Беседовал Леонтий Букштейн
Победное шествие IPTV по мониторам девайсов и плазменным панелям сегодня уже стало обыденным явлением. Но совершенствование формата продолжается, и в немалой степени благодаря одному из основных разработчиков стандарта и поставщиков оборудования – компании Motorola.
Наш корреспондент беседует об этом с Джо Коззолино, Старшим вице-президентом, Генеральным директором Motorola Сети телекоммуникаций в регионе ЕМЕА:
Как вы оцениваете динамику рынка технологий IPTV в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, а также в мире?
<}0{>Безусловно, ответ на этот вопрос будет неоднозначным. В недавно проведенном нами форуме Video Leadership в Португалии приняли участие компании-поставщики IPTV-технологий, находящиеся на самых разных стадиях становления – от компаний, еще изучающих, что они могут сделать с видео, чтобы улучшить свои предложения в сфере широкополосных услуг и контента, и компаний, только приступивших к поставке таких услуг, до компаний, уже прошедших несколько этапов их совершенствования. Возможности развития безграничны, поскольку речь идет о контенте, интересном потребителю, или о дополнении к уже существующему контенту. Однако, здесь мы сталкиваемся с проблемой первоначального неприятия таких услуг со стороны пользователей. Массовому потребителю сложно привыкнуть к мысли, что телевидение меняется и развивается, выходя за рамки привычного, что перед ним открывается поражающий воображение выбор совершенно новых возможностей, среди которых переход на цифровое телевидение, передача изображения высокой четкости и т.д.
В одном можно не сомневаться: IPTV оказывает влияние на широкополосную сеть. Возможно, это влияние оказывает даже не сама по себе технология IPTV, а возможности видео в целом. Пользователь привыкает, что телепрограммы и видеоролики (фильмы) можно просматривать на персональных компьютерах и на других устройствах, так же, как просматривают фотографии – то есть, видео становится контентом, который можно просматривать, хранить, переносить с устройства на устройство, делиться им с другими пользователями, и открыть (получить доступ) в любое время. Эта возможность заставляет пользователей задуматься о том, какими дополнительными возможностями обладает телевидение, каким образом его можно подключить и как осуществить перенос контента за пределы гостиной. Благодаря этому поставщики IPTV-технологий могут предоставить пользователю больше увлекательного контента и интерактивных возможностей, более простые в использовании сервисы и улучшенную службу поддержки.
Что касается динамики рынка, то, по нашим оценкам, в среднесрочной перспективе поставщиков IPTV-услуг ожидает необходимость решения актуальных и на сегодня вопросов: борьба за внимание потребителей, улучшение качества предоставляемых услуг и снижение затрат на их поставку. Поэтому приоритетной задачей станет инвестирование в развитие технологии широкополосных сетей, что позволит расширить рынок потенциальных покупателей, а также внедрение новых технологий сжатия – таких, как MPEG-4 – для оптимизации полосы пропускания. Кроме того, мы наблюдаем тенденцию к увеличению среднего дохода на единицу абонентского оборудования (ARPU) благодаря распространению стандарта HDTV и новых сервисов наподобие отложенного просмотрателепрограмм, соответствующих пожеланиям пользователя в удобное для него время(catch-up TV), что способствует завоеванию признания клиентов.
В долгосрочной перспективе данные сервисы прочно войдут в повседневный обиход, и задачей поставщиков станет предоставление индивидуального подбора информационных услуг для домашнего и внешнего использования.
В каких сегментах рынка оборудования IPTV Motorola чувствует себя наиболее уверенно? Сервер IPTV, сервер управления, сервер для передачи цифрового потока, VoD сервер?
Что касается нашей деятельности в области технологии IPTV, мы занимаемся разработкой широчайшего спектра продуктов: от IP- сет-топ боксов цифрового телевидения, маршрутизаторов для домашнего использования и оптико-волоконных сетей, до решений для предоставления контента по запросу, решений для обработки контента и управления устройствами, а также разработкой платформ для предоставления услуг по индивидуальному подбору контента и рекламной информации - не только для телевизоров, но и для персональных компьютеров и мобильных устройств.
Наша компания удерживает лидирующие позиции во многих областях рынка IPTV-оборудования – например, мы занимаем первое место в списке мировых поставщиков IP-сет-топ боксов – на настоящий момент их продано более 11 миллионов. Помимо этого, наша организация по работе с клиентами предоставляет высококлассные услуги по установке, интеграции и оптимизации всего их оборудования, гарантируя высокое качество и максимальный комфорт. Это дает нашим клиентам уверенность в том, что их инвестиции приносят максимальную отдачу, и что они могут предложить своим конечным пользователям самое лучшее качество.
Современные телекоммуникации – это всё в меньшей степени аппаратное оборудование, и всё в большей степени программное обеспечение, особенно в том, что касается развития и применения новых услуг и сервисов. Вместе с тем, требования к надёжности операторских решений не стали менее строгими. Что об этом думают в Motorola?
Наличие необходимого программного обеспечения – ключ к созданию эффективных комплексных решений. Во многих случаях именно соответствующее программное обеспечение дает поставщикам возможность предоставления действительно ценных услуг, а также более экономичного обслуживания оборудования, расположенного в жилых домах. Поскольку аппаратные средства доступны в изобилии, именно программные платформы и приложения становятся тем самым «секретным ингредиентом».
Безусловно, мы располагаем несколькими мощными программными решениями, позволяющими провайдерам управлять процессом поставки услуг для домашнего использования с помощью различных сетей и устройств.
К примеру, наше решение NBBS обеспечивает связь между сервисами и устройствами, благодаря чему провайдеры могут быстро подготовить к использованию новое сложное абонентское оборудование и услуги, открывающие операторам возможности для удаленного доступа, конфигурирования, поиска и устранения неисправностей в аппаратуре, установленной у пользователя дома. NBBS позволяет даже активировать работу новых устройств и помогает провайдерам управлять домашней сетью клиента. Кроме того, мы используем приложение eCare, позволяющее находить решение при возникновении неполадок в режиме удаленного доступа, используя скорее демонстрационный (showing), а не указующий (telling) метод. Это означает, что центры поддержки клиентов могут уменьшить стоимость обслуживания и снизить вероятность необходимости дорогостоящих выездов к клиенту, благодаря чему улучшается мнение клиента о компании и растет его приверженность данному бренду.
Благодаря возможности индивидуального подхода к потребностям клиентов, программные платформы, помимо усовершенствования службы работы с покупателями, используются провайдерами для развития бизнеса, увеличения дохода и выхода на новые рынки. К примеру, наше решение Content Convergence Engine, лежащее в основе телевидения нового поколения, сочетает удобство и повсеместную доступность классического телевидения и возможности управления и персонификации контента, присущие Интернету.
В результате последнего обновления, это решения дополнилось новыми возможностями для всего процесса сбыта и пакетирования при поставке услуг IPTV, Интернета и материальных товаров. Теперь провайдеры могут поставлять игровой и видео- контент миллионам пользователей в требуемое время на выбранное ими устройство, будь то телевизор, ПК или мобильный телефон. Этот реальный пример демонстрирует наше видение способов усовершенствования предоставления информационных услуг с учетом индивидуальных потребностей клиента.
Реализуются ли идеи, высказанные на форумах Open IPTV Forum и TeleManagement Forum? Известно, что в ходе последнего были разработаны ключевые принципы интеграции платформ OSS/BSS.
Motorola активно участвует в в разработке стандартов IPTV. Мы являемся членами ATIS IIF (Alliance for Telecommunications Industry Solutions) в США, ETSI TISPAN (Telecommunications and Internet converged Services and Protocols for Advanced Networking) в Европе, а также в Open IPTV Forum, Video Services Forum и Telemanagement Forum. Мы поставляем продукты и решения на основе всех этих стандартов и разрабатываем стандарты будущего.
С какими намерениями и когда Motorola начала разработки абонентского оборудования для IP TV?
Деятельность Motorola в сфере телевизионных и видеоуслуг насчитывает свыше 60 лет. Мы представили первый телевизор Motorola в 1947 году, и за год было продано свыше 100000 экземпляров! Затем наша компания разработала первый цветной кинескоп, причем на этом список наших пионерских достижений не заканчивается - в него вошел и первый беспроводной кабельный модем, созданный в 2002 году. Как дополнение к нашему собственному решению для цифрового видео, в 2006 году мы приобрели шведскую компанию Kreatel Communications. Эта сделка позволила нам начать поставку инновационных цифровыхсет-топ боксов, основанных на технологии IPTV, и открытой программной платформы для IP – сет-топ боксов, с помощью которой разработчики могут создавать новые приложения для телевидения. Это решение на платформе Linux применимо как к программному, так и промежуточному уровням, и потому может быть использовано с широким спектром решений middleware. Сделка с Kreatel Communications позволила нам выйти на европейский рынок IPTV: нашими клиентами стали компании Telefonica и TeliaSonera. Благодаря этому мы достигли нашей сегодняшней позиции на рынке.
Как сама компания позиционирует себя в этом сегменте рынка оборудования?
Наша компания фактически возглавляет мировой рынок цифровых развлекательных устройств! Только за второй квартал 2009 года мы осуществили поставку 3,7 миллионов таких устройств. Как я уже говорил ранее, Motorola занимает первое место в мире по продажам IP-сет-топ боксов, но в этом списке также числятся кабельные модемы для широкополосных сетей, сертифицированное оборудование DOCSIS 3.0, а в списке поставщиков VoIP-модемов и маршрутизаторов мы занимаем второе место. Мы опираемся на приобретенный нами опыт лидерства при разработке домашнего оборудования WiMAX, которое поставляется сейчас пользователям технологии WiMAX по всему миру, а также при разработке домашнего оборудования для новых технологий, таких, как Long Term Evolution (LTE).
Сегодня в России активно используется комплект IPTV Motorola VIP 1216. Каковы перспективы разработки новых комплектов, какие возможности компания намерена включить в них?
Это приятно слышать! Сет-топ бокс VIP 1216 действительно популярен, и это лишь один пример из всего многообразия наших сет-топ- боксов, обеспечивающих возможность поставки разнообразных информационно-развлекательных услуг, о которых я говорил ранее. Он поддерживает как стандартное видео, так и видео высокой четкости, а благодаря интерактивноститакже позволяет использовать множество приложений, например, для трансляции телепередач, и дает пользователю возможность просматривать свои любимые программы в любое удобное для него время, а не по расписанию канала.
Думая о будущем, мы продолжаем совершенствовать и искать новые инновационные решения при разработке сет-топ боксов. Забота об охране природы по-прежнему находится в списке наших приоритетов, и мы стремимся к уменьшению негативного воздействия производства наших ресиверов и аксессуаров на окружающую среду.
Среди основных тенденций отрасли, которым мы следуем при разработке новых решений в дополнение ксет-топ боксам, могу выделить: медиа-мобильность - перенос контента между устройствами как в домашних условиях, так и вне дома;доступ к видеоконтенту популярных интернет-хостингов(так называемый over the top content или OTT); домашние сети; решения для передачи контента по запросу; поддержка стандарта HDTV и обработки сигнала HDTV; завоевание приверженности покупателей благодаря возможности управления домашними устройствами; индивидуальный подбор контента для пользователей, и, конечно, увеличение пропускной способности сетей.
HDTV – не проблема для оборудования Motorola? Потребуются новые разработки, или существующее справится и с этой задачей?
Известно ли вам, что Motorola стояла у истоков разработки стандарта телевидения высокой четкости? В 1990-х гг. мы стали первопроходцами в области цифрового телевидения – мы стояли у истоков создания спецификаций для системы телевидения высокой четкости и осуществили запуск первой системы цифрового кабельного телевидения. Благодаря такому наследию сегодня наша компания является ведущим поставщиком услуг в области телевидения высокой четкости, который предлагает самые современные устройства для приема HDTV-контента.
По мере расширения спектра HD-контента и услуг, расширения или иного усовершенствования требует и канал поставок контента для домашнего использования. Сегодня мы предлагаем пользователю не только HD-сет-топы, о которых мы говорили ранее, но и улучшенные решения для кодирования, использующие технологию сжатия контента MPEG-4, а также другие решения, нацеленные на оптимизацию использованияполосы пропускания, позволяющие провайдерам передавать пользователю еще больший объем контента высокой четкости - будь то цифровая абонентская линия, кабельная сеть или современная широкополосная оптико-волоконная сеть.
Журнал «Мобильные телекоммуникации»
№6-7 2009 г.