Клубный день Телеком Форума
На очередном заседании Клубного дня Телеком Форума его участникам было предложено ответить на сакраментальный вопрос:. Если вдуматься, то этот острый вопрос вызывает разнообразные ассоциации. Но в докладе главного редактора Издательской Группы ComNews Леонида Коника был дан ответ на вопрос «Кто владеет связью в России?» акценты были расставлены политкорректно и целесообразно с точки зрения чистой экономики (если наличие таковой в стране можно декларировать более-менее уверенно), а также исходя из информации об инвесторах, владельцах и совладельцах наиболее привлекательных активов в отрасли связи. В том числе и мобильной. Он проанализировал ряд основополагающих факторов и сделал несколько выводов, которые, надеюсь, будут интересны читателям нашего журнала.
Итак, вывод №1. Судя по всему, укрупнение российского телекоммуникационного рынка продолжается и усиливается. При этом, естественно, ключевые игроки становятся столь мощными, что мелкие и средние компании уходят с рынка, а новые не появляются. Как всегда, мы демонстрируем свой путь и в этой части бизнеса: гигантомания в отрасли связи, как в никакой другой, играет на руку владельцам бизнеса, а вот что потом останется клиенту-потребителю – это покажет время. Пока что оно работает на тех, у кого наибольшие инвестиционные возможности. При этом С поглощением активов в центральных регионах, видимо, покончено, и скупка компаний идет уже и в отдаленных частях страны. Финансовые гиганты уже не гнушаются и мелкой рыбешкой: объектами поглощения становятся даже операторы масштаба городского района. Судьба поглощаемых активов с недавних пор стала более незавидной: если прежде крупные игроки рынка ничего не имели против наличия у них региональных юридически самостоятельных «дочек», то теперь приобретенные компании ликвидируются, превращаясь в филиалы или вливаясь в них (если таковые в данном регионе уже имеются).
Вывод №2. Интерес к поглощению телефонных операторов последовательно снижается: теперь кабельные активы имеют бÓльшую привлекательность, чем телефонные операторы. Объяснение – в статистике: сети кабельного ТВ и домовые сети имеют существенно больше абонентов, чем телефонные операторы. При этом, начав с кабельного телевизионного вещания, они вскоре добавили услуги Интернет-доступа, а в последнее время все активнее вторгаются и в сегмент голосовой телефонии (включая IP- и SIP-телефонию). Правда, и телефонные операторы не сидят, сложа руки, в ожидании своего конца. Они двинулись тем же путем, что и «кабельщики», но в обратном направлении: «телефонисты» пошли в Интернет, а следом – и в сектор телевидения (в формате IP TV). Таким образом, обе группы претендуют на место на рынке triple play, но «кабельщики» имеют лучшие условия, располагая более значительными абонентскими базами.
Вывод №3. У компаний с государственным участием идет процесс оптимизации структуры активов. Например, за последние годы «дочки» «Связьинвеста» распродали практически все непрофильные активы. Одновременно дочерние компании этого государственного холдинга наращивают присутствие в профильных секторах бизнеса. Например, несмотря на все противодействие, сразу три межрегиональные компании (МРК) развили мощные мобильные сети стандарта GSM – речь идет об ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Сибирьтелеком». Еще одни пример: «Ростелеком» вернул утраченный в свое время Интернет-бизнес, выкупив 68,41% акций магистрального провайдера «РТКомм.РУ» у группы «Синтерра».
Вывод №4. Российские операторы, стремясь сохранить прибыльность бизнеса, стремятся к выходу на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. В ситуации, когда наиболее привлекательные активы в России уже раскуплены, уровень проникновения услуг мобильной связи превысил 100%, а рост в секторе фиксированной связи будет продолжаться от силы несколько лет, крупнейшие российские игроки устремились с СНГ, а в последнее время – и в более отдаленные страны. Работа на внешних рынках сулит не только новые возможности для зарабатывания денег, но и политические дивиденды для России, и защиту интересов операторов со стороны государства.
Правда, пока что у российских связистов там поражений больше, чем успехов. Несмотря на предпринятые попытки, российским операторам так и не удалось купить локальных игроков или получить новые GSM-лицензии в таких странах как Куба, Китай, Индия, Пакистан, Турция, Египет, Ливан, Индонезия, Сербия. Еще один пример неудач – не удавшийся обмен активами: входящая в российскую «Альфа-Групп» Altimo не смогла договориться об этом ни с норвежским Telenor, ни с финско-шведской TeliaSonera. В свою очередь, АФК «Система» потерпела аналогичные фиаско при попытках сближения с германской Deutsche Telekom и итальянской Telecom Italia.
И все же первые успехи у россиян есть. Та же Altimo смогла получить контроль над 13,22% акций крупнейшего в Турции GSM-оператора Turkcell, а сейчас борется за увеличение своей доли в Turkcell до блокпакета. Altimo поглотила и 90% акций компании Sotelco (Камбоджа), которая располагает лицензиями на GSM и WiMAX (правда, пока это «бумажная» компания – услуг она не предоставляет). После череды поражений на зарубежных фронтах успеха добилась и «Система» - она купила контрольный пакет акций индийского оператора Shyam Telelink и добилась выдачи ему универсальных лицензий на всю территорию Индии, а также частот под стандарт CDMA-800 практически по всей этой стране.
Связисты из России продолжают искать все новые возможности приложения сил и капиталов в дальних странах. «ВымпелКом» в конце 2007 года создал совместное предприятие во Вьетнаме и до сих пор не теряет надежды на получение им GSM-лицензии и частот. «МегаФон» в апреле 2008 года открыл представительство в столице Ирана – Тегеране, и намерен участвовать в грядущем конкурсе на третью иранскую GSM-лицензию.
Вывод №5. Отечественные олигархи активно пошли в телекоммуникационный бизнес. Первые 10 лет всех значимых новых операторов создавали российские связисты и зарубежные операторы (US West, AT&T, Deutsche Telekom, British Telecom, Telecom Italia, Telia, Telecom Finland, Telenor, Great Nordic) либо вендоры (Andrew, Motorola, Newbridge). Но затем большинство иностранцев покинули РФ из-за проблем у себя на домашнем рынке или под давлением российских партнеров.
Оставшиеся сфокусировались на 1-2 бизнесах. Но вскоре выросшие российские операторы стали привлекательными для отечественных диверсифицированных холдингов. Первый рубеж был преодолен еще в январе 2001 года, когда «Альфа-Групп» купила 25% акций ОАО «ВымпелКом» и 51% ЗАО «ВымпелКом-Регион». Далее к процессу стали подключаться остальные: Виктор Вексельберг/«Ренова», Сулейман Керимов/«Нафта», Александр Мамут/«Ингосстрах» и «Букберри», Леонард Блаватник/Access Industries, Леонид Федун/«ЛУКойл», Юрий Ковальчук/«Национальная Медиагруппа», банк «Россия» и ЗАО «Лидер», братья Ананьевы/«Промсвязькапитал», Зиявудин Магомедов/«Сумма Капитал», Леонид Меламед/Роснанотех, Алишер Усманов/«Металлоинвест».
Отвечая на вопрос, в чем плюсы и минусы участия олигархических групп в телекоммуникационной отрасли, Леонид Коник отметил, что это дало телекоммуникационному рынку дополнительные инвестиции, позволило использовать в отрасли опыт других секторов экономики, а также обеспечило создание синергетического эффекта («Синтерра»-«Промсвязьбанк», «ВымпелКом»-«Голден Телеком»).
Но проявились и минусы. Телеком стал для большинства олигархов непрофильным активом. Вошедший в диверсифицированный холдинг оператор легко может стать заложником финансового состояния владельца и проблем с другими его бизнесами. Мало того, телеком «редко, но метко» попадает в «заложники» политической ситуации. Так, например, после того как глава ЮКОСа Михаил Ходорковский попал за решетку, его телекоммуникационный холдинг «АнТел» (в него входили операторы «Макомнет», МКС, «Раском», «Метроком») также попал под удар и был спешно распродан по частям. Сулейман Керимов также расстался недавно с мощными кабельными активами (которые включали «Мостелеком», «Национальные кабельные сети» и екатеринбургский «КАБiNET») под давлением политических обстоятельств.
Вывод№6. Иностранцев в российском телекоме пока что мало, но вскоре будет много. Сегодня здесь присутствуют France Telecom (акционер оператора «Эквант») и скандинавская тройка (Telenor, TeliaSonera, Tele2). Но в Россию активно потянулись новые зарубежные игроки: MCI (США), BT и Virgin (оба -Великобритания), TATA Teleservices (Индия) и др. А следом Россия, как и Восточная Европа, не минует прихода глобальных мировых игроков рынка связи – от европейских Vodafone и Orange до азиатских China Telecom (Китай) и Etisalat (ОАЭ). И вот тогда-то ситуация станет меняться кардинально. Как? Поживем, позвоним – увидим.
Записал Леонтий Букштейн.
журнал «Мобильные телекоммуникации»
№5 2008 г.