Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

ООО «НА­ЧА­ЛО» С ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИ­ЕМ — ОТ КОО­ПЕ­РА­ТИ­ВА К ЗА­ВО­ДУ


Ле­он­тий БУК­ШТЕЙН


От на­зва­ния этой фир­мы ве­ет на­де­ж­дой и же­ла­ни­ем пе­ре­мен. 
Имен­но с та­ким на­стро­ем вос­при­ни­ма­ли мно­гие старт коо­пе­ра­тив­но­го дви­же­ния, воз­мож­ность про­явить ини­циа­ти­ву, со­вер­шить пер­вые са­мо­стоя­тель­ные ша­ги в биз­не­се. Да­ле­ко не всем уда­лось сде­лать так, что­бы это на­ча­ло име­ло про­дол­же­ние и в ито­ге при­ве­ло к ус­той­чи­во­му ус­пе­ху. Уч­ре­ди­те­лям ООО ПО «На­ча­ло» уда­лось. Нель­зя ска­зать, что им про­сто по­вез­ло, что как-то осо­бен­но бла­го­при­ят­но скла­ды­ва­лись жиз­нен­ные об­стоя­тель­ст­ва. Они до­би­лись це­ли по­то­му, что ра­бо­та­ли (и ра­бо­та­ют!) на­пря­гая все си­лы, упор­но пре­одо­ле­вая сот­ни боль­ших и ма­лых про­блем. Они смог­ли сде­лать то, о чем меч­та­ли в са­мом на­ча­ле пу­ти.
Те­перь это со­лид­ное ча­ст­ное пред­при­ятие, а точ­нее, за­вод, по­став­ляю­щий на ры­нок ав­то­мо­биль­ных зап­ча­стей слож­ные де­та­ли, уз­лы и аг­ре­га­ты. 

В На­бе­реж­ных Чел­нах все свя­за­но с ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­стью. Го­род — спут­ник ав­то­ги­ган­та мно­го лет жил его за­бо­та­ми, ра­до­вал­ся его ус­пе­хам, го­ро­жа­не или ра­бо­та­ли на Ка­мА­Зе, или об­слу­жи­ва­ли тех, кто здесь тру­дил­ся. Как вся­кий ги­гант, за­вод тя­же­ло пре­одо­ле­вал по­след­ст­вия по­тря­се­ний 80—90-х го­дов, к ко­то­рым при­ба­вил­ся тра­ги­че­ский по­жар. В ту по­ру от Ка­мА­За ста­ли от­поч­ко­вы­вать­ся фир­мы и фир­моч­ки, мно­гие из ко­то­рых не спра­ви­лись с бур­ны­ми вол­на­ми на­ро­ж­даю­ще­го­ся рын­ка. Но бы­ли и та­кие пред­при­ятия, что ус­тоя­ли, вы­плы­ли, ок­ре­п­ли и по­шли сво­им кур­сом. «На­ча­ло» как раз од­но из них. От­прав­ля­ясь в На­бе­реж­ные Чел­ны, я ожи­дал уви­деть арен­до­ван­ные пло­ща­ди для сбор­ки про­дук­ции или в луч­шем слу­чае цех, при­спо­соб­лен­ный для вы­пус­ка ка­ких-ни­будь де­та­лей. Все ока­за­лось со­всем не так. При­во­жу крат­кую вы­пис­ку из дан­ных по про­из­вод­ст­ву зап­ча­стей для ав­то­мо­би­лей ВАЗ за ме­сяц: Па­нель (ВАЗ-2101) — 2,5 тыс. штук. Бал­ка —16 тыс. штук. Па­нель (ВАЗ-2108) — 5 тыс. штук. Кры­ло (ВАЗ-21093) — 5 тыс. штук. Диск (ВАЗ-2101) — 12 тыс. штук. Диск (ВАЗ-2106) — 16,399 тыс. штук. Диск (ВАЗ-2108) — 22,767 тыс. штук. Ка­пот (ВАЗ-21093) — 5 тыс. штук. Кры­ло (ВАЗ-2103) — 6 тыс. штук. И это толь­ко ма­лая часть из 123 по­зи­ций, по боль­шин­ст­ву из ко­то­рых за­вод осу­ще­ст­в­ля­ет по­став­ки по­доб­но­го мас­шта­ба. По­нят­но, что ни в ка­кие мас­тер­ские или от­дель­ные при­спо­соб­лен­ные по­ме­ще­ния та­кое про­из­вод­ст­во не втис­нуть. Его и не вти­ски­ва­ли. 


КАК СТАТЬ ВЛА­ДЕЛЬ­ЦЕМ НА­СТОЯ­ЩЕ­ГО ЗА­ВО­ДА

Этот за­вод по­стро­ен, что на­зы­ва­ет­ся, с ну­ля. Те­ми са­мы­ми ин­же­не­ра­ми, что бы­ли мно­го­крат­но оп­ла­ка­ны оте­че­ст­вен­ной прес­сой и ли­те­ра­ту­рой как не спо­соб­ные ни на что, кро­ме как тя­нуть лям­ку на со­вет­ском за­во­де, про­из­во­дя­щем не­что, не­по­нят­ное про­сто­му смерт­но­му. По­стро­ен, ко­неч­но, не не­по­сред­ст­вен­но ими, а на их день­ги, за­ра­бо­тан­ные на­чи­ная с се­ре­ди­ны 80-х го­дов.

Пе­ре­до мной си­дит ге­не­раль­ный ди­рек­тор пред­при­ятия Алек­сандр Ген­на­дие­вич Ива­нов и, как бы по­смеи­ва­ясь над са­мим со­бой, от­ве­ча­ет на во­про­сы. Я очень хо­чу, что­бы чи­та­те­ли смог­ли пред­ста­вить по­лу­улыб­ку мое­го со­бе­сед­ни­ка: он не де­ла­ет важ­но­го ли­ца, не хму­рит со­лид­но бро­ви. А ведь Ива­нов — сов­ла­де­лец од­но­го из круп­ней­ших пред­при­ятий стра­ны по про­из­вод­ст­ву зап­ча­стей, де­та­лей и уз­лов к лег­ко­вым оте­че­ст­вен­ным (да и им­порт­ным уже то­же) ав­то­мо­би­лям. По­вто­рю: пред­при­ятие соз­да­ва­лось с ну­ля, в чис­том по­ле...

— Итак, вы, во­семь уч­ре­ди­те­лей коо­пе­ра­ти­ва «На­ча­ло», за­тея­ли по­стро­ить за­вод в сте­пи...

— Нет, не в сте­пи. На кар­то­фель­ном по­ле.

— То есть как?

— А вот так. Ко­гда мы при­шли на ме­сто бу­ду­щей строи­тель­ной пло­щад­ки, то уви­де­ли здесь кар­то­фель­ное по­ле. Зем­ля «гу­ля­ла» без де­ла, ну и на­род по­ка что по­са­дил кар­тош­ку.

— И что же у вас вы­рос­ло?

— А мы до­ж­да­лись, ко­гда лю­ди со­бра­ли осе­нью свой уро­жай, и, по­мо­лясь, при­сту­пи­ли.

— Так-та­ки по­мо­лясь?

— Ну, ка­ж­дый про се­бя и по-сво­ему: мы же в «На­ча­ле», как рань­ше пе­ли, «де­ти раз­ных на­ро­дов». Это не по­ме­ша­ло нам под­нять и ук­ре­пить коо­пе­ра­тив, за­тем пре­об­ра­зо­вать его в ООО ПО «На­ча­ло». А вы­рос­ло у нас пред­при­ятие пол­но­го цик­ла по про­из­вод­ст­ву ку­зов­ных де­та­лей и уз­лов к ав­то­ма­ши­нам ВАЗ поч­ти всех мо­ди­фи­ка­ций. На пло­ща­ди в 13 га под­ня­лись пол­но­раз­мер­ные за­во­дские кор­пу­са, где бы­ли ус­та­нов­ле­ны мно­гие де­сят­ки еди­ниц прес­со­во­го, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го, сва­роч­но­го обо­ру­до­ва­ния. И уш­ло у нас на это боль­ше де­ся­ти лет жиз­ни. Но за все то вре­мя мы, уч­ре­ди­те­ли, ни ра­зу серь­ез­но не по­ссо­ри­лись. По­то­му что у ка­ж­до­го есть свой уча­сток ра­бо­ты, свое на­прав­ле­ние, за ко­то­рое он от­ве­ча­ет.

— Ес­ли бы сам не уви­дел, не по­ве­рил бы, что та­кое мож­но соз­дать на пус­том мес­те и, глав­ное, без го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки.

— Но мы ведь со­вет­ские лю­ди, быв­шие пио­не­ры и ком­со­моль­цы. У нас еще та за­кал­ка: уме­ем пре­одо­ле­вать труд­но­сти в борь­бе за свет­лое бу­ду­щее. 


СМЕ­ЛОСТЬ ГО­РО­ДА БЕ­РЕТ

Как же ро­ди­лась идея соз­дать соб­ст­вен­ное пред­при­ятие с тя­же­лым прес­со­вым обо­ру­до­ва­ни­ем, со слож­ным про­из­вод­ст­вом, свя­зан­ное с об­ра­бот­кой ме­тал­ла? Все на­чи­на­лось с коо­пе­ра­ти­ва на прес­со­во-рам­ном за­во­де Ка­мА­За. Шел 1989 год, бы­ла то ли пе­ре­строй­ка, то ли не­до­ст­рой­ка. Что­бы удер­жать спе­циа­ли­стов на пред­при­ятии, дать им воз­мож­ность за­ра­бо­тать, ди­рек­тор за­во­да по­сту­пил муд­ро: он раз­ре­шил ор­га­ни­зо­вать коо­пе­ра­ти­вы, ра­бо­таю­щие на за­во­дскую про­грам­му. С это­го и по­шел у нас раз­го­вор о тех, кто раз­ви­вал про­из­вод­ст­во.

— Как зва­ли то­го муд­ро­го ди­рек­то­ра за­во­да?

— Габ­д­ра­хим Габ­д­рах­ма­но­вич За­мал­ди­нов.

— По­стой­те, так это же ваш тех­ни­че­ский ди­рек­тор по под­го­тов­ке про­из­вод­ст­ва!

— Да, мы при­гла­си­ли его в ООО ПО «На­ча­ло». Опыт у не­го ог­ром­ный, еще со вре­мен ра­бо­ты на ВА­Зе, в Толь­ят­ти.

— Итак, коо­пе­ра­тив на­чал дей­ст­во­вать.

— Да, и че­рез год-пол­то­ра мы ока­за­лись в чис­ле се­ми-вось­ми вы­жив­ших из че­ты­рех де­сят­ков коо­пе­ра­ти­вов. На за­во­де в тот пе­ри­од по мно­гу ме­ся­цев не вы­да­ва­ли зар­пла­ту, а коо­пе­ра­ти­вы по­зво­ля­ли лю­дям жить.

— Вы ра­бо­та­ли на за­во­дскую про­грам­му?

— И на нее, и уже ста­ли де­лать зап­ча­сти к «жи­гу­лям».

— Ва­ша то­гдаш­няя долж­ность на за­во­де?

— За­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка це­ха. Да мы все здесь прак­ти­че­ски из од­но­го це­ха.

— А что бы­ло даль­ше?

— А даль­ше на­чал­ся ажио­таж с зап­ча­стя­ми к «жи­гу­лям». Объ­е­мы про­из­вод­ст­ва на за­во­де упа­ли, и нас про­сто умо­ля­ли на­ла­дить вы­пуск еще ка­ких-ни­будь де­та­лей на со­сед­них уча­ст­ках. Но мы от вы­бран­но­го кур­са не от­кло­ня­лись, ста­ра­лись не по­те­рять свое ли­цо, да­вать толь­ко вы­со­кое ка­че­ст­во. Это ста­ло на­шей ос­нов­ной ли­ни­ей и на бу­ду­щее. С за­во­да мы уш­ли по сво­ей во­ле, по­сколь­ку от­кры­ли соб­ст­вен­ное про­из­вод­ст­во на арен­до­ван­ных пло­ща­дях за пре­де­ла­ми за­во­да.

— Боль­шое?

— Мы арен­до­ва­ли 600 кв. м. На­ши пер­вые де­та­ли — пе­ред­няя па­нель к ВАЗ-2101, бал­ка под мо­тор, тор­моз­ные ко­лод­ки, сай­лен-бло­ки и еще кое-что по ме­ло­чи. В то же вре­мя штам­пов­ку по-преж­не­му за­ка­зы­ва­ли на за­во­де, так что у нас по­сто­ян­но воз­ни­ка­ли про­бле­мы с вы­во­зом, це­но­об­ра­зо­ва­ни­ем и ме­тал­лом. То­гда-то и ро­ди­лась идея об­за­вес­тись ста­ноч­ным пар­ком для штам­пов­ки.

— Не­лег­ко вам, на­вер­ное, при­хо­ди­лось.

— Мы ни­ко­го не пы­та­лись об­ма­ны­вать. На­ша фир­ма по­то­му и вы­жи­ла, что мы и с де­ло­вы­ми парт­не­ра­ми, и друг с дру­гом ве­ли се­бя че­ст­но. Я ду­маю, что ес­ли че­ло­век при­чи­ня­ет ок­ру­жаю­щим зло, то ра­но или позд­но оно все рав­но вер­нет­ся к не­му. К нам же за столь­ко лет ни­че­го не вер­ну­лось. Зна­чит, не­че­му бы­ло воз­вра­щать­ся. Так ведь?

— Вам вид­нее. Вы та­кое про­шли со сво­им биз­не­сом, что по­не­во­ле ста­нешь ве­рить ва­шим вы­во­дам. Но как же поя­ви­лась мысль про «соб­ст­вен­ный свеч­ной за­во­дик»?

— Как я уже ска­зал, мы ре­ши­ли, что по­ра штам­пов­ку с за­во­да вы­во­дить. А сле­до­ва­тель­но, тре­бо­ва­лись но­вые кор­пу­са, но­вые про­из­вод­ст­вен­ные пло­ща­ди. И мы за­ня­лись этим вплот­ную. Взя­ли в арен­ду на 49 лет пус­то­вав­шие зем­ли. По­ста­ви­ли пер­вый кор­пус. За­тем еще один. По­лу­чи­лось, ко­неч­но, не иде­аль­но, ар­хи­тек­то­ров-пла­ни­ров­щи­ков сре­ди нас не бы­ло... Прес­со­вое обо­ру­до­ва­ние ку­пи­ли спи­сан­ное. Дол­го его вос­ста­нав­ли­ва­ли, но в ра­бо­ту за­пус­ти­ли аб­со­лют­но все. А по­том ста­ли по­ку­пать и но­вое: на Ук­раи­не, в Са­ра­тов­ской об­лас­ти, Во­ро­не­же, Ту­ле. Си­туа­ция в ма­ши­но­строи­тель­ной от­рас­ли нам и то­гда бы­ла хо­ро­шо из­вест­на. Шел 1997 год.

— А у род­но­го за­во­да что-ни­будь вы­ку­пи­ли?

— Ни од­но­го вер­ста­ка. Стан­ки стоя­ли уве­шан­ные яр­лы­ка­ми су­деб­ных ис­пол­ни­те­лей. Нет, нам ни­че­го от преж­ней жиз­ни, кро­ме зна­ний и опы­та, не нуж­но бы­ло.

— Про­грам­му дей­ст­вий вы уже сфор­му­ли­ро­ва­ли?

— У нас имел­ся пе­ре­чень де­та­лей и уз­лов, ко­то­рые мы на­ме­ти­ли по­ста­вить на по­ток. Мы зна­ли, что спрос на них есть и что он рас­тет.

— Се­го­дня, с вы­со­ты сде­лан­но­го, ка­ким вам ка­жет­ся это про­из­вод­ст­во?

— Очень про­стым. Про­из­во­ди­тель­ность тру­да и энер­го­воо­ру­жен­ность бы­ли не­вы­со­ки­ми. Пре­об­ла­дал руч­ной труд. С го­да­ми мы смог­ли на­чать мо­дер­ни­за­цию про­из­вод­ст­ва, про­из­во­ди­тель­ность рос­ла и рас­тет. Про ка­че­ст­во и го­во­рить не бу­ду: с пло­хим ка­че­ст­вом на рын­ке де­лать не­че­го.

— Как вы ис­поль­зо­ва­ли по­лу­чае­мую при­быль?

— Ре­ин­ве­сти­ро­ва­ли в про­из­вод­ст­во. Про вил­лы на бе­ре­гу Ад­риа­ти­ки, ки­ло­грам­мо­вые зо­ло­тые це­пи и трех­этаж­ные усадь­бы мы как-то не ду­ма­ли. Ина­че все бы рух­ну­ло в пер­вые же три го­да. Вся при­быль у нас здесь, на быв­шем кар­то­фель­ном по­ле.

— И сколь­ко здесь?

— Ос­нов­ных средств — 170 млн руб.

— Вро­де бы долж­но хва­тать для хо­ро­шей жиз­ни.

— На­ше­му пред­при­ятию 15 лет. И толь­ко год на­зад я по­зво­лил се­бе ку­пить при­лич­ную ма­ши­ну, хо­тя кол­ле­ги-коо­пе­ра­то­ры из дру­гих фирм по­ку­па­ли их че­рез пол­го­да. Прав­да, не знаю, жи­вы ли те­перь те коо­пе­ра­ти­вы, за­ни­ма­ют­ся ли биз­не­сом. Но ду­маю, вряд ли.

— Кто у вас в ко­ман­де «ге­не­ра­тор идей»?

— Есть у нас та­кой. Это Вла­ди­мир Ива­но­вич Вил­ков. Мы жи­вем его идея­ми. И что ин­те­рес­но — они у не­го не кон­ча­ют­ся. Так что жи­вем с за­па­сом проч­но­сти.

— Чем вы объ­яс­няе­те ус­пех фир­мы?

— Мы за­ни­ма­лись и за­ни­ма­ем­ся толь­ко тем, что уме­ем хо­ро­шо де­лать. Как го­во­рят в на­ро­де, ес­ли уме­ешь до­ить ко­ро­ву, то не на­до пы­тать­ся объ­ез­жать ло­шадь.

— Как из­ме­ни­лась жиз­нен­ная фи­ло­со­фия зам­на­чаль­ни­ка це­ха Ива­но­ва, став­ше­го ка­пи­та­ли­стом?

— Зна­чи­тель­но. Но у ме­ня не про­изош­ло то­го, что слу­чи­лось в по­доб­ной си­туа­ции с не­ко­то­ры­ми мои­ми кол­ле­га­ми: ме­ня не тя­ну­ло и не тя­нет во власть. Это все из той же тео­рии про ко­ро­ву и ло­шадь. Нау­чив­шись управ­лять фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми, мно­гие счи­та­ют воз­мож­ным по­про­бо­вать управ­лять ре­гио­ном или да­же го­су­дар­ст­вом. Но это же раз­ные про­фес­сии! Осо­бен­но у нас в стра­не.

Что ка­са­ет­ся уч­ре­ди­те­лей и вла­дель­цев ООО «На­ча­ло», то сре­ди нас нет де­пу­та­тов, мы не рвем­ся в пар­ла­мент, не всту­па­ем в пар­тии, не уча­ст­ву­ем в из­лиш­не по­ли­ти­зи­ро­ван­ных дис­кус­си­ях. Мы за­ня­ты сво­им де­лом. Мо­жет, по­то­му и сло­жи­лось оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к нам со сто­ро­ны ру­ко­во­дства го­ро­да. Оно мне ка­жет­ся ува­жи­тель­ным. 


НА­ЧА­ЛО И ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ

— На­ча­ло есть, ка­ким бу­дет про­дол­же­ние? — по­ин­те­ре­со­вал­ся я у Алек­сан­д­ра Ген­на­дие­ви­ча Ива­но­ва. — Ведь сколь­ко хо­ро­ших на­чи­на­ний за­кан­чи­ва­лось ти­хим фиа­ско или бур­ным про­ва­лом...

— Соз­дан­ный по­тен­ци­ал по­зво­ля­ет еще го­да три-че­ты­ре жить без ин­ве­сти­ций в про­из­вод­ст­во. Тем не ме­нее мы рас­смат­ри­ва­ем пред­ло­же­ния по ди­вер­си­фи­ка­ции на­ше­го биз­не­са. Про­из­вод­ст­вен­ные пло­ща­ди у нас есть, обо­ру­до­ва­ние име­ет­ся, зем­ли под за­строй­ку в дос­тат­ке. Но нель­зя рас­счи­ты­вать на веч­ное про­цве­та­ние ка­ко­го-то од­но­го биз­не­са. Нуж­но смот­реть впе­ред, и мы смот­рим.

По­про­бо­ва­ли за­нять­ся лить­ем. Пусть не­боль­ши­ми пар­тия­ми, но уже по­лу­ча­ем от­лив­ки из алю­ми­ния. Сде­ла­ли вы­сад­ку (спо­соб фор­мов­ки ме­тал­ла. — Авт.). То­же по­шло без про­блем. Те­перь на оче­ре­ди ав­то­ма­ти­че­ские ли­нии. По­том мы ре­ши­ли, что мож­но не толь­ко «же­ле­зо мять», по­че­му бы не взять­ся и за дру­гие то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния?

— Тут яв­но чув­ст­ву­ют­ся идеи Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вил­ко­ва...

— Да-да, а как же! Но и не его од­но­го. У нас «кол­лек­тив­ный ра­зум» ра­бо­та­ет. Кро­ме то­го, на­ши пред­ста­ви­те­ли ез­дят по вы­став­кам, изу­ча­ют ин­но­ва­ци­он­ные про­ек­ты, смот­рят, что в ми­ре и стра­не есть хо­ро­ше­го и при­год­но­го к вне­дре­нию.

— Как вы сти­му­ли­руе­те свой пер­со­нал ра­бо­тать луч­ше?

— Пер­вое — за­ра­бот­ная пла­та. Она у нас вы­ше, чем да­же на круп­ных пред­при­яти­ях го­ро­да. Вто­рой год под­ряд мы вы­пла­чи­ва­ем 13-ю зар­пла­ту, о чем во мно­гих фир­мах уже дав­ным-дав­но по­за­бы­ли, на­вер­ное. В «На­ча­ле» око­ло 500 вы­со­ко­класс­ных спе­циа­ли­стов, а их за уме­рен­ную пла­ту на про­из­вод­ст­ве не за­кре­пишь. Но у нас все, вклю­чая убор­щиц и двор­ни­ков, — пре­крас­ные ра­бот­ни­ки. Бу­де­те на тер­ри­то­рии — са­ми уви­ди­те.

Вто­рое — со­ци­аль­ная под­держ­ка. Мо­ло­дым, же­лаю­щим учить­ся, и ро­ди­те­лям, ко­то­рые хо­тят учить сво­их де­тей, мы да­ем бес­про­цент­ную ссу­ду.

Третье — ус­ло­вия тру­да и бы­та. Раз­де­вал­ки, ду­ше­вые — это как по­ло­же­но на при­лич­ном пред­при­ятии. Спец­оде­ж­да — для всех, при­чем за­во­дская швей­ная мас­тер­ская под­го­ня­ет ее по фи­гу­ре. Слу­жеб­ный транс­порт для со­труд­ни­ков хо­дит без пе­ре­бо­ев, ведь пред­при­ятие ра­бо­та­ет в три сме­ны. Сто­ло­вая у нас, как рань­ше на­зы­ва­ли, ра­бо­чая. В ней чис­то сим­во­ли­че­ские це­ны — 20—30 руб. Кро­ме то­го, рас­че­ты ве­дут­ся че­рез пла­сти­ко­вые кар­ты, то есть из за­ра­бот­ной пла­ты. Ле­том на­ша сто­ло­вая го­то­вит боль­ше по­лу­фаб­ри­ка­тов и вы­печ­ки, для то­го что­бы жен­щи­нам бы­ло лег­че кор­мить свои се­мьи в за­го­род­ных ус­ло­ви­ях. О ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи в ра­до­ст­ные или скорб­ные дни я уж и не го­во­рю — ад­ми­ни­ст­ра­ция все­гда под­дер­жи­ва­ет со­труд­ни­ков. Еже­год­ные ме­ди­цин­ские ос­мот­ры, флюо­ро­гра­фия и про­чее, — это обя­за­тель­ная про­це­ду­ра. Сей­час по­ти­хонь­ку раз­во­ра­чи­ва­ем за­во­дскую фи­зио­те­ра­пию: все-та­ки на­род у нас и на ули­це ра­бо­та­ет, и фи­зи­че­ские на­груз­ки не­ма­лые.

— Да у вас зна­чи­тель­ные за­тра­ты на пер­со­нал...

— О лю­дях нуж­но ду­мать. Все ста­рать­ся са­мо­му, в оди­ноч­ку про­гло­тить — для здо­ро­вья вред­но. А в ко­неч­ном сче­те — и для биз­не­са то­же.

— Ка­кие за­да­чи для вас се­го­дня глав­ные?

— По­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да и ка­че­ст­ва про­дук­ции, умень­ше­ние се­бе­стои­мо­сти. Мы за ва­лом не го­ним­ся. Имидж ком­па­нии — это то­же наш ка­пи­тал.

— Вы до­воль­ны сво­ей жиз­нью?

— Ни­ко­гда об этом не за­ду­мы­вал­ся. Про­сто все вре­мя ра­бо­тал. Но моя се­го­дняш­няя жизнь мне нра­вит­ся. И я рад, что у ме­ня ма­ло сво­бод­но­го вре­ме­ни, что жи­ву все вре­мя на пре­де­ле. Ес­ли на ры­бал­ку вы­ры­ва­юсь раз в ме­сяц, то уже сча­стье. Мо­жет, глав­ное в том, что я не за­ви­шу ни от ко­го. Хо­тя про­блем — мо­ре, на­чи­ная с бес­пре­де­ла цен на ме­талл, на элек­тро­энер­гию, на то­п­ли­во и кон­чая бе­зум­ны­ми та­ри­фа­ми на ус­лу­ги. 


ТЕХ­НИ­ЧЕ­СКАЯ ПО­ЛИ­ТИ­КА КАК СТЕР­ЖЕНЬ ПРО­ИЗ­ВОД­СТ­ВА

Обыч­но в про­из­вод­ст­ве ос­нов­ной упор идет на тех­ни­ку. В ООО «На­ча­ло» ею за­ни­ма­ет­ся тот са­мый Габ­д­ра­хим Габ­д­рах­ма­но­вич За­мал­ди­нов, тех­ни­че­ский ди­рек­тор по под­го­тов­ке про­из­вод­ст­ва, столь тре­пет­но вы­ра­щи­вав­ший про­из­вод­ст­вен­ные коо­пе­ра­ти­вы в на­де­ж­де со­хра­нить ин­же­нер­ный по­тен­ци­ал вве­рен­но­го ему прес­со­во-рам­но­го за­во­да Ка­мА­За. От­ту­да он ушел в 1999 го­ду, но вско­ре, по­сле не­боль­шо­го пе­ре­ры­ва на от­дых, вновь был при­зван в ря­ды ру­ко­во­ди­те­лей.

— С че­го на­чи­на­лись наи­бо­лее хо­до­вые по­став­ки пред­при­ятия?

— Вы­пус­ка­ли две­ри к ВАЗ-2109. За­тем — ка­пот к «де­сят­ке». По­том ста­ли про­из­во­дить рам­ки ра­диа­то­ра прак­ти­че­ски ко всем мо­де­лям, сей­час и для ВАЗ-2110 де­ла­ем. Бы­ли у нас тех­ни­че­ские про­бле­мы с гео­мет­ри­ей и ка­че­ст­вом, осо­бен­но при из­го­тов­ле­нии крыль­ев к ВАЗ-21093. В про­шлом го­ду из­го­то­ви­ли во­семь круп­ных штам­пов. И де­ло по­шло ве­се­лее, де­таль идет без за­ме­ча­ний.

Се­го­дняш­няя на­ша за­бо­та — обес­пе­че­ние вы­со­ко­го ка­че­ст­ва. Мы вло­жи­ли боль­шие сред­ст­ва в об­нов­ле­ние обо­ру­до­ва­ния. И сей­час все де­та­ли, ко­то­рые по­став­ля­ем на ры­нок, име­ют на­шу мар­ки­ров­ку, наш тор­го­вый знак.

— По­че­му так стро­го?

— А по­шли под­дел­ки под «На­ча­ло». За эти го­ды фир­ма сде­ла­ла се­бе имя, вот и хо­тят не­доб­ро­со­ве­ст­ные кон­ку­рен­ты по­поль­зо­вать­ся чу­жим ав­то­ри­те­том. Вот по­че­му у нас на штам­пах те­перь есть мар­ке­ры.

— Ку­да ухо­дят ва­ши из­де­лия?

— В ре­гио­ны Рос­сии и СНГ. На­чи­ная от Под­мос­ко­вья и Мо­ск­вы — и до Ук­раи­ны, Ура­ла, Си­би­ри.

Мы не­дав­но про­во­ди­ли встре­чу с на­ши­ми ди­ле­ра­ми, а их у нас по­ряд­ка двух де­сят­ков. И вот что ме­ня уди­ви­ло: ес­ли у ко­го и бы­ли во­про­сы, то из раз­ря­да мел­ких и лег­ко ре­шае­мых. Ну, ска­жем, по по­во­ду упа­ков­ки или раз­ме­ще­ния гру­за при транс­пор­ти­ров­ке. Мол, за­груз­ка транс­пор­та по­лу­ча­ет­ся не­дос­та­точ­ной. Кое-кто по­про­бо­вал гру­зить то­вар по-сво­ему и по­лу­чил вмя­ти­ны и по­вре­ж­де­ния го­то­вых из­де­лий. А круп­ных про­блем нет. Я, че­ст­но го­во­ря, да­же сам не ожи­дал: не­пло­хо мы все-та­ки про­цесс на­ла­ди­ли.

— Как вам уда­ет­ся улав­ли­вать конъ­юнк­ту­ру?

— По­сто­ян­но от­сле­жи­ва­ем по­треб­но­сти рын­ка, в том чис­ле и че­рез сво­их ди­ле­ров. По­ка что на­ша про­дук­ция вос­тре­бо­ва­на.

— А ес­ли спрос упа­дет? Смо­жет «На­ча­ло» опе­ра­тив­но пе­ре­стро­ить про­из­вод­ст­во?

— Смо­жет. Ведь и се­го­дня по­ми­мо за­пас­ных час­тей к ав­то­мо­би­лям мы про­из­во­дим не­ма­ло то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния: для строи­тель­ст­ва, ре­мон­та зда­ний, ме­бель­но­го про­из­вод­ст­ва (окон­ные и двер­ные пет­ли, руч­ки раз­но­об­раз­но­го на­зна­че­ния, вен­ти­ля­ци­он­ные ре­шет­ки). Не толь­ко штам­пу­ем, но и де­ла­ем свар­ку, сбор­ку уз­лов, ок­ра­ши­ва­ем по по­рош­ко­вой тех­но­ло­гии. При­чем в очень серь­ез­ных объ­е­мах. У нас ведь все свое: и про­ек­ти­ро­ва­ние, и из­го­тов­ле­ние штам­пов, и то­чеч­ная свар­ка, и окон­ча­тель­ное про­из­вод­ст­во из­де­лий. При этом от по­став­щи­ков прак­ти­че­ски не за­ви­сим: мы ма­ло что из ком­плек­тую­щих за­во­зим со сто­ро­ны. На­при­мер, есть та­кая ма­лень­кая де­таль­ка — за­кле­поч­ка на дис­ке сце­п­ле­ния. Ну за­му­чи­ли нас с ней по­став­щи­ки: то пе­ре­бои, то по­вы­ше­ние цен! Так мы взя­ли и по­ста­ви­ли свои хо­лод­но-вы­са­доч­ные ав­то­ма­ты. Те­перь име­ем этих за­кле­по­чек столь­ко, сколь­ко на­до. Да еще и про­да­вать мо­жем. То же са­мое со все­воз­мож­ны­ми шпиль­ка­ми и дру­гим кре­пе­жом. Толь­ко что за­ку­пи­ли ли­тей­ную ма­ши­ну, бу­дем лить руч­ки но­вой кон­фи­гу­ра­ции. Свое — оно и де­шев­ле, и, что для нас очень важ­но, на­деж­нее.

— У вас как тех­ни­че­ско­го ди­рек­то­ра, ка­кие ос­нов­ные за­да­чи?

— Во-пер­вых, обес­пе­чи­вать вы­со­кое ка­че­ст­во. Мы на­чи­на­ем го­то­вить­ся к сер­ти­фи­ка­ции про­из­вод­ст­ва по ISO. Во-вто­рых, оп­ти­маль­ная ме­тал­ло­ем­кость, эко­но­мич­ность. Сде­лать из брев­на спич­ку — ума не на­до. Это в преж­ней эко­но­ми­ке та­кие но­ме­ра мог­ли про­хо­дить, а в ны­неш­них ус­ло­ви­ях — толь­ко же­ст­кий рег­ла­мент и точ­ный рас­чет.

— В оди­ноч­ку это­го до­бить­ся труд­но. Кто на про­из­вод­ст­ве реа­ли­зу­ет тех­ни­че­скую по­ли­ти­ку?

— У нас слу­чай­ных лю­дей в тех­ни­че­ском ру­ко­во­дстве нет. На­ши ве­ду­щие спе­циа­ли­сты от­ра­бо­та­ли в ана­ло­гич­ном про­из­вод­ст­ве по 20—25 лет. К ним мы при­кре­п­ля­ем мо­ло­дых. Плюс к это­му у «На­ча­ла» хо­ро­шая связь с Кам­ским по­ли­тех­ни­че­ским ин­сти­ту­том. Сту­ден­ты-ди­плом­ни­ки бы­ли у нас на про­из­вод­ст­ве, мы им все по­ка­за­ли. Сра­зу по­сле за­щи­ты ди­пло­мов пла­ни­ру­ем их за­брать к се­бе. У нас пра­ви­ло: не­из­вест­ных нам лю­дей на ра­бо­ту в ин­же­нер­ный кор­пус не при­гла­ша­ем.

— Как вы уз­нае­те об оцен­ке ва­ших из­де­лий?

— Вот све­жий при­мер. В жур­на­ле «За ру­лем» не­дав­но бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ре­зуль­та­ты тес­ти­ро­ва­ния про­дук­ции 13 про­из­во­ди­те­лей зад­них тор­моз­ных ко­ло­док. Мы за­ня­ли вто­рое ме­сто, опе­ре­див ряд из­вест­ных, в том чис­ле за­ру­беж­ных, пред­при­ятий. А вто­рое ме­сто — по­то­му толь­ко, что два па­ра­мет­ра (по гео­мет­рии и по тес­ту на от­рыв на­клад­ки от ме­тал­ла) у нас ни­же, чем у фир­мы-ли­де­ра. Они со­от­вет­ст­ву­ют рос­сий­ским стан­дар­там, но ли­дер име­ет по­ка­за­те­ли чуть-чуть луч­ше.

Ко­гда я стал раз­би­рать­ся с этим во­про­сом, то вы­яс­нил, что по гео­мет­рии мы от­ста­ли лишь из-за то­го, что ста­вим ме­талл тол­щи­ной 3,5 мм, а не 4 мм. Еще рань­ше мы про­ве­ря­ли на сво­их стен­дах — ни­ка­ких про­блем нет, экс­плуа­та­ция на­деж­ная и безо­пас­ная. Но че­ты­рех­мил­ли­мет­ро­во­му он не­сколь­ко, на са­мую ма­лость, ус­ту­па­ет.

Те­перь что ка­са­ет­ся от­ры­ва на­клад­ки фер­ро­до (спе­ци­аль­ный ма­те­ри­ал для тор­мо­зов. — Авт.). Та­кой по­ка­за­тель у нас то­же стан­дарт­но на­деж­ный, но сек­рет сле­дую­щий: мы ис­поль­зу­ем оте­че­ст­вен­ный клей, а ли­дер — им­порт­ный. Од­на­ко он зна­чи­тель­но до­ро­же. Со­от­вет­ст­вен­но, и роз­нич­ная це­на то­ва­ра бу­дет вы­ше. А это су­ще­ст­вен­но: у ли­де­ра тес­та це­на ко­ло­док — от 450 руб., у нас же — 190 руб. Есть раз­ни­ца? Я ду­маю, для рос­сий­ско­го ав­то­мо­би­ли­ста есть, и не­ма­лая.

— А что мож­но ска­зать про дру­гие вы­пус­кае­мые ва­ми уз­лы?

— Мы сер­ти­фи­ци­ру­ем ка­ж­дое свое из­де­лие. Это зна­чит, что все они со­от­вет­ст­ву­ют при­ня­тым в стра­не стан­дар­там ка­че­ст­ва. И не бу­дем за­бы­вать, что та­кое ав­то­мо­биль: это сред­ст­во по­вы­шен­ной опас­но­сти. Са­ми по­ни­мае­те, ка­кую роль на­ши уз­лы и де­та­ли, осо­бен­но сце­п­ле­ние и тор­мо­за, иг­ра­ют в обес­пе­че­нии его безо­пас­ной экс­плуа­та­ции. У нас же за­вод, а не «ле­вая» ав­то­мас­тер­ская.

— Да, я это ви­дел. По­хо­же на не­боль­шой, но до­воль­но ак­тив­ный за­вод Ка­мА­За.

— Ко­неч­но, лю­бой за­вод по срав­не­нию с Ка­мА­Зом по­ка­жет­ся ма­лень­ким. Но 2 тыс. че­ло­век — это уже не шут­ки и не ав­то­мас­тер­ская. Мы мог­ли бы ра­бо­тать и при чис­лен­но­сти, ска­жем, 8 тыс. Да мы и не за­ре­ка­ем­ся: пред­при­ятие на подъ­е­ме, рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся...

— Сме­лое за­яв­ле­ние.

— А на­чать та­кое про­из­вод­ст­во в чис­том по­ле — это как? Нас ведь ни­кто не спон­си­ро­вал, мы не на го­то­вое при­шли и ни­чью соб­ст­вен­ность не за­хва­ты­ва­ли.

— Вер­нем­ся к де­лам те­ку­щим. Вы га­ран­ти­руе­те ка­че­ст­во из­де­лий с то­вар­ным зна­ком «На­ча­ло»?

— Все­гда.

— Воз­вра­ты бы­ва­ют?

— Да. Со­тые до­ли про­цен­та от об­ще­го объ­е­ма про­из­вод­ст­ва. Как го­во­рит один мой то­ва­рищ, и на Солн­це пят­на есть. Но по мо­им на­блю­де­ни­ям, воз­вра­ты ча­ще все­го свя­за­ны с не­пра­виль­ной экс­плуа­та­ци­ей или дру­ги­ми субъ­ек­тив­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. А на­ши ди­ле­ры го­ло­ву над при­чи­на­ми воз­вра­та не ло­ма­ют, от­прав­ля­ют нам воз­врат, зная, что ме­ло­чить­ся не ста­нем, за­ме­ним. По­вто­ряю: все это бы­ва­ет край­не ред­ко, мы сво­им име­нем и тор­го­вой мар­кой до­ро­жим.

— На пред­при­ятии мно­го руч­но­го тру­да?

— Не так уж мно­го. Сей­час, на­при­мер, пла­ни­ру­ем на од­ной из опе­ра­ций по ку­зов­ным де­та­лям ста­вить но­вую ли­нию прес­сов. Хо­тя пер­со­нал справ­ля­ет­ся и вруч­ную, а но­вая ли­ния — удо­воль­ст­вие не­де­ше­вое, но для улуч­ше­ния ка­че­ст­ва это не­об­хо­ди­мо. У нас бу­дет ав­то­ма­ти­че­ская ли­ния, ана­ло­гич­ная ва­зов­ской.

— За­чем ид­ти на до­пол­ни­тель­ные за­тра­ты, улуч­шая ор­га­ни­за­цию про­из­вод­ст­ва, ес­ли у вас прак­ти­че­ски нет кон­ку­рен­тов?

— Имидж ком­па­нии до­ро­же де­нег. Это ка­пи­тал, ко­то­рый бу­дет ра­бо­тать на нас в даль­ней­шем. Ес­ли по­тре­би­тель ви­дит над­пись: «Сде­ла­но в ООО ”На­ча­ло”», он дол­жен быть уве­рен: из­де­лие вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ное и на­деж­ное. Я уж не го­во­рю, что по­сто­ян­но улуч­ша­ют­ся ус­ло­вия тру­да ра­бо­чих, что для нас то­же не­ма­ло­важ­но.

— Ес­ли зав­тра один из ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей ав­то­ма­шин пред­ло­жит ООО «На­ча­ло» по­став­лять ку­зов­ные де­та­ли или иные зап­ча­сти для его ав­то­цен­тров в Рос­сии, вы смо­же­те от­ве­тить со­гла­си­ем?

— У нас есть дос­та­точ­но слож­ное и со­вре­мен­ное прес­со­вое обо­ру­до­ва­ние, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие стан­ки с чи­сло­вым про­грамм­ным управ­ле­ни­ем, ко­ор­ди­нат­но-шли­фо­валь­ные стан­ки и элек­тро­эро­зи­он­ные стан­ки. Мы го­то­вы к лю­бым, са­мым серь­ез­ным пред­ло­же­ни­ям. И мы спра­вим­ся. 


        Жур­нал «БОСС» № 3 2004 г.