Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Иметь и управ­лять


текст | Ле­он­тий БУК­ШТЕЙН


Иму­ще­ст­вен­ный ком­плекс Рос­сии, на­хо­дя­щий­ся в ве­де­нии Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом, все еще со­став­ля­ет зна­чи­тель­ную часть ее по­тен­циа­ла.

От­но­ше­ние к иму­ще­ст­вен­но­му ком­плек­су РФ и фор­мы управ­ле­ния им ме­ня­ют­ся по­сто­ян­но. Фе­де­раль­ное агент­ст­во по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом за два го­да, про­шед­шие по­сле пре­об­ра­зо­ва­ния Ми­ни­стер­ст­ва иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний РФ, фак­ти­че­ски пол­но­стью из­ме­ни­ло сам ал­го­ритм под­хо­дов к этой слож­ной и от­вет­ст­вен­ной ра­бо­те. То, что пре­ж­де де­ла­лось поч­ти что всле­пую, по наи­тию и на ос­но­ве не все­гда хо­ро­шо про­ду­ман­ных за­ко­нов, те­перь об­ре­ло ха­рак­тер глу­бо­ко и на­уч­но обос­но­ван­ной, це­ле­на­прав­лен­ной дея­тель­но­сти как по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом, так и по его пе­ре­во­ду в иные фор­мы соб­ст­вен­но­сти.

В со­от­вет­ст­вии с по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 8 ап­ре­ля 2002 года № 200 «Во­про­сы Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом» тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны уп­разд­нен­но­го Ми­ни­стер­ст­ва иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний РФ бы­ли пе­ре­да­ны фе­де­раль­но­му агент­ст­ву. А уже оно при­ка­зом от 11 ок­тяб­ря 2004 го­да № 113 тер­ри­то­ри­аль­ные управ­ле­ния Ми­ни­стер­ст­ва иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний РФ пе­ре­име­но­ва­ло в тер­ри­то­ри­аль­ные управ­ле­ния Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом. Кро­ме то­го, дан­ным при­ка­зом бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны меж­ре­гио­наль­ные тер­ри­то­ри­аль­ные управ­ле­ния Ми­ни­стер­ст­ва иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний РФ по фе­де­раль­ным ок­ру­гам пу­тем при­сое­ди­не­ния к тер­ри­то­ри­аль­ным управ­ле­ни­ям субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны цен­тры фе­де­раль­ных ок­ру­гов.

Те­перь в струк­ту­ру Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по управ­ле­нию фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом вхо­дят 87 ре­гио­наль­ных тер­ри­то­ри­аль­ных управ­ле­ний в 87 субъ­ек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же Меж­ре­гио­наль­ное тер­ри­то­ри­аль­ное управ­ле­ние по управ­ле­нию иму­ще­ст­вом Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук. В Санкт-Пе­тер­бур­ге пол­но­мо­чия Ро­си­му­ще­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду этим ве­дом­ст­вом и Пра­ви­тель­ст­вом Санкт-Пе­тер­бур­га, ут­вер­жден­ным по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ № 841, пе­ре­да­ны Пра­ви­тель­ст­ву Санкт-Пе­тер­бур­га. В 2006 го­ду Ро­си­му­ще­ст­вом про­во­дил­ся ряд ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на соз­да­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го управ­ле­ния в Чу­кот­ском ав­то­ном­ном ок­ру­ге. Ес­те­ст­вен­но, что воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость ко­ор­ди­ни­ро­вать ра­бо­ту всей се­ти пред­ста­ви­тельств.

Для эф­фек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду тер­ри­то­ри­аль­ны­ми ор­га­на­ми и цен­траль­ным ап­па­ра­том фе­де­раль­но­го агент­ст­ва бы­ло соз­да­но струк­тур­ное под­раз­де­ле­ние — Управ­ле­ние ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов, на ко­то­рое воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти по ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов, осу­ще­ст­в­ле­нию кон­тро­ля за над­ле­жа­щим ис­пол­не­ни­ем ими по­ру­че­ний, при­ка­зов и рас­по­ря­же­ний Ро­си­му­ще­ст­ва. Всем тер­ри­то­ри­аль­ным ор­га­нам де­ле­ги­ро­ван рав­ный объ­ем пол­но­мо­чий в сфе­ре управ­ле­ния и рас­по­ря­же­ния фе­де­раль­ным иму­ще­ст­вом.

В стро­гом со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном иму­ще­ст­во стра­ны, рас­пре­де­лен­ное ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми го­су­дар­ст­вен­ны­ми уни­тар­ны­ми пред­при­ятия­ми, реа­ли­зу­ет­ся глас­но, от­кры­то и на кон­курс­ной ос­но­ве.

В 2006 го­ду боль­шая часть по­сту­п­ле­ний в фе­де­раль­ный бюд­жет от при­ва­ти­за­ции фе­де­раль­но­го иму­ще­ст­ва бы­ла обес­пе­че­на сле­дую­щи­ми про­да­жа­ми: ОАО «Даль­не­во­сточ­ное мор­ское па­ро­ход­ст­во» (3,8 млрд руб.), ОАО «СГ-Транс» (23,0 млрд руб.), ОАО «Транс Кре­дит Банк» плюс ак­ции не­боль­ших и сред­них ком­па­ний (7,2 млрд руб.), в том чис­ле ОАО «Авиа­ком­па­ния “Си­бирь”».

В но­яб­ре про­шло­го го­да на аук­цио­не, про­ве­ден­ном РФФИ, 100% ак­ций ОАО «Аэ­ро­порт Со­чи» при­об­ре­те­ны за 5 млрд 503,6 млн руб. при стар­то­вой це­не 3,5 млрд руб. В бли­жай­шее вре­мя бу­дут вы­став­ле­ны на тор­ги па­ке­ты ак­ций до­чер­них об­ществ ОАО «Связь­ин­вест» (3—4 млрд руб.).

Про­дол­жа­ет­ся и про­да­жа го­су­дар­ст­вен­но­го иму­ще­ст­ва. Уве­ли­чи­лось не толь­ко ко­ли­че­ст­во про­даж с од­но­вре­мен­ным обес­пе­че­ни­ем от­кры­то­сти про­во­ди­мых тор­гов. Зна­чи­тель­но воз­рос­ли и их эко­но­ми­че­ские ре­зуль­та­ты. Важ­но, что объ­ек­ты бы­ли реа­ли­зо­ва­ны по це­не, су­ще­ст­вен­но пре­вы­шав­шей их ба­лан­со­вую стои­мость. Сум­мар­ная на­чаль­ная це­на объ­ек­тов, реа­ли­зо­ван­ных в 2004 го­ду, со­ста­ви­ла 263 775 754 руб. От про­да­жи всех 24 объ­ек­тов вы­ру­че­но 275 615 380 руб. Раз­ни­ца ме­ж­ду на­чаль­ной и ко­неч­ной це­ной — 11 839 626 руб., или 4,49%. В то же вре­мя сум­мар­ная на­чаль­ная це­на всех объ­ек­тов, реа­ли­зо­ван­ных в 2005 го­ду, рав­ня­лась 570 625 136 руб., что, в свою оче­редь, на­мно­го боль­ше их ба­лан­со­вой стои­мо­сти. Объ­ек­ты бы­ли реа­ли­зо­ва­ны за 943 859 206 руб. Об­щая на­чаль­ная це­на про­дан­ных объ­ек­тов пре­вы­ше­на бо­лее чем на 373 млн руб., или на 65%. Об­щие по­сту­п­ле­ния в фе­де­раль­ный бюд­жет от про­да­жи объ­ек­тов во­ен­но­го иму­ще­ст­ва за пер­вые три квар­та­ла 2006 го­да пре­вос­хо­дят та­кие же по­сту­п­ле­ния за 2005 год поч­ти в три раза и со­ста­ви­ли 1 млрд 413,25 млн руб., то­гда как за 2005 год бы­ло по­лу­че­но все­го 589,7 млн руб.

В са­мом фе­де­раль­ном агент­ст­ве этот фи­нан­со­вый ус­пех от­но­сят на счет от­кры­то­сти в про­ве­де­нии тор­гов.

В ка­че­ст­ве до­хо­дов от реа­ли­за­ции объ­ек­тов в 2004 го­ду в бюд­жет бы­ло пе­ре­чис­ле­но 89 062 200 руб., в 2005-м — 505 214 888 руб. По­ми­мо пря­мых пе­ре­чис­ле­ний от про­даж фе­де­раль­но­го не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва, в бюд­же­ты раз­ных уров­ней в ви­де на­ло­гов от про­даж по­сту­пи­ло 287,5 млн руб.

На фо­не этих от­рад­ных чис­то фи­нан­со­вых ре­зуль­та­тов дея­тель­но­сти агент­ст­ва воз­ни­ка­ет ес­те­ст­вен­ный во­прос: ис­чер­пы­ва­ет­ся ли этим оцен­ка эф­фек­тив­но­сти его ра­бо­ты? Ру­ко­во­ди­тель Ро­си­му­ще­ст­ва Ва­ле­рий На­за­ров го­во­рит:

— Моя по­зи­ция та­ко­ва: до­хо­ды от управ­ле­ния гос­иму­ще­ст­вом не яв­ля­ют­ся и не мо­гут быть кри­те­ри­ем для оп­ре­де­ле­ния ка­че­ст­ва управ­ле­ния фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Ведь цель го­су­дар­ст­ва — не из­вле­че­ние до­хо­дов, а вы­пол­не­ние це­ло­го ря­да клю­че­вых для об­ще­ст­ва функ­ций. Ме­ня ра­ду­ет, что на се­го­дняш­ний день ут­вер­жде­ние о том, что ком­мер­че­ское ис­поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­ва нель­зя счи­тать ос­нов­ной за­да­чей го­су­дар­ст­ва, ста­ло уже ак­сио­мой на всех уров­нях вла­сти. Ве­де­ние ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ция­ми го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки воз­мож­но, но, без­ус­лов­но, не на при­ори­тет­ной ос­но­ве, а лишь с це­лью при­вле­че­ния средств вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков для фи­нан­си­ро­ва­ния го­су­дар­ст­вен­ных рас­хо­дов.

— Это как-то под­твер­жда­ет­ся ста­ти­сти­кой?

— Да, это так. Тот факт, что в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции до­ля гос­сек­то­ра в об­щем объ­е­ме ин­ве­сти­ций и про­из­вод­ст­ва зна­чи­тель­но ни­же его до­ли в за­ня­то­сти, лишь от­час­ти сви­де­тель­ст­ву­ет об от­но­си­тель­но бо­лее низ­кой про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да на гос­пред­прия­ти­ях и в гос­уч­ре­ж­де­ни­ях, а в боль­шей сте­пе­ни го­во­рит о на­ру­ше­нии эко­но­ми­че­ских про­пор­ций ме­ж­ду го­су­дар­ст­вен­ным и ча­ст­ным сек­то­ра­ми. Не­ред­ко ком­мер­че­ские гос­пред­прия­тия в скры­той фор­ме суб­си­ди­ру­ют го­су­дар­ст­во, от­пус­кая про­дук­цию по гос­за­ка­зу по за­ни­жен­ным це­нам или с от­сроч­кой оп­ла­ты, что так­же ска­зы­ва­ет­ся на ка­че­ст­ве про­дук­ции и ус­луг. Суб­си­ди­ро­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся и за счет на­ко­п­ле­ния пред­при­ятия­ми за­дол­жен­но­сти, что в ко­неч­ном сче­те при­во­дит к их фи­нан­со­вой не­со­стоя­тель­но­сти и ут­ра­те го­су­дар­ст­вен­но­го иму­ще­ст­ва. По­это­му ос­нов­ной за­да­чей го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре при­ва­ти­за­ции фе­де­раль­но­го иму­ще­ст­ва в 2007—2009 го­дах яв­ля­ет­ся раз­го­су­дар­ст­вле­ние фе­де­раль­но­го иму­ще­ст­ва, не за­ня­то­го в обес­пе­че­нии го­су­дар­ст­вен­ных функ­ций и пол­но­мо­чий Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Все пред­при­ятия, от­ве­чаю­щие ука­зан­но­му кри­те­рию, в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве бу­дут при­ва­ти­зи­ро­ва­ны. В ру­ках го­су­дар­ст­ва долж­но ос­тать­ся лишь то, что ры­нок не мо­жет про­из­ве­сти.

Столь кар­ди­наль­ное мне­ние ру­ко­во­ди­те­ля агент­ст­ва, ско­рее все­го, оза­да­чит управ­лен­цев выс­ше­го зве­на все еще го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­ятий, но, как го­во­рит­ся, на­зад до­ро­ги нет.

По­ка же ак­ции, ос­таю­щие­ся в го­су­дар-ствен­ном вла­де­нии, при­но­сят ре­гу­ляр­ный до­ход, и су­ще­ст­вен­ный. В 2005 го­ду на ос­но­ва­нии пла­теж­ных по­ру­че­ний Ро­си­му­ще­ст­во обес­пе­чи­ло по­сту­п­ле­ние в фе­де­раль­ный бюд­жет до­хо­дов за счет ди­ви­ден­дов по ак­ци­ям, при­над­ле­жа­щим Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (без уче­та 9% на­ло­га на при­быль ор­га­ни­за­ций с до­хо­дов, по­лу­чен­ных в ви­де ди­ви­ден­дов от рос­сий­ских ор­га­ни­за­ций), в раз­ме­ре 15 669 659 290 руб. За­пла­ни­ро­ван­ные на 2006 год пе­ре­чис­ле­ния по обес­пе­че­нию по­сту­п­ле­ний в фе­де­раль­ный бюд­жет ди­ви­ден­дов по ак­ци­ям, на­хо­дя­щим­ся в соб­ст­вен­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, и до­хо­дов от про­чих форм уча­стия в ка­пи­та­ле со­став­ля­ли 18 135 823 300 руб. По со­стоя­нию на 1 но­яб­ря сум­ма по­сту­п­ле­ний в фе­де­раль­ный бюд­жет уже дос­тиг­ла 21 265 600 000 руб.

Ра­бо­та по кон­тро­лю за со­от­вет­ст­вую­щи­ми по­сту­п­ле­ния­ми не пре­кра­ща­ет­ся ни на ми­ну­ту. В це­лях обес­пе­че­ния про­гноз­но­го зна­че­ния Ро­си­му­ще­ст­вом в ян­ва­ре 2006 го­да бы­ли на­прав­ле­ны пись­ма во все ку­ри­руе­мые от­кры­тые ак­цио­нер­ные об­ще­ст­ва с пред­ло­же­ния­ми и ре­ко­мен­да­ция­ми, в том чис­ле и по ус­та­нов­ле­нию пла­но­во­го за­да­ния по пе­ре­чис­ле­нию в бюд­жет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2006 го­ду ди­ви­ден­дов по ак­ци­ям, при­над­ле­жа­щим го­су­дар­ст­ву, в раз­ме­ре не ме­нее 20% от чис­той при­бы­ли, по­лу­чен­ной об­ще­ст­вом по ито­гам дея­тель­но­сти в 2005 го­ду. При этом сум­ма ди­ви­ден­дов в аб­со­лют­ном и от­но­си­тель­ном вы­ра­же­нии не долж­на бы­ла быть мень­ше ус­та­нов­лен­ной в пре­ды­ду­щие го­ды.

Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 29 мая 2006 го­да «О фор­ми­ро­ва­нии по­зи­ции ак­цио­не­ра — Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ак­цио­нер­ных об­ще­ст­вах, ак­ции ко­то­рых на­хо­дят­ся в фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­сти» да­ло об­щие ре­ко­мен­да­ции фе­де­раль­ным ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти для при­ня­тия ре­ше­ния о вы­пла­те ди­ви­ден­дов. В ча­ст­но­сти, пре­ду­смот­ре­но ис­поль­зо­ва­ние по­ка­за­те­лей свод­ной (кон­со­ли­ди­ро­ван­ной) от­чет­но­сти при оп­ре­де­ле­нии раз­ме­ра ди­ви­ден­дов в ак­цио­нер­ном об­ще­ст­ве, имею­щем до­чер­ние об­ще­ст­ва, а так­же про­ве­де­ние ана­ли­за пла­но­вых фи­нан­со­вых по­ка­за­те­лей об­ще­ст­ва на сред­не­сроч­ный пе­ри­од (не ме­нее трех лет).

Есть и та­кая фор­ма рас­че­тов уни­тар­ных пред­при­ятий с го­су­дар­ст­вом, как пе­ре­чис­ле­ние в гос­бюд­жет при­бы­ли. В от­но­ше­нии ФГУ­Пов до­ку­мен­том, рег­ла­мен­ти­рую­щим пе­ре­чис­ле­ние при­бы­ли пред­при­ятия в бюд­жет, яв­ля­ют­ся Пра­ви­ла раз­ра­бот­ки и ут­вер­жде­ния про­грамм дея­тель­но­сти и оп­ре­де­ле­ния под­ле­жа­щей пе­ре­чис­ле­нию в фе­де­раль­ный бюд­жет час­ти при­бы­ли ФГУ­Пов, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ № 228.

Ос­та­ет­ся ак­ту­аль­ной и за­да­ча даль­ней­шей при­ва­ти­за­ции. Ро­си­му­ще­ст­во в свое вре­мя пред­ло­жи­ло сред­не­сроч­ную про­грам­му та­кой ра­бо­ты на 2006 — 2008 го­ды. Цель это­го до­ку­мен­та — пре­дос­та­вить по­тен­ци­аль­ным ин­ве­сто­рам, биз­нес-со­об­ще­ст­ву ин­фор­ма­цию о том, ка­кое го­су­дар­ст­вен­ное иму­ще­ст­во бу­дет при­ва­ти­зи­ро­вать­ся. Это де­ла­ет­ся в том чис­ле для по­вы­ше­ния про­зрач­но­сти и от­кры­то­сти про­цес­са при­ва­ти­за­ции в це­лом, для то­го что­бы по­тен­ци­аль­ные ин­ве­сто­ры, парт­не­ры, контр­аген­ты при­ва­ти­зи­руе­мых го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­ятий, ко­то­рых так­же за­тро­нут со­от­вет­ст­вую­щие пре­об­ра­зо­ва­ния, смог­ли за­бла­го­вре­мен­но пла­ни­ро­вать свою дея­тель­ность. Пра­ви­тель­ст­во РФ еже­год­но ут­вер­жда­ет пе­ре­чень иму­ще­ст­ва, пла­ни­руе­мо­го к при­ва­ти­за­ции в оче­ред­ном го­ду, и ос­нов­ные на­прав­ле­ния при­ва­ти­за­ции на два по­сле­дую­щих го­да. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния при­ва­ти­за­ции фе­де­раль­но­го иму­ще­ст­ва на 2006—2008 го­ды, ут­вер­жден­ные рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ, оп­ре­де­ля­ют по­сле­до­ва­тель­ность вы­хо­да го­су­дар­ст­ва из сфер управ­ле­ния со­от­вет­ст­вую­щих от­рас­лей эко­но­ми­ки, а так­же со­дер­жат пе­ре­чень фе­де­раль­но­го иму­ще­ст­ва, пла­ни­руе­мо­го к при­ва­ти­за­ции.

Так что те­перь мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать: то, что име­ем, не толь­ко хра­ним, но и гра­мот­но реа­ли­зу­ем в ин­те­ре­сах го­су­дар­ст­ва. 

         Жур­нал «БОСС» №3 2007 г.