Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

«ГЛО­НАСС» ДЛЯ НИХ И ДЛЯ НАС

        Ле­он­тий Бук­штейн


7-8 ап­ре­ля в Мо­ск­ве при под­держ­ке Рос­кос­мо­са, Ми­нин­фор­мс­вя­зи Рос­сии и Ас­со­циа­ции «ГЛО­НАСС/ГНСС - Фо­рум» про­шел II Ме­ж­ду­на­род­ный Фо­рум по спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции.

Его уча­ст­ни­ки- 1200 де­ле­га­тов из 25 стран, 45-ти субъ­ек­тов РФ, пред­став­ляв­ших 350 пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций Рос­сии. Кста­ти, это в 2 раза боль­ше, чем на пер­вом Фо­ру­ме, что го­во­рит о воз­рас­та­нии ак­ту­аль­но­сти са­мой те­мы об­су­ж­де­ния. В фойе Фо­ру­ма ве­ду­щие ком­па­нии – раз­ра­бот­чи­ки, про­из­во­ди­те­ли, ди­ле­ры раз­вер­ну­ли до­воль­но об­шир­ную и весь­ма ин­те­рес­ную вы­став­ку. На ее стен­дах бы­ло пред­став­ле­но все са­мое но­вое, что ис­поль­зу­ет­ся и при­ме­ня­ет­ся в свя­зи со спут­ни­ко­вы­ми тех­но­ло­гия­ми, сис­те­ма­ми ГЛО­НАСС и GPS.

В сво­ем об­ра­ще­нии к уча­ст­ни­кам фо­ру­ма пер­вый за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля Во­ен­но-про­мыш­лен­ной ко­мис­сии при пра­ви­тель­ст­ве РФ – ми­нистр Рос­сий­ской фе­де­ра­ции Вла­ди­мир Пу­ти­лин от­ме­тил, что сис­те­ма ГЛО­НАСС уже се­го­дня обес­пе­чи­ва­ет ре­ше­ние ря­да за­дач в ин­те­ре­сах эко­но­ми­ки, обо­ро­ны и безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва и яв­ля­ет­ся стра­те­ги­че­ски важ­ным эле­мен­том го­су­дар­ст­вен­ной ин­фра­струк­ту­ры.

Ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор сис­те­мы ГЛО­НАСС, ге­не­раль­ный ди­рек­тор – ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор ФГУП «РНИИ КП» Юрий Ур­ли­чич оз­на­ко­мил со­брав­ших­ся с со­стоя­ни­ем са­мой сис­те­мы, пер­спек­ти­вах ее раз­ви­тия, воз­мож­но­стях ус­ко­рен­но­го раз­вер­ты­ва­ния ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки для улуч­ше­ния ка­че­ст­ва на­ви­га­ци­он­но­го об­слу­жи­ва­ния.

О раз­ви­тии сис­те­мы ГЛО­НАСС до­ло­жил пер­вый за­мес­ти­тель ге­не­раль­но­го кон­ст­рук­то­ра ОАО «Ин­фор­ма­ци­он­ные спут­ни­ко­вые сис­те­мы» име­ни ака­де­ми­ка М.Ф. Ре­шет­не­ва Вик­тор Ко­сен­ко. Он от­ме­тил, что раз­ви­тие кос­ми­че­ской на­ви­га­ции в Рос­сии до 2011 го­да оп­ре­де­ле­но фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мой «Гло­баль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма», ко­то­рая бы­ла ут­вер­жде­на По­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской фе­де­ра­ции № 587 от 20 ав­гу­ста 2001 го­да. Из­ме­не­ния в нее бы­ли вне­се­ны 14 юля 2006 го­да. И в 2008 го­ду она кор­рек­ти­ру­ет­ся еще раз в свя­зи с тем, что срок ее дей­ст­вия бу­дет про­длен до 2020 го­да.

Та­кие срав­ни­тель­но час­тые по­прав­ки объ­яс­ни­мы: соз­да­ние сис­те­мы на­чи­на­лось в ус­ло­ви­ях от­но­си­тель­ной за­кры­то­сти кос­ми­че­ских ра­бот и все бо­лее ощу­щав­ше­го­ся от­ры­ва кон­ку­рен­тов, хоть и на­чав­ших ис­сле­до­ва­ния прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но с рос­сия­на­ми, но за­тем со­вер­шив­ших ры­вок и зна­чи­тель­но опе­ре­див­ших всех. И те­перь рос­сий­ская сис­те­ма, еще не бу­ду­чи пол­но­стью за­пу­щен­ной в ра­бо­ту, уже име­ну­ет­ся мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной. Это все-та­ки луч­ше, чем ес­ли бы она реа­ли­зо­ва­лась в из­на­чаль­но не­из­мен­ном ви­де и ощу­ти­мо от­ста­ла бы от сво­их ана­ло­гов в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке.

Как бы там ни бы­ло, но с 2003 по 2007 го­ды бы­ли про­ве­де­ны и в об­щем за­вер­ше­ны лет­ные ис­пы­та­ния ап­па­ра­тов «Гло­насс-М», а в де­каб­ре 2007 го­да на­ча­лись за­чет­ные ис­пы­та­ния сис­те­мы. Кос­ми­че­ский ком­плекс сис­те­мы «Гло­насс» со­ста­вят ра­кет­но-кос­ми­че­ский ком­плекс, со­стоя­щий из ра­кет-но­си­те­лей «Про­тон-К» и «Со­юз-2»; ор­би­таль­ная груп­пи­ров­ка из 30 спут­ни­ков и на­зем­ный ком­плекс управ­ле­ния, со­стоя­щий из Цен­тра управ­ле­ния сис­те­мой и трех ко­манд­но-из­ме­ри­тель­ных пунк­тов.

Цель мо­дер­ни­за­ции сис­те­мы – обес­пе­чить па­ри­тет по вы­ход­ным ха­рак­те­ри­сти­кам с уже су­ще­ст­вую­щи­ми GPS и GALILEO.

Кста­ти, в день от­кры­тия рос­сий­ско­го Фо­ру­ма про­ект даль­ней­ше­го фи­нан­си­ро­ва­ния Про­грам­мы Galileo был пред­став­лен на рас­смот­ре­ние Ко­ми­те­та ми­ни­ст­ров транс­пор­та стран-чле­нов ЕС. Ко­ми­тет одоб­рил про­ект, ко­то­рым пре­ду­смот­ре­но вы­де­ле­ние бюд­жет­ных средств ЕС в сум­ме 3.4 млрд. ев­ро с 2008 до 2013 го­да на Про­грам­мы Galileo EGNOS. Ев­ро­ко­мис­сия бу­дет ру­ко­во­дить реа­ли­за­ци­ей этих Про­грамм со­вме­ст­но с агент­ст­ва­ми GSA и ESA. Для кон­тро­ля их фи­нан­си­ро­ва­ния ре­ше­но соз­дать меж­ве­дом­ст­вен­ный ко­ми­тет «Galileo Interinstitutional».

Так что идем, как го­во­рит­ся, «ноз­д­ря в ноз­д­рю» по под­хо­дам. По под­хо­дам, но по­ка что не по сро­кам и сред­ст­вам, увы. Для Рос­сии ге­не­раль­ная за­да­ча – обес­пе­чить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность сво­ей сис­те­мы на ми­ро­вом рын­ке на­ви­га­ци­он­ных ус­луг, что бу­дет, пря­мо ска­жем, не­лег­ко.

На се­го­дня мы име­ем раз­ра­бо­тан­ную с уча­сти­ем ФГУП «НПО при­клад­ной ме­ха­ни­ки им. ака­де­ми­ка М.Ф. Ре­шет­не­ва» Про­грам­му обес­пе­че­ния и по­вы­ше­ния точ­но­ст­ных ха­рак­те­ри­стик мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной гло­баль­ной на­ви­га­ци­он­ной спут­ни­ко­вой сис­те­мы «Гло­насс» на пе­ри­од до 2011 го­да, вклю­чаю­щую в се­бя раз­вер­ты­ва­ние ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки; по­вы­ше­ние точ­но­сти соз­да­вае­мо­го сис­те­мой на­ви­га­ци­он­но­го по­ля; обес­пе­че­ние и по­вы­ше­ние дос­туп­но­сти на­ви­га­ци­он­но­го по­ля; мо­дер­ни­за­цию на­ви­га­ци­он­ных ра­дио­сиг­на­лов.

Со­глас­но пред­став­лен­ным на Фо­ру­ме дан­ным, на се­го­дня мы име­ем 50-про­цент­ное раз­вер­ты­ва­ние ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки, то есть 16 спут­ни­ков из 32 по­треб­ных к 2013 го­ду. Кро­ме то­го, пред­сто­ит про­вес­ти мас­штаб­ную мо­дер­ни­за­цию средств на­зем­но­го ком­плек­са управ­ле­ния. В ос­нов­ном, эти ра­бо­ты впол­не ре­аль­но за­кон­чить к 2010 го­ду. Во вся­ком слу­чае, так за­пи­са­но в про­грам­ме мо­дер­ни­за­ции.

Про­гно­зы ожи­дае­мой к 2010 го­ду гло­баль­ной дос­туп­но­сти и дос­туп­но­сти в ши­рот­ном поя­се Ев­ро­пы для «Гло­насс» впол­не оп­ти­ми­стич­ны: 99,97% и 99,99% со­от­вет­ст­вен­но. Мо­дер­ни­за­ция на­ви­га­ци­он­ных ра­дио­сиг­на­лов про­дол­жа­ет­ся и бу­дет про­дол­жать­ся до 2015 го­да.

Сер­гей Пи­са­рев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Санкт-Пе­тер­бург­ско­го ОАО «Рос­сий­ский ин­сти­тут ра­дио­на­ви­га­ции и вре­ме­ни», пред­ста­вил на фо­рум док­лад «Стра­те­гия и прин­ци­пы мас­со­во­го ис­поль­зо­ва­ния на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ры по­тре­би­те­лей сис­те­мы ГЛО­НАСС в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». В нем он от­ме­тил, что хо­тя и GPS, и ГЛО­НАСС за­ро­ди­лись при­мер­но в од­но и то же вре­мя, в 1980-1989 го­дах, но в Рос­сии бы­ли и «про­валь­ные» го­ды. В то вре­мя, как с на­ча­ла 90-х го­дов у сис­те­мы GPS шло ак­тив­ное раз­ви­тие, соз­да­ва­лась не­об­хо­ди­мая ап­па­ра­ту­ра, фор­ми­ро­вал­ся ры­нок, в Рос­сии на этом по­ле на­сту­пил до бо­ли зна­ко­мый пе­ри­од – за­стой. «Вы­черк­ну­тые» 9-10 лет на­вер­стать очень не­про­сто. Мы да­ли фо­ру кон­ку­рен­там, и они ею хо­ро­шо вос­поль­зо­ва­лись: при­лав­ки ма­га­зи­нов за­ва­ле­ны им­порт­ной ап­па­ра­ту­рой, ее це­на по­сле­до­ва­тель­но сни­жа­ет­ся, а по­пу­ляр­ность у по­тре­би­те­лей рас­тет. И все-та­ки с 2000 го­да стра­на пы­та­ет­ся на­вер­стать упу­щен­ное и вый­ти к 2011 го­ду на за­дан­ные ру­бе­жи.

Но вы­вод уче­но­го не­уте­ши­те­лен: в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции со­хра­ня­ет­ся про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду об­щим осоз­на­ни­ем не­об­хо­ди­мо­сти мас­со­во­го ком­мер­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ры по­тре­би­те­лей (НАП) сис­те­мы ГЛО­НАСС и от­сут­ст­ви­ем пол­но­цен­но­го рын­ка спут­ни­ко­вых на­ви­га­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Хо­тя объ­ек­тив­но су­ще­ст­ву­ет по­треб­ность сфор­ми­ро­вать ме­то­до­ло­ги­че­ски обос­но­ван­ную сис­те­му взгля­дов, вы­ра­жаю­щую об­щее по­ни­ма­ние пу­тей, прин­ци­пов, при­ори­те­тов и ме­ха­низ­мов ре­ше­ния про­бле­мы мас­со­во­го ком­мер­че­ско­го вне­дре­ния про­фес­сио­наль­ной и бы­то­вой НАП сис­те­мы ГЛО­НАСС во все сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти на­се­ле­ния стра­ны. Сер­гей Пи­са­рев счи­та­ет, что мы сто­им пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью вы­бо­ра, в пер­вую оче­редь, стра­те­гии мас­со­во­го ком­мер­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ры по­тре­би­те­лей (НАП). Тут и ис­сле­до­ва­ние по­тре­би­тель­ско­го рын­ка, и оп­ре­де­ле­ние ти­по­во­го ря­да мас­со­вой НАП, и вы­бор тех­но­ло­гий, и еще мас­са ме­ро­прия­тий, вплоть до соз­да­ния нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы, по­ка еще сла­бо опи­сы­ваю­щей скла­ды­ваю­щую­ся си­туа­цию с при­ме­не­ни­ем НАП. И здесь есть ма­те­ри­ал для раз­мыш­ле­ний: в ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся до 400 ва­ри­ан­тов мо­де­лей НАП гло­баль­ной на­ви­га­ци­он­ной спут­ни­ко­вой сис­те­мы, и не факт, что все они рав­но хо­ро­ши для Рос­сии.

К сча­стью, ни­кто не го­во­рит об «экс­клю­зив­но­сти» рос­сий­ско­го пу­ти, уже сам тот факт, что в Се­вер­ной Аме­ри­ке, Ев­ро­пе и Япо­нии объ­ем про­даж пор­та­тив­ных на­ви­га­ци­он­ных уст­ройств за по­след­ние 13 лет вы­рос с ну­ля до 14 млн. штук, яс­но го­во­рит о том, что и нам в Рос­сии не из­бе­жать взрыв­но­го рос­та та­ких же про­даж. Во­прос в том, что бу­дут по­ку­пать по­тре­би­те­ли се­го­дня и зав­тра. По про­гно­зам, льви­ную до­лю со­ста­вят OEM-про­дук­ты (73%), да­лее – лич­ный и ком­мер­че­ский транс­порт (17%), в сек­то­ре гос­ре­гу­ли­ро­ва­ния – 7%, в сфе­ре от­ды­ха и раз­вле­че­ний – 3%.

По­ка же, по мне­нию Сер­гея Пи­са­ре­ва, рас­ши­ре­ние сфер при­ме­не­ний и рын­ка ап­па­ра­ту­ры ГЛО­НАСС/GPS ог­ра­ни­че­но не­пол­ным раз­вер­ты­ва­ни­ем и не­обес­пе­че­ни­ем за­яв­лен­ных так­ти­ко-тех­ни­че­ских ха­рак­те­ри­стик сис­те­мы ГЛО­НАСС; от­ста­ва­ни­ем оте­че­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­сти в соз­да­нии и про­из­вод­ст­ве вы­со­ко­эф­фек­тив­ных элек­трон­ных ком­по­нен­тов; зна­чи­тель­ным от­ста­ва­ни­ем рос­сий­ских пред­при­ятий в сфе­ре тех­ни­че­ско­го ди­зай­на бы­то­вой про­дук­ции; от­сут­ст­ви­ем раз­ра­бо­ток и про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей для мас­со­во­го вы­пус­ка НАП бы­то­во­го на­зна­че­ния; от­сут­ст­ви­ем пол­но­цен­но­го гео­ин­фор­ма­ци­он­но­го сер­ви­са на тер­ри­то­рии Рос­сии.

Оце­ни­вая дей­ст­вую­щие в Рос­сии пра­во­вые и фи­нан­со­во-кре­дит­ные ме­ха­низ­мы, Сер­гей Пи­са­рев при­хо­дит к не­уте­ши­тель­но­му вы­во­ду о том, что они, во-пер­вых, не спо­соб­ны обес­пе­чить в стра­не мас­со­вую вос­тре­бо­ван­ность двух­сис­тем­ной ГЛО­НАСС/GPS-про­дук­ции и соз­да­вае­мых на ее ос­но­ве ус­луг. И, во-вто­рых, не­об­хо­ди­мые для это­го эко­но­ми­че­ские и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные мо­ти­ва­ции спро­са не сфор­ми­ро­ва­ны. Та­ким об­ра­зом, клю­че­вым во­про­сом ком­мер­циа­ли­за­ции и мас­со­во­го ис­поль­зо­ва­ния НАП ГЛО­НАСС/GPS, тре­бую­щим кон­цен­тра­ции уси­лий го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ст­во­ва­ние пра­во­вых и фи­нан­со­во-кре­дит­ных ме­ха­низ­мов, обес­пе­чи­ваю­щих спрос на эту про­дук­цию и сти­му­ли­рую­щих при­вле­че­ние ин­ве­сти­ций в дан­ную сфе­ру эко­но­ми­ки. Пред­ло­же­ния по со­вер­шен­ст­во­ва­нию пра­во­вых ме­ха­низ­мов для обес­пе­че­ния мас­со­вой вос­тре­бо­ван­но­сти то­ва­ров и ус­луг, соз­да­вае­мых на ос­но­ве тех­но­ло­гий сис­те­мы ГЛО­НАСС в ре­дак­ции Сер­гея Пи­са­ре­ва зву­чат так: не­об­хо­ди­мо вне­се­ние до­пол­не­ний в ста­тью 52 ФЗ «О свя­зи» (2003г.) и по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 31 де­каб­ря 2004 г. № 894, ка­саю­щих­ся на­зна­че­ния но­ме­ра "112" в ка­че­ст­ве еди­но­го но­ме­ра вы­зо­ва экс­трен­ных опе­ра­тив­ных служб на всей тер­ри­то­рии Рос­сии. А так­же вне­се­ние до­пол­не­ний и из­ме­не­ний в «По­ло­же­ние о во­ен­но-транс­порт­ной обя­зан­но­сти», ут­вер­жден­ное ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции №1174 (1998г.) и из­дан­ный в его раз­ви­тие при­каз Мин­обо­ро­ны Рос­сии №570 (2000г.). По­тре­бу­ет­ся и вне­се­ние из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в «Пра­ви­ла пе­ре­воз­ки опас­ных гру­зов ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том», вве­ден­ные при­ка­зом Мин­тран­са Рос­сии № 27 (1995г.). Пред­сто­ит так­же раз­ра­бот­ка нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов, пред­пи­сы­ваю­щих обя­за­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние обо­ру­до­ва­ния с ре­жи­мом из­ме­ре­ний по сис­те­ме ГЛО­НАСС на:

воз­душ­ных и мор­ских су­дах (не­за­ви­си­мо от их на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти), при их сле­до­ва­нии в воз­душ­ном про­стран­ст­ве и тер­ри­то­ри­аль­ных во­дах Рос­сии;

боль­ше­груз­ных ав­то­мо­би­лях, со­вер­шаю­щих пе­ре­дви­же­ние по плат­ным ав­то­ма­ги­ст­ра­лям и ме­ж­ду­на­род­ным транс­порт­ным ко­ри­до­рам Рос­сии;

уст­рой­ст­вах, реа­ли­зую­щих WiFi-стан­дар­ты на тер­ри­то­рии Рос­сии.

Сер­гей Пи­са­рев так­же внес кон­крет­ные пред­ло­же­ния по кор­рек­ти­ров­ке По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 9 ию­ня 2005 г. № 365 «Об ос­на­ще­нии кос­ми­че­ских, транс­порт­ных средств, а так­же средств, пред­на­зна­чен­ных для вы­пол­не­ния гео­де­зи­че­ских и ка­да­ст­ро­вых ра­бот, ап­па­ра­ту­рой спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции ГЛО­НАСС/GPS». Они вклю­ча­ют не­об­хо­ди­мость в до­пол­не­ние к пе­ре­чис­лен­ным в п. 1 объ­ек­там и сред­ст­вам, под­ле­жа­щим обя­за­тель­но­му ос­на­ще­нию ап­па­ра­ту­рой ГЛО­НАСС или ГЛО­НАСС/GPS, вклю­чить объ­ек­ты Ми­нин­фор­мс­вя­зи Рос­си­ии и то­п­лив­но-эне­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са Рос­сии, транс­порт­ные сред­ст­ва МВД Рос­сии, ФСБ Рос­сии, МЧС Рос­сии, Мин­здрав­соц­раз­ви­тия Рос­сии, а так­же су­да ры­бо­лов­но­го фло­та Рос­сии.

 Ми­ни­стер­ст­вам и ве­дом­ст­вам не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать рег­ла­мен­ти­рую­щие до­ку­мен­ты, оп­ре­де­ляю­щие по­ря­док, этап­ность и кон­троль за ос­на­ще­ни­ем объ­ек­тов под­ве­дом­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций ап­па­ра­ту­рой ГЛО­НАСС или ГЛО­НАСС/GPS. За счет фе­де­раль­но­го бюд­же­та и бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ про­из­во­дить за­куп­ки толь­ко ап­па­ра­ту­ры ГЛО­НАСС или ГЛО­НАСС/GPS оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва.

По­след­ний пункт не ка­жет­ся бес­спор­ным, но как го­во­рит­ся, в этом что-то есть.

Са­ма суть функ­цио­ни­ро­ва­ния спут­ни­ко­вых на­ви­га­ци­он­ных сис­тем пред­по­ла­га­ют ра­бо­ту вне го­су­дар­ст­вен­ных гра­ниц, ог­ра­ни­чи­тель­ных на­цио­наль­ных ра­мок и чис­то спе­ци­фи­че­ских тех­но­ло­ги­че­ских ре­ше­ний. По­нят­но, что ООН то­же уча­ст­ву­ет в дан­ном про­цес­се, о чем до­ло­жи­ла на фо­ру­ме Ша­ра­фат Га­ди­мо­ва, ве­ду­щий спе­циа­лист управ­ле­ния ООН по во­про­сам кос­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, сек­ре­тарь Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по гло­баль­ным на­ви­га­ци­он­ным спут­ни­ко­вым сис­те­мам. В сво­ей ре­зо­лю­ции 61/111 от 14 де­каб­ря 2006 го­да Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея с при­зна­тель­но­стью от­ме­ти­ла соз­да­ние на доб­ро­воль­ной ос­но­ве Ме­ж­ду­на­род­но­го ко­ми­те­та по гло­баль­ным на­ви­га­ци­он­ным спут­ни­ко­вым сис­те­мам в ка­че­ст­ве не­офи­ци­аль­но­го ор­га­на для со­дей­ст­вия раз­ви­тию со­труд­ни­че­ст­ва, ко­гда это це­ле­со­об­раз­но, по пред­став­ляю­щим вза­им­ный ин­те­рес во­про­сам, ка­саю­щим­ся спут­ни­ко­вой, про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной и на­ви­га­ци­он­ной под­держ­ки в гра­ж­дан­ских це­лях и ком­мер­че­ских ус­луг, а так­же обес­пе­че­нию со­вмес­ти­мо­сти и ин­те­ро­пе­ра­бель­но­сти гло­баль­ных на­ви­га­ци­он­ных спут­ни­ко­вых сис­тем и их бо­лее ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния для со­дей­ст­вия ус­той­чи­во­му раз­ви­тию, осо­бен­но в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах.

На пер­вом Со­ве­ща­нии Ко­ми­те­та, со­сто­яв­шем­ся в Ве­не 1-2 но­яб­ря 2006 го­да, и во ис­пол­не­ние ре­ко­мен­да­ций, со­дер­жав­ших­ся в пла­не ра­бо­ты Ко­ми­те­та, по­став­щи­ки гло­баль­ных и ре­гио­наль­ных на­ви­га­ци­он­ных спут­ни­ко­вых сис­тем пред­ло­жи­ли уч­ре­дить вре­мен­ный Фо­рум по­став­щи­ков или про­вай­де­ров ус­луг, при­зван­ный обес­пе­чи­вать со­вмес­ти­мость и ин­те­ро­пе­ра­бель­ность дей­ст­вую­щих и бу­ду­щих сис­тем. На этой ос­но­ве Фо­рум по­став­щи­ков, пред­се­да­те­ля­ми ко­то­ро­го бы­ли из­бра­ны Ин­дия и Со­еди­нен­ные Шта­ты, про­вел свою встре­чу 4 сен­тяб­ря 2007 го­да не­по­сред­ст­вен­но пе­ред на­ча­лом ра­бо­ты вто­ро­го Со­ве­ща­ния Ко­ми­те­та. На Фо­ру­ме при­сут­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Ин­дии, Ки­тая, Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Со­еди­нен­ных Шта­тов и Япо­нии, а так­же Ев­ро­пей­ско­го со­об­ще­ст­ва. По­ми­мо за­яв­ле­ний со­пред­се­да­те­лей, ко­то­рые вы­сту­пи­ли на от­кры­тии Со­ве­ща­ния, бы­ли за­слу­ша­ны так­же вы­сту­п­ле­ния ка­ж­до­го из по­став­щи­ков. По­ве­ст­ка дня Фо­ру­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла вы­сту­п­ле­ние по­став­щи­ков с ин­фор­ма­ци­ей об об­нов­ле­нии сле­дую­щих сис­тем и ус­луг:

Ки­тай: на­ви­га­ци­он­ная спут­ни­ко­вая сис­те­ма «Ком­пас/Бей­Доу» (CNSS);

Ин­дия: Гло­баль­ная по­зи­ци­он­ная сис­те­ма и Гео­ста­цио­нар­ная (GEO) на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма уси­ле­ния (GAGAN) и Ин­дий­ская ре­гио­наль­ная на­ви­га­ци­он­ная спут­ни­ко­вая сис­те­ма (IRNSS); Япо­ния: ква­зи­зе­нит­ная спут­ни­ко­вая сис­те­ма (QZSS) и спут­ни­ко­вая сис­те­ма уси­ле­ния (MSAS) на ос­но­ве мно­го­функ­цио­наль­ных транс­порт­ных спут­ни­ков (MTSAТ); Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция: Гло­баль­ная на­ви­га­ци­он­ная спут­ни­ко­вая сис­те­ма (GLONASS) и Ши­ро­ко­зон­ная сис­те­ма диф­фе­рен­ци­аль­ных по­пра­вок и мо­ни­то­рин­га (SDCM); Со­еди­нен­ные Шта­ты: Гло­баль­ная сис­те­ма оп­ре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния (GPS) и Ши­ро­ко­зон­ная сис­те­ма диф­фе­рен­ци­аль­ных по­пра­вок (WAAS); Ев­ро­пей­ское со­об­ще­ст­во: Ев­ро­пей­ская спут­ни­ко­вая на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма (Galileo) и Ев­ро­пей­ская до­пол­ни­тель­ная гео­ста­цио­нар­ная на­ви­га­ци­он­ная служ­ба (EGNOS).

Под эги­дой Ко­ми­те­та про­шел и Фо­рум по­став­щи­ков, ко­то­рый ус­та­но­вил ре­шаю­щие для ус­пеш­ной ра­бо­ты ГНСС прин­ци­пы, обес­пе­чи­ваю­щие со­вмес­ти­мость и от­кры­тое поль­зо­ва­ние. В хо­де об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей на Фо­ру­ме по­став­щи­ков об­на­ру­жи­лось, что все су­ще­ст­вую­щие и бу­ду­щие по­став­щи­ки пла­ни­ру­ют раз­вер­нуть и/или мо­дер­ни­зи­ро­вать свои дей­ст­вую­щие гло­баль­ные и ре­гио­наль­ные спут­ни­ко­вые на­ви­га­ци­он­ные сис­те­мы, об­ла­даю­щие сле­дую­щи­ми важ­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми:

a) все сис­те­мы пре­дос­тав­ля­ли или бу­дут пре­дос­тав­лять ус­лу­ги

поль­зо­ва­те­лям в по­ло­се спек­тра ра­дио­час­тот, вы­де­ляе­мых на ме­ж­ду­на­род­ной

ос­но­ве для ра­дио­на­ви­га­ци­он­ных спут­ни­ко­вых ус­луг (РНСС) в L-диа­па­зо­не

(960-1300 МГц и 1559-1610 МГц). Дву­мя сис­те­ма­ми бу­дет так­же

транс­ли­ро­вать­ся на­ви­га­ци­он­ный сиг­нал в S-диа­па­зо­не (2491, 005±8,25 МГц). В бу­ду­щем од­на или не­сколь­ко сис­тем мог­ли бы ис­поль­зо­вать диа­па­зон час­тот в по­ло­се 5000-5030 МГц;

b) все сис­те­мы транс­ли­ро­ва­ли или бу­дут транс­ли­ро­вать поль­зо­ва­те­лям

на бес­плат­ной ос­но­ве один или не­сколь­ко сиг­на­лов в рам­ках ус­лу­ги для от­кры­то­го поль­зо­ва­ния

c) мно­гие сис­те­мы обес­пе­чи­ва­ют раз­ре­шен­ные ус­лу­ги, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ные для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей упол­но­мо­чен­ных поль­зо­ва­те­лей в свя­зи с ока­за­ни­ем под­держ­ки пра­ви­тель­ст­вен­ным функ­ци­ям.   Уча­ст­ни­ки Фо­ру­ма по­став­щи­ков со­гла­си­лись так­же с тем, что:

a) транс­па­рент­ность при пре­дос­тав­ле­нии ус­луг от­кры­то­го поль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ной и тре­бу­ет от­кры­той пуб­ли­ка­ции и рас­про­стра­не­ния в со­от­вет­ст­вую­щее вре­мя ха­рак­те­ри­стик сиг­на­лов и сис­тем, с тем, что­бы из­го­то­ви­те­ли мог­ли раз­ра­ба­ты­вать и соз­да­вать при­ем­ни­ки сиг­на­лов ГНСС на не­дис­кри­ми­на­ци­он­ной ос­но­ве;

b) дис­кус­сии долж­ны под­чер­ки­вать, что для ус­луг от­кры­то­го поль­зо­ва­ния це­ле­со­об­раз­но осу­ще­ст­в­лять со­труд­ни­че­ст­во в во­про­сах ин­фра­струк­ту­ры ГНСС (кос­ми­че­ский и на­зем­ный сег­мен­ты кон­тро­ля/мо­ни­то­рин­га), с тем, что­бы обес­пе­чить воз­мож­ность для от­кры­той, сво­бод­ной ком­мер­че­ской кон­ку­рен­ции на рын­ках при­ем­ных уст­ройств и при­клад­ных тех­но­ло­гий;

c) по­став­щи­кам сис­тем сле­ду­ет стре­мить­ся к осу­ще­ст­в­ле­нию мо­ни­то­рин­га хо­да экс­плуа­та­ции их от­кры­тых сиг­на­лов и обес­пе­чи­вать поль­зо­ва­те­лям свое­вре­мен­ную ин­фор­ма­цию об их об­нов­ле­нии по та­ким важ­ней­шим па­ра­мет­рам их ха­рак­те­ри­стик, как точ­ность син­хро­ни­за­ции, точ­ность по­зи­цио­ни­ро­ва­ния и на­ли­чие ус­лу­ги;

d) за­щи­та спек­тра RNSS иг­ра­ет важ­ней­шую роль для пре­дос­тав­ле­ния ус­луг ГНСС. В свя­зи с этим бу­дет и да­лее обес­пе­чи­вать­ся аде­к­ват­ная за­щи­та спек­тра час­тот с по­мо­щью на­цио­наль­ных и ме­ж­ду­на­род­ных пра­вил. Кро­ме то­го, сле­ду­ет стре­мить­ся к об­на­ру­же­нию и ос­лаб­ле­нию по­мех, ме­шаю­щих ра­бо­те ГНСС.

С боль­шим вни­ма­ни­ем вы­слу­ша­ли уча­ст­ни­ки фо­ру­ма со­об­ще­ние ве­ду­ще­го ин­же­не­ра сис­те­мы GPS пол­ков­ни­ка ВВС США Мар­ка Кру­за (Mark Crews) о ста­ту­се про­грам­мы GPS. Она раз­ра­ба­ты­ва­лась в США с де­каб­ря 1993 го­да и по со­стоя­нию на ко­нец мар­та 2008 го­да вклю­ча­ет в се­бя 30 спут­ни­ков. Од­но­вре­мен­но про­дол­жа­ет­ся мо­дер­ни­за­ция сис­те­мы, на ор­би­ту за­пус­ка­ют­ся но­вые объ­ек­ты со сро­ка­ми жиз­ни бо­лее 10 лет. А ес­ли быть точ­ным – 12 лет, что впол­не со­от­вет­ст­ву­ет стан­дар­там на­деж­но­сти сис­те­мы.

Ес­те­ст­вен­но, что для та­ко­го ко­ли­че­ст­ва обо­ру­до­ва­ния на ор­би­тах тре­бу­ет­ся столь же мас­штаб­ная на­зем­ная часть, что и соз­да­но в США. Толь­ко для нужд ВВС США дей­ст­ву­ют 6 стан­ций мо­ни­то­рин­га, еще 10 обес­пе­чи­ва­ют гра­ж­дан­ские ну­ж­ды. За­да­чи те­ле­мет­рии и управ­ле­ния по­мо­га­ют ре­шать 12 ан­тен­ных ком­плек­сов. И про­чее, и про­чее, и про­чее. Сис­те­ма GPS при­зна­на од­ной из ос­нов­ных в ми­ре, и да­же ев­ро­пей­ская GALILEO не ско­ро срав­ня­ет­ся с ней по ос­на­щен­но­сти и на­деж­но­сти по­зи­цио­ни­ро­ва­ния. Га­ран­ти­руе­мая точ­ность по­зи­цио­ни­ро­ва­ния в сис­те­ме GPS ко­леб­лет­ся от 1 мет­ра до 25 см.

От­рад­но то, что есть плот­ный де­ло­вой кон­такт ме­ж­ду пер­со­на­лом и ру­ко­во­дством двух на­ви­га­ци­он­ных сис­тем: с де­каб­ря 2004 го­да по ап­рель 2008 го­да бы­ли про­ве­де­ны 6 встреч GPS-GLONASS, что по­зво­ля­ет на­де­ять­ся на даль­ней­шее взаи­мо­вы­год­ное со­труд­ни­че­ст­во двух стран в этой сфе­ре.

Вы­сту­пив­ший на пле­нар­ном за­се­да­нии фо­ру­ма ди­рек­тор по раз­ви­тию биз­не­са ком­па­нии NAVTEQ Па­вел Коз­лов об­ри­со­вал проч­ные и мно­го­пла­но­вые от­но­ше­ния ком­па­нии, сло­жив­шие­ся как с про­из­во­ди­те­ля­ми обо­ру­до­ва­ния и по­став­щи­ка­ми, так и с по­тре­би­те­ля­ми на­ви­га­ци­он­ных спут­ни­ко­вых сис­тем, из че­го бы­ло хо­ро­шо вид­но, что биз­нес ком­па­нии на подъ­е­ме, по­треб­ле­ние ус­луг ГНСС рас­тет. Г-н Коз­лов от­ме­тил тен­ден­ции, про­смат­ри­ваю­щие­ся в ин­ду­ст­рии по­зи­цио­ни­ро­ва­ния: мир ста­но­вит­ся гео по­зи­ци­он­ным (location enabled), на­ви­га­ция вез­де. Мир ста­но­вит­ся под­клю­чен­ным, и его ин­те­ре­су­ют при­клад­ные ве­щи: проб­ки на до­ро­гах, сво­бод­ные пар­ков­ки, це­ны на то­ва­ры и ус­лу­ги. В ми­ре ак­тив­но соз­да­ет­ся так на­зы­вае­мое объ­е­ди­не­ние лю­дей по ин­те­ре­сам – community. И они ис­поль­зу­ют MySpace, Facebook, Flikr. Об этом го­во­рит та­кая циф­ра: еже­днев­но элек­трон­ны­ми кар­та­ми ком­па­нии NAVTEQ поль­зу­ет­ся 1 млн. че­ло­век. Уж не го­во­ря о том, ка­кое ко­ли­че­ст­во поль­зо­ва­те­лей при­ме­ня­ют тех­но­ло­гии WiMax, 3G. В ми­ре про­ис­хо­дят и серь­ез­ные эко­но­ми­че­ские сдви­ги. Один из них - по­яв­ле­ние ав­то­мо­биль­ных на­ви­га­ци­он­ных сис­тем низ­кой стои­мо­сти.

С точ­ки зре­ния г-на Коз­ло­ва наи­бо­лее пол­ное по­кры­тие тер­ри­то­рии стра­ны элек­трон­ны­ми ат­ла­са­ми до­рог в со­че­та­нии с раз­ви­ти­ем до­рож­ной се­ти су­ще­ст­вен­но про­сти­му­ли­ру­ет ре­гио­наль­ное раз­ви­тие, бу­дет со­дей­ст­во­вать по­вы­ше­нию ВВП. При этом нуж­но пом­нить, что Рос­сия – один из са­мых круп­ных рын­ков по­тре­би­тель­ской элек­тро­ни­ки в Ев­ро­пе и рос­сий­ские поль­зо­ва­те­ли за­слу­жи­ва­ют то­го же уров­ня ка­че­ст­ва и функ­цио­наль­но­сти, что и по­тре­би­те­ли во всем ми­ре. Вне­дре­ние ре­ше­ний на ба­зе на­ви­га­ции по­зво­ля­ют ре­шать про­бле­мы от­сле­жи­ва­ния эко­ло­ги­че­ской си­туа­ции, на­ли­чия тер­ро­ри­сти­че­ской уг­ро­зы и дру­гих кри­ти­че­ских си­туа­ций прак­ти­че­ски в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни. На­ли­чие от­кры­тых элек­трон­ных ат­ла­сов до­рог Рос­сии от раз­лич­ных по­став­щи­ков при этом по­зво­ля­ет под­дер­жи­вать вы­со­кий уро­вень их ка­че­ст­ва из-за соз­да­ния кон­ку­рент­ной сре­ды; спо­соб­ст­ву­ет ин­те­гра­ции рос­сий­ской до­рож­ной се­ти в ми­ро­вую ло­ги­сти­че­скую сис­те­му и раз­ви­ва­ет со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал по­кры­тых тер­ри­то­рий; бла­го­при­ят­но влия­ет на раз­ви­тие ту­риз­ма.

Г-н Коз­лов от­ме­тил, что у биз­не­са есть пред­ло­же­ния по из­ме­не­нию в луч­шую сто­ро­ну си­туа­ции в сек­то­ре соз­да­ния на­ви­га­ци­он­ных карт и при­бо­ров. Пре­ж­де все­го, по его мне­нию, не­об­хо­ди­мо от­ра­зить в за­ко­но­да­тель­ст­ве тех­но­ло­ги­че­ские про­ры­вы и су­ще­ст­вую­щую ре­аль­ность. Вы­де­лить по­тре­би­тель­ские элек­трон­ные ат­ла­сы до­рог с мар­шру­ти­за­ци­ей в от­дель­ный класс кар­то­гра­фи­че­ских про­дук­тов как мак­си­маль­но вос­тре­бо­ван­ный имен­но мас­со­вым по­тре­би­те­лем c по­сле­дую­щей ли­бе­ра­ли­за­ци­ей это­го сег­мен­та. Соз­дать ра­бо­чую груп­пу из пред­ста­ви­те­лей го­су­дар­ст­ва и ча­ст­но­го биз­не­са с це­лью от­кры­то­го об­су­ж­де­ния оп­ти­маль­но­го раз­ви­тия от­рас­ли при со­блю­де­нии ин­те­ре­сов го­су­дар­ст­ва и биз­не­са. И, на­ко­нец, как-то раз­ре­шить «под­ве­шен­ную» си­туа­цию с уст­рой­ст­ва­ми GPS, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся оте­че­ст­вен­ным про­дук­том и в то же вре­мя, ак­тив­но про­да­ют­ся по всей тер­ри­то­рии стра­ны.

О це­лях и за­да­чах Ас­со­циа­ции «ГЛО­НАСС/ГНСС-Фо­рум» рас­ска­зал уча­ст­ни­кам фо­ру­ма Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ас­со­циа­ции Вла­ди­мир Кли­мов. Ас­со­циа­ция объ­е­ди­ни­ла по­тре­би­те­лей ус­луг, поль­зо­ва­те­лей ап­па­ра­ту­ры, пред­при­ятия и ин­сти­ту­ты-раз­ра­бот­чи­ки, а так­же про­из­во­ди­те­лей обо­ру­до­ва­ния, сис­тем и при­ло­же­ний на ос­но­ве ГЛО­НАСС. В пе­ре­чень за­дач Ас­со­циа­ции вклю­че­ны ана­лиз и вы­бор при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия обо­ру­до­ва­ния и при­ло­же­ний ГЛО­НАСС в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции; уча­стие в раз­ра­бот­ке го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки в об­лас­ти ком­мер­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния сис­те­мы ГЛО­НАСС; ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти чле­нов Ас­со­циа­ции в раз­ра­бот­ке, про­из­вод­ст­ве и ком­мер­че­ском ис­поль­зо­ва­нии обо­ру­до­ва­ния, ап­па­ра­ту­ры и при­ло­же­ний на ос­но­ве тех­но­ло­гий ГЛО­НАСС с це­лью не­до­пу­ще­ния не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции; соз­да­ние еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зы по на­уч­ным, тех­ни­че­ским, тех­но­ло­ги­че­ским и юри­ди­че­ским ас­пек­там в об­лас­ти раз­ра­бот­ки, про­из­вод­ст­ва и ис­поль­зо­ва­ния обо­ру­до­ва­ния и при­ло­же­ний на ба­зе тех­но­ло­гий сис­те­мы ГЛО­НАСС; со­дей­ст­вие чле­нам Ас­со­циа­ции в при­вле­че­нии за­ру­беж­ных и оте­че­ст­вен­ных ин­ве­сти­ций и в их вы­хо­де на ме­ж­ду­на­род­ный ры­нок.

На вто­рой день уча­ст­ни­ки фо­ру­ма ра­бо­та­ли в сек­ци­ях, где об­су­ж­дал­ся боль­шой спектр при­клад­ных за­дач и их ре­ше­ний.

      

Жур­нал «Мо­биль­ные те­ле­ком­му­ни­ка­ции»

      №4 2008 г.