Леонтий Букштейн
В первый день работы выставки «СвязьЭкспокомм-2009» прошло расширенное заседание Коллегии Минкомсвязи России по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.
Вот эта подчеркнутая прагматичность, когда мероприятия профильного министерства не отделяются от текущей жизни отрасли, вообще стала заметной в последние месяцы, когда возникшие трудности на мировых финансовых рынках потребовали именно реального подхода к оценкам сделанного и возможным сценариям дальнейших событий как в отрасли ИКТ, так и в экономической жизни страны в целом. Без излишней бравурности, но с сознанием имеющихся довольно оптимистичных показателей работы в 2008 году Игорь Щеголев оценил сделанное, делаемое и то, что еще предстоит сделать. Совершенно ясно, что отрасли, подведомственные министерству, не стагнируют, есть практические результаты обновления и реконструкции.
В силу специфики нашего издания мы не будем подробного говорить о решаемых проблемах телерадиовещания, почтовой связи, средств массовой информации. Наша тема – связь, телекоммуникации, переход на цифровое телерадиовещание.
Одним из значимых начинаний министерства в докладе был назван переход к решительным действиям по укреплению орбитальной спутниковой группировки связи. В мае свое место на орбите занял новейший спутник АМ44, который отныне носит имя Алекасндра Попова, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Этим выводом на орбиту сделан первый шаг к созданию принципиально новой полноценной спутниковой группировки, которая обеспечит переход всего телерадиовещания России на цифровой формат. Задача новая, сроки ее решения определены государственной целевой программой. Именно в соответствии с ней впервые один носитель вывел на орбиту сразу два спутника с расширенными возможностями, более совершенные, чем те, что сейчас обеспечивают связь и телерадиовещание на орбите. Вообще же, говоря о спутниковой группировке, нужно упомянуть и тот факт, что как минимум еще два спутника будут выводиться из эксплуатации. Один заканчивает свое существование в конце 2011 г., другой – где-то к 2012-2013 г.г. Их необходимо будет заменить, и задача будет решаться силами государства, финансироваться, видимо, тоже будет из средств госбюджета.
Цифровизация вообще заняла довольно много места в докладе министра, очевидно ввиду того, что это задача и техническая и, что нужно особо отметить – политическая. Федеральная целевая программа развития телерадиовещания реализуется с начала 2009 года. Для решения задач, поставленных в ней, связисты, вещатели, создатели программ договорились и начали работать вместе. Создан Цифровой альянс России, объединение государственных регуляторов, организаций вещателей, операторов, производителей оборудования, научных и образовательных учреждений отрасли связи. Этот союз станет платформой для подготовки решений технологических, экономических, правовых вопросов, для координации действий в рамках общей программы перехода на цифровое вещание. Как отметил Игорь Щеголев, чтобы выйти из фазы лоскутной, разноформатной цифровизации, предстоит учесть опыт регионов, внедрять лучшие практики, самые эффективные решения. Готовятся к внесению в органы законодательной власти поправки к федеральному закону «О связи» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» в рамках реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
В политическом плане речь идет о сохранении единого информационного пространства России, в экономическом – о перспективах стратегического прорыва новых технологий. Когда будет последовательно отключаться аналоговое вещание тех каналов, которые включены в цифровые мультиплексы, появится возможность высвободить частотный ресурс в рамках ФЦП для развития новых высокоэффективных инфокоммуникационных услуг. При этом растущий спрос на соответствующее современное оборудование создаст возможности ускоренного развития для отечественных производителей.
В докладе был отмечен один из наиболее значимых итогов деятельности Государственной комиссии по радиочастотам - принятие решения по утверждению частотно-территориального плана развертывания сети цифрового телевизионного вещания в Российской Федерации. План был разработан Минкомсвязью России совместно с Минобороны России и ФСО России и призван сыграть роль краеугольного камня в архитектуре национального проекта цифровизации телерадиовещания.
Отдельно было сказано в докладе о «Связьинвесте», любимом и не пристроенном холдинге. Его то собирались приватизировать, то разделять, то укрупнять. Теперь государство решило приступить к его масштабной и давно востребованной реформе. В период экономической нестабильности особенно резко проявились системные дефекты и стали совершенно очевидными те перемены, которые должны произойти. Безусловно, это будет главным событием года для отрасли, причем позитивный эффект должны будут ощутить не только в сфере фиксированной связи.
В дни проведения выставки и проведения расширенной коллегии шла речь о том, что в стратегию развития Связьинвеста вносятся последние штрихи. Приоритеты работы группы компаний на переходный период были определены максимально четко. Было ясно, что необходимо повысить эффективность структур и подразделений, удержать рыночные позиции и безболезненно пройти кризис – на достижение этих целей ориентирована управленческая команда. Министр Щеголев 12 мая подчеркнул, что государство, как основной акционер «Связьинвеста», ставит перед новым менеджментом Компании задачу укрепления государственных позиций в отрасли связи. В посткризисной логике становится очевидным, что «Связьинвест» призван стать единым федеральным оператором и глобальным игроком на рынке телекоммуникаций.
Ко дню выхода этого номера из печати все предполагаемые перемены уже произойдут и нам остается пожелать успеха новому совету директоров, его избранному председателю и команде управленцев. Такой внушительный новый игрок на рынке услуг связи, конечно же, несколько изменит соотношение различных его сегментов. Будем надеяться, что в лучшую сторону.
Обратил на себя внимание и раздел доклада, посвященный деятельности подведомственной министерству надзорной службы. Ведь в конечном итоге вся разрешительная и регистрационная деятельность Роскомнадзора преследует главную цель: обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке услуг, что естественным образом приводит к повышению их доступности и расширению спектра.
В 2008 году службой было принято более 50 тыс. решений о присвоении радиочастот или радиочастотных каналов, переоформлении, внесении изменений и дополнений, аннулировании разрешений на радиочастотную. Одних только новых лицензий на услуги связи выдано свыше 7 тысяч. В то же время, нарушения обязательных требований выявлялись в среднем при каждой второй проверке. По итогам свыше 20 тысяч мероприятий по контролю было выдано свыше 11 тысяч предписаний, наложено существенное количество административных штрафов.
Говоря о планах на среднесрочную перспективу, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев отметил: «Перспективы развития российских ИКТ видятся нам следующим образом. Это - ориентация на живые потребности информационного общества, особенно в условиях кризиса. На рост численности, образованности, социальной активности кадрового ресурса производителей информации. На повышение конкурентоспособности создаваемых в России информационных продуктов. Этот приоритет нашей политики определяет позицию министерства в любом частном вопросе. Поэтому, например, свою работу с зарубежными поставщиками ИКТ-оборудования строим таким образом: кто больше приносит в Россию производство, технологии, кто вкладывается в обучение наших кадров, тот и должен получать поддержку и рассчитывать на благоприятные условия сотрудничества». Собственно, все участники рынка ИКТ это видят и на практике. Нужно отметить и тот факт, что стиль работы министерства стал более открытым, созданные при министерстве общественные советы по направлениям деятельности сделали работу ведомства и принимаемые им решения доступными для обсуждения, понятными при их принятии. Как любит повторять один из заместителей министра, «мы не будем принимать решений «под столом». И это нельзя не поприветствовать.
Выраженная в докладе уверенность в том, что текущий год станет годом реальных решений и достижений на пути к созданию электронного правительства, навела на мысль о том, что не все здесь до сих пор получалось складно. Докладчик выразил уверенность, что Концепция формирования электронного правительства и План мероприятий по его формированию, одобренный в феврале 2009-го, создают хорошую базу для решения поставленных задач. Плюс к этому у министерства есть четко определенные приоритеты государства на переход к новому уровню управления и взаимодействию с гражданами. Главное на этом участке работы - создание действенных механизмов госуправления, основанных на применении информационных технологий. Отрадные перемены уже есть: в I квартале 2009 года в 24 субъектах Российской Федерации создано 177 центров правовой информации, в том числе на базе региональных и муниципальных библиотек. Всего в 2009 году на базе региональных и муниципальных библиотек планируется создание и ввод в действие около 300 общедоступных центров правовой, деловой и социально-значимой информации. Как говорится, пусть так и будет.
Еще одна стратегически важная задача, отмеченная в докладе, - развитие научных сетей и национального сегмента Интернета. В России функционируют немало разрозненных научно-образовательных сетей. Министр подчеркнул, что нужно провести их интеграцию и создать единую высокоскоростную телекоммуникационно-вычислительную инфраструктуру национального масштаба. Кадровый компонент информационного общества должен «встретиться» с инфраструктурным компонентом. Науке и образованию нужна высокоскоростная магистральная телекоммуникационная инфраструктура, доступ к распределенным центрам обработки данных, сетевым информационным сервисам.
Что касается роста Рунета, здесь статистика впечатляющая. Интернет успешно конкурирует с традиционными медианосителями, в марте этого года был зарегистрирован двухмиллионный домен в зоне RU. По числу доменов сектор .RU вышел на 6-7 месте мирового рейтинга национальных доменов.
Доля пользователей, выходящих в интернет из дома, превысила 70%. Около трети "домашних" пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети. При этом средняя скорость доступа в регионах заметно ниже, чем в столицах: самая распространенная скорость в среднем по 21 крупному городу России (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет примерно 410 килобит в секунду, в столицах же - около 7 тысяч килобит в секунду. А расценки, которые выставляют операторы на местах, существенно выше столичных. Там, где эти услуги предоставляются компаниями группы «Связьинвест», представители государства уже обращают внимание менеджмента на такой весьма своеобразный «цифровой разрыв». Вот здесь-то и будет видна регулирующая и стимулирующая роль государства, способного через принадлежащие ему рыночные структуры влиять на ценовую политику игроков рынка. Да и на техническую – тоже.
Заключительная часть доклада была посвящена международной деятельности. В этом разделе было отмечено, что Администрация связи Российской Федерации приняла активное участие в работе сессии Совета Международного союза электросвязи и во Всемирной ассамблее по стандартизации электросвязи МСЭ. Было поддержано предложение российской стороны о равноправном использовании рабочих языков, в том числе русского, в деятельности МСЭ, а также принято решение о выпуске журнала «Новости МСЭ» на русском языке. Представители Администрации связи Российской Федерации были избраны на ведущие должности Комитетов МСЭ.
Журнал «Мобильные телекоммуникации»
№5 2009 г.