ДОКТОР ХЭЙ ПОМОЖЕТ “РОЛЬФУ” В РОССИИ
Леонтий Букштейн
О самом докторе Хэе и его системе оценке работы в мире не знают только дикие племена. Всякий, имеющий отношение к HR и управлению персоналом более-менее крупных фирм, о системе Хэй слышал или читал, а то и мечтал применить ее на практике. Его Hay Group со штаб-квартирой в Соединенных Штатах имеет свои отделения или филиалы в большинстве индустриально развитых стран. Кроме России, естественно. У нас попытки освоить цивилизованные методы оценки рабочих мест и стимулирования персонала с завидной регулярностью терпят крах, начиная с прошлого столетия и вплоть до наших дней. Хотя держатели ноу-хау и последователи доктора никому ни в чем не отказывают. Их мониторинг в области HR признается наиболее подробным, достоверным и эффективным. При полном соблюдении конфиденциальности, конечно. Потому что метод позволяет при совершенно малых погрешностях оценить жизнеспособность и, следовательно, способность к развитию, любых компаний, групп, объединений и холдингов. Первое условие для этого – желание и умение “посмотреть в зеркало”. Ну кто ж у нас полюбит это?! Пенять на зеркало – это уж давненько – национальная забава.
НАШЛИ ПАНАЦЕЮ?
Известный и широко используемый метод направляющих профильных таблиц Хэй появился около 40 лет назад в США. Его разработал Эдуард Н. Хэй из Филадельфии на основе обычной системы оценки факторов, используемой консалтинговыми фирмами. Авторские права на этот метод до сих пор принадлежат Edward N. Hay Associates, которая обнародовала метод в Великобритании в 1962 году, прежде чем в следующем году была создана Hay MSL. Направляющие таблицы, являющиеся в настоящее время одной из основных частей процесса оценки по методу Хэй, были разработаны в 1951 году. Тридцать лет спустя Hay MSL была преобразована в Hay Management Consultants, которая продолжает развивать этот метод и использовать его в своей работе с клиентами как часть общего консультационного процесса. Элементы метода уточнялись, но без существенных изменений начиная аж с пятидесятых годов двадцатого столетия. В основе метода Хэй лежит представление о том, что наиболее важными факторами оценки должности в любом виде деятельности являются следующие три группы показателей:
Первая группа – знания, необходимые в работе.
Вторая – уровень проблем, решаемых в связи с работой.
Третья – ответственность за действия и их последствия.
Эффективно ли это? Заглянем в статистику применения метода. Только в одной стране, Великобритании, его используют более полутысячи компаний, большая часть которых входит в первую тысячу компаний по списку газеты “Таймс”. Метод используется и в государственном секторе. Его можно применить к оценке работников любого уровня, но в Великобритании его чаще всего применяют к управленческому, административному и техническому персоналу.
“РОЛЬФ” ВЫБИРАЕТ СИСТЕМУ ХЭЙ
“Рольф” – это одна из старейших в автоиндустрии частных фирм новой России, созданная прямо в 1991 году, как говорится, на пустом месте. Не считая головы ее основателя, г-на С.А.Петрова. Потому что он сумел фирмочку по прокату автомобилей со штатом в 25 человек за 10 лет вырастить в группу компаний со штатом 800 человек. Сегодня “Рольф” – это официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors и Hyundai в России, дилер Audi, Ford, Volvo в Москве и Санкт-Петербурге. Плюс лизинговый бизнес, логистика и прокат. Сегодня группа компаний «Рольф» по итогам 1999 и 2000 годов-№1 в России по официальным продажам новых иномарок, произведенных за пределами СНГ. Кроме того, именно усилиями “Рольфа” обеспечено первенство Mitsubishi на российском рынке.
Ну и что? – спросит искушенный читатель. А вот то. Почивать бы господину Сергею Анатольевичу Петрову на лаврах. (Кстати, вы не пробовали возлежать на листьях лаврового дерева? Не самое комфортное занятие, скажу я вам. Как будто в кастрюлю с борщом попал.) Но отец-основатель фирмы не почивает. И вовсе не по причине лаврового запаха, я думаю. Просто он наверняка помнит, что есть старая латинская поговорка: “За плечами всадника сидит тяжкая забота”. В нашем случае такая забота легко просматривается: сохранение лидирующих позиций в бизнесе. Вот тут и понадобилась система оценки Хэй. В лице Директора по персоналу “Рольфа” Шона Хэйлса. С ним и его помощницей, старшим специалистом по персоналу Елизаветой Головиной, мы и побеседовали на эту животрепещущую в России и уже не только для "Рольфа" тему.
Начали с нашей вечной проблемы, которая образовалась задолго до рождения системы доктора Хэя: как быть с загадочным российским характером, как вписать его в жесткие рамки? И как он, этот характер, вписывается в систему теперь уже европейских ценностей управления персоналом?
Шон Хэйлс: Вписывается очень непросто. В России работники очень не любят брать на себя ответственность за действия, связанные с выполнением их должностных обязанностей. Это первое. Второе: испытывают сложности в разделении личного и профессионального, работая с подчиненными, если подчиненные – личные друзья. Третье: им сложно принять, что женщины могут быть профессиональными менеджерами. Достаточно? Одно это уже сильно осложняет работу с персоналом по западным технологиям. Эмоциональность и субъективность россиян, так хорошо описываемая в литературе, в бизнесе чинит только препятствия для развития, для улучшения, для наращивания оборотов. И на фоне всего этого – четвертое: нежелание работать в команде, создавать “семью” с едиными целями и задачами. Отделы стараются находиться в некоей изоляции. Мне очевидна их цель: из-за безопасности, чтобы никто не узнал, насколько неважно они работают. Вот с таким “коктейлем” нам приходится иметь дело. В то же время работа в “Рольфе” – это для меня большой вызов. Хочу подчеркнуть для тех, кто планирует у себя в компании вводить западные системы управления персоналом, что самое главное в этом процессе вот что. За всеми этими преобразованиями должен стоять президент компании, ее первое лицо. Вот в нашем случае президент привержен идее создавать компанию западного стиля.
– У меня вопрос к Елизавете: Как вы разбираетесь с проблемами, которые мы обсуждаем?
– Е.Головина: Мы ставим менеджеров в такие условия, когда им самим приходится принимать решения. Никто ни за кого не принимает никаких решений, понимаете? Есть общие цели фирмы, есть цели подразделения, есть задачи отдельных менеджеров. Вот так. Интересно, что как только наш, российский менеджер начинает по-настоящему управлять своим персоналом, у него и у них сразу это неплохо получается! Им, оказывается, совсем нетрудно разделять личные и бизнес-интересы. Что нужно осознавать нашим, российским менеджерам, так это одну истину: никто не может знать всего. И весь смысл существования компании (как и семьи): если есть проблема, то нужно обсудить ее с кем-либо. На работе, если есть проблема, допустим, с персоналом, то твоя работа как менеджера пойти и поговорить со специалистом в этой области. Прийти и открыто сказать: “У меня проблема, я не знаю, как разобраться с управлением этим человеком”. И тогда отдел по персоналу научит этого менеджера, как ему быть. Есть старая поговорка: “Не стыдно чего-либо не знать. Стыдно не хотеть знать”
– Шон, Вы сказали что-то о мужском шовинизме. Вы считаете, что это действительно настолько серьезно?
Да, и для всего бизнеса в России. На рынке труда в России много высококлассных специалистов – женщин. Но во многих российских компаниях (и даже в некоторых западных компаниях, представленных в России) управленцы-мужчины смотрят на женщин-менеджеров свысока, не считают их равноценными партнерами. Мы на Западе давно прошли этот этап.
Вернемся к системе Хэй. С чего Вы начали работу?
Нужно иметь в виду, что сама система влияет на мотивацию персонала. Один из важнейших аспектов управления персоналом это компенсации и льготы. Говоря по-русски, деньги и неденежные стимулы. Здесь очень важен менталитет. У каждого человека есть в жизни свои цели и амбиции, он не бездушный робот для компании. Именно эти цели и заставляют людей работать. Простой рецепт для службы персонала: помнить об этих целях, которые есть у каждого. Пока же ситуация в большинстве российских компаний такова: уровень компенсаций устанавливается самим президентом или главным бухгалтером исходя из задачи заплатить как можно меньше. Без всякого представления о качествах работников или сложности работы, которую они выполняют. Мы на Западе обнаружили, что если хорошим работникам платить хорошо, то они и работают лучше. И это истинно для сотрудников всех уровней: от директора до горничной.
И что же вы решили сделать в “Рольфе”?
Повторяю: не я один, а все руководство компании во главе с президентом. Так вот, мы решили посмотреть, как платили людям в прошлом. И мы обнаружили, что платили по-российски. Поэтому мы приняли стратегическое решение о введении в компании справедливой и прозрачной схемы оплаты. А чтобы сделать это, нам нужна была система. Первый шаг в реализации новой системы оплаты в любой компании – это принять стратегическое решение: да, мы хотим это сделать. Даже если в компании придется платить более высокую зарплату и снижать тем самым прибыль. И мы будем делать это, потому что очевидны долгосрочные преимущества того, что сотрудники мотивированы. Тогда они и производительнее работают. В итоге и компания зарабатывает больше. Следующий шаг – решить, какую систему использовать. Можно изобрести свою, а можно взять одну из готовых систем, работающих в мире. Готовая система может быть основана на сравнении работы с должностной инструкцией, предоставленной компанией-консультантом или на анализе должностей и сравнении их с заранее определенной шкалой. Поскольку обязанности на одинаковых должностях в России сильно отличаются от западных, мы решили остановиться на системе, которая позволяет проанализировать каждую должностную функцию на каждой должности и присвоить уровни (грейды) в соответствии с их относительной ценностью. Это и привело нас к консультантам Хэй. Эта система базируется на двух вещах. Анализ работы и оценка работы. Анализ работы – это анализ всех элементов, из которых состоит работа и представление полученной информации в форме должностной инструкции. Дальше – оценка работы на основании таблиц Хэй . Цель – точно понять относительную ценность каждой работы, каждой должности.
Можно казать, что система Хэй объясняет сотруднику фирмы, чем же он все-таки занимается.
Пожалуй, что так. Вот, к примеру, возьмем еще раз первую группу показателей: знания, необходимые в работе. Один из общих для всех специальностей пунктов – навыки общения. Если вы заняты в службе охраны фирмы, то в обычных условиях для вас главный навык общения – это вежливость. Важно говорить утром: “Доброе утро!”. Если вы секретарь отдела, референт, то для вас важно уметь обмениваться информацией с другими отделами. Если вы менеджер, то вам нужно уметь использовать свои навыки общения с персоналом, искусство убеждения и т.д.
Я не буду рассказывать все в деталях, потому что это действительно сложная концепция. Она потребовала и средств, и времени – мы работаем над ней уже более десяти месяцев. Теперь можно сказать, что система жива и действует. А к концу этого года мы огласим все ее параметры для рядовых сотрудников. Они должны будут понять, как и почему присваиваются грейды (уровни) на каждой должности.
Елизавета, а как определяется на каждом уровне размер необходимой и удовлетворяющей работника заработной платы? "С потолка"?
– Е.Головина: Ну, нет! Мы проводим исследование рынка труда, рассматриваем, как оцениваются сходные должности в других фирмах. Еще одно стратегическое решение – это определить, с какими фирмами на рынке компания будет конкурировать. Потому что родственные по деятельности компании борются за одних и тех же кандидатов на те или иные позиции. Это могут быть три компании, а может быть и полсотни. Используя эти рыночные данные, мы определяем уровни зарплат, которые позволяют нашей компании соревноваться за тех специалистов, что нам нужны сегодня.
– Шон, данная система подойдет любой компании?
– Применение метода Хэй актуально и приемлемо для стабильных компаний. Если компания находится в фазе нестабильности, переживает трудности или активно растет – тогда ей еще рановато браться за внедрение строгой системы оценки, потому что в начинающих компаниях или быстро растущих, или изменяющихся компаниях должности людей слишком быстро меняются, или люди совмещают несколько должностей. Но сами таблицы Хэй обновляются ежегодно, чтобы адаптировать систему к все-таки меняющимся условиям работы конкретной компании, да и рынка труда в целом. Кроме того, офисы Хэй Груп в разных странах собирают данные о рынке со всего мира и могут предоставлять обзоры по большинству регионов в кратчайшие сроки.
Что, по-вашему, будет дальше в группе компаний “Рольф”? Она ведь твердо стоит на рынке, у нее хорошая динамика роста продаж и услуг.
Мы делаем все это, чтобы всегда быть лучшими. Одна из главных угроз любого бизнеса, это если кто-то решает: "мы самые лучшие и можно расслабиться". И что бывает после этого? Конкуренты догоняют успокоившегося лидера. Единственный способ оставаться впереди конкурентов – это представлять собой постоянно движущуюся цель, которой невозможно достичь.
Журнал «БОСС» 2001 г.