Переход на цифровое телерадиовещание продолжает оставаться одной из актуальных тем в планах работы отраслевого министерства. О том, что планируется сделать в ближайшие пять лет наш корреспондент беседует с заместителем министра связи и массовых коммуникаций России Дмитрием Северовым.
Дмитрий Станиславович, Федеральная целевая программа «Цифровое телевидение» реализуется сейчас достаточно энергично. Что на сегодня можно записать в актив?
К моменту создания нового министерства, на конец лета прошлого года можно было констатировать, что доминирующая концепция перехода на цифровое вещание определилась. До ноября 2008 года велись всевозможные расчеты, определялись ключевые экономические показатели. Они, кстати, потребовали определенных изменений в самой концепции. Одним из решающих был отказ от бюджетного субсидирования приобретения населением необходимого приемного оборудования для «цифры».
В США правительство субсидировало простые и дешевые приставки ценой до 70 долларов. А у нас не будет бюджетирования телевизионных приставок эконом-класса. Почему?
В США была своя история с приставками. На первом этапе предполагалось стимулировать распространение приставок с тем, чтобы быстрее высвободить крупный блок частот аналогового телерадиовещания и выставить его на аукцион для наполнения бюджета. В российских условиях одномоментное высвобождение блока частот невозможно. Это первое. И второе: даже в условиях субсидирования цифровых приставок потребители не торопились с переключением на «цифру». Поэтому на начало 2009 года более 10 млн. домохозяйств США все еще не имели технических средств для приема цифрового телевидения. Из-за чего, кстати, были скорректированы первоначально объявленные сроки перехода на «цифру». Ну, и плюс мировой финансовый кризис, который и мы не сбрасываем со счетов, когда принималось решение об отказе от участия федерального бюджета в субсидировании производства и продажи приставок.
Это что касается централизованного федерального бюджета. А региональные и местные бюджеты?
Им ни в коей мере не возбраняется. В нашей стране сейчас просто невозможно определить будущий уровень цен на приставки эконом-класса, да и само понятие такой приставки не установилось. Это дело будущего. Сегодня уже есть телевизионные приемники, пригодные для цифрового приема. Теперь важно, чтобы у них были декодеры MPEG-4. Сейчас, в основном, поставки идут с декодерами MPEG-2.
Наиболее совершенными средствами и методами реализации цифрового ТВ сейчас признаются форматы: DVB-T/H/SH, IPoHSPA, IPoMobileWiMAX и другие. Какие из них вы считаете наиболее перспективными?
Вы перечислили ряд стандартов различного уровня и применения, и некоторые из них потребуют четкого доопределения, так как некоторые из них имеют показатели слабее, чем те же DVB-T, DVB-SH. Поэтому, когда мы упоминаем в рамках обычной беспроводной связи IP-стандарты, необходимо обязательно их доопределять соглашениями, обеспечивающими сравнимые уровни качества и помехозащищенности.
Востребованность всех без исключения стандартов определяется экономикой. К тому же, например, в семействе DVB есть стандарты и на обратный канал. Собственно, если мы говорим об интерактивной сети, принципиальная возможность есть и там, и там. А вот какая бизнес-модель будет более успешной – покажет опыт использования. Если говорить о телерадиовещании в его традиционном понимании, то группа стандартов DVB, конечно, более зрелая.
Теперь что касается самого перехода на цифровое вещание. Как минимум, до конца 2015 года предусмотрено параллельное вещание – аналоговое и цифровое. После 2015 года, если ничего не изменится, вступят в действие Женевские соглашения РКР-06, которые в приграничных зонах в конфликтных ситуациях дают определенное преимущество цифровому телерадиовещанию.
Сейчас мы все наблюдаем, с одной стороны, бурное развитие цифровых технологий (конечно, с поправкой на кризисные явления в финансовой сфере), и, с другой, преобразование экономического ландшафта. Решается, кто и за какие деньги собирается производить и поставлять приставки для аналоговых радио-телеприемников. Пока что этот процесс плохо предсказуем. Поэтому и в программе перехода предусмотрена свобода выбора поставщика оборудования. В каждом домовладении этот вопрос будут решать самостоятельно. По мере того, как те или иные зоны вещания будут приближаться к полному насыщению устройствами приема «цифры», будет решаться и вопрос об отключении аналогового вещания. У нас в программе по регионам принят за такой порог уровень 95 %. Государство ставит перед собой задачу обеспечить все население страны обязательными общедоступными каналами.
Не так давно Дмитрий Медведев подписал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Что вы могли бы сказать в связи с этим указом?
Согласно указу, в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов первого мультиплекса, вошли Первый канал, Российское телевидение (ВГТРК), Российский информационный канал (РИК), НТВ, «Культура», «Спорт», Петербург – 5 канал, Детско-юношеский телевизионный канал и три радиоканала: Вести ФМ, Маяк и Радио России. Детско-юношеский телевизионный канал будет создан до 1 января 2011 г. на базе телеканалов «ТелеНяня» и «Бибигон».
Также указ предусматривает, что Правительство должно утвердить федеральную целевую программу «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» и финансовое обеспечение мероприятий по созданию и развертыванию цифровых наземных сетей. Эфирная наземная трансляция каналов первого мультиплекса, а также создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции будет осуществляться ФГУП «РТРС».
Мы отдаем себе отчет в том, что этот вариант телевещания не для всех населенных пунктов является оптимальными, и поэтому мы всячески приветствуем деятельность кабельных операторов, по доставке, в том числе и этого пакета программ населению больших населенных пунктов.
По мере отключения аналогового телевидения мы получим так называемый цифровой дивиденд: освобожденные «аналоговые» частоты могут быть использованы как для телевидения, так и для современных беспроводных технологий. Пока же первоочередная задача – распространение первого мультиплекса. Для ее решения вносятся изменения в Закон «О связи», законы о лицензировании видов деятельности и в законы о СМИ. Изменения не столь уж масштабны, но требуют тщательной терминологической проработки, поскольку возникло много новых понятий, не прописанных в нынешнем законе. Мы планируем, что эта работа будет закончена в 2010 году.
Вы упомянули высвобождение частот. И хотя это вопрос будущего, думаю, многие операторы при слове «частоты» резко оживятся. Что предполагается в этой очень чувствительной области?
До сих пор спектр частот выделялся очень аккуратно, очень тщательно и в рамках очень сложных процедур. И, главное, очень узкими участками, очень локально. Чтобы решать задачи цифрового телевидения, необходимо выделять спектр, скажем так, большими «кусками». Например, для запуска первого мультиплекса, о котором я уже говорил, по регионам необходимо принять более тысячи финальных (это не считая промежуточных) решений о присвоении частот.
По прежним меркам и темпам это работа на много-много лет…
Совершенно верно. Оттого нам и необходимо радикально ускорять эту процедуру. И такие механизмы уже выработаны, созданы межведомственные рабочие органы, значительно активизировался Роскомнадзор. Он взял на себя достаточно жесткие обязательства: к концу этого года дать план частотных присвоений по первым двум мультиплексам. Частотный план выделений уже утвержден на заседании Государственной комиссии по радиочастотам. Он детализируется до плана частотных присвоений. Рассчитываем эту работу в 2009 году закончить.
Известно, что при переходе каждого телеканала на цифровое вещание освобождается минимум 3/4 полосы частот – 294 МГц международного диапазона UHF. Это очень много, и очень дорого стоит. 62 МГц частот в диапазоне 700 МГц, разыгранные на аукционе в США в 2007 году, принесли казне 19,6 млрд. долларов… А как это может быть у нас?
Ну, так вот сразу это не произойдет, потому что частоты освобождаются не в одночасье, а «поканально» и в определенных зонах вещания. Соответственно, модель переиспользования этих частот требует тщательного рассмотрения: использовать ли их немедленно по мере высвобождения или объединять их в некий пул и резервировать для технологий будущего. Тема платности спектра у нас еще совсем свежа, здесь мы еще только в начале пути. А задача конверсии спектра вообще весьма далека от своего завершения.
Переход на новые технологии вещания очевидно потребует и соответствующим образом обученных кадров, а также переподготовки «старых кадров». Государство планирует участвовать в решении проблемы подготовки и переподготовки кадров для ЦТВ?
Конечно. У нас существуют ресурсы фирм-производителей оборудования по переподготовке кадров, есть профильные университеты. Мы рассчитываем, что все их возможности будут использованы. Есть и инициаторы открытия курсов по подготовке специалистов для ЦТВ.
Насколько велика будет роль ФГУП «РТРС» в решении задач перехода на «цифру»?
На доминирующую роль как государственного оператора для целей телерадиовещания в эфирной наземной трансляции, создании и развертывании цифровых наземных сетей указал Президент Дмитрий Медведев. Я имею в виду не только каналы телевидения, но и радиовещания в относительно низкочастотных диапазонах. Предметно об этом пойдет речь через полгода-год.
На то, чтобы "оцифровать" Россию, планируется потратить порядка 127 млрд. руб., 80 млрд. руб. – из бюджета, остальное за счет инвесторов. Этого достаточно?
Конечно же, нет. Бюджет вкладывается, в первую очередь, в создание сети распределения и трансляции обязательных общедоступных телерадиоканалов. Это первый мультиплекс, о котором мы уже говорили. А из внебюджетных источников пойдет абонентские оборудование, а также второй, третий и последующие мультиплексы. Там еще может быть масса коммерческих инициатив, в том числе и платного ТВ. Пока мы не говорим об этих инициативах, но, думаю, они будут всячески приветствоваться и обществом, и государством. У нас, конечно, сформирована традиция пользоваться телевидением бесплатно, но, видимо, при желании иметь в телеприемнике дополнительные каналы без рекламы придется перешагивать через себя и привыкать к новым условиям. Времени на такое привыкание еще достаточно. Взгляните на рынок платного спутникового телевидения и посмотрите, какой там разброс цен. Это признак того, что рынок еще до конца не сформирован, процесс идет.
Кстати, о спутниковых каналах. Специалисты отмечают, что в спутниковых технологиях вещания и связи сегодня идет активный переход к ресурсосберегающим технологиям MPEG-4 / DVB-S2 и этот процесс будет нарастать. Ваше мнение?
Я с этим согласен. Прогресс не остановить, а когда возникает новая технология, которая эффективнее использует спектр, дает более высокую пропускную способность, трудно отказаться от ее применения. Скажу больше: даже для эфирного телевидения мы предполагаем использовать MPEG-4. То есть сигнал в эфире будет распространяться по технологии DVB-T, а изображение будет сжиматься по указанному выше стандарту. Это позволит в одном цифровом мультиплексе с приемлемым качеством разместить 8 телевизионных каналов и 3 канала вещательного радио. Появление же более эффективных спутниковых каналов мы также всячески приветствуем.
Насколько близка перспектива решения правовых проблем по урегулированию отношений между операторами и вещательными компаниями в части использования контента?
В министерстве существует целое направление, - массовые коммуникации. Эту тему рассматривают соответствующие департаменты министерства. В Европе есть определенные наработанные практики, они нами внимательно изучаются. Потому что аналоговое вещание – это, традиционно, вещание на неопределенную категорию пользователей, а цифровое, тем более – платное – может быть и адресным. И это обстоятельство тоже должно быть предметом регулирования.
Одна из проблем состоит в том, что спутники, которые обеспечивают цифровое вещание сегодня, нуждаются в замене. Один заканчивает свое существование в конце 2011 г., другой – где-то к 2012-2013 гг. Их необходимо будет заменить, и стоить это будет порядка $ 6 млрд. Бюджетные средства для этого будут выделены?
Для цифрового вещания в масштабах нашей страны дополнительный спутниковый ресурс совершенно необходим. Есть федеральная космическая программа, которая предполагала определенную динамику развития спутниковой связи. Однако одни спутники прекратили свою работу, не выработав свой ресурс, другие работают за пределами планового ресурса. Поэтому сейчас мы стараемся всеми силами пополнять орбитальную группировку. В программе развития телерадиовещания предусмотрено создание двух тяжелых универсальных спутников связи. Мы специально пошли на такие параметры спутников, чтобы решить большее количество задач и на более длительную перспективу.
В Минкомсвязи ставят задачу создавать отечественную производственную базу по выпуску оборудования для цифрового ТВ. Учитывая условия кризиса – это реально? Может быть, проще использовать уже имеющиеся в мире мощности?
Вообще по отношению к оборудованию наша отрасль является потребляющей. Вопросы производства – это «по другому ведомству». Конечно, мы всячески приветствуем создание отечественной конкурентоспособной продукции. И она у нас есть. Более того, на сетях аналогового телевидения все годы активно используется продукция отечественных производителей. Для цифрового телевидения есть ряд предложений, и выставки последних лет показали это довольно наглядно. Другое дело, что не весь спектр потребностей по цифровому телевидению закрывают отечественные производители. Мы приглашаем отечественных производителей оборудования знакомиться с потребностями наших операторов и выяснять, в чем еще они могут конкурировать с зарубежными компаниями. Если же на отечественном рынке нет определенного типа оборудования, то идеологически мы не закрываем возможности использования импортного оборудования.
Как по-вашему, насколько велико и продуктивно будет участие бизнеса в реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008-2015 годы?
Участие бизнеса приветствуется. Более того, мы видим, отмечаем и ценим усилия бизнеса по созданию пилотных зон цифрового вещания. В стране есть зоны вещания, где цифровой сигнал уже есть, абоненты его принимают и отмечают его преимущества перед аналоговым. Мы этот опыт внимательно изучаем. Даже обсуждая возможности распространения обязательного пакета телерадиопрограмм, мы настаиваем, чтобы РТРС входил в контакт с бизнесменами, уже имеющими опыт и определенные активы в этой области с тем, чтобы можно было вырабатывать схемы конструктивного сотрудничества.
Беседовал Леонтий Букштейн
Фото автора
Журнал «Мобильные телекоммуникации»
№6-7 2009 г.