Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ

ФИЛОСОФИИ ‘ISABERG RAPID AB’

Первый попавший мне в руки безымянный степлер работал так, что лучше бы он не работал вовсе. Это было давно. Я долго крутил его в руках, ища хоть какие-нибудь опознавательные знаки, но безуспешно. Решив, что это дефект всего их степлеровского племени, я долго еще не пользовался этим устройством. Но в итоге пришлось вернуться на круги своя, потому что отечественные ржавые или промасленные скрепки подходили и того меньше для чистой белой бумаги… Логотип нового моего партнера по скреплению листов читался легко, хотя и по-английски: RAPID. Ну, думал я, Рапид и Рапид. Быстрый, значит. И к чему это все? Не самолет же он… Впрочем, когда во второй половине апреля 2001 года довелось лететь в составе группы российских бизнесменов в Швецию, мысль о сходстве с самолетом уже не казалась такой уж невероятной. Хотя бы судя по отношению самой команды компании – производителя к своим изделиям. И это уже без шуток.

Итак, самолет летит в Швецию, в штаб – квартиру компании.

Единая Европа хороша тем, что просто незаметна: никто не вертит твой паспорт так и этак, не пробует его на зуб и не смотрит тебе в зрачки профессиональным взглядом психолога со спецподготовкой.

До самой штаб-квартиры путь неблизкий: сначала в датский Копенгаген, потом пересадка на рейс в шведский Гетеборг, потом перегрузка на автобус фирмы и полтора часа по стране, где, как говорит реклама, все “сделано с умом”. Все, кроме окружающей среды. Судя по природе, она создавала эту страну без большого напряжения: бросила сушу вблизи моря и среди болот, и все дела. Еще с воздуха было заметно, что многочисленные озера, речки и протоки отдают иссиня-черным цветом, что, несомненно, говорило о черном цвете дна. А это в свою очередь означает: торф и болота рядом. Так и вышло. Всю дорогу окаймлял ковер из мхов сродни нашим, северным. Короче, не озеро Рица. Зато все полтора часа езды со скоростью 100 километров в час наблюдалась вдоль дороги непрерывающаяся сетчатая ограда из оцинкованного металла. – Чтобы люди в лес не заходили, – опрометчиво догадался я. – Нет, чтобы лоси на дорогу не выходили, – поправил меня опытный попутчик. И это был не первый мой конфуз в Швеции, где все сделано с умом. Теперь уже без кавычек. Про назначение красных тонких столбиков с белыми полосами, расставленных под углом через каждые 30 метров я запросто спросил, не представляя, зачем это. Оказалось, ночью они отражают свет фар и помогают автомобилисту не съехать в кювет, особенно в тумане или при дожде. Отдельно упомяну про то, что меню нашего обеда во время посещения фабрики было согласовано с нами еще в аэропорту Шереметьево, у водителя автобуса то и дело о чем-то звонил мобильник, а на перекрестки он (водитель) выезжал только трижды посмотрев в ту и другую сторону при абсолютно пустой дороге…

 Скажу честно, после такой прелюдии все увиденное на предприятиях уже не казалось чем-то невероятным.

ШВЕДСКИЙ СОЦИАЛИЗМ: ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ!

Мы приехали в… Куда же мы приехали? Назвать селение Хестра на юге Швеции городом – язык не поворачивается. Ничего выше одного-двух этажей, улица, похоже, вообще одна – главная междугородная трасса. Село? Но нет же огородов с картошкой и коровами. Поселок? Похоже. Но никто ни с кем тут не поселяется. Все живут отдельно в своих уютных домиках- коттеджах. Я так думаю, что вся Хестра разместилась бы в одном средней величины московском доме. В Хестре (похоже, как и во всей стране) тихо. Чисто. Нет людей на улицах (только машины, чистенькие и блестящие). Нет безумной рекламы. У здания фабрики два длинных навеса для велосипедов. Велосипеды красивые и чистенькие. Нет замков и цепей на задних колесах. В здании нет проходной, охраны и прочих бездельных персон. Кругом электронные замки и вежливые надписи когда и что делать. Прямо на входе – небольшая стела во славу тех, кто сделал в прошлом году свыше 14 тысяч рацпредложений, что позволило занять видное место среди себе подобных рационализаторов в Швеции. А в одном из цехов под самым потолком мы увидели мини-транспарант с четырьмя именами и пятизначной цифрой. Это было сообщение о выдающейся группе из четырех рабочих – рационализаторов, получивших за свое предложение премию примерно в 8 тысяч долларов. А? У нас-то про это движение начисто, похоже, забыли.

В офисе, комнатах отдыха на производстве – высокие стойки с подачей горячей воды и чаем, кофе, прохладительными напитками. Посуда вся одноразовая, никто не гремит затертыми мисками на посудомойке. Трудовой распорядок: начало работы в 7-00. В 9-00 кофе-брейк. В специальной чистой комнате рабочие 15 минут пьют чай-кофе и играют в картишки. В 11-00 опять то же самое. В 12-00 обед. Выбор из трех блюд и шведский стол салатов и закусок восьми видов. Из напитков – соки трех видов, молоко, сливки и минералка. В 15-00 опять кофе-брейк. Все за счет фирмы. Окончание работы в 16-00. Лафа, да? Теперь посчитайте. Всех отдыхов набегает 1 час 30 минут. Все остальное время (и ни одной минутой меньше) – все у станков, механизмов, автоматических линий. Никаких перекуров, тем более в цехах. Похоже, что курение здесь вообще вне закона. Большинство рабочих в наушниках, предохраняющих от шума. Так что практически – никаких разговоров. Нужно думать о качестве и производительности… Мы осмотрели два завода, почти ничем не отличающиеся друг от друга по организации процесса. Вот практически автоматизированный цех. Только один робототехнический комплекс выполняет 27 операций: сам точит, сверлит, сваривает, переворачивает, стыкует, пакует и транспортирует в коробки готовые степлеры. А комплексов таких – весь цех… В цехе мощных гидравлических прессов ни запаха горячего масла, ни лязга разболтанных узлов, ни грязи и обрезков металла на полу. Все аккуратно подается специальной транспортерной лентой наружу для дальнейшей переработки. На каждом стеллаже с рулонами металла и прочих материалов - швабра, веничек, совок… Электрокары спроектированы не так, как бывало у нас: водитель сидит не лицом к движению, имея за спиной мертвую зону, а - боком, видя при движении и то, что у него впереди и то, что – условно - позади. Потому что у него при такой посадке все – сбоку.

На производстве и сборке изделий много мелких операций с мелкими детальками. Это делается с сосредоточенным выражением лица, произведенное тут же испытывается вручную самим операционистом. Это не считая того, что контроль качества на предприятиях не выборочный, а сплошной: проверяется КАЖДОЕ изделие. Кстати, про изделия. Их десятки видов и типоразмеров. Степлеры всех назначений – от маленьких карманных, рассчитанных на два-три листа, до тяжеловесов, без видимого усилия и шума пробивающих сотни листов. Отдельно - скобы, над усовершенствованием которых работает целая лаборатория. Плюс – ручной скобозабивной инструмент для домашних работ и промышленного строительства.

 Это то, что мы увидели. А вот то, что услышали. Как вы понимаете и то, и другое оказалось неразрывно взаимосвязано.

БЕЙ ПЕРВЫМ, ПЕЛЛЕ!

Чтобы вы не подумали про ошибку в написании этого подзаголовка: так зовут президента компании - Пелле Хольм (Pelle Holm). На специально организованной встрече он изложил гостям стратегию компании на ближайшие годы. Собственно, уже не одной, а целой группы компаний. Из них две фабрики – в Швеции. Собственно, я о них бегло рассказал. Есть еще одна фабрика во Франции, где производят и упаковывают скобы. Четыре собственные дочерние компании – во Франции, Германии, Англии и Голландии специализируются на продажах в Европе. Два года тому назад создано совместное предприятие в Шанхае. Направление движения группы компаний – закрепиться в мире на ведущих позициях. Двукратно нарастить продажи, в том числе и в России. Для этого приоритетными названы нужды потребителя и прогрессивный маркетинг. Об этом говорил и вице-президент по операциям в Европе Петер Серни (Peter Cerny).

Особое внимание в группе компаний сейчас уделяется работе с торговыми сетями, ассоциациями компаний розничной и оптовой торговли, компаниями по продажам через каталоги. И результаты налицо: в странах, где нет своих производителей аналогичной продукции, Isaberg Rapid AB держит 70 % рынка. И все это не случайности или удачная конюнктура. Просто в компании последовательно реализуют три составных части своей корпоративной философии. Первая: зарабатывать деньги не только сегодня, но и в будущем. Вторая: создавать здоровый рабочий климат для сотрудников компании не только сегодня, но и в будущем. Третья: удовлетворять рынок не только сегодня, но и в будущем. По классификации Пелле Хольма наличие этих трех признаков характеризует процветающую компанию. О своей он этого не сказал. Собственно, это и так подразумевалось.

В завершение два слова на лирические темы. Хозяева позаботились, чтобы за фактически одни сутки пребывания гостей из России они успели увидеть, услышать и ощутить как можно больше. Начать с размещения в коттеджах у подножия той самой горы Исаберг, что дала имя компании. Затем совершенно неподражаемый экстрим: вечерние гонки самих гостей по картингу под дождем, но вполне профессионально оснащенные и экипированные. И, наконец, романтический вечер в пивном ресторанчике, где один из нас установил рекорд местности по поглощению одного литра местного непастеризованного пива из специальной огромной колбы и на скорость. Рекорд: 16 секунд, втрое быстрее какого-то голландского или немецкого пивохлеба. Знай наших! Если уж не по степлерам, то по пиву мы всех круче…

В заключение редакция журнала «Канцелярское дело» благодарит представителя компании Isaberg Rapid AB в России и странах СНГ Михаила Дивина за прекрасно организованную поездку.


        Леонтий Букштейн

Фото автора

 

       Москва-Стокгольм-Хестра-Москва

       журнал «Канцелярское дело»

       1999 г.