Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

В Ев­ро­пу — по дну мо­ря


Ле­он­тий Бук­штейн


В сен­тяб­ре не­мец­кие ком­па­нии BASF и E.ON под­пи­са­ли с «Газ­про­мом» прин­ци­пи­аль­ное со­гла­ше­ние о строи­тель­ст­ве Се­ве­ро-Ев­ро­пей­ско­го га­зо­про­во­да (СЕГ), трас­са ко­то­ро­го прой­дет по дну Бал­тий­ско­го мо­ря. 

В со­от­вет­ст­вии с этим со­гла­ше­ни­ем парт­не­ры на­ме­ре­ва­ют­ся соз­дать совме­ст­ное гер­ма­но-рос­сий­ское пред­при­ятие North European Gas Pipeline Company, в ус­тав­ном ка­пи­та­ле ко­то­ро­го «Газ­про­му» бу­дет при­над­ле­жать 51%, а двум не­мец­ким ком­па­ни­ям — по 24,5%.

Пре­зи­дент РФ В. Пу­тин и канц­лер ФРГ Г. Шре­дер, вы­сту­пая на це­ре­мо­нии по слу­чаю под­пи­са­ния со­гла­ше­ния, под­черк­ну­ли стра­те­ги­че­скую зна­чи­мость это­го про­ек­та для раз­ви­тия гер­ма­но-рос­сий­ских свя­зей в энер­ге­ти­ке. Се­го­дня Гер­ма­ния — круп­ней­ший экс­порт­ный ры­нок «Газ­про­ма». СЕГ по­зво­лит «Газ­про­му» — ми­ро­во­му ли­де­ру в об­лас­ти га­зо­до­бы­чи — соз­дать до­пол­ни­тель­ный мар­шрут для по­ста­вок га­за на этот не­ук­лон­но рас­ту­щий ры­нок, а так­же ук­ре­пить свои по­зи­ции и ре­пу­та­цию на­деж­но­го по­став­щи­ка в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы. Че­рез СЕГ Гер­ма­ния ока­жет­ся на­пря­мую со­еди­не­на с ги­гант­ски­ми ме­сто­ро­ж­де­ния­ми при­род­но­го га­за Рос­сии. Это бу­дет спо­соб­ст­во­вать удов­ле­тво­ре­нию ее по­треб­но­стей в им­пор­те га­за, по­вы­сит на­деж­ность ее га­зо­снаб­же­ния. Бла­го­да­ря ин­те­гра­ции СЕГ в тру­бо­про­вод­ные сис­те­мы не­мец­ких пред­при­ятий VINGAZ и E.ON RUHRGAZ ком­па­нии E.ON и BASF по­лу­чат до­пол­ни­тель­ные объ­е­мы то­п­ли­ва. Тем са­мым ка­ж­дая из них оп­ти­ми­зи­ру­ет струк­ту­ру сво­их за­ку­пок в ус­ло­ви­ях обо­ст­ряю­щей­ся кон­ку­рен­ции на ме­ж­ду­на­род­ном рын­ке.

Осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ют са­ма про­це­ду­ра под­пи­са­ния кон­трак­та и ре­чи, ее со­про­во­ж­дав­шие. Как это час­то бы­ва­ет в по­след­нее вре­мя, пре­зи­дент Рос­сии ис­поль­зо­вал мо­мент для то­го, что­бы, дей­ст­вуя по при­сказ­ке «Сы­ну го­во­рю, а ты, не­вест­ка, слу­шай», до­не­сти до со­пре­дель­ных и на­туж­но-дру­же­ст­вен­ных стран свои мыс­ли по по­во­ду их не­ко­то­рых не­об­ду­ман­ных дей­ст­вий, не иду­щих на поль­зу Рос­сии. Не на­зы­вая по­имен­но поль­ских по­ли­ти­ков, не за­мед­лив­ших по­кри­ти­ко­вать еще не ро­див­ший­ся про­ект за его «эко­ло­ги­че­скую опас­ность», он дал от­вет на уже имев­шие ме­сто раз­го­во­ры о стрем­ле­нии Рос­сии по­учить не­по­кор­ных. Пу­тин, в ча­ст­но­сти, ска­зал: «Хо­чу под­черк­нуть, что мы ни­ко­го не вы­дав­ли­ва­ем из на­ших энер­ге­ти­че­ских дел в Ев­ро­пе. Мы с ог­ром­ным ува­же­ни­ем от­но­сим­ся к эко­но­ми­че­ским ин­те­ре­сам и к гео­по­ли­ти­че­ско­му по­ло­же­нию стран — тран­зи­те­ров рос­сий­ско­го га­за. По­ла­га­ем, что они долж­ны иг­рать дос­той­ную гео­по­ли­ти­че­скую роль в Ев­ро­пе. Но мы ос­тав­ля­ем за со­бой пра­во за­щи­щать на­ши ин­те­ре­сы». Он разъ­яс­нил для не­по­нят­ли­вых, что, строя но­вые тру­бо­про­во­ды, Рос­сия «хо­чет из­бе­жать по­ли­ти­че­ских, эко­ло­ги­че­ских и дру­гих рис­ков и в ко­неч­ном сче­те сни­зить це­ну энер­го­но­си­те­лей, ко­то­рые по­ку­па­ет За­пад». «Чем мень­ше тран­зит­ных стран, че­рез ко­то­рые мы по­став­ля­ем газ, тем ни­же це­на на рос­сий­ский газ», — кон­ста­ти­ро­вал Вла­ди­мир Пу­тин.

Здесь мож­но сде­лать пау­зу и слег­ка улыб­нуть­ся: спе­циа­ли­сты зна­ют, от че­го в ос­нов­ном за­ви­сит ко­неч­ная, от­пу­ск­ная це­на га­за — это за­тра­ты на раз­вед­ку, до­бы­чу и транс­пор­ти­ров­ку. А так на­зы­вае­мые тран­зит­ные стра­ны хо­тя и бы­ли бы не про­тив, но вряд ли мо­гут сколь­ко-ни­будь зна­чи­тель­но по­вли­ять на це­но­вые бро­ски. Это пре­ро­га­ти­ва иг­ро­ков ми­ро­во­го рын­ка и це­но­вых ла­гов, ко­то­рые име­ют тен­ден­цию к вре­мен­ному хо­ду в Ев­ро­пе от по­лу­го­да.

Дру­гой же фи­гу­рант га­зо­во­го тран­зи­та в сто­ро­ну Ев­ро­пы по про­стран­ст­вам быв­ше­го СССР, Ук­раи­на, в пы­лу борь­бы с по­след­ст­вия­ми «оран­же­вой ре­во­лю­ции», по­хо­же, про­сто не за­ме­тила про­ис­шед­ше­го. А ведь пра­ви­тель­ст­вен­ные чи­нов­ни­ки преж­не­го, уже от­прав­лен­но­го в от­став­ку пра­ви­тель­ст­ва сде­ла­ли не­ма­ло для то­го, что­бы сна­ча­ла спро­во­ци­ро­вать на ме­ст­ном рын­ке бен­зи­но­вый кри­зис, а за­тем за­вес­ти в ту­пик пе­ре­го­во­ры по рос­сий­ско­му га­зу, его под­зем­ным хра­ни­ли­щам и це­нам за тран­зит. Но­во­му и бу­ду­щим ка­би­не­там ми­ни­ст­ров дру­же­ст­вен­ной стра­ны при­дет­ся ре­гу­ляр­но от­чер­ки­вать вре­мя, ос­тав­шее­ся до 2010 го­да, ко­гда нач­нет­ся за­пол­не­ние но­во­го га­зо­про­во­да, и из­ряд­но по­ло­мать го­ло­ву над тем, что де­лать с за­ры­ты­ми в зем­лю Ук­раи­ны ки­ло­мет­ра­ми до­ро­го­стоя­щих труб не­ко­гда слав­но­го со­вет­ско­го га­зо­про­во­да Урен­гой — По­ма­ры — Уж­го­род.

СЕГ стал на­шим дос­той­ным от­ве­том и на тру­бо­про­вод Ба­ку — Тби­ли­си — Джей­хан, ко­то­ро­му мно­гие ана­ли­ти­ки оп­ро­мет­чи­во при­пи­сы­ва­ли роль «от­бой­ни­ка» ин­те­ре­сов Рос­сии на неф­тя­ном и га­зо­вом рын­ках.

Се­ве­ро-Ев­ро­пей­ский га­зо­про­вод со­еди­нит рос­сий­ское и гер­ман­ское по­бе­ре­жье Бал­тий­ско­го мо­ря. Мор­ской уча­сток трас­сы бу­дет на­чи­нать­ся в рай­оне г. Вы­бор­га. В ка­че­ст­ве мес­та его вы­хо­да на су­шу пред­ва­ри­тель­но на­зы­ва­ет­ся рай­он г. Грайф­свальд. Мар­шрут про­хо­ж­де­ния тру­бо­про­во­да че­рез ак­ва­то­рию Бал­тий­ско­го мо­ря бу­дет уточ­нен по ре­зуль­та­там тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ско­го ана­ли­за. Уже про­ве­де­ны со­от­вет­ст­вую­щие пред­ва­ри­тель­ные ис­сле­до­ва­ния струк­ту­ры мор­ско­го дна. Про­тя­жен­ность га­зо­про­во­да пре­вы­сит 1,2 тыс. км. Ввод СЕГ в экс­плуа­та­цию на­ме­чен на 2010 год, при­чем на пер­вом эта­пе пла­ни­ру­ет­ся строи­тель­ст­во од­ной нит­ки про­пу­ск­ной спо­соб­но­стью око­ло 27,5 млрд куб. м при­род­но­го га­за в год. Про­ект пре­ду­смат­ри­ва­ет со­ору­же­ние вто­рой нит­ки га­зо­про­во­да и уве­ли­че­ние его про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти в два раза — до 55 млрд куб. м в год. Сум­мар­ные ин­ве­сти­ции, не­об­хо­ди­мые для реа­ли­за­ции про­ек­та СЕГ в двух­ни­точ­ном ис­пол­не­нии, пре­вы­сят 4 млрд ев­ро.

Под­пи­са­ни­ем дан­но­го со­гла­ше­ния ком­па­нии BASF и E.ON про­дол­жи­ли вы­пол­не­ние за­клю­чен­ных с «Газ­про­мом» дву­сто­рон­них ме­мо­ран­ду­мов о взаи­мо­по­ни­ма­нии. В бли­жай­шие ме­ся­цы пред­по­ла­га­ет­ся за­клю­чить де­таль­ные кон­трак­ты на пред­мет реа­ли­за­ции про­ек­та СЕГ. При этом «Газ­пром» нач­нет строи­тель­ст­во на­зем­но­го уча­ст­ка га­зо­про­во­да уже ны­неш­ней осе­нью. 

         

Жур­нал «БОСС» №10 2005 г.