Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com
На главную.

Экономика.

Бизнес.

Политика.

Понемногу обо всем.

Не для печати.

Видоискатель.

На главную.Экономика.Бизнес.Политика.Понемногу обо всем.Не для печати.Видоискатель.
leobuk.ru
Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobukk@gmail.com

Еле­на ЦЫ­П­ЛА­КО­ВА:

«НЕ ХО­ДИ ВСЛЕД БОЛЬ­ШИН­СТ­ВА НА ЗЛОЕ»

 

Еле­на Цы­п­ла­ко­ва бы­ла оча­ро­ва­тель­ной ми­лой ак­три­сой («Не бо­лит го­ло­ва у дят­ла», «Школь­ный вальс», «Д’Артаньян и три муш­ке­те­ра», «Мы из джа­за», «Гар­де­ма­ри­ны, впе­ред» и др.), а ста­ла че­ло­ве­ком, из­вест­ным в ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских кру­гах и да­ле­ко за их пре­де­ла­ми, За­слу­жен­ной ар­ти­ст­кой Рос­сии, ки­но­ре­жис­се­ром, де­ка­ном фа­куль­те­та ки­но и те­ле­ви­де­ния уни­вер­си­те­та На­та­льи Не­сте­ро­вой, пред­се­да­те­лем Со­ве­та мо­ло­дых Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии. И при этом ос­та­лась мо­ло­дой, энер­гич­ной, кон­такт­ной, пе­ре­жи­ваю­щей за бу­ду­щее оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа. О про­бле­мах оте­че­ст­вен­но­го ки­но­про­из­вод­ст­ва с ней бе­се­ду­ет наш кор­рес­пон­дент.

 

– В преж­ние вре­ме­на ки­но вос­при­ни­ма­лось не как биз­нес, а как чис­то твор­че­ское за­ня­тие и плюс идео­ло­ги­че­ская функ­ция. Ки­не­ма­то­гра­фи­сты как бы ви­та­ли в об­ла­ках, а фи­нан­сы бы­ли пред­ме­том об­су­ж­де­ния ис­клю­чи­тель­но про­фес­сио­на­лов. Так ли это?

– Не ду­маю, что так. Про­сто рань­ше у нас в стра­не бы­ла со­вер­шен­но иная ки­но­сеть, и лю­бая, да­же са­мая не­удав­шая­ся кар­ти­на се­бя оку­па­ла. Се­го­дня у нас по­ло­же­ние со­вер­шен­но иное. Не­сколь­ко лет рос­сий­ское ки­но ни­кто в Рос­сии не по­ку­пал, и моя кар­ти­на «На те­бя упо­ваю» о дет­ском до­ме, о де­тях не на­шла прак­ти­че­ски сво­его по­ку­па­те­ля в про­ка­те. Но это бы­ло уже дав­но, в 1992 го­ду. Се­го­дня в Рос­сии че­ло­век ду­маю­щий и твор­че­ский дол­жен умуд­рить­ся гар­мо­нич­но со­еди­нить биз­нес и твор­че­ст­во, по­то­му что пе­ре­кос в ту или дру­гую сто­ро­ну чре­ват по­след­ст­вия­ми, в том чис­ле фи­нан­со­вы­ми. Я по­след­ние че­ты­ре го­да в ка­че­ст­ве ре­жис­се­ра ра­бо­таю в се­ри­аль­ной про­дук­ции: сде­ла­ла 24-се­рий­ный фильм «Се­мей­ные тай­ны» и не­дав­но за­кон­чи­ла 6-се­рий­ный дет­ский фильм, ко­то­рый ско­ро вый­дет на те­ле­эк­ра­ны.

– Как и кем оце­ни­ва­ет­ся про­дук­ция соз­да­те­лей те­ле­се­риа­лов?

– На ос­но­ве рей­тин­гов, но я лич­но это­му не очень до­ве­ряю, по­то­му что счи­таю, что боль­шин­ст­во го­ло­сов не есть по­ка­за­тель ис­ти­ны. Как ска­за­но в Биб­лии: «Не хо­ди вслед боль­шин­ст­ва на злое». Зри­тель лю­бо­пы­тен, но час­то бы­ва­ет так, что он по­смот­рит фильм один раз и ни­ко­гда боль­ше это ви­деть не за­хо­чет. На мой взгляд, это не по­ка­за­тель. Хо­тя я по­ни­маю, что для лю­бо­го биз­нес­ме­на, ра­бо­таю­ще­го в ки­но, важ­но, что­бы его про­дукт оку­пал­ся, да­вал при­быль, про­ка­ты­вал­ся и про­да­вал­ся. Но в свое вре­мя еще Ос­кар Уайльд за­ме­ча­тель­но на­пи­сал, что ис­кус­ст­во не долж­но стре­мить­ся к по­пу­ляр­но­сти, на­обо­рот, мас­сы долж­ны стре­мить­ся к по­ни­ма­нию ис­кус­ст­ва. По­то­му что по мо­ему ра­зу­ме­нию ис­тин­ное ис­кус­ст­во де­ла­ет­ся не для то­го, что­бы за­бить вре­мя, за­крыть сет­ку ве­ща­ния, сде­лать от­сня­тые «еди­ни­цы». Оно долж­но вос­пи­ты­вать, долж­но че­ло­ве­ка под­ни­мать, сти­му­ли­ро­вать его ду­хов­ный рост. Та­кое ки­но не все­гда бы­ва­ет мас­со­вым, оно и не мо­жет быть та­ко­вым. Оно долж­но быть раз­ным. Есть филь­мы, на ко­то­рые я ни­ко­гда не пой­ду. Они мне не­ин­те­рес­ны, хо­тя они нра­вят­ся ог­ром­но­му ко­ли­че­ст­ву зри­те­лей. А по­шлость и пор­но ме­ня во­об­ще не ин­те­ре­су­ет. По­это­му на­ша слож­ность в том, что­бы соз­дать та­кую кар­ти­ну, ко­то­рая, с од­ной сто­ро­ны, бы­ла бы пред­ме­том серь­ез­но­го ис­кус­ст­ва, а с дру­гой – бы­ла бы ин­те­рес­на. Ес­ли по­смот­реть на се­риа­лы по­след­не­го вре­ме­ни, то на­блю­да­ет­ся яв­ный про­гресс: ка­че­ст­во се­риа­лов ста­ло на­мно­го луч­ше. На­ко­нец-то про­дю­се­ры по­ня­ли, что нель­зя толь­ко де­лать день­ги на этом, нуж­но еще и вкла­ды­вать. В свое вре­мя мы за­пус­ка­лись с очень ма­лень­ки­ми сред­ст­ва­ми, с ма­лень­ки­ми день­га­ми. И вы­кру­чи­ва­лись, как мог­ли. Те­перь я смот­рю, что вы­хо­дят ис­то­ри­че­ские се­риа­лы, тре­бую­щие су­ще­ст­вен­ных за­трат на кос­тю­мы, ре­к­ви­зит, по­ста­но­воч­ные сце­ны, кас­ка­дер­ские эпи­зо­ды, строи­тель­ст­во де­ко­ра­ций в па­виль­о­не и на на­ту­ре… Про­сто шир­пот­ре­бом за не­боль­шие день­ги уже все на­елись до­сы­та. Ста­ли де­лать пол­но­цен­ное зре­ли­ще.

– Как по-ва­ше­му, бу­дут ли со­пер­ни­чать те­ле­ви­зи­он­ное иг­ро­вое ки­но и про­кат­ное?

– Мне по­ка что труд­но об этом су­дить, но о пла­чев­ном со­стоя­нии ки­но­за­лов в стра­не зна­ют все про­фес­сио­на­лы. К то­му же, ес­ли за­лы ста­но­вят­ся ши­кар­нее, то и це­ны на ба­ле­ты в них рас­тут со­от­вет­ст­вен­но. А вот это уже не всем по кар­ма­ну. Тут мно­гое за­ви­сит от со­стоя­ния эко­но­ми­ки, от до­хо­дов по­тен­ци­аль­ных по­се­ти­те­лей ки­но­за­лов. В на­ши вре­ме­на те­ле­ви­де­ние, раз­мес­тив за­ка­зы на про­из­вод­ст­во се­риа­лов, по­мог­ло мно­гим спе­циа­ли­стам ки­но ос­тать­ся в про­фес­сии. Хо­тя рас­цен­ки те­ле­ви­де­ния на­мно­го ни­же, чем на ки­но­сту­ди­ях, тем не ме­нее, и это­го у нас не бы­ло в на­ча­ле де­вя­но­стых го­дов. Те­ле­се­риа­лы по­мог­ли ос­тать­ся в ки­но­про­из­вод­ст­ве спе­циа­ли­стам сред­не­го зве­на, без ко­то­рых ки­но­биз­нес ис­пы­ты­ва­ет боль­шие за­труд­не­ния. Я знаю, что на «Мос­филь­ме» Ка­рен Шах­на­за­ров го­то­вит та­ких спе­циа­ли­стов на кур­сах. И это муд­ро, по­то­му что хо­ро­шие вто­рые ре­жис­се­ры –ред­кость, хо­ро­шие ас­си­стен­ты ре­жис­се­ров – ред­кость, ре­к­ви­зи­то­ры – про­бле­ма.

– Рос­сий­ские филь­мы те­перь вы­дер­жи­ва­ют кон­ку­рен­цию с за­пад­ны­ми се­риа­ла­ми?

– Вы­дер­жи­ва­ют. Те­перь боль­шин­ст­во зри­те­лей ин­те­ре­су­ют на­ши се­риа­лы, а не бра­зиль­ские или мек­си­кан­ские. Хо­тя и у них есть своя бла­го­дар­ная ау­ди­то­рия.

– Ки­но­биз­нес, мо­жет, един­ст­вен­ный в сво­ем ро­де, на­хо­дя­щий­ся под при­сталь­ным вни­ма­ни­ем об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции, та­кой, как Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии, а так­же ре­гио­наль­ных ор­га­ни­за­ций ки­не­ма­то­гра­фи­стов. Вы же поч­ти год ис­пол­ня­ли обя­зан­но­сти пер­во­го сек­ре­та­ря Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов Рос­сии.

– Да, так бы­ло, да, прак­ти­че­ски весь про­шлый год я за­ме­ща­ла Иго­ря Мас­лен­ни­ко­ва, Пер­во­го сек­ре­та­ря Сою­за. Мо­гу ска­зать сле­дую­щее. У са­мо­го сою­за есть внут­рен­ние про­бле­мы. Но вот что бы­ло рань­ше: Со­юз ки­не­ма­то­гра­фи­стов был мощ­ной лоб­би­ст­ской ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая мог­ла ини­ции­ро­вать оп­ре­де­лен­ные ре­ше­ния вла­ст­ных струк­тур в ин­те­ре­сах оте­че­ст­вен­но­го ки­но и оте­че­ст­вен­ных ки­не­ма­то­гра­фи­стов. Те­перь влия­ние Сою­за на от­расль не­сколь­ко ос­лаб­ло, и это объ­ек­тив­но свя­за­но с про­цес­са­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в эко­но­ми­ке стра­ны. Но соз­да­те­ли филь­мов по-преж­не­му хо­тят объ­е­ди­нять­ся на бла­го оте­че­ст­вен­но­го ки­но. Есть идея объ­е­ди­нить в од­ну сеть про­кат­ное про­стран­ст­во на всей тер­ри­то­рии СНГ. И тен­ден­ции та­кие все яв­ст­вен­нее ощу­ща­ют­ся в ки­но­со­об­ще­ст­вах этих стран. Вре­мя по­ка­жет, что на это от­ве­тят по­ли­ти­ки не­за­ви­си­мых го­су­дарств, но стрем­ле­ние к со­твор­че­ст­ву, к со­труд­ни­че­ст­ву, – оно яв­но на­рас­та­ет.

– Го­во­ри­ли о том, что Со­юз дол­жен стать про­сто про­фес­сио­наль­ным сою­зом…

– Это раз­ные ве­щи и долж­ны ос­та­вать­ся та­ко­вы­ми. Про­фес­сио­наль­ный со­юз ну­жен, и ес­ли его соз­да­дут, то ни­че­го пло­хо­го, кро­ме хо­ро­ше­го в этом не бу­дет. У са­мо­го же Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов есть сфе­ры дея­тель­но­сти, ко­то­ры­ми се­го­дня в стра­не не за­ни­ма­ет­ся ни­кто. Это по­мощь ве­те­ра­нам ки­но, ко­то­рые се­го­дня за­час­тую вла­чат по­лу­го­лод­ное су­ще­ст­во­ва­ние, а ведь мно­гие из них – звез­ды оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа. Это и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ская мо­ло­дежь, ко­то­рой нуж­на по­мощь и под­держ­ка. Это фес­ти­ва­ле, воз­мож­но­сти об­ще­ния, рек­ла­ма… В Сою­зе я пред­се­да­тель­ст­вую в Со­ве­те мо­ло­дых ки­не­ма­то­гра­фи­стов. Мы ста­ли при­ни­мать сту­ден­тов ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских ву­зов и фа­куль­те­тов в чле­ны со­ве­та мо­ло­дых. Они хо­дят на все ме­ро­прия­тия Сою­за в Дом ки­но, на про­смот­ры и дис­кус­сии. Им все это очень нуж­но. А мно­гие из них прак­ти­че­ски уже бы­ло ра­зу­ве­ри­лись в том, что им кто-ли­бо за­хо­чет по­мо­гать при вхо­ж­де­нии в про­фес­сию. Осе­нью мы про­ве­дем об­ще­рос­сий­ский фо­рум мо­ло­дых ки­не­ма­то­гра­фи­стов, в его про­грам­ме очень хо­тим ор­га­ни­зо­вать бир­жу тру­да, ку­да при­дут пред­ста­ви­те­ли те­ле­ка­на­лов и ки­но­сту­дий. Что­бы мо­ло­дые спе­циа­ли­сты мог­ли про­де­мон­ст­ри­ро­вать свои ра­бо­ты и, воз­мож­но, най­ти сво­его един­ст­вен­но­го и не­по­вто­ри­мо­го про­дю­се­ра. То же са­мое я хо­чу ор­га­ни­зо­вать и на ин­тер­нет-сай­те Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов, что­бы под­бор пер­со­на­ла в съе­моч­ные груп­пы шел по­сто­ян­но и не­пре­рыв­но. У нас ведь те­перь дос­та­точ­но мно­го ча­ст­ных ки­но­сту­дий, ча­ст­ных про­из­водств. И всем им нуж­ны вы­со­ко­класс­ные кад­ры. Без та­кой ра­бо­ты мы мо­жем упус­тить оте­че­ст­вен­ный ки­но­биз­нес в чу­жие ру­ки. А уж там-то, за ру­бе­жом, зна­ют, что та­кое ки­но­ин­ду­ст­рия и ка­кие воз­мож­но­сти она име­ет и в пла­не влия­ния на умы лю­дей, и в пла­не по­лу­че­ния хо­ро­ших при­бы­лей.

– ВГИК ведь пе­ре­стал быть един­ст­вен­ным про­филь­ным ву­зом для под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов для ки­но­ин­ду­ст­рии?

– Есть и Санкт-Пе­тер­бург­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет ки­но и те­ле­ви­де­ния. В мо­с­ков­ском уни­вер­си­те­те На­та­льи Не­сте­ро­вой есть фа­куль­тет ки­но и те­ле­ви­де­ния ( я там де­кан, худ­рук – ре­жис­сер Вла­ди­мир Нау­мов), где нет же­ст­ко­го от­бо­ра и при­хо­дят учить­ся все, кто хо­чет. А уж за пять лет уче­бы идет ес­те­ст­вен­ный от­сев и к кон­цу кур­са по­лу­ча­ют­ся все-та­ки при­лич­ные спе­циа­ли­сты. Есть очень та­лант­ли­вые ре­бя­та, ко­то­рые и сни­ма­ют на те­ле­ви­де­нии и в ки­но и ко­то­рые, я уве­ре­на, в ито­ге зай­мут свое ме­сто в оте­че­ст­вен­ном ки­но­биз­не­се.

– Вы се­бя счи­тае­те де­ло­вой жен­щи­ной? Вы все­гда в за­бо­тах, у вас мас­са дел и в уни­вер­си­те­те, и в Сою­зе, и на съе­моч­ной пло­щад­ке…

– Ну, не знаю… У ме­ня жизнь де­ло­вая! Кро­ме то­го, о чем вы ска­за­ли, я еще со­труд­ни­чаю в ка­че­ст­ве ве­ду­щей с ан­самб­лем ду­хов­но­го пес­но­пе­ния «Со­фия» из Днеп­ро­пет­ров­ска(Ук­раи­на). Мы вме­сте про­во­дим га­ст­ро­ли и в Ук­раи­не, и в Рос­сии. У нас бы­ли кон­цер­ты в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля, в Со­фий­ском со­бо­ре Санкт-Пе­тер­бур­га, на пред­при­яти­ях, в шко­лах… Это мне ин­те­рес­но, это моя ду­хов­но-про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность.

– А в ки­но?

– Ра­бо­та в ки­но есть. Сей­час ищу но­вый сце­на­рий, мно­го чи­таю. Ду­маю, на­ста­ло вре­мя сде­лать ин­те­рес­ное и муд­рое ки­но о внут­рен­ней, ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка.      

Бе­се­до­вал Ле­он­тий Бук­штейн

Журнал «БОСС» №6 2004 год

Фото: журнал «Моя Москва»