Фарид МУХАМЕТШИН: ПОДВОДИТЬ ИТОГИ РАНО
Беседу вел Леонтий Букштейн
Фото автора
За 10 лет своей работы парламент Татарстана накопил огромный опыт законотворчества, применение которого позволяет республике развиваться поступательно, совершенствовать структуры власти, отвечать на вызовы времени.
О том, как работает Государственный совет республики Татарстан в беседе с нашим корреспондентом рассказывает Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, депутат Государственного Совета Фарид Хайруллович Мухаметшин
– В мае 2006 года исполняется восемь лет Вашей работы на высшем должностном посту в Госсовете Татарстана. По времени это почти совпало с 10-летием самого Госсовета. Результат его работы – принятие 471 закона, 10 Государственных программ. За эти годы, наверное, изменялась не только сама суть работы, но и спектр основных вопросов, рассматриваемых в Государственном совете. Каковы они были прежде и какими стали теперь?
– В первой половине 1990-х годов основной спектр деятельности Парламента республики преимущественно был связан с тем, что нам приходилось восполнять в законотворчестве «пробелы» федерального законодательства. Тогда многое приходилось делать впервые – принимать Конституцию Татарстана, законы о приватизации собственности или мягком вхождении в рынок… Все это вполне объяснимо – правовых аналогов тогда в России просто не было. Кстати, многое из наработанного в те годы республиканскими парламентариями, – хотя нас и критиковали за это, – впоследствии было взято на вооружение Федеральным центром, а некоторые наши законы – получили статус модельных.
Что касается дня сегодняшнего, – то предмет законотворческой деятельности стал более конкретным, особенно после приведения правовой базы субъектов в соответствие с федеральной. Объемнее и оперативнее стала наша работа, направленная на законодательное обеспечение реформ в сферах муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства, ипотечного кредитования, здравоохранения.
– Те, кого избирали в Государственный совет в 1998 году и те 100 человек, которые были избраны в состав третьего созыва на последних выборах, как-то отличаются друг от друга? Ведь Вы справедливо в одном из своих выступлений цитировали политологическую максиму “общество “творит” парламент, а парламент – “творит” общество”.
– Безусловно, после недавних выборов изменилась сама конфигурация Парламента. Считаю, что новые принципы его формирования – по партийным спискам, – появление фракций «Единая Россия» и КПРФ, депутатской группы «Татарстан – новый век», усиление позиций общественных организаций, представителей бизнеса, научно-технической и творческой интеллигенции, молодежи – все это позитивно отражается на законотворческой деятельности. В нынешнем составе Парламента более чем в два раза увеличилось количество парламентариев-женщин.
Вместе с тем, по моему глубокому убеждению, неизменным осталось то, что объединяет оба парламента: подавляющее большинство депутатов – это сторонники реформ центристского толка. В этом смысле татарстанский избиратель – зрелый, политически выдержанный, активный участник политического процесса. И я горжусь этим.
Особо хочу подчеркнуть, что у нас в Татарстане практически не пользуются поддержкой партии и общественные организации радикальной направленности, что доказывают выборы в республике в 2004 г. и муниципальная избирательная кампания прошлого года.
– Почти четыре десятилетия Вы проработали в нефтяном краю Татарстана, знаете его проблемы не понаслышке. Что там изменилось за годы перемен, за последние 15 лет?
– Прежде всего, хочу подчеркнуть, что изменилось отношение к недрам Татарстана и его природным богатствам. Республика, получившая возможность активно влиять на политику недропользования и отвечать за нее, самостоятельно осуществляет природоохранные мероприятия.
Я бы сказал больше, – сами нефтяники сегодня принимают и реализуют экологические программы. А это значит – изменился менталитет людей, повысилась их ответственность.
Но здесь нужны усилия и со стороны федеральных органов власти. Тем более, что ст. 72 Конституции России однозначно относит недра к сфере совместного ведения центра и регионов. От этой позиции отходить нам ни в коем случае нельзя. Тем более, что народ уже вкусил плоды этих полномочий, ощутил себя хозяином на земле, несущим всю полноту ответственности за происходящее на ней…
– Как член Совета безопасности Татарстана, Вы не раз заявляли, что просто продавать сырую нефть – путь с короткой перспективой. Сейчас известно, что в республике приняли решение организовать глубокую переработку собственной нефти с тем, чтобы продавать продукты, получаемые в результате этого. Каковы здесь планы? Что будет с машиностроительным комплексом республики, в значительной мере ориентированным в прошлом на ОПК, а теперь отпущенным в «свободное плавание»?
– Наша республика – один из старейших нефтедобывающих регионов России. Многолетняя эксплуатация месторождений привела к опережающей выработке запасов высокопродуктивных девонских залежей, обводнению скважин и снижению добычи. Поэтому в целях обеспечения дальнейшего развития нефтегазового комплекса правительством РТ разработан проект Программы развития топливно-энергетического комплекса Татарстана на период до 2020 года, в соответствии с которой добыча нефти должна быть стабилизирована на уровне 30 млн. тонн в год.
С другой стороны, нарастают проблемы нефтегазового комплекса, связанные с добычей высоковязкой и высокосернистой нефти. Ее добыча к 2020 г. достигнет более двух третей от всего объема.
Не случайно, в последние годы республика предпринимает усилия, чтобы уйти «от иглы» нефтяной зависимости. Сейчас эта работа начинает обретать реальные контуры. Мы вплотную подошли к этапу промышленной переработки тяжелой сернистой нефти. Два наших гиганта нефтехимического производства – объединения «Органический синтез» и «Нижнекамскнефтехим» – приступили к освоению выпуска новых материалов на основе авангардных технологий, не имеющих аналогов в Российской Федерации.
Что касается машиностроительного комплекса, то показатели здесь в целом достаточно стабильные. Индекс промышленного производства транспортных средств, машин и оборудования составил 110-112%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования – более 127%.
– Наш журнал – о бизнесе, поэтому очередной вопрос именно о нем. В республике в начале века было проработано комплексное решение проблем малого и среднего бизнеса. Парламентом была принята Государственная программа по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы. Можно сказать о ее результатах? И каковы в этой сфере перспективы на будущее?
– Динамика этого важного сегмента рыночной экономики за упомянутые вами четыре года выглядит следующим образом: количество малых предприятий выросло с 22 тыс. до почти 35 тыс., а число индивидуальных предпринимателей со 116 тысяч до более, чем 130 тыс. человек; сумма доходов от реализации товаров (работ и услуг) возросла в три раза; налоговые платежи субъектов малого предпринимательства составили в 2004 году 9% поступлений в консолидированный бюджет республики; объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345 млн. до 4 млрд. рублей; создана разветвленная инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая соответствующее государственное Агентство и территориальные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.
В октябре прошлого года Парламентом РТ принят документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу. Стратегической целью Программы поддержки малого предпринимательства в Татарстане на 2005-2010 гг., стало повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, увеличение удельного веса малого бизнеса в ВРП Татарстана до 30%.
Как видите, позитивные сдвиги, безусловно, есть. Вместе с тем, я не могу сказать, что удовлетворен положением дел с малым бизнесом в Российской Федерации и Республике Татарстан. Сейчас все отчетливее проявляется противоречие между снижением налоговой нагрузки на этот сегмент экономики с одной стороны, и передачей ряда полномочий на уровень местного самоуправления без соответствующих финансовых мандатов, с другой.
Смотрите, что получается: муниципалитеты, имея широкий круг полномочий, при этом не обеспеченный необходимой налогооблагаемой базой, объективно будут поставлены перед необходимостью повышения ставок налогообложения предприятий малого бизнеса. А это, в свою очередь, будет сдерживать их развитие. Так что, без передачи на местный уровень поступлений от новых налогов нам в перспективе не обойтись. Таково мое убеждение.В Госсовет Татарстана вы избирались от Юго-Восточного одномандатного избирательного округа №33. Успеваете реагировать на запросы избирателей? Бываете в тех краях?
– Это знакомые и даже можно сказать, родные мне края: города Бугульма, Бавлы, Ютаза.
В округе №33 есть и горожане, и селяне. Провел с ними очень много встреч, глубже узнал их настроения, их намерения, их стремления. Этот округ – нефтяной, на границе с Оренбургской областью, Башкортостаном и Самарской областью. Его люди видят, как власти Татарстана стараются поддержать их, помочь укрепить экономику, улучшить социальную сферу. Я бываю там, встречаюсь с людьми. Но еще чаще их представители бывают у меня. Им никогда отказа в приеме и беседе нет, они все говорят начистоту. Получаю достоверную информацию из первых рук.
– В августе 2003 г. Вы были избраны секретарем Татарского регионального отделения партии "Единая Россия". Как строятся отношения единороссов и членов партии «Татарстан – новый век», созданной еще до учреждения партии «Единая Россия»?
– Начну с того, что «Татарстан – новый век» (Движение ТНВ) – это все-таки не партия, а одна из наиболее массовых и авторитетных общественных организаций республики, объединяющая около 100 тыс. единомышленников.
Показательно, что вне зависимости от колебаний политического барометра, она достаточно успешно существует более шести лет: имеет свое представительство в Парламенте республики, участвовала на муниципальных выборах и добилась значимых результатов. Отношения Движения ТНВ с Татарстанским отделением «Единой России» я бы охарактеризовал как союзнические. Часто эти организации выходят единым блоком с политическими инициативами.
Что касается моей работы в качестве секретаря Политсовета «Единой России», то скажу, что работая в «Единой России» я испытываю чувство сопричастности к тем реформам и переменам, которые происходят в стране. Этой партии поверили люди. Она не боится брать ответственность на себя – как бы сложно это не было.
– В марте прошлого года вы были избраны координатором Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа – Совета законодателей ПФО. Как организована ее работа?
– Ассоциация – это консультативный орган, созданный для координации законотворческой деятельности регионов Округа.
В прошлом году состоялось три заседания Ассоциации, на которых обсуждались проблемы законодательного регулирования вопросов противодействия коррупции; реформирования сферы социального обеспечения; законодательного регулирования использования природных ресурсов; обеспечения и защиты прав и свобод граждан; реформы муниципальных органов власти и многие другие.
Как видите, – вопросы действительно актуальные и, что называется, подсказаны самой жизнью. Поэтому работу Ассоциации законодателей ПФО мы будем интенсифицировать и в дальнейшем.
– В начале 90-х годов, во времена становления новой российской государственности, законотворчество Татарстана было примером развития федерализма. В 1994 году был подписан Договор о разграничении полномочий республики и федерального центра. В последние годы пришлось пересмотреть многое из сделанного, устраняя противоречия, образовавшиеся между федеральными и региональными законодательными актами. Ваше мнение об этом процессе как доктора политических наук?
– Да, пришлось нелегко. Но это – объективные обстоятельства: по большинству вопросов, которые в начале 1990-х годов (да и позднее) ставила республика, – мы были первопроходцами. К сожалению, многое из того, что тогда было наработано, затем как бы отошло на задний план… Федеральный законодатель не пошел по пути учета достигнутых ранее договоренностей.
Конечно, надо было приводить в порядок федеральное и региональное законодательства. Тем более, что многие субъекты, даже не имея договоров с Федеральным центром о разграничении полномочий, брали на себя излишние функции, абсолютно ничем не подкрепленные и не обеспеченные ресурсами.
Новый этап в развитии Российского государства потребовал более детальной проработки проблемы разграничения полномочий между различными уровнями власти. Эта работа не завершена до сих пор, – например, не отрегулированы вопросы недропользования. И здесь у нас есть подходы, которые мы будем отстаивать и дальше с позиций принципов федерализма. Мы исходим из того, что, безусловно, в рамках Федерации должно быть единое правовое пространство. Но верно также и то, что на региональном уровне необходим учет местной специфики: большинство вопросов должны решаться не через Центр, а на субъектном уровне. А это, в свою очередь, предполагает сохранение по отдельным вопросам договорной практики взаимодействия.
В этом смысле Татарстан всегда оставался на позициях норм Конституции России, где прописана такая возможность.
– В августе 2005 года в одном из своих интервью вы говорили о подготовке нового договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией. В самых общих чертах – каким он будет?
– Исходя из сказанного мной выше, в этом Договоре мы предполагаем конкретизировать ряд принципиальных для нас позиций. Речь идет о закреплении нормы о том, что Президент республики должен владеть двумя языками; статусе и порядке использования татарского языка как государственного; о поддержке наших соотечественников и содействии им в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.
В экономической сфере у Татарстана также есть свои особенности, связанные с выработанностью нефтяных месторождений. А учитывая тот факт, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории республики составляет основу жизнедеятельности ее многонационального народа, Договор предусматривает возможность заключение соответствующих соглашений с Федеральным правительством для совместного решения широкого круга народнохозяйственных вопросов Татарстана.
– Как кандидат социологических наук, Вы автор многочисленных публикаций по проблемам социологии, государственного строительства, федеративного устройства, межнациональных отношений. Ваши основные позиции по этим вопросам неизменны?
– Если кратко, то я уже говорил, Федерализм – это единственная альтернатива развития России. Исторический опыт доказывает, что многонациональная страна нуждается в устройстве, которое позволяет регионам многие проблемы решать самостоятельно. Федерализм дает возможность сформировать такую структуру государства, когда свободы и права человека, ограничиваемые, например, в чем-то местными властями, могут получить защиту на федеральном уровне. И наоборот, – авторитарные тенденции, формирующиеся порой на уровне центра, могут встретить должную оценку со стороны регионов.
Вместе с тем, основная слабость модели российского Федерализма, как представляется, состоит в излишнем законодательном ограничении самостоятельности субъектов. Тем самым, сужаются их возможности, теряются стимулы к использованию своего потенциала более полно.
Принятие важнейших политических решений в демократической общественной системе всегда связано с апелляцией к общественному мнению. В этом смысле, важно научиться максимально оперативно и точно доносить глас народа до самого народа и… особенно до его слуг!
Далее. В нашей республике особое внимание традиционно уделяется упрочению межэтнического мира и согласия. В Татарстане проживают представители 115 национальностей. Татары составляют 52,9 %, русские – 39,5 %. В числе наиболее представленных в республике народов – чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Татарстанская модель межнациональных и межконфессиональных отношений уже получила международное признание. Гражданский мир и согласие, добрососедство и толерантность, стабильная социально-экономическую обстановка уже стали своеобразной визитной карточкой республики. Основой государственной политики в сфере национальных и межконфессиональных отношений стало достижение взаимопонимания в вопросах свободы совести и вероисповедания, твердая позиция по недопущению в Татарстане проявлений религиозного экстремизма.
– Историческое 1000-летие Казани в августе-сентябре 2005 года было проведено на беспрецедентно высоком представительском уровне: в столицу Татарстана прибыли главы государств Содружества, представители федерального Центра и регионов России, Совета Европы, многих общественных организаций. Можно считать это признанием достижений Татарстана в государственном строительстве и укреплении федерализма в России?
– Да, безусловно. Наш российский менталитет таков, что мы достаточно быстро привыкаем к праздникам и юбилеям. Тем более, что их за последние годы было достаточно много. Но 1000-летие Казани – событие действительно неординарное в новейшей истории Российского государства. С этим, думаю, спорить не стоит. Да и сам исторический процесс становления России, с учетом этого факта, начинает уже восприниматься более полно – высвечивается новыми яркими красками и событийным рядом.
Как представляется, именно это обстоятельство имел ввиду Президент Российской Федерации В.В. Путин, когда, выступая на торжествах в Казани, сделал акцент на том, что «это наш общий праздник и событие поистине общенационального масштаба», а наш город – это «один из древнейших на Земле центров евразийской цивилизации».
Неудивительно, что в дни юбилея столица Татарстана стала местом проведения саммита глав государств Содружества, заседания Госсовета Российской Федерации, многих международных и общероссийских форумов с участием представителей ООН, Совета Европы, Евросоюза, Организации Исламская Конференция.
Думаю все, кто посетил Казань в дни празднования, навсегда сохранят в своей памяти образ нашей прекрасной республики, ее древней и вечно молодой столицы.
– В свое время концепцией и даже лозунгом республики, сформулированным ее президентом М.Ш. Шаймиевым, было «мягкое вхождение в рынок», что позволило практически без больших потрясений изменить экономический уклад. И теперь вы говорите о «мягком вхождении республики в реформу местного самоуправления». Пожалуйста, расшифруйте для непосвященных эту формулу.
– В нашем понимании любые преобразования должны служить повышению уровня жизни людей, упрочению социальной стабильности. Так было и с идеей формирования социально-ориентированной рыночной экономики, когда, отвергнув рецепты «шоковой терапии» республика пошла по пути мягкого вхождения в рынок, провозгласила приоритетом социальную защиту населения.
Тот же принцип был положен в основу татарстанской программы приватизации, позволившей сохранить в руках государства контрольные пакеты акций ведущих предприятий республики. В экономической политике мы одними из первых в России стали оказывать государственную поддержку отечественному товаропроизводителю. Взяли на себя ответственность за осуществление важнейших федеральных программ на своей территории. Сегодня на повестке дня стоит задача проведения масштабной муниципальной реформы. Серьезным экзаменом на политическую зрелость стали для граждан Татарстана выборы в органы местного самоуправления. Впервые они проходили в соответствии с новым федеральным и республиканским законодательствами.
Хочу особо подчеркнуть, что татарстанская модель выборов, получившая поддержку депутатов Госдумы, себя вполне оправдала. Мы предложили на переходный период установить порядок избрания руководителей вновь образованных муниципалитетов местными представительными органами из своего состава. Этот подход позволил снизить вероятность избрания главой города, района случайного, неподготовленного человека. Думаю, не стоит говорить о том, чем могла обернуться победа хотя бы одного такого политически несостоятельного деятеля в отдельно взятом муниципалитете…
Поэтому так важно было обеспечить «мягкое» вхождение Татарстана в муниципальную реформу, постепенная адаптация населения и органов управления на местах к новым условиям работы.
– Судя по вашим высказыванием в прессе, вы считаете, что создание условий для обеспечения экономической самодостаточности территорий – одна из самых важных, сложных и до конца не решенных задач. Ваше видение развития этого процесса?
– Наряду с другими субъектами Татарстан убедительно показал правильность подхода, при котором регион, способный нести бОльшую ответственность, получает и больше прав. За прошедшие годы Татарстан утроил свою налогооблагаемую базу. Республика из собственного бюджета финансировала важнейшие федеральные программы.
Вместе с тем, у нас в стране до сих пор до конца не отрешена проблема разделения налогов между тремя уровнями. Сейчас государство переживает период централизации, что применительно к вопросам собирания налогов выразилось в их концентрации на федеральном уровне.
Это происходит параллельно с процессом, когда регионы проводят активную промышленную политику, создают условия для притока инвестиций, самостоятельно решают дилемму выбора между усилением социальной составляющей и снижением фискальной нагрузки (в пределах своей компетенции) для стимулирования развития предпринимательства. Ноша ответственности по ряду ключевых позиций социальной и экономической политики сконцентрирована сейчас в регионах.
Параллельно, – в регионах идет отработка эффективных механизмов стимулирования экономического роста. Прежде всего, это инвестиционная политика, причем не только в форме прямых государственных инвестиций, сколько в виде государственных гарантий, преференций, льгот, субсидий, направленных на мобилизацию и привлечение частных инвестиций. При этом, основным резервом являются здесь отечественные капиталы.
Как следствие, экономически давно возникла необходимость децентрализации межбюджетных отношений, а также кардинального реформирования налоговой системы на основе принципов справедливости, равенства и рациональности.
Становление и укрепление налогового федерализма требует дальнейшего четкого разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, оптимального сочетания федерального и регионального налогового законодательств, большей децентрализации налоговых поступлений. Я считаю, – это не каприз руководства регионов, а объективное веление времени. Более того, с позиций федерализма целесообразнее было бы вместо формирования, например, Фонда дотационной поддержки стимулировать развитие регионов и территорий через рациональное распределение налогов.
– Татарстан – многонациональная республика. Но здесь даже в годы перемен в государственном устройстве, политических потрясений в федеральном центре, обстановка оставалась стабильной и благоприятной для всех народов и народностей, для всех конфессий. Каково положение дел сейчас?
– Хочу подчеркнуть, что политико-правовой основой всех этих процессов выступает сформированная в последние полтора десятка лет федеральная правовая база. Она включает положения о неотчуждаемости прав и свобод человека и народов, гарантиях по сохранению и развитию национальных языков и культур; защите прав национальных меньшинств; праве на использование местного самоуправления в целях национально-культурного развития.
Все эти нормы и подходы были нами конкретизированы в Конституции Татарстана и в республиканских законах. Более того, процесс укрепления самостоятельности республики открыл возможность решения копившихся годами проблем в социально-гуманитарной сфере. В Татарстане сегодня сформирована принципиально новая языковая ситуация. Татарский язык обрел статус государственного, развивается национальная компонента образования. Расширяется сфера обучения на татарском языке в средних и высших учебных заведениях.
Новые возможности развития и использования национальных языков открыты также для многих коренных народов республики, включая школьное образование в местах компактного проживания национальных меньшинств. В настоящее время у нас действуют: 148 чувашско-русских и чувашско-татарских школ, 45 – удмуртских, 24 – марийских и 5 – мордовских школ. В 55 воскресных школах постигают свой родной язык и культуру дети 22 других национальностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит национально-культурным центрам, которых в настоящее время в Татарстане насчитывается более ста.
Здесь же нужно сказать и о том, что знаковой приметой перемен в жизни Российской Федерации стало становление в последние годы новой модели отношений между государством и религиозными организациями. Решением федеральных органов в Казани учрежден Российский исламский университет, отвечающий высоким требованиям культурно-образовательного стандарта. В столице республики в рамках программы ЮНЕСКО проведена комплексная реставрация Казанского Кремля, воссоздана крупнейшая в Европе мечеть Кул Шариф, отреставрирован православный Благовещенский собор. Верующим возвращена чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Обо всем этом говорить и перечислять то, что делается властями, – можно долго. Но главное, что хотелось бы подчеркнуть, – неустанное внимание к указанным вопросам со стороны Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева и в целом руководства республики. В этом – залог стабильности и межнационального мира в Татарстане.
– Как строится международная деятельность Татарстана сегодня, как организована его внешнеэкономическая деятельность? Какими результатами закончились встречи и переговоры со странами ЕС и ЮВА о привлечении инвестиций в экономику Татарстана?
– Наша Республика входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов страны. По итогам 2004-2005 гг. Татарстан входит в десятку лидеров по низкому инвестиционному риску и высокому потенциалу среди российских регионов.
За период с 1993 по сентябрь 2005 г. наибольший объем иностранных инвестиций из стран ЕС был привлечен из Германии (931,8 млн.долл.), Великобритании (926,8 млн.долл.), Кипра (517,5 млн. долл.) и Австрии (200,1 млн.долл.). В 2005 г. продолжилась тенденция к росту внешнеторгового оборота республики, отмечаемая с 1999 г. Его объем составил в январе-сентябре 2005 года 7,4 млрд. долл. США, на 63,9% превысив показатель аналогичного периода 2004 г. (4,5 млрд. долл.).
Рост оборота внешней торговли Татарстана обусловлен увеличением республиканского экспорта – на 69,1% (6,9 млрд. дол.), импорта – на 11,8% (465,2 млн. дол.).
ОАО «ПО ЕлАЗ» в июне 2005 г. подписало соглашение с «Хендэ КомТранс Рус» о строительстве в г. Елабуга автосборочного завода по лицензионному соглашению с фирмой «HYUNDAI Motor Company» (Корея) грузовых автомобилей и автобусов с объемом инвестиций около 140 млн. долл.
Данное производство планируется открыть на территории вновь созданной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга».
– Участвует ли по-прежнему Татарстан в общеевропейских и мировых организациях, таких как Конгресс Местных и Региональных Властей Европы, Ассамблея Европейских Регионов и других? Ведь в ходе подготовки проекта Европейской хартии регионального самоуправления многими специалистами внимательно изучался опыт "Модели Татарстана" в становлении новой Федерации.
– Безусловно, наша республика участвует в составе Российской делегации в работе этих организаций. Я являюсь Председателем Комитета по культуре и образованию Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).
На мой взгляд, очень интересной и перспективной программой для российской делегации уже в ближайшее время могло бы стать участие нашей страны в реализации крупного Европейского проекта под амбициозным названием «Дорожная карта».
И последнее, исходя из собственного опыта работы в Комитете по культуре и образованию КМРВЕ хочу еще раз подчеркнуть возрастающий интерес европейской общественности к положению дел в регионах России, к проблемам местной демократии.
Я убежден, что уважительный диалог в рамках общеевропейской платформы сотрудничества приносит пользу всем его участникам, особенно, если учесть, что на повестку дня сейчас вынесены вопросы развития культурной и этнической идентичности, сохранения языков национальных меньшинств в условиях глобализации и общеевропейской интеграции.
– Вы уже 16 лет в политической элите республики, избираетесь в представительные органы власти не в первый, не в пятый и даже не в десятый раз. Какие это вызывает ощущения?
– Я накануне нашей встречи, действительно, задумался о своей судьбе, ну, как сейчас говорят, о карьере. Хотя какая может быть карьера, когда тебя большую часть жизни без особого твоего участия выдвигали, назначали, предлагали перейти на другую работу… Тут была какая-то необходимость, что ли, она была главнее, а не твои карьерные устремления. Так вот, перелистал мысленно свои десятилетия работы и вижу, что прошел все маленькие ступеньки и большие ступени, не пропустив ни одной.
Начинал с комсомола, потом – в органах советской власти: это горисполком от второго заместителя председателя с перерывом на работу в структурах «Татнефти» и до председателя. Потом – партийная работа. Потом – несколько неожиданно для меня – министром торговли. В руководстве тогда сказали: дефицит властвует, много злоупотреблений, давай, наведи порядок в этой распределительной системе. Оттуда – без меня меня женили – партийцы нефтяного края просто потребовали вернуть, и вернуть на должность первого секретаря горкома нефтяной столицы республики – города Альметьевска. Оттуда несколько лет спустя вернулся в Казань зампредом Совета министров по промышленности, транспорту и связи. Дальше – председатель Верховного совета, затем – премьер-министр. И, наконец. Председатель Государственного совета республики Татарстан.
Сейчас думаю: что за судьба такая? Ни одной должности не пропустил, ступеньки не перескакивал. Зато такая биография позволяет увереннее работать, когда не понаслышке знаешь, что такое работа мэра города, министра, председателя правительства, спикера парламента. В этом плане мне здорово повезло, я счастливый человек, поскольку прошел большую школу в республике Татарстан.
– Теперь позвольте задать вам несколько сугубо личных вопросов. Я помню, что вы, как и большинство руководителей органов высшей власти Татарстана, не курите, ведете здоровый образ жизни, играете в волейбол. Все остается по-прежнему?
– Можно сказать, что да. Во всяком случае, никто не закурил и спорт не бросил. Я считаю, что это актуально для всех, не только для руководителей. Но руководителей – в особенности. Мы не можем безалаберно относиться к своему здоровью, мы должны быть стрессоустойчивы, в любую минуту конструктивно реагировать на нестандартные ситуации, форс-мажор, как теперь говорят. Может быть, прозвучит банально, но в какой-то мере ты себе и не принадлежишь. Невозможно отговориться головной болью ли коликами в пояснице, когда ситуация может потребовать энергичных действий власти. Быть всегда в спортивной форме – это часть твоих служебных обязанностей. Спортсмен я не великий, но физическая культура и здоровый образ жизни мне всегда помогали и помогают в работе. Семь лет я был президентом хоккейного клуба «Ак барс», в хорошие годы татарстанского хоккея: мы были бронзовыми, серебряными призерами России, стали чемпионами… Это наша общая республиканская гордость, всех болельщиков.
– Чем заняты ваши домашние: жена, сын, дочь?
– Жена на заслуженном отдыхе, она долгие годы проработала в строительном тресте инженером технического отдела. Сын финансист, возглавляет филиал известного банка. Дочь и зять – врачи. И сын, и дочь подарили мне по две внучки, так что мы теперь «многодетные дедушка и бабушка».
– Ваши занятия в свободное от работы время? Я слыхал про какую-то раритетную машину, которую вы воссоздали из небытия…
– Почему из небытия? Волгу ГАЗ-21, с символом Горьковского автозавода на капоте – оленем в прыжке – я приобрел лет 10 тому назад у отставного генерала, который вывез ее еще при отводе советских войск из ГДР. Машине 41 год. И я, как автомеханик по первому образованию, взялся за ее восстановление. Эту модель я полюбил еще в те годы, когда работал зампредом горисполкома и у нас на двух заместителей была одна «Волга» ГАЗ-21. Она нас вывозила по всем ухабам, по всем проселкам. Тогда, несмотря на свою ветхость, казалась нам лучшей машиной Земли. Вот эта любовь, она осталась. Все 10 лет я привожу свою машину в порядок, подчеркиваю, собственноручно. Перебираю, улучшаю, обихаживаю. Сегодня это мое хобби. И на этой машине я могу выехать на какое угодно большое расстояние – она не подведет. В ней все свое, родное, никаких современных аналогов и замен.
– Вы награждены орденом Дружбы, в декабре 2005 года президент России в Кремле вручил вам орден Почета, вы – лауреат премии «Российский национальный Олимп» в номинации «Спикер года». У вас есть орден «За честь и достоинство». Являетесь почетным академиком Международной академии информатизации. С высоты прожитых лет, какой вам видится ваша жизнь? Вы удовлетворены достигнутым?
– Подводить итоги рано. Есть опыт, живая практика, которые можно и нужно использовать в работе. Я думаю, что человек до последнего дыхания не должен быть удовлетворен сделанным. Сознание того, что жил не зря – да, оно есть. Но умиротворения от того, что сделано все, что можно было – нет. Для своего народа, для республики еще нужно сделать немало. Есть задумки, как демократизировать и нашу власть, как приблизиться к идеалу гражданского общества, как приблизить, говоря прежними словами, светлое будущее.
В личном плане хочется окончательно поставить на ноги детей, помочь им поднять и вырастить внучек. И увидеть, как уже они продолжают в своих семьях то, что было заложено нашим родителями в нас.
– Вы до сих пор помните, как вас воспитывали ваши родители?
– Да. Отец был очень строгим человеком. Теперь-то я его понимаю: такова была его суровая жизнь. А в детстве для нас, чтобы утихомирить баловство, достаточно было одной маминой фразы: тише, отец идет.
Отец был всю жизнь непререкаемым авторитетом в семье. Был интересный случай, когда меня срочно из министров торговли вернули секретарем горкома партии в Альметьевск. Пленум прошел, он уже из сообщений Татарского радио знает. Я захожу, здороваемся. Ему 80 лет. Пункт 6 Конституции СССР о руководящей роли партии только что отменили. Сидит, суровый: ты партию приехал распускать? Или работать?
Я говорю: папа, я приехал налаживать тут дела.
И он говорит: ты смотри, это только горсть гороха из кармана легко бросить. А потом собрать столько же – невозможно, раскатится. Работай так, чтобы мне за тебя не было стыдно. Договорились? Я говорю: да.
Он матери кричит в кухню: Магинур, сын приехал, давай нам чаю.
Так он мне разрешил остаться на моем посту…
Я храню его трофейный фронтовой блокнот в обложке из кожи. Он весь испещрен убористым почерком с детальной записью планов всех дел, проведения собраний, изучения тогдашних государственных проблем.
Другой инструкции, как жить и работать, мне и не надо.
Журнал «БОСС»
№2 2006 г.