео позиционным (location enabled), навигация везде. Мир становится подключенным, и его интересуют прикладные вещи: пробки на дорогах, свободные парковки, цены на товары и услуги. В мире активно создается так называемое объединение людей по интересам – community. И они используют MySpace, Facebook, Flikr. Об этом говорит такая цифра: ежедневно электронными картами компании NAVTEQ пользуется 1 млн. человек. Уж не говоря о том, какое количество пользователей применяют технологии WiMax, 3G. В мире происходят и серьезные экономические сдвиги. Один из них - появление автомобильных навигационных систем низкой стоимости.
С точки зрения г-на Козлова наиболее полное покрытие территории страны электронными атласами дорог в сочетании с развитием дорожной сети существенно простимулирует региональное развитие, будет содействовать повышению ВВП. При этом нужно помнить, что Россия – один из самых крупных рынков потребительской электроники в Европе и российские пользователи заслуживают того же уровня качества и функциональности, что и потребители во всем мире. Внедрение решений на базе навигации позволяют решать проблемы отслеживания экологической ситуации, наличия террористической угрозы и других критических ситуаций практически в режиме реального времени. Наличие открытых электронных атласов дорог России от различных поставщиков при этом позволяет поддерживать высокий уровень их качества из-за создания конкурентной среды; способствует интеграции российской дорожной сети в мировую логистическую систему и развивает социально-экономический потенциал покрытых территорий; благоприятно влияет на развитие туризма.
Г-н Козлов отметил, что у бизнеса есть предложения по изменению в лучшую сторону ситуации в секторе создания навигационных карт и приборов. Прежде всего, по его мнению, необходимо отразить в законодательстве технологические прорывы и существующую реальность. Выделить потребительские электронные атласы дорог с маршрутизацией в отдельный класс картографических продуктов как максимально востребованный именно массовым потребителем c последующей либерализацией этого сегмента. Создать рабочую группу из представителей государства и частного бизнеса с целью открытого обсуждения оптимального развития отрасли при соблюдении интересов государства и бизнеса. И, наконец, как-то разрешить «подвешенную» ситуацию с устройствами GPS, которые не являются отечественным продуктом и в то же время, активно продаются по всей территории страны.
О целях и задачах Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» рассказал участникам форума Исполнительный директор Ассоциации Владимир Климов. Ассоциация объединила потребителей услуг, пользователей аппаратуры, предприятия и институты-разработчики, а также производителей оборудования, систем и приложений на основе ГЛОНАСС. В перечень задач Ассоциации включены анализ и выбор приоритетных направлений развития оборудования и приложений ГЛОНАСС в Российской Федерации; участие в разработке государственной политики в области коммерческого использования системы ГЛОНАСС; координация деятельности членов Ассоциации в разработке, производстве и коммерческом использовании оборудования, аппаратуры и приложений на основе технологий ГЛОНАСС с целью недопущения недобросовестной конкуренции; создание единой информационной базы по научным, техническим, технологическим и юридическим аспектам в области разработки, производства и использования оборудования и приложений на базе технологий системы ГЛОНАСС; содействие членам Ассоциации в привлечении зарубежных и отечественных инвестиций и в их выходе на международный рынок.
На второй день участники форума работали в секциях, где обсуждался большой спектр прикладных задач и их решений.
Журнал «Мобильные телекоммуникации»
№4 2008 г.