Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Гри­го­рий КА­РА­СИН: вер­нуть парт­не­ров к здра­во­му смыс­лу


Бе­се­ду вел Ле­он­тий Бук­штейн


День ди­пло­ма­ти­че­ско­го ра­бот­ни­ка 10 фев­ра­ля стра­на от­ме­ти­ла в пя­тый раз. Чем бы­ла при­ме­ча­тель­на про­шед­шая пя­ти­лет­ка для Ми­ни­стер­ст­ва ино­стран­ных дел РФ — об этом наш кор­рес­пон­дент бе­се­ду­ет с за­мес­ти­те­лем ми­ни­ст­ра ино­стран­ных дел Рос­сии Гри­го­ри­ем Ка­ра­си­ным.


— Гри­го­рий Бо­ри­со­вич, ка­кие уси­лия пред­при­ни­ма­ло и пред­при­ни­ма­ет внеш­не­по­ли­ти­че­ское ве­дом­ст­во в зо­нах «за­мо­ро­жен­ных кон­флик­тов»: Аб­ха­зии, Юж­ной Осе­тии и На­гор­ном Ка­ра­ба­хе?

— Все так на­зы­вае­мые за­мо­ро­жен­ные кон­флик­ты на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве яв­ля­ют­ся про­дук­том рас­па­да СССР. Важ­но по­ни­мать, что имен­но бла­го­да­ря дея­тель­ной и от­вет­ст­вен­ной ро­ли Рос­сии, на­ших по­ли­ти­ков и ми­ро­твор­цев, в этих ре­гио­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся от­но­си­тель­ная ста­биль­ность. В рам­ках уре­гу­ли­ро­ва­ния гру­зи­но-осе­тин­ско­го и гру­зи­но- аб­хаз­ско­го кон­флик­тов Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция про­во­дит кро­пот­ли­вую по­ли­ти­ко-ди­пло­ма­ти­че­скую по­сред­ни­че­скую ра­бо­ту, вы­сту­пая в ка­че­ст­ве со­дей­ст­вую­щей сто­ро­ны в пе­ре­го­вор­ных про­цес­сах. При на­шем пря­мом со­дей­ст­вии осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская реа­би­ли­та­ция кон­фликт­ных зон, ока­зы­ва­ет­ся гу­ма­ни­тар­ная по­мощь на­се­ле­нию Аб­ха­зии и Юж­ной Осе­тии.

Важ­ным эле­мен­том в уре­гу­ли­ро­ва­нии гру­зи­но-осе­тин­ско­го и гру­зи­но-аб­хаз­ско­го кон­флик­тов яв­ля­ет­ся дея­тель­ность рос­сий­ских ми­ро­твор­цев, ко­то­рые уже бо­лее 15 лет обес­пе­чи­ва­ют ре­жим пре­кра­ще­ния ог­ня и безо­пас­ность мир­ных гра­ж­дан в зо­нах кон­флик­тов. По­рой и це­ной соб­ст­вен­ных жиз­ней.

Оче­вид­но, что для по­ис­ка проч­но­го и жиз­не­спо­соб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния не­об­хо­ди­мо ус­та­нов­ле­ние в ре­гио­не ат­мо­сфе­ры до­ве­рия и ста­биль­но­сти. По­сто­ян­ные во­ин­ст­вен­ные за­яв­ле­ния и про­во­ка­ци­он­ные ша­ги спо­соб­ст­ву­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­но­му. Мы по­сле­до­ва­тель­но вы­сту­па­ем за ско­рей­шее при­ня­тие кон­флик­тую­щи­ми сто­ро­на­ми обя­зы­ваю­щих до­ку­мен­тов о не­во­зоб­нов­ле­нии во­ен­ных дей­ст­вий и га­ран­ти­ях безо­пас­но­сти. Это по­зво­ли­ло бы дви­гать­ся даль­ше по уже на­ме­чен­ным в су­ще­ст­вую­щих пе­ре­го­вор­ных ме­ха­низ­мах пла­нам уре­гу­ли­ро­ва­ния.

Что ка­са­ет­ся уре­гу­ли­ро­ва­ния на­гор­но-ка­ра­бах­ско­го кон­флик­та, то на этом на­прав­ле­нии Рос­сия дей­ст­ву­ет как в рам­ках ме­ж­ду­на­род­ных уси­лий — че­рез рос­сий­ское со­пред­се­да­тель­ст­во в Мин­ской груп­пе ОБ­СЕ (вме­сте с кол­ле­га­ми из США и Фран­ции), так и пу­тем про­ве­де­ния дву­сто­рон­них встреч и пе­ре­го­во­ров с Азер­бай­джа­ном и Ар­ме­ни­ей. Здесь так­же чрез­вы­чай­но важ­но обес­пе­чить мир и безо­пас­ность, вос­ста­но­вить нор­маль­ную со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую жиз­не­дея­тель­ность ре-гио­на.

Не­смот­ря на со­хра­няю­щие­ся по­ка раз­но­гла­сия ме­ж­ду сто­ро­на­ми по ос­нов­ным прин­ци­пам уре­гу­ли­ро­ва­ния, мно­гое сде­ла­но на пу­ти к дос­ти­же­нию ба­зо­вой до­го­во­рен­но­сти, под­го­тов­лен­ной при са­мом ак­тив­ном уча­стии ме­ж­ду­на­род­ных по­сред­ни­ков, вклю­чая Рос­сию. Мы уве­ре­ны, что при про­яв­ле­нии со сто­ро­ны Ба­ку и Ере­ва­на над­ле­жа­щей по­ли­ти­че­ской во­ли ком­про­мисс воз­мо­жен. Рос­сий­ская сто­ро­на про­дол­жит в ини­циа­тив­ном клю­че свои по­сред­ни­че­ские уси­лия.

— Как раз­ви­ва­ет­ся си­туа­ция в Прид­не­ст­ро­вье?

— Ос­нов­ные па­ра­мет­ры прид­не­ст­ров­ско­го уре­гу­ли­ро­ва­ния — это раз­ра­бот­ка осо­бо­го на­деж­но га­ран­ти­ро­ван­но­го ста­ту­са Прид­не­ст­ро­вья при со­хра­не­нии тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти Мол­да­вии. Рос­сия и здесь доб­ро­со­ве­ст­но вы­пол­ня­ет мис­сию по­сред­ни­ка в про­цес­се вы­ра­бот­ки та­ких ре­ше­ний. Это яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ным от­ра­же­ни­ем той ро­ли, ко­то­рую на­ша стра­на иг­ра­ет в ре­гио­не, и сви­де­тель­ст­вом ува­же­ния к ней сто­рон.

В по­след­нее вре­мя при­хо­ди­лось иметь де­ло с на­стой­чи­вы­ми по­пыт­ка­ми без­аль­тер­на­тив­но пред­ла­гать в рам­ках ре­ше­ний прид­не­ст­ров­ско­го кон­флик­та уни­тар­ную мо­дель вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва го­су­дарств. Фак­ти­че­ски речь идет об от­ка­зе от ра­нее вы­ра­бо­тан­ных в хо­де пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са кон­ст­рук­тив­ных за­де­лов, гиб­ких ком­про­мис­сов, от­ра­жаю­щих бо­га­тый ми­ро­вой опыт уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­тов, ба­зи­рую­щий­ся на прин­ци­пах ОБ­СЕ. Нас бес­по­ко­ит, что за этим мая­чит же­ст­кое внеш­нее дав­ле­ние, ко­то­рое при­кры­ва­ет­ся рас­су­ж­де­ния­ми о не­до­пус­ти­мо­сти со­хра­не­ния ста­тус-кво. Спра­ши­ва­ет­ся, кто го­тов брать на се­бя от­вет­ст­вен­ность за то, что пре­сло­ву­тое «раз­мо­ра­жи­ва­ние» мо­жет при­вес­ти к во­зоб­нов­ле­нию от­кры­то­го про­ти­во­стоя­ния? Ведь по­доб­ные под­хо­ды на­вя­зы­ва­ют­ся, не­смот­ря на край­нее ос­лаб­ле­ние вза­им­но­го до­ве­рия сто­рон кон­флик­та.

В этих ус­ло­ви­ях на­ши пред­ста­ви­те­ли стре­мят­ся убе­дить уча­ст­ни­ков пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са и на­блю­да­те­лей от США и ЕС в не­об­хо­ди­мо­сти от­ка­зать­ся от так­ти­ки уль­ти­ма­ту­мов, иг­но­ри­ро­ва­ния за­кон­ных ин­те­ре­сов той или иной кон­флик­тую­щей сто­ро­ны. Оши­боч­ны и по­пыт­ки пе­ре­черк­нуть вы­ра­бо­тан­ные кон­ст­рук­тив­ные за­де­лы. Вы­ход на взаи­мо­при­ем­ле­мое дол­го­сроч­ное ре­ше­ние воз­мо­жен толь­ко при ус­ло­вии во­зоб­нов­ле­ния рав­но­прав­но­го диа­ло­га ме­ж­ду Ки­ши­не­вом и Ти­рас­по­лем, тер­пе­ли­во­го по­ис­ка ре­ше­ния про­бле­мы.

— Чем за­кон­чи­лись пе­ре­го­во­ры с Гру­зи­ей о ее по­зи­ции по всту­п­ле­нию Рос­сии в ВТО?

— На­пом­ню, что пе­ре­го­во­ры с Гру­зи­ей по во­про­су о всту­п­ле­нии Рос­сии в ВТО ус­пеш­но за­вер­ши­лись еще в 2004 го­ду — со­от­вет­ст­вую­щий про­то­кол был под­пи­сан 28 мая. Од­на­ко 14 ию­ля 2006 го­да Гру­зия ото­зва­ла свою под­пись под этим до­ку­мен­том (шаг в прак­ти­ке ВТО бес­пре­це­дент­ный), вы­дви­нув ряд пре­тен­зий к Рос­сии. Из них на на­ча­ло фев­ра­ля 2007 го­да ос­та­лась од­на — на­ли­чие не кон­тро­ли­руе­мых гру­зин­ски­ми вла­стя­ми (так на­зы­вае­мых не­ле­ги­тим­ных) пунк­тов про­пус­ка на аб­хаз­ском и юго-осе­тин­ском уча­ст­ках рос­сий­ско-гру­зин­ской гра­ни­цы.

Счи­та­ем эту пре­тен­зию без­ос­но­ва­тель­ной как с точ­ки зре­ния ее по­ста­нов­ки в кон­тек­сте ВТО, так и по су­ще­ст­ву.

В прин­ци­пе пра­ви­ла ВТО во­об­ще не ре­гу­ли­ру­ют та­кие во­про­сы, как ме­сто­рас­по­ло­же­ние и гра­фик ра­бо­ты пунк­тов про­пус­ка. Я не го­во­рю уже о том, что при всту­п­ле­нии в ВТО в 1999 го­ду Гру­зия офи­ци­аль­но за­фик­си­ро­ва­ла не­воз­мож­ность при­ме­не­ния сво­его та­мо­жен­но­го и внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в Аб­ха­зии и Юж­ной Осе­тии.

По су­ти же де­ла мож­но ска­зать сле­дую­щее. Все пунк­ты про­пус­ка на рос­сий­ско-гру­зин­ской гра­ни­це, в том чис­ле на аб­хаз­ском и юго-осе­тин­ском ее уча­ст­ках, бы­ли соз­да­ны на ос­но­ва­нии про­то­ко­ла ме­ж­ду та­мо­жен­ны­ми служ­ба­ми на­ших стран, под­пи­сан­но­го в 1992 го­ду и офи­ци­аль­но под­твер­жден­но­го в 2001 го­ду. Меж­пра­ви­тель­ст­вен­ное со­гла­ше­ние 1993 го­да о пунк­тах про­пус­ка че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу обя­за­ло сто­ро­ны офи­ци­аль­но от­крыть пунк­ты про­пус­ка на мес­те фак­ти­че­ски дей­ст­вую­щих — без де­ле­ния на «кон­тро­ли­руе­мые» и «не­кон­тро­ли­руе­мые». В 2000 го­ду мы пред­ло­жи­ли гру­зин­ской сто­ро­не офи­ци­аль­но от­крыть два та­ких пунк­та — «Верх­ний Ларс» и «Ниж­ний За­ра­маг», но Тби­ли­си от­ка­зал­ся, ссы­ла­ясь на не­за­вер­шен­ность де­ли­ми­та­ции и де­мар­ка­ции гра­ни­цы. Та­ким об­ра­зом, ес­ли сле­до­вать гру­зин­ской ло­ги­ке, то и пункт про­пус­ка «Верх­ний Ларс», на­хо­дя­щий­ся вне тер­ри­то­рии Аб­ха­зии и Юж­ной Осе­тии, не­ле­ги­ти­мен.

При этом, что бы ни го­во­ри­ли гру­зин­ские вла­сти, на всех пунк­тах про­пус­ка мы при­ме­ня­ем еди­ный та­мо­жен­ный ре­жим, ве­дем борь­бу с кон­тра­бан­дой и не­за­кон­ным обо­ро­том ору­жия, нар­ко­ти­ков и иных ма­те­риа­лов, в от­но­ше­нии ко­то­рых су­ще­ст­ву­ют ог­ра­ни­че­ния.

Эта по­зи­ция бы­ла до­ве­де­на до гру­зин­ской сто­ро­ны в хо­де кон­суль­та­ций эко­но­ми­че­ских ве­домств двух стран, со­сто­яв­ших­ся 24 ян­ва­ря 2007 го­да в Же­не­ве. Но­вый ра­унд пе­ре­го­во­ров пла­ни­ро­вал­ся ори­ен­ти­ро­воч­но на ко­нец фев­ра­ля. Мы к про­дол­же­нию диа­ло­га го­то­вы.

Два сло­ва о на­ших от­но­ше­ни­ях с Гру­зи­ей в бо­лее ши­ро­ком кон­тек­сте. В на-ча­ле ны­неш­не­го го­да у гру­зин­ско­го ру­ко­во­дства вновь поя­ви­лась воз­мож­ность сде­лать вы­бор в поль­зу нор­маль­ных, ува­жи­тель­ных от­но­ше­ний с на­ми. Имен­но от это­го за­ви­сят ре­аль­ные под­виж­ки во мно­гих сфе­рах, в том чис­ле в уре­гу­ли­ро­ва­нии кон­флик­тов. Вер­нув­ший­ся в Тби­ли­си по­сол В.Е. Ко­ва­лен­ко яс­но дал по­нять это гру­зин­ско­му ру­ко­во­дству. Бу­дем на­де­ять­ся, что вы­бор на сей раз ока­жет­ся пра­виль­ным.

— Поль­ша про­дол­жа­ет упор­ст­во­вать со сво­им ве­то в ЕС. Ваш про­гноз: что бу­дет даль­ше?

— Но­вое со­гла­ше­ние о со­труд­ни­че­ст­ве Рос­сии с Ев­ро­пей­ским сою­зом нуж­но нам не в боль­шей сте­пе­ни, чем Ев­ро­сою­зу. Как толь­ко внут­ри ЕС ис­чез­нут ис­кус­ст­вен­ные пре­пят­ст­вия на пу­ти к на­ча­лу пе­ре­го­во­ров, а та­ко­вым яв­ля­ет­ся сей­час, как из­вест­но, ве­то Поль­ши на их про­ве­де­ние, мы бу­дем к ним го­то­вы.

Что ка­са­ет­ся из­бран­но­го Вар­ша­вой по­во­да для это­го ве­то — вве­ден­но­го ра­нее Рос­сель­хоз­над­зо­ром за­пре­та на ввоз в Рос­сию не­ко­то­рых ви­дов жи­вот­но­вод­че­ской про­дук­ции из Поль­ши, — то путь ре­ше­ния во­про­са с мяс­ным эм­бар­го хо­ро­шо из­вес­тен: пре­дос­тав­ле­ние дей­ст­вен­ных га­ран­тий не­до­пу­ще­ния по­ста­вок в Рос­сию не сер­ти­фи­ци­ро­ван­ной долж­ным об­ра­зом про­дук­ции.

Наш Рос­сель­хоз­над­зор от­крыт для кон­так­тов. Он пред­ло­жил на­пра­вить в бли­жай­шие дни в Поль­шу ве­те­ри­нар­ных спе­циа­ли­стов для изу­че­ния то­го, как вы­пол­ня­ют­ся рос­сий­ские ве­те­ри­нар­но-са­ни­тар­ные тре­бо­ва­ния при за­го­тов­ке, хра­не­нии, пе­ре­ра­бот­ке про­дук­ции жи­вот­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, пред­на­зна­чен­ной для по­став­ки в Рос­сию, а так­же для оз­на­ком­ле­ния с сис­те­мой взаи­мо­дей­ст­вия поль­ских ком­пе­тент­ных служб при пе­ре­се­че­нии эти­ми гру­за­ми гра­ни­цы Ев­ро­сою­за.

От ре­зуль­та­тов их ра­бо­ты бу­дут за­ви­сеть тех­ни­че­ские па­ра­мет­ры и воз­мож­ные сро­ки при­ня­тия ре­ше­ния об от­ме­не или о со­хра­не­нии дей­ст­вую­щих ог­ра­ни­че­ний. Как и в дру­гих во­про­сах, ос­но­вы­вать­ся нуж­но на здра­вом смыс­ле и ло­ги­ке.

— Лат­вия и Эс­то­ния про­дол­жа­ют де­мон­ст­ри­ро­вать край­не не­ува­жи­тель­ную и да­же вра­ж­деб­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к рус­ским, про­жи­ваю­щим в этих стра­нах, к ис­то­рии Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, к па­мят­ни­кам со­вет­ским вои­нам. Воз­мож­но­сти рос­сий­ско­го МИ­Да как-то по­вли­ять на кол­лег-при­бал­тов ис­чер­па­ны?

— Воз­мож­но­сти вер­нуть парт­не­ров к здра­во­му смыс­лу ни­ко­гда не сто­ит счи­тать ис­чер­пан­ны­ми. За­щи­та ин­те­ре­сов на­ших со­гра­ж­дан и со­оте­че­ст­вен­ни­ков в Лат­вии и Эс­то­нии ос­та­ет­ся цен­траль­ным эле­мен­том рос­сий­ской по­ли­ти­ки на при­бал­тий­ском на­прав­ле­нии. В этой ра­бо­те рос­сий­ская ди­пло­ма­тия опи­ра­ет­ся на об­ще­при­ня­тые нор­мы и прин­ци­пы в об­лас­ти прав че­ло­ве­ка, про­вод­ни­ка­ми ко­то­рых в си­лу сво­его пред­на­зна­че­ния при­зва­ны вы­сту­пать про­филь­ные ме­ж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции. Про­бле­мы, свя­зан­ные с на­ру­ше­ни­ем прав рус­скоя­зыч­но­го на­се­ле­ния в При­бал­ти­ке, мы бу­дем про­дол­жать це­ле­на­прав­лен­но ста­вить как в мно­го­сто­рон­них фор­ма­тах, так и в дву­сто­рон­них кон­так­тах с за­ру­беж­ны­ми парт­не­ра­ми до тех пор, по­ка по­ло­же­ние в этой сфе­ре кар­ди­наль­но не улуч­шит­ся. Тер­пе­ния у нас хва­тит.

Кон­крет­но же речь идет о том, что­бы лат­вий­ские и эс­тон­ские вла­сти вы­пол­ни­ли ре­гу­ляр­но ад­ре­суе­мые им Со­ве­том Ев­ро­пы, ОБ­СЕ, ООН, дру­ги­ми ав­то­ри­тет­ны­ми ме­ж­ду­на­род­ны­ми струк­ту­ра­ми ре­ко­мен­да­ции от­но­си­тель­но уст­ра­не­ния ано­маль­но­го для со­вре­мен­ной Ев­ро­пы яв­ле­ния мас­со­во­го без­гра­ж­дан­ст­ва и пре­дос­тав­ле­ния на­цио­наль­ным мень­шин­ст­вам ба­зо­вых по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских прав. Не бо­лее, но и не ме­нее. Сло­вом, при­сталь­ное вни­ма­ние ме­ж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ст­ва к си­туа­ции с пра­ва­ми че­ло­ве­ка в Лат­вии и Эс­то­нии МИД РФ счи­та­ет за­ло­гом то­го, что рус­скоя­зыч­ное на­се­ле­ние в этих стра­нах не ос­та­нет­ся один на один с по­ли­ти­кой дис­кри­ми­на­ции.

Ни в ко­ей ме­ре мы не на­ме­ре­ны ос­лаб­лять про­ти­во­дей­ст­вие опас­ным иде­ям пе­ре­смот­ра ито­гов Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В свя­зи с этим под­черк­ну важ­ность при­ня­той не­дав­но по ини­циа­ти­ве Рос­сии на 61-й сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН ре­зо­лю­ции «Не­до­пус­ти­мость оп­ре­де­лен­ных ви­дов прак­ти­ки, ко­то­рые спо­соб­ст­ву­ют эс­ка­ла­ции со­вре­мен­ных форм ра­сиз­ма, ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции, ксе­но­фо­бии и свя­зан­ной с ни­ми не­тер­пи­мо­сти». Прин­ци­пи­аль­но зна­чи­мым по­ло­же­ни­ем это­го до­ку­мен­та яв­ля­ет­ся ука­за­ние на то, что воз­ве­де­ние мо­ну­мен­тов в честь быв­ших чле­нов пре­ступ­ной ор­га­ни­за­ции «Ваф­фен-СС», ку­да, как из­вест­но, вхо­ди­ли ла­тыш­ский и эс­тон­ский ле­гио­ны, про­ве­де­ние их ше­ст­вий и дру­гие по­доб­ные ак­ты аб­со­лют­но не­со­вмес­ти­мы с обя­за­тель­ст­ва­ми го­су­дарств — чле­нов ООН и мо­гут под­па­дать под дей­ст­вие ста­тьи 4 Ме­ж­ду­на­род­ной кон­вен­ции о ли­к­ви­да­ции всех форм ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции. Эта ста­тья ус­та­нав­ли­ва­ет чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду уго­лов­но на­ка­зуе­мы­ми дея­ния­ми и пра­вом на сво­бо­ду со­б­ра­ний и убе­ж­де­ний.

Рос­сия, за­пла­тив­шая ог­ром­ную це­ну за по­бе­ду над фа­шиз­мом, не мо­жет ос­та­вать­ся и не ос­та­нет­ся без­у­ча­ст­ной к раз­вер­нув­шей­ся в Эс­то­нии кам­па­нии по де­мон­та­жу па­мят­ни­ков со­вет­ским вои­нам. МИД Рос­сии бу­дет про­дол­жать же­ст­ко реа­ги­ро­вать на ре­ван­ши­ст­ские тен­ден­ции в Эс­то­нии, ис­поль­зуя все имею­щие­ся воз­мож­но­сти воз­дей­ст­вия на Тал­лин. Рас­счи­ты­ва­ем, что в ко­неч­ном сче­те в Эс­то­нии во­зоб­ла­да­ет здра­вый смысл и реа­ли­стич­но мыс­ля­щим по­ли­ти­че­ским си­лам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в раз­ви­тии доб­ро­со­сед­ских от­но­ше­ний с Рос­си­ей, уда­ст­ся вос­пре­пят­ст­во­вать реа­ли­за­ции ко­щун­ст­вен­ных за­мы­слов эс­тон­ских на­цио­нал-ра­ди­ка­лов. По­пыт­ки из­де­ва­тель­ско­го от­но­ше­ния к вои­нам, по­бе­див­шим фа­шизм, долж­ны по­лу­чить же­ст­кую от­по­ведь все­го ме­ж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ст­ва.

— Ка­ко­вы ито­ги пер­во­го го­да ра­бо­ты но­во­го де­пар­та­мен­та в струк­ту­ре МИД РФ — Де­пар­та­мен­та по ра­бо­те с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми за ру­бе­жом (ДРС)?

— Не­дав­но на оче­ред­ном за­се­да­нии Пра­ви­тель­ст­вен­ной ко­мис­сии по де­лам со­оте­че­ст­вен­ни­ков за ру­бе­жом, ко­то­рую воз­глав­ля­ет ми­нистр ино­стран­ных дел Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции С.В. Лав­ров, мы под­ве­ли ито­ги ра­бо­ты с за­ру­беж­ны­ми со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми в 2006 го­ду.

Бы­ло от­ме­че­но, что на этом на­прав­ле­нии на­ча­ли про­ис­хо­дить ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния. Дей­ст­ви­тель­но, су­ди­те са­ми. В про­шлом го­ду при­ня­ты Про­грам­ма ра­бо­ты с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми на 2006—2008 го­ды и Го­су­дар­ст­вен­ная про­грам­ма по ока­за­нию со­дей­ст­вия доб­ро­воль­но­му пе­ре­се­ле­нию в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию со­оте­че­ст­вен­ни­ков, про­жи­ваю­щих за ру­бе­жом. Эти про­грам­мы, а так­же ут­вер­жден­ная не­сколь­ко рань­ше фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма «Рус­ский язык (2006—2010 го­ды)» со­ста­вят ос­но­ву ра­бо­ты с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми на не­сколь­ко пред­стоя­щих лет.

По­сле про­дол­жи­тель­ной пя­ти­лет­ней пау­зы в ок­тяб­ре 2006 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге со­сто­ял­ся Все­мир­ный кон­гресс со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в его ра­бо­те при­нял уча­стие пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции В.В. Пу­тин. В сво­ем вы­сту­п­ле­нии на кон­грес­се он под­твер­дил ли­нию ру­ко­во­дства стра­ны на все­мер­ную под­держ­ку со­оте­че­ст­вен­ни­ков и за­щи­ту их за­кон­ных прав и ин­те­ре­сов.

В 2006 го­ду мы ста­ра­лись со­дей­ст­во­вать про­цес­сам кон­со­ли­да­ции ор­га­ни­за­ций за­ру­беж­ных со­оте­че­ст­вен­ни­ков. Бы­ли про­ве­де­ны ре­гио­наль­ные кон­фе­рен­ции со­оте­че­ст­вен­ни­ков го­су­дарств При­бал­ти­ки и Цен­траль­ной Азии, пред­ста­ви­тель­ные со­ве­ща­ния в Ду­шан­бе, Биш­ке­ке, Ва­шинг­то­не и Брюс­се­ле. Важ­ный шаг на этом на­прав­ле­нии был сде­лан на кон­грес­се, ко­то­рый при­нял ре­ше­ние о соз­да­нии ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та со­оте­че­ст­вен­ни­ков.

Зна­чи­тель­ные уси­лия пред­при­ни­ма­лись по су­ще­ст­вен­но­му улуч­ше­нию ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков. Бы­ла про­ве­де­на ра­бо­та по под­го­тов­ке к за­пус­ку спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го из­да­ния, соз­да­нию со­от­вет­ст­вую­ще­го ин­тер­нет-пор­та­ла, ус­та­нов­ле­но ра­бо­чее взаи­мо­дей­ст­вие с ря­дом за­ру­беж­ных из­да­ний со­оте­че­ст­вен­ни­ков.

В цен­тре вни­ма­ния на­хо­ди­лись во­про­сы ста­ту­са рус­ско­го язы­ка, пре­ж­де все­го в го­су­дар­ст­вах СНГ и При­бал­ти­ки. Дан­ная про­бле­ма­ти­ка не­од­но­крат­но рас­смат­ри­ва­лась на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ст­вен­ной ко­мис­сии по де­лам со­оте­че­ст­вен­ни­ков за ру­бе­жом, при ее со­дей­ст­вии во всех стра­нах СНГ и При­бал­ти­ки бы­ли про­ве­де­ны кон­фе­рен­ции и круг­лые сто­лы по ста­ту­су рус­ско­го язы­ка.

В 2006 го­ду уда­лось до­бить­ся рит­мич­но­сти в ра­бо­те са­мой ко­мис­сии. Все на­ме­чен­ные пла­ном во­про­сы рас­смот­ре­ны, по ним при­ня­ты ре­ше­ния, ко­то­рые в на­стоя­щее вре­мя реа­ли­зу­ют­ся. Уси­ле­на ко­ор­ди­на­ция субъ­ек­тов, дей­ст­вую­щих сре­ди со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в том чис­ле ми­ни­стерств, ве­домств, ря­да рос­сий­ских ре­гио­нов. По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции дея­тель­ность ко­мис­сии рас­про­стра­не­на на стра­ны даль­не­го за­ру­бе­жья.

Соз­дан­ный в кон­це 2005 го­да Де­пар­та­мент по ра­бо­те с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми за ру­бе­жом ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность под­раз­де­ле­ний цен­траль­но­го ап­па­ра­та и за­гра­нуч­ре­ж­де­ний Ми­ни­стер­ст­ва ино­стран­ных дел Рос­сии на дан­ном на­прав­ле­нии, ак­тив­но со­труд­ни­ча­ет с ор­га­ни­за­ция­ми за­ру­беж­ной рос­сий­ской ди­ас­по­ры. Кро­ме то­го, ДРС вы­пол­ня­ет функ­ции сек­ре­та­риа­та ко­мис­сии, а в пе­ри­од под­го­тов­ки к кон­грес­су вы­сту­пал в ка­че­ст­ве сек­ре­та­риа­та орг­ко­ми­те­та.

Убе­ж­ден, что ре­ше­ние о соз­да­нии та­ко­го спе­ци­аль­но­го де­пар­та­мен­та в струк­ту­ре МИ­Да се­бя оп­рав­да­ло. Он стал цен­тром ак­тив­но­сти по свя­зям с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми и уже внес ощу­ти­мый вклад в ак­ти­ви­за­цию ра­бо­ты. А ведь про­шел все­го лишь год с мо­мен­та его об­ра­зо­ва­ния. Темп на­бран не­пло­хой.

— Наш жур­нал по­свя­щен рос­сий­ско­му биз­не­су. В свя­зи с этим по­след­ний во­прос: как рос­сий­ские за­гран­пред­ста­ви­тель­ст­ва внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го ве­дом­ст­ва лоб­би­ру­ют за ру­бе­жом ин­те­ре­сы оте­че­ст­вен­но­го биз­не­са, ста­ло ли это по­все­днев­ной прак­ти­кой, как в дру­гих стра­нах?

— Ока­за­ние со­дей­ст­вия оте­че­ст­вен­ным пред­при­ни­ма­те­лям уже срав­ни­тель­но дав­но яв­ля­ет­ся од­ной из клю­че­вых со­став­ляю­щих ра­бо­ты МИД Рос­сии. По­доб­ное со­дей­ст­вие за­клю­ча­ет­ся пре­ж­де все­го в ди­пло­ма­ти­че­ском со­про­во­ж­де­нии зна­чи­мых про­ек­тов рос­сий­ско­го биз­не­са за ру­бе­жом.

Не сек­рет, что для ус­пеш­но­го ос­вое­ния за­ру­беж­ных рын­ков не­ред­ко при­хо­дит­ся за­дей­ст­во­вать по­ли­ти­че­ский ав­то­ри­тет го­су­дар­ст­ва. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся тех стран, на рын­ки ко­то­рых Рос­сия вы­хо­дит с оп­ре­де­лен­ным ис­то­ри­че­ским опо­зда­ни­ем, они уже дав­но по­де­ле­ны на­ши­ми за­ру­беж­ны­ми кон­ку­рен­та­ми. Рос­сий­ские же по­соль­ст­ва рас­по­ла­га­ют ис­чер­пы­ваю­щей ин­фор­ма­ци­ей об эко­но­ми­ке стра­ны пре­бы­ва­ния, пер­спек­ти­вах дву­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ст­ва, по­ли­ти­че­ском кли­ма­те. На ос­но­ве ана­ли­за ука­зан­ных дан­ных со­став­ля­ют­ся прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции по ве­де­нию биз­не­са в той или иной стра­не.

В по­след­нее вре­мя в Рос­сии на­блю­да­ет­ся оче­вид­ный эко­но­ми­че­ский подъ­ем, что во мно­гом оп­ре­де­ля­ет рост за­ру­беж­ной ак­тив­но­сти оте­че­ст­вен­но­го биз­не­са. К со­жа­ле­нию, мы за­час­тую стал­ки­ва­ем­ся с фак­та­ми не­обос­но­ван­но­го с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния при­тес­не­ния на­ших ком­па­ний за ру­бе­жом. По­это­му дру­гим важ­ным на­прав­ле­ни­ем ра­бо­ты МИ­Да и его за­гра­нуч­ре­ж­де­ний яв­ля­ет­ся про­ти­во­дей­ст­вие на по­ли­ти­че­ском уров­не по­доб­ной дис­кри­ми­на­ции и за­щи­та за­кон­ных ин­те­ре­сов рос­сий­ских ком­па­ний.

В це­лом же на­ши кон­так­ты с рос­сий­ски­ми де­ло­вы­ми кру­га­ми в по­след­нее вре­мя при­об­ре­та­ют упо­ря­до­чен­ный сис­те­ма­ти­че­ский ха­рак­тер. Ми­ни­стер­ст­во за­клю­чи­ло це­лый ряд со­гла­ше­ний о со­труд­ни­че­ст­ве с ве­ду­щи­ми рос­сий­ски­ми пред­при­ни­ма­тель­ски­ми объ­е­ди­не­ния­ми и круп­ны­ми ком­па­ния­ми. В рам­ках этих со­гла­ше­ний про­ис­хо­дит ре­гу­ляр­ный вза­им­ный об­мен ин­фор­ма­ци­ей, по­зво­ляю­щий за­бла­го­вре­мен­но со­гла­со­вы­вать со­вме­ст­ные ша­ги по лоб­би­ро­ва­нию на­цио­наль­ных ин­те­ре­сов, а так­же из­бе­гать не­же­ла­тель­ной кон­ку­рен­ции оте­че­ст­вен­ных ком­па­ний на внеш­них рын­ках. Мы так­же на­прав­ля­ем в ад­рес де­ло­вых кру­гов ин­фор­ма­цию о пред­стоя­щих за­ру­беж­ных тен­де­рах и вы­ста­воч­но-яр­ма­роч­ных ме­ро­прия­ти­ях.

Про­цесс оп­ти­ми­за­ции со­труд­ни­че­ст­ва внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го ве­дом­ст­ва с рос­сий­ским биз­не­сом про­дол­жа­ет­ся. Од­ной из но­вых форм та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия ста­ло ре­гу­ляр­ное про­ве­де­ние с мая 2006 го­да за­се­да­ний Де­ло­во­го со­ве­та при Ми­ни­стер­ст­ве ино­стран­ных дел, в хо­де ко­то­рых об­су­ж­да­ют­ся ме­ж­ду­на­род­ные во­про­сы, пред­став­ляю­щие вза­им­ный ин­те­рес как с эко­но­ми­че­ской, так и с внеш­не­по­ли­ти­че­ской то­чек зре­ния.

Все это по­мо­га­ет бо­лее от­вет­ст­вен­но­му и по­ли­ти­че­ски оп­рав­дан­но­му раз­ви­тию ак­тив­но­сти на­ше­го биз­не­са, уче­ту не толь­ко де­ло­вых ин­те­ре­сов ком­па­ний, но и го­су­дар­ст­вен­ных при­ори­те­тов. 

         Жур­нал «БОСС» №3 2007 г.