текст | Леонтий БУКШТЕЙН
Имущественный комплекс России, находящийся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, все еще составляет значительную часть ее потенциала.
Отношение к имущественному комплексу РФ и формы управления им меняются постоянно. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом за два года, прошедшие после преобразования Министерства имущественных отношений РФ, фактически полностью изменило сам алгоритм подходов к этой сложной и ответственной работе. То, что прежде делалось почти что вслепую, по наитию и на основе не всегда хорошо продуманных законов, теперь обрело характер глубоко и научно обоснованной, целенаправленной деятельности как по управлению федеральным имуществом, так и по его переводу в иные формы собственности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2002 года № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» территориальные органы упраздненного Министерства имущественных отношений РФ были переданы федеральному агентству. А уже оно приказом от 11 октября 2004 года № 113 территориальные управления Министерства имущественных отношений РФ переименовало в территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Кроме того, данным приказом были реорганизованы межрегиональные территориальные управления Министерства имущественных отношений РФ по федеральным округам путем присоединения к территориальным управлениям субъектов Российской Федерации, в которых расположены центры федеральных округов.
Теперь в структуру Федерального агентства по управлению федеральным имуществом входят 87 региональных территориальных управлений в 87 субъектах Российской Федерации, а также Межрегиональное территориальное управление по управлению имуществом Российской академии наук. В Санкт-Петербурге полномочия Росимущества в соответствии с соглашением между этим ведомством и Правительством Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства РФ № 841, переданы Правительству Санкт-Петербурга. В 2006 году Росимуществом проводился ряд мероприятий, направленных на создание территориального управления в Чукотском автономном округе. Естественно, что возникла необходимость координировать работу всей сети представительств.
Для эффективного взаимодействия между территориальными органами и центральным аппаратом федерального агентства было создано структурное подразделение — Управление организации работы территориальных органов, на которое возложены обязанности по координации деятельности территориальных органов, осуществлению контроля за надлежащим исполнением ими поручений, приказов и распоряжений Росимущества. Всем территориальным органам делегирован равный объем полномочий в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом.
В строгом соответствии с законом имущество страны, распределенное между федеральными государственными унитарными предприятиями, реализуется гласно, открыто и на конкурсной основе.
В 2006 году большая часть поступлений в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества была обеспечена следующими продажами: ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (3,8 млрд руб.), ОАО «СГ-Транс» (23,0 млрд руб.), ОАО «Транс Кредит Банк» плюс акции небольших и средних компаний (7,2 млрд руб.), в том числе ОАО «Авиакомпания “Сибирь”».
В ноябре прошлого года на аукционе, проведенном РФФИ, 100% акций ОАО «Аэропорт Сочи» приобретены за 5 млрд 503,6 млн руб. при стартовой цене 3,5 млрд руб. В ближайшее время будут выставлены на торги пакеты акций дочерних обществ ОАО «Связьинвест» (3—4 млрд руб.).
Продолжается и продажа государственного имущества. Увеличилось не только количество продаж с одновременным обеспечением открытости проводимых торгов. Значительно возросли и их экономические результаты. Важно, что объекты были реализованы по цене, существенно превышавшей их балансовую стоимость. Суммарная начальная цена объектов, реализованных в 2004 году, составила 263 775 754 руб. От продажи всех 24 объектов выручено 275 615 380 руб. Разница между начальной и конечной ценой — 11 839 626 руб., или 4,49%. В то же время суммарная начальная цена всех объектов, реализованных в 2005 году, равнялась 570 625 136 руб., что, в свою очередь, намного больше их балансовой стоимости. Объекты были реализованы за 943 859 206 руб. Общая начальная цена проданных объектов превышена более чем на 373 млн руб., или на 65%. Общие поступления в федеральный бюджет от продажи объектов военного имущества за первые три квартала 2006 года превосходят такие же поступления за 2005 год почти в три раза и составили 1 млрд 413,25 млн руб., тогда как за 2005 год было получено всего 589,7 млн руб.
В самом федеральном агентстве этот финансовый успех относят на счет открытости в проведении торгов.
В качестве доходов от реализации объектов в 2004 году в бюджет было перечислено 89 062 200 руб., в 2005-м — 505 214 888 руб. Помимо прямых перечислений от продаж федерального недвижимого имущества, в бюджеты разных уровней в виде налогов от продаж поступило 287,5 млн руб.
На фоне этих отрадных чисто финансовых результатов деятельности агентства возникает естественный вопрос: исчерпывается ли этим оценка эффективности его работы? Руководитель Росимущества Валерий Назаров говорит:
— Моя позиция такова: доходы от управления госимуществом не являются и не могут быть критерием для определения качества управления федеральной собственностью. Ведь цель государства — не извлечение доходов, а выполнение целого ряда ключевых для общества функций. Меня радует, что на сегодняшний день утверждение о том, что коммерческое использование имущества нельзя считать основной задачей государства, стало уже аксиомой на всех уровнях власти. Ведение коммерческой деятельности организациями государственного сектора экономики возможно, но, безусловно, не на приоритетной основе, а лишь с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования государственных расходов.
— Это как-то подтверждается статистикой?
— Да, это так. Тот факт, что в Российской Федерации доля госсектора в общем объеме инвестиций и производства значительно ниже его доли в занятости, лишь отчасти свидетельствует об относительно более низкой производительности труда на госпредприятиях и в госучреждениях, а в большей степени говорит о нарушении экономических пропорций между государственным и частным секторами. Нередко коммерческие госпредприятия в скрытой форме субсидируют государство, отпуская продукцию по госзаказу по заниженным ценам или с отсрочкой оплаты, что также сказывается на качестве продукции и услуг. Субсидирование осуществляется и за счет накопления предприятиями задолженности, что в конечном счете приводит к их финансовой несостоятельности и утрате государственного имущества. Поэтому основной задачей государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2007—2009 годах является разгосударствление федерального имущества, не занятого в обеспечении государственных функций и полномочий Российской Федерации. Все предприятия, отвечающие указанному критерию, в ближайшей перспективе будут приватизированы. В руках государства должно остаться лишь то, что рынок не может произвести.
Столь кардинальное мнение руководителя агентства, скорее всего, озадачит управленцев высшего звена все еще государственных предприятий, но, как говорится, назад дороги нет.
Пока же акции, остающиеся в государ-ственном владении, приносят регулярный доход, и существенный. В 2005 году на основании платежных поручений Росимущество обеспечило поступление в федеральный бюджет доходов за счет дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (без учета 9% налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций), в размере 15 669 659 290 руб. Запланированные на 2006 год перечисления по обеспечению поступлений в федеральный бюджет дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, и доходов от прочих форм участия в капитале составляли 18 135 823 300 руб. По состоянию на 1 ноября сумма поступлений в федеральный бюджет уже достигла 21 265 600 000 руб.
Работа по контролю за соответствующими поступлениями не прекращается ни на минуту. В целях обеспечения прогнозного значения Росимуществом в январе 2006 года были направлены письма во все курируемые открытые акционерные общества с предложениями и рекомендациями, в том числе и по установлению планового задания по перечислению в бюджет Российской Федерации в 2006 году дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в размере не менее 20% от чистой прибыли, полученной обществом по итогам деятельности в 2005 году. При этом сумма дивидендов в абсолютном и относительном выражении не должна была быть меньше установленной в предыдущие годы.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 года «О формировании позиции акционера — Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности» дало общие рекомендации федеральным органам исполнительной власти для принятия решения о выплате дивидендов. В частности, предусмотрено использование показателей сводной (консолидированной) отчетности при определении размера дивидендов в акционерном обществе, имеющем дочерние общества, а также проведение анализа плановых финансовых показателей общества на среднесрочный период (не менее трех лет).
Есть и такая форма расчетов унитарных предприятий с государством, как перечисление в госбюджет прибыли. В отношении ФГУПов документом, регламентирующим перечисление прибыли предприятия в бюджет, являются Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУПов, утвержденные постановлением Правительства РФ № 228.
Остается актуальной и задача дальнейшей приватизации. Росимущество в свое время предложило среднесрочную программу такой работы на 2006 — 2008 годы. Цель этого документа — предоставить потенциальным инвесторам, бизнес-сообществу информацию о том, какое государственное имущество будет приватизироваться. Это делается в том числе для повышения прозрачности и открытости процесса приватизации в целом, для того чтобы потенциальные инвесторы, партнеры, контрагенты приватизируемых государственных предприятий, которых также затронут соответствующие преобразования, смогли заблаговременно планировать свою деятельность. Правительство РФ ежегодно утверждает перечень имущества, планируемого к приватизации в очередном году, и основные направления приватизации на два последующих года. Основные направления приватизации федерального имущества на 2006—2008 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ, определяют последовательность выхода государства из сфер управления соответствующих отраслей экономики, а также содержат перечень федерального имущества, планируемого к приватизации.
Так что теперь можно с уверенностью сказать: то, что имеем, не только храним, но и грамотно реализуем в интересах государства.
Журнал «БОСС» №3 2007 г.