Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

DINAZ: вче­ра, се­го­дня и зав­тра


текст | Ле­он­тий Бук­штейн


Хол­дин­го­вая ком­па­ния DINAZ хо­ро­шо из­вест­на в Лат­вии как струк­ту­ра, ак­тив­но ра­бо­таю­щая на рын­ке по­ста­вок то­п­ли­ва с пер­вых лет фор­ми­ро­ва­ния но­вых эко­но­ми­че­ских ус­ло­вий. Впро­чем, ни­че­го го­то­во­го, «на блю­деч­ке с го­лу­бой кае­моч­кой», ос­но­ва­те­ли ком­па­нии и ее гла­ва Ни­ко­лай Ер­мо­ла­ев (на фо­то) не по­лу­чи­ли. Все на­чи­на­ли с ну­ля.

На За­па­де ис­то­рия вся­ко­го ус­пеш­но­го биз­не­са на­чи­на­лась обыч­но в ста­ро­дав­ние вре­ме­на. Но на­ше вре­мя и на­ше эко­но­ми­че­ское про­стран­ст­во не­обыч­ны, и в си­лу это­го да­же са­мый «ста­рый» биз­нес на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве име­ет ис­то­рию в 10—15 лет. То­гда, в на­ча­ле 90-х, все в но­вой Рос­сии и стра­нах, ее ок­ру­жаю­щих, из­ме­ни­лось кар­ди­наль­ным об­ра­зом.

У Рос­сии с го­су­дар­ст­ва­ми Бал­тии от­но­ше­ния скла­ды­ва­лись и скла­ды­ва­ют­ся по-раз­но­му. Но эко­но­ми­ки на­ших стран по-преж­не­му ис­пы­ты­ва­ют вза­им­ное при­тя­же­ние, и биз­нес­ме­ны на­строе­ны это при­тя­же­ние ук­ре­п­лять. Так про­ис­хо­дит и с лат­вий­ски­ми биз­нес­ме­на­ми, в на­ча­ле 90-х го­дов сде­лав­ши­ми став­ку на со­труд­ни­че­ст­во с рос­сий­ски­ми фир­ма­ми. Осо­бен­но по час­ти по­ста­вок энер­го­но­си­те­лей, уг­ле­во­до­род­но­го сы­рья и про­дук­тов его пе­ре­ра­бот­ки, от­не­сен­ных к клас­су го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов. Да, в со­вет­ские вре­ме­на неф­те­про­вод «Друж­ба» ис­прав­но пе­ре­го­нял нефть в Ев­ро­пу, дос­та­ва­лось от его щед­рот и при­бал­тий­ским рес­пуб­ли­кам. Но вре­ме­на и при­ори­те­ты из­ме­ни­лись син­хрон­но с пе­ре­ме­на­ми на кар­те. Сна­ча­ла не впол­не ос­то­рож­но по­ве­ли се­бя по­ли­ти­ки, по­том ры­ноч­ная конъ­юнк­ту­ра вне­сла свои кор­рек­ти­вы. И вот по­ло­же­ние, с ко­то­рым столк­ну­лись транс­порт­ни­ки и про­мыш­лен­ни­ки Лат­вии (а так­же со­пре­дель­ных бал­тий­ских стран и Бе­ла­ру­си): го­рю­чее тре­бо­ва­лось во все боль­ших объ­е­мах, его де­фи­цит на­рас­тал.

Од­на­ко гос­пла­нов и ко­ми­те­тов ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ско­го снаб­же­ния не ста­ло, тра­ди­ци­он­ные по­став­щи­ки са­ми не зна­ли, чьи они и ко­му те­перь бу­дут под­чи­нять­ся, а стра­ны-тран­зи­те­ры еще толь­ко на­чи­на­ли ту­ры и ра­ун­ды пе­ре­го­во­ров о бу­ду­щих по­став­ках. Сро­ки мог­ли рас­тя­нуть­ся на ме­ся­цы и ме­ся­цы. Вот в это «ок­но» и впи­са­лись те, кто по­нял по­треб­но­сти, знал воз­мож­но­сти и чет­ко оп­ре­де­лял ин­ст­ру­мен­ты реа­ли­за­ции. А так­же и соб­ст­вен­ное ме­сто в этом про­цес­се. Трей­де­ры, на­чав­шие свою дея­тель­ность на сты­ке не­сколь­ких го­су­дарств, не толь­ко смог­ли по­мочь им в по­став­ках ди­зель­но­го то­п­ли­ва и свет­лых неф­те-про­дук­тов, но и при­ня­лись стро­ить свой биз­нес в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми вре­ме­ни. Те, кто имел це­лью со­рвать куш и «вый­ти из иг­ры», это и по­лу­чи­ли. Где они и кто они се­го­дня — о том ис­то­рия умал­чи­ва­ет. А вот тем, кто на­чи­нал с фун­да­мен­та и имел на­ме­ре­ние по­стро­ить проч­ное зда­ние, дос­та­лась не­лег­кая до­ля, но и бо­лее при­вле­ка­тель­ное бу­ду­щее.

Пер­вый бой — он труд­ный са­мый

Пер­вая сдел­ка ком­па­нии DINAZ «ве­си­ла» ров­но 500 т. Ни пла­на ра­бот, ни ка­на­лов сбы­та еще не бы­ло. Но нуж­но бы­ло с че­го-то на­чи­нать. На­ча­ло, во­пло­щен­ное в де­ся­ти неф­те­на­лив­ных цис­тер­нах, в ко­то­рых пле­ска­лось ди­зель­ное то­п­ли­во, ока­за­лось ус­пеш­ным. И это не­смот­ря на су­мя­ти­цу в за­ко­нах, не­пла­те­жи, бар­тер­ные сдел­ки и про­бле­мы в бан­ков­ских сис­те­мах, ис­пы­тав­ших те же на­пря­ги, что и дру­гие сис­те­мы но­вых го­су­дарств, не­на­деж­ность и са­мих по­став­щи­ков, и по­тре­би­те­лей. То­вар ушел, сред­ст­ва по его оп­ла­те по­сту­пи­ли на бан­ков­ский счет поч­ти что в обо­зна­чен­ный до­го­во­ром срок. Это был тот «пер­вый блин», вкус ко­то­ро­го от­цы-ос­но­ва­те­ли ком­па­нии пом­нят до сих пор, хо­тя с то­го мо­мен­та про­шло пол­то­ра де­сят­ка лет.

Ус­пех вдох­но­вил, но не ус­по­ко­ил. И вско­ре по­слан­цы ком­па­нии от­пра­ви­лись в даль­ние ту­ры по Рос­сии и стра­нам СНГ, а так­же по стра­нам Ев­ро­пы, на­ла­жи­вая де­ло­вые свя­зи с неф­те­пе­ре­ра­бот­чи­ка­ми и по­тре­би­те­ля­ми, про­яс­няя для са­мих се­бя объ­е­мы рын­ков, за­клю­чая кон­трак­ты на по­став­ку свет­лых неф­те­про­дук­тов. Но что та­кое ус­та­но­вить де­ло­вые свя­зи, ес­ли ком­па­ния еще мо­ло­да и, по су­ще­ст­ву, ни­ко­му тол­ком не из­вест­на? Да, под­пи­сы­ва­лись про­то­ко­лы о на­ме­ре­ни­ях, до­го­во­ры и со­гла­ше­ния на по­став­ку. Но по­тре­би­тель оди­на­ков вез­де: не по­ра­бо­тав с трей­де­ром, не убе­див­шись и раз, и два, и три в его на­деж­но­сти, он бу­дет ос­то­ро­жен и не­до­вер­чив. Да и по­став­щик на не­го по­хож: от­пус­кая то­вар, он ду­ма­ет о свое­вре­мен­но­сти по­сту­п­ле­ния средств, об от­сут­ст­вии пре­тен­зий со сто­ро­ны по­тре­би­те­ля и про­чих слож­но­стях. В этом смыс­ле до­ля трей­де­ра осо­бен­но труд­на, а его от­вет­ст­вен­ность при ус­ло­вии, что он со­би­ра­ет­ся опе­ри­ро­вать на рын­ке го­ды и го­ды, осо­бен­но ве­ли­ка. В ком­па­нии DINAZ это по­ни­ма­ли чет­ко. От­то­го и сло­жи­лась сис­те­ма, при ко­то­рой при­зна­вал­ся толь­ко один при­ори­тет — по­став­лен­ная за­да­ча. Не до­во­ды в поль­зу при­ос­та­нов­ки про­цес­са ис­пол­не­ния и не оп­рав­да­ния по по­во­ду не­воз­мож­но­сти до­ве­сти его до ло­ги­че­ско­го за­вер­ше­ния, а имен­но реа­ли­за­ция на­ме­чен­но­го. Мно­гие биз­нес-про­ек­ты при­хо­ди­лось «про­би­вать» и год, и два, и да­же три. Но в ито­ге идея ма­те­риа­ли­зо­вы­ва­лась в кон­трак­ты, по­стро­ен­ные и дей­ст­вую­щие объ­ек­ты, в пер­спек­тив­ные со­гла­ше­ния. Имен­но бла­го­да­ря это­му ком­па­ния вы­стоя­ла и за­кре­пи­лась на кон­ку­рент­ном рын­ке, не в при­мер мно­гим дру­гим, чьи вла­дель­цы и ру­ко­во­ди­те­ли не вы­дер­жа­ли ис­пы­та­ний.

Де­ло­вые свя­зи с круп­ны­ми за­во­да­ми-по­став­щи­ка­ми из Рос­сии, ко­то­рые вна­ча­ле бы­ли по­хо­жи на то­нень­кие ни­точ­ки, по­сте­пен­но об­рас­та­ли мас­сой ус­пеш­но про­ве­ден­ных сде­лок и сис­те­мой их на­деж­ной оп­ла­ты, пре­вра­ща­ясь в ка­на­ты, проч­но скре­пив­шие лат­вий­ских трей­де­ров и рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей неф­те­про­дук­тов. Се­го­дня сре­ди парт­не­ров DINAZ фир­ма «Ки­некс» в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ком­па­ния IPP в Хель­син­ки, ЛУ­КОЙЛ и «Сур­гут­неф­те­газ». А так­же Ки­риш­ский неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод в Рос­сии, Но­во­по­лоц­кий и Мо­зырь­ский неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды в Бе­ла­ру­си. Сре­ди за­пад­ных парт­не­ров — TotalFinaElf во Фран­ции и поль­ская ком­па­ния «Ло­тос».

Как управ­ля­ют па­ро­хо­дом

Есть та­кое вы­ра­же­ние у биз­нес­ме­нов: что­бы хо­ро­шо управ­лять па­ро­хо­дом, нуж­но знать три ве­щи: сам па­ро­ход, фар­ва­тер и бе­ре­га. Ес­ли го­во­рить о ком­па­нии DINAZ, то и управ­ле­ни­ем па­ро­хо­дом, и кон­тро­ли­ро­ва­ни­ем фар­ва­те­ра, и изу­че­ни­ем бе­ре­гов в ней за­ни­ма­ют­ся лю­ди не по­сто­рон­ние. Они уч­ре­ди­ли ком­па­нию, они ее вы­ве­ли на ев­ро­пей­ский уро­вень, они ее раз­ви­ва­ют и даль­ше. Все окон­чи­ли пре­стиж­ные ву­зы. Бу­ду­чи спорт­сме­на­ми-лю­би­те­ля­ми, вла­дель­цы ком­па­нии ут­вер­жда­ют, что для них все еще не по­те­ря­ла ак­ту­аль­но­сти долж­ность «иг­раю­ще­го тре­не­ра»: взи­рать с Олим­па на дру­гих им еще ра­но, сил дос­та­точ­но для до­воль­но ин­тен­сив­ной ра­бо­ты.

Уже че­рез не­сколь­ко лет по­сле на­ча­ла фи­нан­со­во-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти они по­ня­ли, что чис­то трей­дер­ская ра­бо­та — это хо­тя и при­быль­но, но уз­ко­ва­то. И в 1995 го­ду при­об­ре­ли неф­те­ба­зу на 25 тыс. т хра­не­ния. За­тем поя­ви­лась мысль о ри­тей­ле, и в ком­па­нии «про­пи­са­лись» пер­вые че­ты­ре ав­то­за­пра­воч­ные стан­ции. Мне­ния на сей счет бы­ли раз­ные — кое-кто счи­тал, что та­кие за­тра­ты фир­ме в тя­жесть, рас­хо­ды воз­рас- тут, — но здра­вый смысл в ито­ге по­бе­дил. В ком­па­нии осоз­на­ли, что без ин­фра­струк­ту­ры раз­ви­тия не бу­дет, а бу­дет хо­тя и при­быль­ное, но топ­та­ние на мес­те. И на­ча­лось ше­ст­вие по Лат­вии ав­то­за­пра­воч­ных стан­ций этой ком­па­нии. Се­го­дня DINAZ со свои­ми 32 АЗС в Ри­ге, Ел­га­ве, Дау­гав­пил­се, Ре­зек­не, Екаб-пил­се за­ни­ма­ет в рес­пуб­ли­ке чет­вер­тое ме­сто. А там ведь есть и та­кие ги­ган­ты, как ЛУ­КОЙЛ. И про­цесс про­дол­жа­ет­ся: не­дав­но при­об­ре­те­ны еще семь АЗС.

Сле­дую­щий!

А сле­дую­щий шаг ло­ги­че­ски вы­те­кал из идеи дол­го­сроч­но­го биз­не­са с соз­да­ни­ем мно­го­про­филь­но­го хол­дин­га. Ос­мот­рев­шись на ме­ст­но­сти, энер­гич­ные спе­циа­ли­сты из DINAZ об­на­ру­жи­ли про­ре­ху на эко­но­ми­че­ской кар­те Лат­вии: рес­пуб­ли­ка не име­ла сво­их пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих неф­те­хи­ми­че­ских мощ­но­стей. Рань­ше в этом и ну­ж­ды не бы­ло, все по­став­ля­лось по осо­бой раз­на­ряд­ке. Но те­перь нет Сою­за, нет раз­на­ряд­ки. Как быть? С од­ной сто­ро­ны, в этом вро­де бы и нет ни­че­го страш­но­го: эко­но­ми­ки стран Ев­ро­пы ин­тег­ри­ру­ют­ся, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ные со­гла­ше­ния долж­ны свя­то со­блю­дать­ся. В кон­це кон­цов, жи­вут же мно­гие дру­гие стра­ны без соб­ст­вен­ных за­во­дов. И все же… В пер­вые го­ды са­ма ком­па­ния, по­ку­пая нефть в Сур­гу­те, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ла ее в Уфе и Но­во­по­лоц­ке. Веч­но за­ви­сеть от по­став­щи­ков го­то­вых про­дук­тов пе­ре­ра­бот­ки? Или все-та­ки?.. В ком­па­нии ре­ши­ли: и все-та­ки.

И то­гда ее гла­ва, Ни­ко­лай Ер­мо­ла­ев, от­пра­вил­ся в даль­ние стра­ны изу­чать про­цесс. В си­лу спе­ци­фи­ки са­мой идеи все ока­за­лось не так-то про­сто. Во-пер­вых, ну­жен был не ги­гант­ский ком­би­нат, а дос­та­точ­но ком­пакт­ное про­из­вод­ст­во. Во-вто­рых, оно долж­но бы­ло быть ос­но­ва­но на со­вре­мен­ней­шей тех­но­ло­гии. И в-треть­их, иметь хо­ро­шие па­ра­мет­ры по эко­ло­гии. Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния во­про­са ком­па­нию не удов­ле­тво­ри­ли.

За­тем был изу­чен опыт од­но­го из ста­рей­ших в ми­ре поль­ско­го за­во­да «Гле­мар», для ко­то­ро­го Си­бир­ское от­де­ле­ние РАН соз­да­ло тех­но­ло­гию глу­бо­кой пе­ре­ра­бот­ки неф­ти с вы­хо­дом свет­лых неф­те­про­дук­тов 85%. Кста­ти, ос­таль­ное идет на сжи­га­ние для про­из­вод­ст­ва элек­тро­энер­гии. По­лу­ча­лась про­сто меч­та пе­ре­ра­бот­чи­ка. Си­бир­ские уче­ные пред­ло­жи­ли ком­па­нии сво­его под­ряд­чи­ка из Пра­ги, он под­го­то­вил тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние, и уже вско­ре про­шла пре­зен­та­ция это­го про­ек­та. Од­на­ко не­ожи­дан­но воз­ник­ла про­бле­ма с ме­стом строи­тель­ст­ва, этот во­прос дол­го не ре­шал­ся. В ито­ге идея бы­ла от­ло­же­на на не­сколь­ко лет. Ес­ли точ­нее, то поч­ти на де­сять. Но го­ды про­ле­те­ли бы­ст­ро, и вот уже в на­ши дни ре­ше­ние при­ня­то: ком­па­ния по­стро­ит за­вод.

В Лат­вии, в мес­теч­ке За­лю­ми Даугавпилcского рай­она, для это­го бы­ло при­ва­ти­зи­ро­ва­но 22 га на тер­ри­то­рии быв­ше­го во­ен­но­го аэ­ро­дро­ма. Рас­по­ло­жен уча­сток очень удоб­но: в 90 км от рос­сий­ской и в 40 км от бе­ло­рус­ской гра­ни­цы.

Ко­эф­фи­ци­ент слож­но­сти но­во­го про­из­вод­ст­ва и глу­би­ны пе­ре­ра­бот­ки бу­дет ра­вен 7,2 по шка­ле Нель­со­на, что вы­ше, чем на ана­ло­гич­ных пред­при­яти­ях боль­шин­ст­ва стран ми­ра. Тех­но­ло­гии пе­ре­ра­бот­ки неф­ти там бу­дут но­вей­шие и уни­каль­ные, соз­дан­ные в рос­сий­ском на­уч­ном цен­тре «Це­о­сит», что в Но­во­си­бир­ске. Эти ре­во­лю­ци­он­ные ре­ше­ния уже оп­ро­бо­ва­ны в Поль­ше, Кир­ги­зии, Гру­зии. Речь, в ча­ст­но­сти, идет о про­цес­се це­о­фор­мин­га, ко­то­рый зна­чи­тель­но эф­фек­тив­нее дав­но из­вест­но­го спе­циа­ли­стам и ис­поль­зую­ще­го­ся по­все­ме­ст­но ри­фор­мин­га. Це­о­фор­минг пред­став­ля­ет со­бой ка­та­ли­ти­че­ский про­цесс про­из­вод­ст­ва не­эти­ли­ро­ван­но­го вы­со­ко­ок­та­но­во­го бен­зи­на. При­чем ка­та­ли­за­то­ры раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве эко­ло­ги­че­ски чис­той сис­те­мы, не со­дер­жа­щей до­ро­го­стоя­щих бла­го­род­ных и тя­же­лых ме­тал­лов. Их дос­то­ин­ст­во еще и в том, что они не­чув­ст­ви­тель­ны к вы­со­ко­му со­дер­жа­нию се­ры, не тре­бу­ют гид­ро­очи­ст­ки сы­рья и азот­со­дер­жа­щих со­еди­не­ний (а зна­чит, не рас­хо­ду­ют­ся боль­шие объ­е­мы во­ды). Не ис­поль­зу­ет­ся при этом про­грес­сив­ном про­цес­се и во­до­род, а сле­до­ва­тель­но, нет не­об­хо­ди­мо­сти в до­ро­го­стоя­щем ком­прес­сор­ном обо­ру­до­ва­нии. На вы­хо­де по­лу­ча­ет­ся бен­зин с низ­ким со­дер­жа­ни­ем аро­ма­ти­че­ских уг­ле­во­до­ро­дов и бен­зо­ла, что от­ве­ча­ет со­вре­мен­ным ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Оп­ти­ма­лен дан­ный про­цесс и с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния: по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми тех­но­ло­гия­ми он по-зво­ля­ет на 30% со­кра­тить ка­пи­таль­ные и экс­плуа­та­ци­он­ные за­тра­ты.

Про­ек­ти­ру­ет за­вод чеш­ская про­мыш­лен­но-ин­жи­ни­рин­го­вая ком­па­ния Key Industry Engineering Group S.R.O., имею­щая 15-лет­ний опыт и со­вме­ст­ные раз­ра­бот­ки с рос­сий­ской фир­мой «Це­о­сит». Спе­циа­ли­за­ция чеш­ской ком­па­нии — раз­ра­бот­ка и вне­дре­ние вы­со­ко­эко­ло­гич­ных тех­но­ло­гий по уг­луб­лен­ной пе­ре­ра­бот­ке неф­те­га­зо­во­го сы­рья, вклю­чая пол­ный ком­плекс ус­луг по про­ек­ти­ро­ва­нию, строи­тель­ст­ву под ключ и ав­то­ма­ти­за­ции неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих объ­ек­тов. За­вод в За­лю­ми про­ек­ти­ру­ет­ся с та­ким рас­че­том, что­бы пред­при­ятие не толь­ко пе­ре­ра­ба­ты­ва­ло сы­рую нефть, вы­пус­кая бен­зин и эко­ло­ги­че­ски чис­тое ди­зель­ное то­п­ли­во, но и без ущер­ба для ок­ру­жаю­щей сре­ды ути­ли­зи­ро­ва­ло от­ра­бо­тан­ные ма­шин­ные мас­ла, гуд­рон и дру­гие тя­же­лые неф­те-про­дук­ты. До сих пор да­же про­филь­ные спе­циа­ли­сты не очень ве­рят в то, что здесь мож­но бу­дет рас­ще­п­лять гуд­рон на во­до­род, свет­лые неф­те­про­дук­ты и гра­ну­ли­ро­ван­ную се­ру.

Да и рас­по­ло­же­ние пред­при­ятия очень при­вле­ка­тель­но, в ча­ст­но­сти для неф­те­до­быт­чи­ков Сур­гу­та и для ЛУ­КОЙ­ЛА, — это ведь тер­ри­то­рия ЕС… По­треб­лять и пе­ре­ра­ба­ты­вать это про­из­вод­ст­во бу­дет 500 тыс. т неф­ти в год. Не­уди­ви­тель­но, что за­вод, по­лу­чив­ший на­име­но­ва­ние Sintez Oil Refinery, уже при­влек вни­ма­ние ин­ве­сто­ров. Пер­вым вы­ра­зил го­тов­ность вы­де­лить син­ди­ци­ро­ван­ный кре­дит в раз­ме­ре $190 млн Чеш­ский экс­порт­ный банк. В оче­редь за ним вы­страи­ва­ют­ся дру­гие кре­ди­то­ры, ко­то­рым по ис­те­че­нии вось­ми лет со дня пус­ка за­во­да в экс­плуа­та­цию га­ран­ти­ру­ет­ся по­лу­че­ние сум­мар­но­го до­хо­да на вло­жен­ный ка­пи­тал в раз­ме­ре $72 млн. Есть пред­ло­же­ние и для тех, кто го­тов осу­ще­ст­вить пря­мые ин­ве­сти­ции в про­из­вод­ст­во: royalty на вло­жен­ные $48 млн, не­об­хо­ди­мые «но­во­ро­ж­ден­но­му» в пер­вые го­ды, со­ста­вит по­ряд­ка $52 млн. Sintez Oil Refinery по­сле вы­хо­да на пол­ную мощ­ность по­кро­ет бо­лее по­ло­ви­ны по­треб­но­сти Лат­вии в вы­со­ко­ок­та­но­вом бен­зи­не, че­го в ее ис­то­рии ни­ко­гда не бы­ло.

Но это еще не все. В про­ек­те — «млад­ший брат» за­во­да в За­лю­ми. Толь­ко он обос­ну­ет­ся уже не в Лат­вии, а на тер­ри­то­рии Рос­сии. Ком­па­ния взя­ла в дол­го­сроч­ную арен­ду уча­сток зем­ли в Твер­ской об­лас­ти, где на­ме­ре­ва­ет­ся стро­ить та­кой же, как в За­лю­ми, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий ком­плекс — по той же про­грес­сив­ной тех­но­ло­гии. Толь­ко мощ­ность его бу­дет в два раза боль­ше — 1 млн т пе­ре­ра­бот­ки неф­ти в год. Это пред­при­ятие уже не ма­лой ве­со­вой ка­те­го­рии, это мощ­ное про­из­вод­ст­во. Его вы­иг­рыш­ные мо­мен­ты — сни­же­ние рис­ков от влия­ния стра­те­гии ЕС в дан­ной сфе­ре и бли­зость до­быт­чи­ков неф­ти и транс­порт­ных ар­те­рий. Под­клю­че­ние к ма­ги­ст­раль­но­му рос­сий­ско­му неф­тя­но­му тру­бо­про­во­ду прак­ти­че­ски со­гла­со­ва­но, и по­сле оформ­ле­ния всех не­об­хо­ди­мых до­ку­мен­тов нач­нет­ся раз­ра­бот­ка тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния строи­тель­ст­ва.

— Здесь, по на­ше­му ра­зу­ме­нию, очень бла­го­при­ят­ная ат­мо­сфе­ра для раз­ви­тия биз­не­са, — го­во­рит пре­зи­дент ком­па­нии DINAZ Ни­ко­лай Ер­мо­ла­ев. — Рос­сия хоть и про­во­дит ре­гу­ли­ро­ва­ние, но «не ме­ло­чит­ся» со сво­им кон­тро­лем. И на­ло­ги, на наш взгляд, впол­не тер­пи­мые. И да­же ус­ло­вия су­ще­ст­во­ва­ния биз­не­са в Рос­сии бла­го­при­ят­нее, чем где-ли­бо в ми­ре. Мы в сво­ей фир­ме ду­ма­ем о соз­да­нии ус­той­чи­вой струк­ту­ры. Для это­го ее опор­ные точ­ки долж­ны быть в двух раз­ных эко­но­ми­че­ских зо­нах — ЕС и Рос­сии.

Порт, апорт!

Ло­ги­ка раз­ви­тия вся­ко­го биз­не­са, ес­ли он уст­рем­лен в бу­ду­щее, дик­ту­ет не­об­хо­ди­мость не­пре­рыв­но­го раз­ви­тия. Так про­ис­хо­дит и в ком­па­нии DINAZ. Есть тран­зит и пе­ре­вал­ка го­рю­че­го по су­ше, на­чи­на­ет­ся строи­тель­ст­во соб-ствен­ных пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих мощ­но­стей, функ­цио­ни­ру­ют де­сят­ки ав­то­за­пра­воч­ных стан­ций… Че­го не хва­та­ет в этой це­поч­ке? Пра­виль­но: мощ­но­стей по пе­ре­вал­ке и хра­не­нию в круп­ных транс­порт­ных уз­лах, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся же­лез­но­до­рож­ные стан­ции и пор­ты. Ну, с же­лез­ной до­ро­гой все яс­но: ее воз­мож­но­сти за­гру­же­ны до пре­де­ла. А вот в пор­тах…

Ис­то­ри­че­ски так сло­жи­лось, что луч­шие и круп­ней­шие тер­ми­на­лы в Лат­вии бы­ли соз­да­ны в Вент­с­пил­се, и его функ­цио­не­ры все­гда очень рев­но­ст­но от­но­си­лись к кон­ку­рен­там в дру­гих пор­то­вых го­ро­дах. На­при­мер, в Ри­ге. От­то­го и ста­ра­лись не до­пус­тить раз­ви­тия Риж­ско­го мор­ско­го пор­та. И по­лу­чи­лось, что в Ри­ге мощ­но­сти тер­ми­на­лов, рас­по­ло­жен­ных, кста­ти, в чер­те го­ро­да, не пре­вы­ша­ют 6 млн т. Это­го се­го­дня яв­но не­дос­та­точ­но, и не­уди­ви­тель­но, что на дан­ный факт об­ра­ти­ли вни­ма­ние про­фес­сио­на­лы из ком­па­нии DINAZ.

Идея на­ра­щи­ва­ния воз­мож­но­стей пе­ре­вал­ки и хра­не­ния неф­те­про­дук­тов в Риж­ском пор­ту, ка­за­лось, ви­та­ла в воз­ду­хе. Но имен­но в DINAZ при­ня­ли ре­ше­ние при­сту­пить к про­ек­ти­ро­ва­нию тер­ми­на­ла с дву­мя при­ча­ла­ми вне го­ро­да, на по­лу­ост­ро­ве в устье Дау­га­вы, на пло­ща­ди 25 га. Два го­да при­шлось убе­ж­дать стро­гие кон­тро­ли­рую­щие ин­стан­ции в це­ле­со­об­раз­но­сти это­го строи­тель­ст­ва: кро­ме все­го про­че­го, их бес­по­кои­ла судь­ба пля­жей, рас­по­ло­жен­ных не­по­да­ле­ку. Но эко­ло­ги­че­ская безо­пас­ность про­ек­та те­перь до­ка­за­на на всех уров­нях и ему дан зе­ле­ный свет. Кро­ме то­го, есть не­ма­ло дру­гих до­во­дов «за»: ус­ко­ре­ние раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры го­ро­да и рес­пуб­ли­ки, соз­да­ние но­вых ра­бо­чих мест, до­пол­ни­тель­ные до­хо­ды в бюд­же­ты всех уров­ней. Пуск но­во­го ком­плек­са по­вле­чет за со­бой и мо­дер­ни­за­цию же­лез­но­до­рож­но­го по­лот­на, на­груз­ка на ко­то­рое воз­рас­тет, и зна­чи­тель­но. Мощ­ность бу­ду­ще­го тер­ми­на­ла Baltic Oil Terminal — 10 млн т неф­те­про­дук­тов в год. Из них 4 млн т — свет­лые, 6 млн т — тем­ные.

А что же дру­гие пор­то­вые тер­ми­на­лы на Бал­ти­ке?

— Их воз­мож­но­сти раз­ви­тия ог­ра­ни­чен­ны, — счи­та­ет Ни­ко­лай Ер­мо­ла­ев. — В пор­ту Тал­ли­на уже нет дос­та­точ­ных же­лез­но­до­рож­ных мощ­но­стей, что­бы на­рас­тить от­груз­ку. По­ка что их верх­ний пре­дел — 27—28 млн т от­груз­ки в год. По­это­му Риж­ский порт, хо­тя он и са­мый круп­ный на Бал­ти­ке, сей­час нуж­но и мож­но раз­ви­вать, ре­зер­вы до­воль­но боль­шие. В но­вый объ­ект мы на­ме­ре­ны вло­жить по­ряд­ка $150 млн. По на­шим под­сче­там, срок оку­пае­мо­сти про­ек­та — семь-во­семь лет. Лат­вия по­треб­ля­ет 800 тыс. т свет­лых неф­те-про­дук­тов в год. За­вод в За­лю­ми, ко­то­рый мы по­стро­им, бу­дет да­вать чуть боль­ше 400 тыс. т. Так что все бу­дет про­да­но в пре­де­лах рес­пуб­ли­ки. Мы в этом уве­ре­ны. Плюс мы на­ме­ре­ны вы­ку­пить в При­бал­ти­ке еще 70 АЗС. В об­щем, са­ми дос­та­вим сы­рье, са­ми пе­ре­ра­бо­та­ем и са­ми реа­ли­зу­ем то­п­ли­во. А в Риж­ском пор­ту мы про­ве­дем дно­уг­луб­ле­ние, и к на­ше­му тер­ми­на­лу смо­гут под­хо­дить су­да с дос­та­точ­но боль­шой осад­кой во­до­из­ме­ще­ни­ем до 100 тыс. т. Что, в свою оче­редь, сде­ла­ет рен­та­бель­ным экс­порт неф­те­про­дук­тов за оке­ан. Ду­маю, ва­лют­ная вы­руч­ка не по­ме­ша­ет и рес­пуб­ли­ке, и на­шей ком­па­нии, ко­то­рая еще в те­че­ние ря­да лет бу­дет воз­вра­щать кре­ди­ты.

Но­вый про­ект прак­ти­че­ски обес­пе­чит Лат­вии ли­ди­рую­щие по­зи­ции в тран­зи­те неф­те­про­дук­тов, к то­му же это бу­дет серь­ез­ный вклад в ук­ре­п­ле­ние энер­ге­ти­че­ской безо­пас­но­сти стра­ны, в сни­же­ние рис­ков ее за­ви­си­мо­сти от по­ста­вок жиз­нен­но важ­но­го сы­рья. Гра­фик ра­бот по неф­те­на­лив­но­му тер­ми­на­лу уже ут­вер­жден: вы­да­ча ра­бо­че­го про­ек­та — к на­ча­лу 2008 го­да, пе­ри­од строи­тель­ст­ва — 2009—2010 го­ды, пуск — 2011 год. Срок оку­пае­мо­сти — до 2018 го­да. Рас­чет по­лу­че­ния при­бы­ли со­став­лен вплоть до 2030 го­да, так что ин­ве­сто­ры и кре­ди­то­ры мо­гут не бес­по­ко­ить­ся.

Хол­дин­го­вая ком­па­ния DINAZ со­всем не­дав­но от­ме­ти­ла свое 15-ле­тие. А ка­кой она ви­дит­ся ее пре­зи­ден­ту Ни­ко­лаю Ер­мо­лае­ву в год ее 20-ле­тия?

— К то­му вре­ме­ни мы по­стро­им неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод в Лат­вии, неф­те­на­лив­ной тер­ми­нал в Ри­ге и за­вод в Твер­ской об­лас­ти. И бу­дем стре­мить­ся стать вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ной ком­па­ни­ей. Ведь да­же из­вест­ные рос­сий­ские неф­тя­ные ком­па­нии пре­ж­де име­ли кон­цеп­цию «до­быть — про­дать». А те­перь и они за­ду­ма­лись о це­поч­ке биз­не­са от сква­жи­ны до ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля.

Те­перь у нас но­вость: нам со­об­щи­ли, что есть воз­мож­ность при­об­ре­сти неф­тя­ное ме­сто­ро­ж­де­ние в Рос­сии. И знае­те, мы за­ду­ма­лись… Но сна­ча­ла мы по­стро­им за­вод и тер­ми­нал.

В ком­па­нии DINAZ три кор­по­ра­тив­ных цве­та: чер­ный — цвет неф­ти, оран­же­вый — цвет энер­гии и бе­лый — цвет на­деж­но­сти. Де­виз ком­па­нии — на­деж­ность, га­ран­тии, ка­че­ст­во. Так бы­ло, есть и бу­дет. 

         Жур­нал «БОСС» № 4 2007 г.

http://www.belmarket.by/ru/32/200/2291/