Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Впе­ред, к «циф­ре»


Пе­ре­ход на циф­ро­вое те­ле­ра­дио­ве­ща­ние про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся од­ной из ак­ту­аль­ных тем в пла­нах ра­бо­ты от­рас­ле­во­го ми­ни­стер­ст­ва. О том, что пла­ни­ру­ет­ся сде­лать в бли­жай­шие пять лет наш кор­рес­пон­дент бе­се­ду­ет с за­мес­ти­те­лем ми­ни­ст­ра свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Рос­сии Дмит­ри­ем Се­ве­ро­вым.


Дмит­рий Ста­ни­сла­во­вич, Фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма «Циф­ро­вое те­ле­ви­де­ние» реа­ли­зу­ет­ся сей­час дос­та­точ­но энер­гич­но. Что на се­го­дня мож­но за­пи­сать в ак­тив?

К мо­мен­ту соз­да­ния но­во­го ми­ни­стер­ст­ва, на ко­нец ле­та про­шло­го го­да мож­но бы­ло кон­ста­ти­ро­вать, что до­ми­ни­рую­щая кон­цеп­ция пе­ре­хо­да на циф­ро­вое ве­ща­ние оп­ре­де­ли­лась. До но­яб­ря 2008 го­да ве­лись все­воз­мож­ные рас­че­ты, оп­ре­де­ля­лись клю­че­вые эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли. Они, кста­ти, по­тре­бо­ва­ли оп­ре­де­лен­ных из­ме­не­ний в са­мой кон­цеп­ции. Од­ним из ре­шаю­щих был от­каз от бюд­жет­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния при­об­ре­те­ния на­се­ле­ни­ем не­об­хо­ди­мо­го при­ем­но­го обо­ру­до­ва­ния для «циф­ры».

В США пра­ви­тель­ст­во суб­си­ди­ро­ва­ло про­стые и де­ше­вые при­став­ки це­ной до 70 дол­ла­ров. А у нас не бу­дет бюд­же­ти­ро­ва­ния те­ле­ви­зи­он­ных при­ста­вок эко­ном-клас­са. По­че­му?

В США бы­ла своя ис­то­рия с при­став­ка­ми. На пер­вом эта­пе пред­по­ла­га­лось сти­му­ли­ро­вать рас­про­стра­не­ние при­ста­вок с тем, что­бы бы­ст­рее вы­сво­бо­дить круп­ный блок час­тот ана­ло­го­во­го те­ле­ра­дио­ве­ща­ния и вы­ста­вить его на аук­ци­он для на­пол­не­ния бюд­же­та. В рос­сий­ских ус­ло­ви­ях од­но­мо­мент­ное вы­сво­бо­ж­де­ние бло­ка час­тот не­воз­мож­но. Это пер­вое. И вто­рое: да­же в ус­ло­ви­ях суб­си­ди­ро­ва­ния циф­ро­вых при­ста­вок по­тре­би­те­ли не то­ро­пи­лись с пе­ре­клю­че­ни­ем на «циф­ру». По­это­му на на­ча­ло 2009 го­да бо­лее 10 млн. до­мо­хо­зяйств США все еще не име­ли тех­ни­че­ских средств для прие­ма циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния. Из-за че­го, кста­ти, бы­ли скор­рек­ти­ро­ва­ны пер­во­на­чаль­но объ­яв­лен­ные сро­ки пе­ре­хо­да на «циф­ру». Ну, и плюс ми­ро­вой фи­нан­со­вый кри­зис, ко­то­рый и мы не сбра­сы­ва­ем со сче­тов, ко­гда при­ни­ма­лось ре­ше­ние об от­ка­зе от уча­стия фе­де­раль­но­го бюд­же­та в суб­си­ди­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва и про­да­жи при­ста­вок.

Это что ка­са­ет­ся цен­тра­ли­зо­ван­но­го фе­де­раль­но­го бюд­же­та. А ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные бюд­же­ты?

Им ни в ко­ей ме­ре не воз­бра­ня­ет­ся. В на­шей стра­не сей­час про­сто не­воз­мож­но оп­ре­де­лить бу­ду­щий уро­вень цен на при­став­ки эко­ном-клас­са, да и са­мо по­ня­тие та­кой при­став­ки не ус­та­но­ви­лось. Это де­ло бу­ду­ще­го. Се­го­дня уже есть те­ле­ви­зи­он­ные при­ем­ни­ки, при­год­ные для циф­ро­во­го прие­ма. Те­перь важ­но, что­бы у них бы­ли де­ко­де­ры MPEG-4. Сей­час, в ос­нов­ном, по­став­ки идут с де­ко­де­ра­ми MPEG-2.

Наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми сред­ст­ва­ми и ме­то­да­ми реа­ли­за­ции циф­ро­во­го ТВ сей­час при­зна­ют­ся фор­ма­ты: DVB-T/H/SH, IPoHSPA, IPoMobileWiMAX и дру­гие. Ка­кие из них вы счи­тае­те наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми?

Вы пе­ре­чис­ли­ли ряд стан­дар­тов раз­лич­но­го уров­ня и при­ме­не­ния, и не­ко­то­рые из них по­тре­бу­ют чет­ко­го до­оп­ре­де­ле­ния, так как не­ко­то­рые из них име­ют по­ка­за­те­ли сла­бее, чем те же DVB-T, DVB-SH. По­это­му, ко­гда мы упо­ми­на­ем в рам­ках обыч­ной бес­про­вод­ной свя­зи IP-стан­дар­ты, не­об­хо­ди­мо обя­за­тель­но их до­оп­ре­де­лять со­гла­ше­ния­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми срав­ни­мые уров­ни ка­че­ст­ва и по­ме­хо­за­щи­щен­но­сти.

Вос­тре­бо­ван­ность всех без ис­клю­че­ния стан­дар­тов оп­ре­де­ля­ет­ся эко­но­ми­кой. К то­му же, на­при­мер, в се­мей­ст­ве DVB есть стан­дар­ты и на об­рат­ный ка­нал. Соб­ст­вен­но, ес­ли мы го­во­рим об ин­те­рак­тив­ной се­ти, прин­ци­пи­аль­ная воз­мож­ность есть и там, и там. А вот ка­кая биз­нес-мо­дель бу­дет бо­лее ус­пеш­ной – по­ка­жет опыт ис­поль­зо­ва­ния. Ес­ли го­во­рить о те­ле­ра­дио­ве­ща­нии в его тра­ди­ци­он­ном по­ни­ма­нии, то груп­па стан­дар­тов DVB, ко­неч­но, бо­лее зре­лая.

Те­перь что ка­са­ет­ся са­мо­го пе­ре­хо­да на циф­ро­вое ве­ща­ние. Как ми­ни­мум, до кон­ца 2015 го­да пре­ду­смот­ре­но па­рал­лель­ное ве­ща­ние – ана­ло­го­вое и циф­ро­вое. По­сле 2015 го­да, ес­ли ни­че­го не из­ме­нит­ся, всту­пят в дей­ст­вие Же­нев­ские со­гла­ше­ния РКР-06, ко­то­рые в при­гра­нич­ных зо­нах в кон­фликт­ных си­туа­ци­ях да­ют оп­ре­де­лен­ное пре­иму­ще­ст­во циф­ро­во­му те­ле­ра­дио­ве­ща­нию.

Сей­час мы все на­блю­да­ем, с од­ной сто­ро­ны, бур­ное раз­ви­тие циф­ро­вых тех­но­ло­гий (ко­неч­но, с по­прав­кой на кри­зис­ные яв­ле­ния в фи­нан­со­вой сфе­ре), и, с дру­гой, пре­об­ра­зо­ва­ние эко­но­ми­че­ско­го ланд­шаф­та. Ре­ша­ет­ся, кто и за ка­кие день­ги со­би­ра­ет­ся про­из­во­дить и по­став­лять при­став­ки для ана­ло­го­вых ра­дио-те­ле­при­ем­ни­ков. По­ка что этот про­цесс пло­хо пред­ска­зу­ем. По­это­му и в про­грам­ме пе­ре­хо­да пре­ду­смот­ре­на сво­бо­да вы­бо­ра по­став­щи­ка обо­ру­до­ва­ния. В ка­ж­дом до­мо­вла­де­нии этот во­прос бу­дут ре­шать са­мо­стоя­тель­но. По ме­ре то­го, как те или иные зо­ны ве­ща­ния бу­дут при­бли­жать­ся к пол­но­му на­сы­ще­нию уст­рой­ст­ва­ми прие­ма «циф­ры», бу­дет ре­шать­ся и во­прос об от­клю­че­нии ана­ло­го­во­го ве­ща­ния. У нас в про­грам­ме по ре­гио­нам при­нят за та­кой по­рог уро­вень 95 %. Го­су­дар­ст­во ста­вит пе­ред со­бой за­да­чу обес­пе­чить все на­се­ле­ние стра­ны обя­за­тель­ны­ми об­ще­дос­туп­ны­ми ка­на­ла­ми.

Не так дав­но Дмит­рий Мед­ве­дев под­пи­сал указ «Об об­ще­рос­сий­ских обя­за­тель­ных об­ще­дос­туп­ных те­ле­ка­на­лах и ра­дио­ка­на­лах». Что вы мог­ли бы ска­зать в свя­зи с этим ука­зом?

Со­глас­но ука­зу, в пе­ре­чень об­ще­рос­сий­ских обя­за­тель­ных об­ще­дос­туп­ных те­ле­ка­на­лов пер­во­го муль­ти­п­лек­са, во­шли Пер­вый ка­нал, Рос­сий­ское те­ле­ви­де­ние (ВГТРК), Рос­сий­ский ин­фор­ма­ци­он­ный ка­нал (РИК), НТВ, «Куль­ту­ра», «Спорт», Пе­тер­бург – 5 ка­нал, Дет­ско-юно­ше­ский те­ле­ви­зи­он­ный ка­нал и три ра­дио­ка­на­ла: Вес­ти ФМ, Ма­як и Ра­дио Рос­сии. Дет­ско-юно­ше­ский те­ле­ви­зи­он­ный ка­нал бу­дет соз­дан до 1 ян­ва­ря 2011 г. на ба­зе те­ле­ка­на­лов «Те­ле­Ня­ня» и «Би­би­гон».

Так­же указ пре­ду­смат­ри­ва­ет, что Пра­ви­тель­ст­во долж­но ут­вер­дить фе­де­раль­ную це­ле­вую про­грам­му «Раз­ви­тие те­ле­ра­дио­ве­ща­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2009–2015 го­ды» и фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние ме­ро­прия­тий по соз­да­нию и раз­вер­ты­ва­нию циф­ро­вых на­зем­ных се­тей. Эфир­ная на­зем­ная транс­ля­ция ка­на­лов пер­во­го муль­ти­п­лек­са, а так­же соз­да­ние и раз­вер­ты­ва­ние циф­ро­вых на­зем­ных се­тей для эфир­ной транс­ля­ции бу­дет осу­ще­ст­в­лять­ся ФГУП «РТРС».

Мы от­да­ем се­бе от­чет в том, что этот ва­ри­ант те­ле­ве­ща­ния не для всех на­се­лен­ных пунк­тов яв­ля­ет­ся оп­ти­маль­ны­ми, и по­это­му мы вся­че­ски при­вет­ст­ву­ем дея­тель­ность ка­бель­ных опе­ра­то­ров, по дос­тав­ке, в том чис­ле и это­го па­ке­та про­грамм на­се­ле­нию боль­ших на­се­лен­ных пунк­тов.

По ме­ре от­клю­че­ния ана­ло­го­во­го те­ле­ви­де­ния мы по­лу­чим так на­зы­вае­мый циф­ро­вой ди­ви­денд: ос­во­бо­ж­ден­ные «ана­ло­го­вые» час­то­ты мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны как для те­ле­ви­де­ния, так и для со­вре­мен­ных бес­про­вод­ных тех­но­ло­гий. По­ка же пер­во­оче­ред­ная за­да­ча – рас­про­стра­не­ние пер­во­го муль­ти­п­лек­са. Для ее ре­ше­ния вно­сят­ся из­ме­не­ния в За­кон «О свя­зи», за­ко­ны о ли­цен­зи­ро­ва­нии ви­дов дея­тель­но­сти и в за­ко­ны о СМИ. Из­ме­не­ния не столь уж мас­штаб­ны, но тре­бу­ют тща­тель­ной тер­ми­но­ло­ги­че­ской про­ра­бот­ки, по­сколь­ку воз­ник­ло мно­го но­вых по­ня­тий, не про­пи­сан­ных в ны­неш­нем за­ко­не. Мы пла­ни­ру­ем, что эта ра­бо­та бу­дет за­кон­че­на в 2010 го­ду.

Вы упо­мя­ну­ли вы­сво­бо­ж­де­ние час­тот. И хо­тя это во­прос бу­ду­ще­го, ду­маю, мно­гие опе­ра­то­ры при сло­ве «час­то­ты» рез­ко ожи­вят­ся. Что пред­по­ла­га­ет­ся в этой очень чув­ст­ви­тель­ной об­лас­ти?

До сих пор спектр час­тот вы­де­лял­ся очень ак­ку­рат­но, очень тща­тель­но и в рам­ках очень слож­ных про­це­дур. И, глав­ное, очень уз­ки­ми уча­ст­ка­ми, очень ло­каль­но. Что­бы ре­шать за­да­чи циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния, не­об­хо­ди­мо вы­де­лять спектр, ска­жем так, боль­ши­ми «кус­ка­ми». На­при­мер, для за­пус­ка пер­во­го муль­ти­п­лек­са, о ко­то­ром я уже го­во­рил, по ре­гио­нам не­об­хо­ди­мо при­нять бо­лее ты­ся­чи фи­наль­ных (это не счи­тая про­ме­жу­точ­ных) ре­ше­ний о при­свое­нии час­тот.

По преж­ним мер­кам и тем­пам это ра­бо­та на мно­го-мно­го лет…

Со­вер­шен­но вер­но. От­то­го нам и не­об­хо­ди­мо ра­ди­каль­но ус­ко­рять эту про­це­ду­ру. И та­кие ме­ха­низ­мы уже вы­ра­бо­та­ны, соз­да­ны меж­ве­дом­ст­вен­ные ра­бо­чие ор­га­ны, зна­чи­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся Рос­ком­над­зор. Он взял на се­бя дос­та­точ­но же­ст­кие обя­за­тель­ст­ва: к кон­цу это­го го­да дать план час­тот­ных при­свое­ний по пер­вым двум муль­ти­п­лек­сам. Час­тот­ный план вы­де­ле­ний уже ут­вер­жден на за­се­да­нии Го­су­дар­ст­вен­ной ко­мис­сии по ра­дио­час­то­там. Он де­та­ли­зи­ру­ет­ся до пла­на час­тот­ных при­свое­ний. Рас­счи­ты­ва­ем эту ра­бо­ту в 2009 го­ду за­кон­чить.

Из­вест­но, что при пе­ре­хо­де ка­ж­до­го те­ле­ка­на­ла на циф­ро­вое ве­ща­ние ос­во­бо­ж­да­ет­ся ми­ни­мум 3/4 по­ло­сы час­тот – 294 МГц ме­ж­ду­на­род­но­го диа­па­зо­на UHF. Это очень мно­го, и очень до­ро­го сто­ит. 62 МГц час­тот в диа­па­зо­не 700 МГц, ра­зы­гран­ные на аук­цио­не в США в 2007 го­ду, при­нес­ли каз­не 19,6 млрд. дол­ла­ров… А как это мо­жет быть у нас?

Ну, так вот сра­зу это не про­изой­дет, по­то­му что час­то­ты ос­во­бо­ж­да­ют­ся не в од­но­ча­сье, а «по­ка­наль­но» и в оп­ре­де­лен­ных зо­нах ве­ща­ния. Со­от­вет­ст­вен­но, мо­дель пе­ре­ис­поль­зо­ва­ния этих час­тот тре­бу­ет тща­тель­но­го рас­смот­ре­ния: ис­поль­зо­вать ли их не­мед­лен­но по ме­ре вы­сво­бо­ж­де­ния или объ­е­ди­нять их в не­кий пул и ре­зер­ви­ро­вать для тех­но­ло­гий бу­ду­ще­го. Те­ма плат­но­сти спек­тра у нас еще со­всем све­жа, здесь мы еще толь­ко в на­ча­ле пу­ти. А за­да­ча кон­вер­сии спек­тра во­об­ще весь­ма да­ле­ка от сво­его за­вер­ше­ния.

Пе­ре­ход на но­вые тех­но­ло­гии ве­ща­ния оче­вид­но по­тре­бу­ет и со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом обу­чен­ных кад­ров, а так­же пе­ре­под­го­тов­ки «ста­рых кад­ров». Го­су­дар­ст­во пла­ни­ру­ет уча­ст­во­вать в ре­ше­нии про­бле­мы под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки кад­ров для ЦТВ?

Ко­неч­но. У нас су­ще­ст­ву­ют ре­сур­сы фирм-про­из­во­ди­те­лей обо­ру­до­ва­ния по пе­ре­под­го­тов­ке кад­ров, есть про­филь­ные уни­вер­си­те­ты. Мы рас­счи­ты­ва­ем, что все их воз­мож­но­сти бу­дут ис­поль­зо­ва­ны. Есть и ини­циа­то­ры от­кры­тия кур­сов по под­го­тов­ке спе­циа­ли­стов для ЦТВ.

На­сколь­ко ве­ли­ка бу­дет роль ФГУП «РТРС» в ре­ше­нии за­дач пе­ре­хо­да на «циф­ру»?

На до­ми­ни­рую­щую роль как го­су­дар­ст­вен­но­го опе­ра­то­ра для це­лей те­ле­ра­дио­ве­ща­ния в эфир­ной на­зем­ной транс­ля­ции, соз­да­нии и раз­вер­ты­ва­нии циф­ро­вых на­зем­ных се­тей ука­зал Пре­зи­дент Дмит­рий Мед­ве­дев. Я имею в ви­ду не толь­ко ка­на­лы те­ле­ви­де­ния, но и ра­дио­ве­ща­ния в от­но­си­тель­но низ­ко­час­тот­ных диа­па­зо­нах. Пред­мет­но об этом пой­дет речь че­рез пол­го­да-год.

На то, что­бы "оциф­ро­вать" Рос­сию, пла­ни­ру­ет­ся по­тра­тить по­ряд­ка 127 млрд. руб., 80 млрд. руб. – из бюд­же­та, ос­таль­ное за счет ин­ве­сто­ров. Это­го дос­та­точ­но?

Ко­неч­но же, нет. Бюд­жет вкла­ды­ва­ет­ся, в пер­вую оче­редь, в соз­да­ние се­ти рас­пре­де­ле­ния и транс­ля­ции обя­за­тель­ных об­ще­дос­туп­ных те­ле­ра­дио­ка­на­лов. Это пер­вый муль­ти­п­лекс, о ко­то­ром мы уже го­во­ри­ли. А из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков пой­дет або­нент­ские обо­ру­до­ва­ние, а так­же вто­рой, тре­тий и по­сле­дую­щие муль­ти­п­лек­сы. Там еще мо­жет быть мас­са ком­мер­че­ских ини­циа­тив, в том чис­ле и плат­но­го ТВ. По­ка мы не го­во­рим об этих ини­циа­ти­вах, но, ду­маю, они бу­дут вся­че­ски при­вет­ст­во­вать­ся и об­ще­ст­вом, и го­су­дар­ст­вом. У нас, ко­неч­но, сфор­ми­ро­ва­на тра­ди­ция поль­зо­вать­ся те­ле­ви­де­ни­ем бес­плат­но, но, ви­ди­мо, при же­ла­нии иметь в те­ле­при­ем­ни­ке до­пол­ни­тель­ные ка­на­лы без рек­ла­мы при­дет­ся пе­ре­ша­ги­вать че­рез се­бя и при­вы­кать к но­вым ус­ло­ви­ям. Вре­ме­ни на та­кое при­вы­ка­ние еще дос­та­точ­но. Взгля­ни­те на ры­нок плат­но­го спут­ни­ко­во­го те­ле­ви­де­ния и по­смот­ри­те, ка­кой там раз­брос цен. Это при­знак то­го, что ры­нок еще до кон­ца не сфор­ми­ро­ван, про­цесс идет.

Кста­ти, о спут­ни­ко­вых ка­на­лах. Спе­циа­ли­сты от­ме­ча­ют, что в спут­ни­ко­вых тех­но­ло­ги­ях ве­ща­ния и свя­зи се­го­дня идет ак­тив­ный пе­ре­ход к ре­сур­сос­бе­ре­гаю­щим тех­но­ло­ги­ям MPEG-4 / DVB-S2 и этот про­цесс бу­дет на­рас­тать. Ва­ше мне­ние?

Я с этим со­гла­сен. Про­гресс не ос­та­но­вить, а ко­гда воз­ни­ка­ет но­вая тех­но­ло­гия, ко­то­рая эф­фек­тив­нее ис­поль­зу­ет спектр, да­ет бо­лее вы­со­кую про­пу­ск­ную спо­соб­ность, труд­но от­ка­зать­ся от ее при­ме­не­ния. Ска­жу боль­ше: да­же для эфир­но­го те­ле­ви­де­ния мы пред­по­ла­га­ем ис­поль­зо­вать MPEG-4. То есть сиг­нал в эфи­ре бу­дет рас­про­стра­нять­ся по тех­но­ло­гии DVB-T, а изо­бра­же­ние бу­дет сжи­мать­ся по ука­зан­но­му вы­ше стан­дар­ту. Это по­зво­лит в од­ном циф­ро­вом муль­ти­п­лек­се с при­ем­ле­мым ка­че­ст­вом раз­мес­тить 8 те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­лов и 3 ка­на­ла ве­ща­тель­но­го ра­дио. По­яв­ле­ние же бо­лее эф­фек­тив­ных спут­ни­ко­вых ка­на­лов мы так­же вся­че­ски при­вет­ст­ву­ем.

На­сколь­ко близ­ка пер­спек­ти­ва ре­ше­ния пра­во­вых про­блем по уре­гу­ли­ро­ва­нию от­но­ше­ний ме­ж­ду опе­ра­то­ра­ми и ве­ща­тель­ны­ми ком­па­ния­ми в час­ти ис­поль­зо­ва­ния кон­тен­та?

В ми­ни­стер­ст­ве су­ще­ст­ву­ет це­лое на­прав­ле­ние, - мас­со­вые ком­му­ни­ка­ции. Эту те­му рас­смат­ри­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щие де­пар­та­мен­ты ми­ни­стер­ст­ва. В Ев­ро­пе есть оп­ре­де­лен­ные на­ра­бо­тан­ные прак­ти­ки, они на­ми вни­ма­тель­но изу­ча­ют­ся. По­то­му что ана­ло­го­вое ве­ща­ние – это, тра­ди­ци­он­но, ве­ща­ние на не­оп­ре­де­лен­ную ка­те­го­рию поль­зо­ва­те­лей, а циф­ро­вое, тем бо­лее – плат­ное – мо­жет быть и ад­рес­ным. И это об­стоя­тель­ст­во то­же долж­но быть пред­ме­том ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Од­на из про­блем со­сто­ит в том, что спут­ни­ки, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют циф­ро­вое ве­ща­ние се­го­дня, ну­ж­да­ют­ся в за­ме­не. Один за­кан­чи­ва­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние в кон­це 2011 г., дру­гой – где-то к 2012-2013 гг. Их не­об­хо­ди­мо бу­дет за­ме­нить, и сто­ить это бу­дет по­ряд­ка $ 6 млрд. Бюд­жет­ные сред­ст­ва для это­го бу­дут вы­де­ле­ны?

Для циф­ро­во­го ве­ща­ния в мас­шта­бах на­шей стра­ны до­пол­ни­тель­ный спут­ни­ко­вый ре­сурс со­вер­шен­но не­об­хо­дим. Есть фе­де­раль­ная кос­ми­че­ская про­грам­ма, ко­то­рая пред­по­ла­га­ла оп­ре­де­лен­ную ди­на­ми­ку раз­ви­тия спут­ни­ко­вой свя­зи. Од­на­ко од­ни спут­ни­ки пре­кра­ти­ли свою ра­бо­ту, не вы­ра­бо­тав свой ре­сурс, дру­гие ра­бо­та­ют за пре­де­ла­ми пла­но­во­го ре­сур­са. По­это­му сей­час мы ста­ра­ем­ся все­ми си­ла­ми по­пол­нять ор­би­таль­ную груп­пи­ров­ку. В про­грам­ме раз­ви­тия те­ле­ра­дио­ве­ща­ния пре­ду­смот­ре­но соз­да­ние двух тя­же­лых уни­вер­саль­ных спут­ни­ков свя­зи. Мы спе­ци­аль­но по­шли на та­кие па­ра­мет­ры спут­ни­ков, что­бы ре­шить боль­шее ко­ли­че­ст­во за­дач и на бо­лее дли­тель­ную пер­спек­ти­ву.

В Мин­ком­свя­зи ста­вят за­да­чу соз­да­вать оте­че­ст­вен­ную про­из­вод­ст­вен­ную ба­зу по вы­пус­ку обо­ру­до­ва­ния для циф­ро­во­го ТВ. Учи­ты­вая ус­ло­вия кри­зи­са – это ре­аль­но? Мо­жет быть, про­ще ис­поль­зо­вать уже имею­щие­ся в ми­ре мощ­но­сти?

Во­об­ще по от­но­ше­нию к обо­ру­до­ва­нию на­ша от­расль яв­ля­ет­ся по­треб­ляю­щей. Во­про­сы про­из­вод­ст­ва – это «по дру­го­му ве­дом­ст­ву». Ко­неч­но, мы вся­че­ски при­вет­ст­ву­ем соз­да­ние оте­че­ст­вен­ной кон­ку­рен­то­спо­соб­ной про­дук­ции. И она у нас есть. Бо­лее то­го, на се­тях ана­ло­го­во­го те­ле­ви­де­ния все го­ды ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся про­дук­ция оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей. Для циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния есть ряд пред­ло­же­ний, и вы­став­ки по­след­них лет по­ка­за­ли это до­воль­но на­гляд­но. Дру­гое де­ло, что не весь спектр по­треб­но­стей по циф­ро­во­му те­ле­ви­де­нию за­кры­ва­ют оте­че­ст­вен­ные про­из­во­ди­те­ли. Мы при­гла­ша­ем оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей обо­ру­до­ва­ния зна­ко­мить­ся с по­треб­но­стя­ми на­ших опе­ра­то­ров и вы­яс­нять, в чем еще они мо­гут кон­ку­ри­ро­вать с за­ру­беж­ны­ми ком­па­ния­ми. Ес­ли же на оте­че­ст­вен­ном рын­ке нет оп­ре­де­лен­но­го ти­па обо­ру­до­ва­ния, то идео­ло­ги­че­ски мы не за­кры­ва­ем воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния им­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Как по-ва­ше­му, на­сколь­ко ве­ли­ко и про­дук­тив­но бу­дет уча­стие биз­не­са в реа­ли­за­ции Кон­цеп­ции раз­ви­тия те­ле­ра­дио­ве­ща­ния в Рос­сий­ской фе­де­ра­ции на 2008-2015 го­ды?

Уча­стие биз­не­са при­вет­ст­ву­ет­ся. Бо­лее то­го, мы ви­дим, от­ме­ча­ем и це­ним уси­лия биз­не­са по соз­да­нию пи­лот­ных зон циф­ро­во­го ве­ща­ния. В стра­не есть зо­ны ве­ща­ния, где циф­ро­вой сиг­нал уже есть, або­нен­ты его при­ни­ма­ют и от­ме­ча­ют его пре­иму­ще­ст­ва пе­ред ана­ло­го­вым. Мы этот опыт вни­ма­тель­но изу­ча­ем. Да­же об­су­ж­дая воз­мож­но­сти рас­про­стра­не­ния обя­за­тель­но­го па­ке­та те­ле­ра­дио­про­грамм, мы на­стаи­ва­ем, что­бы РТРС вхо­дил в кон­такт с биз­нес­ме­на­ми, уже имею­щи­ми опыт и оп­ре­де­лен­ные ак­ти­вы в этой об­лас­ти с тем, что­бы мож­но бы­ло вы­ра­ба­ты­вать схе­мы кон­ст­рук­тив­но­го со­труд­ни­че­ст­ва.


Бе­се­до­вал Ле­он­тий Бук­штейн

Фото автора

     Жур­нал «Мо­биль­ные те­ле­ком­му­ни­ка­ции»

     №6-7 2009 г.