«НЕ ХОДИ ВСЛЕД БОЛЬШИНСТВА НА ЗЛОЕ»
Елена Цыплакова была очаровательной милой актрисой («Не болит голова у дятла», «Школьный вальс», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мы из джаза», «Гардемарины, вперед» и др.), а стала человеком, известным в кинематографических кругах и далеко за их пределами, Заслуженной артисткой России, кинорежиссером, деканом факультета кино и телевидения университета Натальи Нестеровой, председателем Совета молодых Союза кинематографистов России. И при этом осталась молодой, энергичной, контактной, переживающей за будущее отечественного кинематографа. О проблемах отечественного кинопроизводства с ней беседует наш корреспондент.
– В прежние времена кино воспринималось не как бизнес, а как чисто творческое занятие и плюс идеологическая функция. Кинематографисты как бы витали в облаках, а финансы были предметом обсуждения исключительно профессионалов. Так ли это?
– Не думаю, что так. Просто раньше у нас в стране была совершенно иная киносеть, и любая, даже самая неудавшаяся картина себя окупала. Сегодня у нас положение совершенно иное. Несколько лет российское кино никто в России не покупал, и моя картина «На тебя уповаю» о детском доме, о детях не нашла практически своего покупателя в прокате. Но это было уже давно, в 1992 году. Сегодня в России человек думающий и творческий должен умудриться гармонично соединить бизнес и творчество, потому что перекос в ту или другую сторону чреват последствиями, в том числе финансовыми. Я последние четыре года в качестве режиссера работаю в сериальной продукции: сделала 24-серийный фильм «Семейные тайны» и недавно закончила 6-серийный детский фильм, который скоро выйдет на телеэкраны.
– Как и кем оценивается продукция создателей телесериалов?
– На основе рейтингов, но я лично этому не очень доверяю, потому что считаю, что большинство голосов не есть показатель истины. Как сказано в Библии: «Не ходи вслед большинства на злое». Зритель любопытен, но часто бывает так, что он посмотрит фильм один раз и никогда больше это видеть не захочет. На мой взгляд, это не показатель. Хотя я понимаю, что для любого бизнесмена, работающего в кино, важно, чтобы его продукт окупался, давал прибыль, прокатывался и продавался. Но в свое время еще Оскар Уайльд замечательно написал, что искусство не должно стремиться к популярности, наоборот, массы должны стремиться к пониманию искусства. Потому что по моему разумению истинное искусство делается не для того, чтобы забить время, закрыть сетку вещания, сделать отснятые «единицы». Оно должно воспитывать, должно человека поднимать, стимулировать его духовный рост. Такое кино не всегда бывает массовым, оно и не может быть таковым. Оно должно быть разным. Есть фильмы, на которые я никогда не пойду. Они мне неинтересны, хотя они нравятся огромному количеству зрителей. А пошлость и порно меня вообще не интересует. Поэтому наша сложность в том, чтобы создать такую картину, которая, с одной стороны, была бы предметом серьезного искусства, а с другой – была бы интересна. Если посмотреть на сериалы последнего времени, то наблюдается явный прогресс: качество сериалов стало намного лучше. Наконец-то продюсеры поняли, что нельзя только делать деньги на этом, нужно еще и вкладывать. В свое время мы запускались с очень маленькими средствами, с маленькими деньгами. И выкручивались, как могли. Теперь я смотрю, что выходят исторические сериалы, требующие существенных затрат на костюмы, реквизит, постановочные сцены, каскадерские эпизоды, строительство декораций в павильоне и на натуре… Просто ширпотребом за небольшие деньги уже все наелись досыта. Стали делать полноценное зрелище.
– Как по-вашему, будут ли соперничать телевизионное игровое кино и прокатное?
– Мне пока что трудно об этом судить, но о плачевном состоянии кинозалов в стране знают все профессионалы. К тому же, если залы становятся шикарнее, то и цены на балеты в них растут соответственно. А вот это уже не всем по карману. Тут многое зависит от состояния экономики, от доходов потенциальных посетителей кинозалов. В наши времена телевидение, разместив заказы на производство сериалов, помогло многим специалистам кино остаться в профессии. Хотя расценки телевидения намного ниже, чем на киностудиях, тем не менее, и этого у нас не было в начале девяностых годов. Телесериалы помогли остаться в кинопроизводстве специалистам среднего звена, без которых кинобизнес испытывает большие затруднения. Я знаю, что на «Мосфильме» Карен Шахназаров готовит таких специалистов на курсах. И это мудро, потому что хорошие вторые режиссеры –редкость, хорошие ассистенты режиссеров – редкость, реквизиторы – проблема.
– Российские фильмы теперь выдерживают конкуренцию с западными сериалами?
– Выдерживают. Теперь большинство зрителей интересуют наши сериалы, а не бразильские или мексиканские. Хотя и у них есть своя благодарная аудитория.
– Кинобизнес, может, единственный в своем роде, находящийся под пристальным вниманием общественной организации, такой, как Союз кинематографистов России, а также региональных организаций кинематографистов. Вы же почти год исполняли обязанности первого секретаря Союза кинематографистов России.
– Да, так было, да, практически весь прошлый год я замещала Игоря Масленникова, Первого секретаря Союза. Могу сказать следующее. У самого союза есть внутренние проблемы. Но вот что было раньше: Союз кинематографистов был мощной лоббистской организацией, которая могла инициировать определенные решения властных структур в интересах отечественного кино и отечественных кинематографистов. Теперь влияние Союза на отрасль несколько ослабло, и это объективно связано с процессами, происходящими в экономике страны. Но создатели фильмов по-прежнему хотят объединяться на благо отечественного кино. Есть идея объединить в одну сеть прокатное пространство на всей территории СНГ. И тенденции такие все явственнее ощущаются в киносообществах этих стран. Время покажет, что на это ответят политики независимых государств, но стремление к сотворчеству, к сотрудничеству, – оно явно нарастает.
– Говорили о том, что Союз должен стать просто профессиональным союзом…
– Это разные вещи и должны оставаться таковыми. Профессиональный союз нужен, и если его создадут, то ничего плохого, кроме хорошего в этом не будет. У самого же Союза кинематографистов есть сферы деятельности, которыми сегодня в стране не занимается никто. Это помощь ветеранам кино, которые сегодня зачастую влачат полуголодное существование, а ведь многие из них – звезды отечественного кинематографа. Это и кинематографическая молодежь, которой нужна помощь и поддержка. Это фестивале, возможности общения, реклама… В Союзе я председательствую в Совете молодых кинематографистов. Мы стали принимать студентов кинематографических вузов и факультетов в члены совета молодых. Они ходят на все мероприятия Союза в Дом кино, на просмотры и дискуссии. Им все это очень нужно. А многие из них практически уже было разуверились в том, что им кто-либо захочет помогать при вхождении в профессию. Осенью мы проведем общероссийский форум молодых кинематографистов, в его программе очень хотим организовать биржу труда, куда придут представители телеканалов и киностудий. Чтобы молодые специалисты могли продемонстрировать свои работы и, возможно, найти своего единственного и неповторимого продюсера. То же самое я хочу организовать и на интернет-сайте Союза кинематографистов, чтобы подбор персонала в съемочные группы шел постоянно и непрерывно. У нас ведь теперь достаточно много частных киностудий, частных производств. И всем им нужны высококлассные кадры. Без такой работы мы можем упустить отечественный кинобизнес в чужие руки. А уж там-то, за рубежом, знают, что такое киноиндустрия и какие возможности она имеет и в плане влияния на умы людей, и в плане получения хороших прибылей.
– ВГИК ведь перестал быть единственным профильным вузом для подготовки специалистов для киноиндустрии?
– Есть и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. В московском университете Натальи Нестеровой есть факультет кино и телевидения ( я там декан, худрук – режиссер Владимир Наумов), где нет жесткого отбора и приходят учиться все, кто хочет. А уж за пять лет учебы идет естественный отсев и к концу курса получаются все-таки приличные специалисты. Есть очень талантливые ребята, которые и снимают на телевидении и в кино и которые, я уверена, в итоге займут свое место в отечественном кинобизнесе.
– Вы себя считаете деловой женщиной? Вы всегда в заботах, у вас масса дел и в университете, и в Союзе, и на съемочной площадке…
– Ну, не знаю… У меня жизнь деловая! Кроме того, о чем вы сказали, я еще сотрудничаю в качестве ведущей с ансамблем духовного песнопения «София» из Днепропетровска(Украина). Мы вместе проводим гастроли и в Украине, и в России. У нас были концерты в Храме Христа Спасителя, в Софийском соборе Санкт-Петербурга, на предприятиях, в школах… Это мне интересно, это моя духовно-просветительская деятельность.
– А в кино?
– Работа в кино есть. Сейчас ищу новый сценарий, много читаю. Думаю, настало время сделать интересное и мудрое кино о внутренней, духовной жизни человека.
Беседовал Леонтий Букштейн
Журнал «БОСС» №6 2004 год