Леонтий Букштейн
То есть слухи о «разводе» известной западной фирмы с не менее известной московской фирмой – дистрибьютором ходили уже давно. Тем более, что эта рокировка совпала с пертурбациями внутри самой фирмы – дистрибьютора. И тогда мы решили с пользой провести время на выставке и развязать – таки информационный узел, стянувший три уважаемые фирмы. Конечно, те, кому надо, все знали и знают. Но поскольку дилеры Staedtler рассеяны по всей Руси великой, то лучше им узнать все (ну, или почти все) из первых рук.
Итак. Компании АМК во главе с Александром фон Корфом в свое время была доверена дистрибьюция товаров с маркой Staedtler на территории России. Г-н А. фон Корф хорошо известен как серьезный специалист по российскому рынку канцелярских товаров. Владея несколькими языками и имея хорошие связи в Европе, он успешно продвигает в России торговые марки, грамотно ведет операции по импорту, умеет ладить с бизнесменами по обе стороны границы. Его партнер и заместитель Наталья Гречухина имеет безупречную репутацию человека, постигшего все премудрости бизнеса, что называется, « с колес». Руководимое ею ООО «Ессельте» принималось всегда в расчет как серьезный оператор рынка и надежный партнер по бизнесу для дилеров. Все было тихо-мирно до той поры, когда “ESSELTE” слилось с АМК. Или поглотило ее. Или приобрело. Не суть важно. Важно (не для нас, а для тех, кто имеет бизнес с ООО «Ессельте») то, что в скором времени после слияния-соединения АМК и «Ессельте» Staedtler решил сменить дистрибьютора. Сегодня, после наших встреч во Франкфурте, можно твердо сказать: сменил. Только правильно запишите название новой компании – эксклюзивного дистрибьютора Staedtler MARS GmbH & Co в России: «МАРСПЕН». Менеджер по маркетингу новой компании Ольга Комиссарова. Старожилы рынка могут понимающе кивать головами: г-жа Комиссарова известна как «кадр» московской фирмы «Корес офис стандарт». Учитывая, что старожилы водятся, в основном, в центре России, мы расшифровываем ситуацию, предоставляя вашему вниманию стенограмму бесед на стендах всех трех участников коллизии.
Вот что сказал в беседе с нами г-н Лутц Бок (Lutz Bock) , директор по продажам в странах Восточной Европы компании STAEDTLER:
– Во – первых, позвольте поблагодарить журнал «Канцелярское дело» за посещение нашего стенда и мы надеемся, что вы заметили изменение дизайна нашего стенда и нашего положения на выставке во Франкфурте. Возвращаясь к вашему вопросу, я хочу обратиться к истории нашей работы в России. Мы начали еще 25 лет тому назад, во времена СССР. И наши обороты бывали и в миллион марок, и в полмиллиона. Это был неустойчивый бизнес. После перестройки мы опять начали « с нуля», с самого начала. Мы начали с выставки «Консумэкспо» в Москве почти девять лет тому назад. Мы принимали у себя на стенде компании и смотрели, «кто есть кто». Мы начали работать с разными оптовыми компаниями в Москве, потом в Санкт-Петербурге, потом пошли в регионы. Затем мы сделали второй шаг и стали подбирать компанию, которая взяла бы эксклюзивные права на дистрибьюцию нашего товара в России. Сделали это потому, что хотели, чтобы все наши товары находились на складе в Москве и могли быстро подвигаться к нашим клиентам. Третье, мы хотели обеспечить фирменный сервис для брэнда.
– И мы, наконец, нашли такую компанию. Это была АМК. Она работала с разными брэндами, с разными поставщиками, такими , как Leitz, Staedtler, Pelikan и другие. Эта концепция хорошо работала, и мы хорошо работали с АМК и конкретно с г-ном фон Корфом. Впоследствии АМК была продана компании Esselte и ситуация изменилась. Различие работы с АМК и Esselte состоит в том, что Esselte является сама по себе хорошо известной компанией и брэндом с хорошей дистрибьюцией в мировом масштабе. И другие брэнды для нее не так важны. И мы стали искать другой канал сбыта. И мы нашли такой канал в лице г-на Шестакова, который хорошо работает по дистрибьюции товаров компании Kores. Он хороший профессионал в России и поставил на профессиональный уровень брэнд Kores. Мы сменили Esselte на г-на Шестакова, и мы уверены, что мы на правильном пути и в нужное время , чтобы опять поднять свой брэнд на сильные позиции. Я хочу подчеркнуть: у нас нет никаких претензий к г-ну фон Корфу. Он сильный профессионал. Мы не имеем претензий к компании Esselte. Они делают все, чтобы вывести свой брэнд на новый уровень. Но мы – компания Staedtler, и мы тоже хотим занять свое, достойное место на российском рынке. И в этой связи мы не можем осуществлять продажи и через фирму «Корес Офис стандарт», поскольку Kores сам по себе сильный брэнд. Именно поэтому работа будет поручена третьей, специально учрежденной фирме, в которой генеральным директором будет г-н Шестаков. Мы будем готовить специалистов для работы с нашим большим ассортиментом.
От себя добавим, что менеджером по маркетингу новой компании «Марспен» стала Ольга Комиссарова, известная по работе в компании «Корес Офис стандарт».
И еще одна беседа на эту тему. Мы встретились на стенде компании ESSELTE с генеральным директором ООО «Есселте» Александром фон Корфом и заместителем генерального директора Наталией Гречухиной. Особого энтузиазма по поводу расставания со Staedtler на лицах собеседников видно не было. Как, впочем, и большой растерянности по поводу уже свершившегося. И все-таки, что думают известные в профессиональных кругах профессионалы? Есть ли в этом некий экономический смысл или это чисто организационные перемены ?
Александр фон Корф: Я думаю, что такие перемены не катастрофические. Развитие сопровождается именно такими изменениями. Конечно, с одной стороны, грустно: мы интенсивно занимались этим брэндом, мы старались его продвигать. Но что поделаешь? Если компания хочет сильнее продвигать свой брэнд на рынке и иметь одного-единственного и целиком своего дистрибьютора – это ее право. Это их стратегия, как они хотят себя видеть на российском рынке. Теперь мы думаем о тех возможностях, которые у нас есть. Мы видим, что можно сделать. Ищем, какую марку можно предложить нашим клиентам. Может быть, и не одну марку, а несколько. Мы уверены, что еще до окончания первого квартала альтернатива будет найдена. Для нас это не «смертельный» вопрос.
Наталия Гречухина: Да, жизнь продолжается, хотя мы лишились значительной части нашего ассортимента. Наших клиентов интересуют карандаши, ручки и маркеры. Думаю, мы сумеем предложить им качественную замену «ушедшей» от нас марки. Это будет, конечно же, брэнд и – ассортиментная позиция. У нас вообще в стране часто преобладает эмоциональный подход. А все дело не в конкретной марке, а в сервисе. Если он есть в компании, клиент сам разберется, куда ему идти и что покупать.
Что касается непосредственно Эссельте, то нам предстоит значительная работа по продвижению марки. Своим дистрибьюторам мы объявили план работы на 2001 год. Хотя прошлый год был для нас непростым, это был год становления. Сейчас уже можно сказать, что структуры сформированы, функционирует большой склад. Дало первую продукцию наше собственное производство папок «панорама» с кольцевым механизмом. Плюс папки-планшеты «клипборды». Все это под маркой Ессельте. Сейчас мы наполняем этой продукцией склад и начинаем ее продавать.
От автора. За сим мы ставим точку в истории о месте Staedtler в России. Переход совершился, и нам остается успокоить дилеров и клиентов всех трех компаний. Уж кто выиграл, так это именно они. Раздел сулит им повышение качества и без того отличного сервиса и в «Ессельте», и в «Марспен», и в «Корес Офис стандарт». Поздравляем!
И по просьбе службы маркетинга компании «Марспен» публикуем ее заявление:
«Компания "МАРСПЕН", получившая право эксклюзивной продажи STAEDTLER на территории России, создана с целью продвижения марки STAEDTLER. "МАРСПЕН" – команда профессионалов канцелярского рынка, которая будет обеспечивать складскую и транспортную логистику, маркетинг и обучение наших партнеров продажам марки STAEDTLER. Некоторые маркетинговые акции планируется проводить совместно с "КОРЕС Офис Стандарт". Также мы хотели бы сразу отметить, что для работы с маркой STAEDTLER нами дополнительно привлечены несколько специалистов.
И если уже сейчас нас сравнивают с компанией "КОРЕС Офис Стандарт", мы сделаем все от нас зависящее, чтобы заслужить это выданное авансом общественное мнение. Еще раз подчеркиваем, что наш успех немыслим без успеха наших партнеров».
Журнал «Канцелярское дело» 2000 г.