Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Фа­рид МУ­ХА­МЕТ­ШИН: ПОД­ВО­ДИТЬ ИТО­ГИ РА­НО

Бе­се­ду вел Ле­он­тий Бук­штейн

Фото автора


За 10 лет сво­ей ра­бо­ты пар­ла­мент Та­тар­ста­на на­ко­пил ог­ром­ный опыт за­ко­но­твор­че­ст­ва, при­ме­не­ние ко­то­ро­го по­зво­ля­ет рес­пуб­ли­ке раз­ви­вать­ся по­сту­па­тель­но, со­вер­шен­ст­во­вать струк­ту­ры вла­сти, от­ве­чать на вы­зо­вы вре­ме­ни.

О том, как ра­бо­та­ет Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан в бе­се­де с на­шим кор­рес­пон­ден­том рас­ска­зы­ва­ет Пред­се­да­тель Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан, де­пу­тат Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та Фа­рид Хай­рул­ло­вич Му­ха­мет­шин

– В мае 2006 го­да ис­пол­ня­ет­ся во­семь лет Ва­шей ра­бо­ты на выс­шем долж­но­ст­ном по­сту в Гос­со­ве­те Та­тар­ста­на. По вре­ме­ни это поч­ти сов­па­ло с 10-ле­ти­ем са­мо­го Гос­со­ве­та. Ре­зуль­тат его ра­бо­ты – при­ня­тие 471 за­ко­на, 10 Го­су­дар­ст­вен­ных про­грамм. За эти го­ды, на­вер­ное, из­ме­ня­лась не толь­ко са­ма суть ра­бо­ты, но и спектр ос­нов­ных во­про­сов, рас­смат­ри­вае­мых в Го­су­дар­ст­вен­ном со­ве­те. Ка­ко­вы они бы­ли пре­ж­де и ка­ки­ми ста­ли те­перь?

– В пер­вой по­ло­ви­не 1990-х го­дов ос­нов­ной спектр дея­тель­но­сти Пар­ла­мен­та рес­пуб­ли­ки пре­иму­ще­ст­вен­но был свя­зан с тем, что нам при­хо­ди­лось вос­пол­нять в за­ко­но­твор­че­ст­ве «про­бе­лы» фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. То­гда мно­гое при­хо­ди­лось де­лать впер­вые – при­ни­мать Кон­сти­ту­цию Та­тар­ста­на, за­ко­ны о при­ва­ти­за­ции соб­ст­вен­но­сти или мяг­ком вхо­ж­де­нии в ры­нок… Все это впол­не объ­яс­ни­мо – пра­во­вых ана­ло­гов то­гда в Рос­сии про­сто не бы­ло. Кста­ти, мно­гое из на­ра­бо­тан­но­го в те го­ды рес­пуб­ли­кан­ски­ми пар­ла­мен­та­рия­ми, – хо­тя нас и кри­ти­ко­ва­ли за это, – впо­след­ст­вии бы­ло взя­то на воо­ру­же­ние Фе­де­раль­ным цен­тром, а не­ко­то­рые на­ши за­ко­ны – по­лу­чи­ли ста­тус мо­дель­ных.

Что ка­са­ет­ся дня се­го­дняш­не­го, – то пред­мет за­ко­но­твор­че­ской дея­тель­но­сти стал бо­лее кон­крет­ным, осо­бен­но по­сле при­ве­де­ния пра­во­вой ба­зы субъ­ек­тов в со­от­вет­ст­вие с фе­де­раль­ной. Объ­ем­нее и опе­ра­тив­нее ста­ла на­ша ра­бо­та, на­прав­лен­ная на за­ко­но­да­тель­ное обес­пе­че­ние ре­форм в сфе­рах му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва, ипо­теч­но­го кре­ди­то­ва­ния, здра­во­охра­не­ния.

– Те, ко­го из­би­ра­ли в Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет в 1998 го­ду и те 100 че­ло­век, ко­то­рые бы­ли из­бра­ны в со­став третье­го со­зы­ва на по­след­них вы­бо­рах, как-то от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га? Ведь Вы спра­вед­ли­во в од­ном из сво­их вы­сту­п­ле­ний ци­ти­ро­ва­ли по­ли­то­ло­ги­че­скую мак­си­му “об­ще­ст­во “тво­рит” пар­ла­мент, а пар­ла­мент – “тво­рит” об­ще­ст­во”.

– Без­ус­лов­но, по­сле не­дав­них вы­бо­ров из­ме­ни­лась са­ма кон­фи­гу­ра­ция Пар­ла­мен­та. Счи­таю, что но­вые прин­ци­пы его фор­ми­ро­ва­ния – по пар­тий­ным спи­скам, – по­яв­ле­ние фрак­ций «Еди­ная Рос­сия» и КПРФ, де­пу­тат­ской груп­пы «Та­тар­стан – но­вый век», уси­ле­ние по­зи­ций об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, пред­ста­ви­те­лей биз­не­са, на­уч­но-тех­ни­че­ской и твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, мо­ло­де­жи – все это по­зи­тив­но от­ра­жа­ет­ся на за­ко­но­твор­че­ской дея­тель­но­сти. В ны­неш­нем со­ста­ве Пар­ла­мен­та бо­лее чем в два раза уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во пар­ла­мен­та­ри­ев-жен­щин.

Вме­сте с тем, по мо­ему глу­бо­ко­му убе­ж­де­нию, не­из­мен­ным ос­та­лось то, что объ­е­ди­ня­ет оба пар­ла­мен­та: по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во де­пу­та­тов – это сто­рон­ни­ки ре­форм цен­три­ст­ско­го тол­ка. В этом смыс­ле та­тар­стан­ский из­би­ра­тель – зре­лый, по­ли­ти­че­ски вы­дер­жан­ный, ак­тив­ный уча­ст­ник по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са. И я гор­жусь этим.

Осо­бо хо­чу под­черк­нуть, что у нас в Та­тар­ста­не прак­ти­че­ски не поль­зу­ют­ся под­держ­кой пар­тии и об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции ра­ди­каль­ной на­прав­лен­но­сти, что до­ка­зы­ва­ют вы­бо­ры в рес­пуб­ли­ке в 2004 г. и му­ни­ци­паль­ная из­би­ра­тель­ная кам­па­ния про­шло­го го­да.

– Поч­ти че­ты­ре де­ся­ти­ле­тия Вы про­ра­бо­та­ли в неф­тя­ном краю Та­тар­ста­на, знае­те его про­бле­мы не по­на­слыш­ке. Что там из­ме­ни­лось за го­ды пе­ре­мен, за по­след­ние 15 лет?

– Пре­ж­де все­го, хо­чу под­черк­нуть, что из­ме­ни­лось от­но­ше­ние к не­драм Та­тар­ста­на и его при­род­ным бо­гат­ст­вам. Рес­пуб­ли­ка, по­лу­чив­шая воз­мож­ность ак­тив­но вли­ять на по­ли­ти­ку не­дро­поль­зо­ва­ния и от­ве­чать за нее, са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­ля­ет при­ро­до­охран­ные ме­ро­прия­тия.
Я бы ска­зал боль­ше, – са­ми неф­тя­ни­ки се­го­дня при­ни­ма­ют и реа­ли­зу­ют эко­ло­ги­че­ские про­грам­мы. А это зна­чит – из­ме­нил­ся мен­та­ли­тет лю­дей, по­вы­си­лась их от­вет­ст­вен­ность.

Но здесь нуж­ны уси­лия и со сто­ро­ны фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти. Тем бо­лее, что ст. 72 Кон­сти­ту­ции Рос­сии од­но­знач­но от­но­сит не­дра к сфе­ре со­вме­ст­но­го ве­де­ния цен­тра и ре­гио­нов. От этой по­зи­ции от­хо­дить нам ни в ко­ем слу­чае нель­зя. Тем бо­лее, что на­род уже вку­сил пло­ды этих пол­но­мо­чий, ощу­тил се­бя хо­зяи­ном на зем­ле, не­су­щим всю пол­но­ту от­вет­ст­вен­но­сти за про­ис­хо­дя­щее на ней…

– Как член Со­ве­та безо­пас­но­сти Та­тар­ста­на, Вы не раз за­яв­ля­ли, что про­сто про­да­вать сы­рую нефть – путь с ко­рот­кой пер­спек­ти­вой. Сей­час из­вест­но, что в рес­пуб­ли­ке при­ня­ли ре­ше­ние ор­га­ни­зо­вать глу­бо­кую пе­ре­ра­бот­ку соб­ст­вен­ной неф­ти с тем, что­бы про­да­вать про­дук­ты, по­лу­чае­мые в ре­зуль­та­те это­го. Ка­ко­вы здесь пла­ны? Что бу­дет с ма­ши­но­строи­тель­ным ком­плек­сом рес­пуб­ли­ки, в зна­чи­тель­ной ме­ре ори­ен­ти­ро­ван­ным в про­шлом на ОПК, а те­перь от­пу­щен­ным в «сво­бод­ное пла­ва­ние»?

– На­ша рес­пуб­ли­ка – один из ста­рей­ших неф­те­до­бы­ваю­щих ре­гио­нов Рос­сии. Мно­го­лет­няя экс­плуа­та­ция ме­сто­ро­ж­де­ний при­ве­ла к опе­ре­жаю­щей вы­ра­бот­ке за­па­сов вы­со­ко­про­дук­тив­ных де­вон­ских за­ле­жей, об­вод­не­нию сква­жин и сни­же­нию до­бы­чи. По­это­му в це­лях обес­пе­че­ния даль­ней­ше­го раз­ви­тия неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са пра­ви­тель­ст­вом РТ раз­ра­бо­тан про­ект Про­грам­мы раз­ви­тия то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са Та­тар­ста­на на пе­ри­од до 2020 го­да, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой до­бы­ча неф­ти долж­на быть ста­би­ли­зи­ро­ва­на на уров­не 30 млн. тонн в год.

С дру­гой сто­ро­ны, на­рас­та­ют про­бле­мы неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са, свя­зан­ные с до­бы­чей вы­со­ко­вяз­кой и вы­со­ко­сер­ни­стой неф­ти. Ее до­бы­ча к 2020 г. дос­тиг­нет бо­лее двух тре­тей от все­го объ­е­ма.

Не слу­чай­но, в по­след­ние го­ды рес­пуб­ли­ка пред­при­ни­ма­ет уси­лия, что­бы уй­ти «от иг­лы» неф­тя­ной за­ви­си­мо­сти. Сей­час эта ра­бо­та на­чи­на­ет об­ре­тать ре­аль­ные кон­ту­ры. Мы вплот­ную по­до­шли к эта­пу про­мыш­лен­ной пе­ре­ра­бот­ки тя­же­лой сер­ни­стой неф­ти. Два на­ших ги­ган­та неф­те­хи­ми­че­ско­го про­из­вод­ст­ва – объ­е­ди­не­ния «Ор­га­ни­че­ский син­тез» и «Ниж­не­кам­ск­неф­те­хим» – при­сту­пи­ли к ос­вое­нию вы­пус­ка но­вых ма­те­риа­лов на ос­но­ве аван­гард­ных тех­но­ло­гий, не имею­щих ана­ло­гов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Что ка­са­ет­ся ма­ши­но­строи­тель­но­го ком­плек­са, то по­ка­за­те­ли здесь в це­лом дос­та­точ­но ста­биль­ные. Ин­декс про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва транс­порт­ных средств, ма­шин и обо­ру­до­ва­ния со­ста­вил 110-112%, про­из­вод­ст­ва элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, элек­трон­но­го и оп­ти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния – бо­лее 127%.

– Наш жур­нал – о биз­не­се, по­это­му оче­ред­ной во­прос имен­но о нем. В рес­пуб­ли­ке в на­ча­ле ве­ка бы­ло про­ра­бо­та­но ком­плекс­ное ре­ше­ние про­блем ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Пар­ла­мен­том бы­ла при­ня­та Го­су­дар­ст­вен­ная про­грам­ма по раз­ви­тию ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва на 2001-2004 го­ды. Мож­но ска­зать о ее ре­зуль­та­тах? И ка­ко­вы в этой сфе­ре пер­спек­ти­вы на бу­ду­щее?

– Ди­на­ми­ка это­го важ­но­го сег­мен­та ры­ноч­ной эко­но­ми­ки за упо­мя­ну­тые ва­ми че­ты­ре го­да вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: ко­ли­че­ст­во ма­лых пред­при­ятий вы­рос­ло с 22 тыс. до поч­ти 35 тыс., а чис­ло ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей со 116 ты­сяч до бо­лее, чем 130 тыс. че­ло­век; сум­ма до­хо­дов от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот и ус­луг) воз­рос­ла в три раза; на­ло­го­вые пла­те­жи субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва со­ста­ви­ли в 2004 го­ду 9% по­сту­п­ле­ний в кон­со­ли­ди­ро­ван­ный бюд­жет рес­пуб­ли­ки; объ­ем ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал ма­лых пред­при­ятий вы­рос с 345 млн. до 4 млрд. руб­лей; соз­да­на раз­ветв­лен­ная ин­фра­струк­ту­ра под­держ­ки пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, вклю­чаю­щая со­от­вет­ст­вую­щее го­су­дар­ст­вен­ное Агент­ст­во и тер­ри­то­ри­аль­ные цен­тры, тех­но­пар­ки, биз­нес-ин­ку­ба­то­ры.

В ок­тяб­ре про­шло­го го­да Пар­ла­мен­том РТ при­нят до­ку­мент, рас­счи­тан­ный на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву. Стра­те­ги­че­ской це­лью Про­грам­мы под­держ­ки ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Та­тар­ста­не на 2005-2010 гг., ста­ло по­вы­ше­ние бла­го­сос­тоя­ния гра­ж­дан и фор­ми­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го сред­не­го клас­са, уве­ли­че­ние удель­но­го ве­са ма­ло­го биз­не­са в ВРП Та­тар­ста­на до 30%.

Как ви­ди­те, по­зи­тив­ные сдви­ги, без­ус­лов­но, есть. Вме­сте с тем, я не мо­гу ска­зать, что удов­ле­тво­рен по­ло­же­ни­ем дел с ма­лым биз­не­сом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Рес­пуб­ли­ке Та­тар­стан. Сей­час все от­чет­ли­вее про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду сни­же­ни­ем на­ло­го­вой на­груз­ки на этот сег­мент эко­но­ми­ки с од­ной сто­ро­ны, и пе­ре­да­чей ря­да пол­но­мо­чий на уро­вень ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния без со­от­вет­ст­вую­щих фи­нан­со­вых ман­да­тов, с дру­гой.

Смот­ри­те, что по­лу­ча­ет­ся: му­ни­ци­па­ли­те­ты, имея ши­ро­кий круг пол­но­мо­чий, при этом не обес­пе­чен­ный не­об­хо­ди­мой на­ло­го­об­ла­гае­мой ба­зой, объ­ек­тив­но бу­дут по­став­ле­ны пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью по­вы­ше­ния ста­вок на­ло­го­об­ло­же­ния пред­при­ятий ма­ло­го биз­не­са. А это, в свою оче­редь, бу­дет сдер­жи­вать их раз­ви­тие. Так что, без пе­ре­да­чи на ме­ст­ный уро­вень по­сту­п­ле­ний от но­вых на­ло­гов нам в пер­спек­ти­ве не обой­тись. Та­ко­во мое убе­ж­де­ние.В Гос­со­вет Та­тар­ста­на вы из­би­ра­лись от Юго-Вос­точ­но­го од­но­ман­дат­но­го из­би­ра­тель­но­го ок­ру­га №33. Ус­пе­вае­те реа­ги­ро­вать на за­про­сы из­би­ра­те­лей? Бы­вае­те в тех кра­ях?

– Это зна­ко­мые и да­же мож­но ска­зать, род­ные мне края: го­ро­да Бу­гуль­ма, Бав­лы, Юта­за.

В ок­ру­ге №33 есть и го­ро­жа­не, и се­ля­не. Про­вел с ни­ми очень мно­го встреч, глуб­же уз­нал их на­строе­ния, их на­ме­ре­ния, их стрем­ле­ния. Этот ок­руг – неф­тя­ной, на гра­ни­це с Орен­бург­ской об­ла­стью, Баш­кор­то­ста­ном и Са­мар­ской об­ла­стью. Его лю­ди ви­дят, как вла­сти Та­тар­ста­на ста­ра­ют­ся под­дер­жать их, по­мочь ук­ре­пить эко­но­ми­ку, улуч­шить со­ци­аль­ную сфе­ру. Я бы­ваю там, встре­ча­юсь с людь­ми. Но еще ча­ще их пред­ста­ви­те­ли бы­ва­ют у ме­ня. Им ни­ко­гда от­ка­за в прие­ме и бе­се­де нет, они все го­во­рят на­чис­то­ту. По­лу­чаю дос­то­вер­ную ин­фор­ма­цию из пер­вых рук.

– В ав­гу­сте 2003 г. Вы бы­ли из­бра­ны сек­ре­та­рем Та­тар­ско­го ре­гио­наль­но­го от­де­ле­ния пар­тии "Еди­ная Рос­сия". Как стро­ят­ся от­но­ше­ния еди­но­рос­сов и чле­нов пар­тии «Та­тар­стан – но­вый век», соз­дан­ной еще до уч­ре­ж­де­ния пар­тии «Еди­ная Рос­сия»?

– Нач­ну с то­го, что «Та­тар­стан – но­вый век» (Дви­же­ние ТНВ) – это все-та­ки не пар­тия, а од­на из наи­бо­лее мас­со­вых и ав­то­ри­тет­ных об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций рес­пуб­ли­ки, объ­е­ди­няю­щая око­ло 100 тыс. еди­но­мыш­лен­ни­ков.
По­ка­за­тель­но, что вне за­ви­си­мо­сти от ко­ле­ба­ний по­ли­ти­че­ско­го ба­ро­мет­ра, она дос­та­точ­но ус­пеш­но су­ще­ст­ву­ет бо­лее шес­ти лет: име­ет свое пред­ста­ви­тель­ст­во в Пар­ла­мен­те рес­пуб­ли­ки, уча­ст­во­ва­ла на му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и до­би­лась зна­чи­мых ре­зуль­та­тов. От­но­ше­ния Дви­же­ния ТНВ с Та­тар­стан­ским от­де­ле­ни­ем «Еди­ной Рос­сии» я бы оха­рак­те­ри­зо­вал как со­юз­ни­че­ские. Час­то эти ор­га­ни­за­ции вы­хо­дят еди­ным бло­ком с по­ли­ти­че­ски­ми ини­циа­ти­ва­ми.

Что ка­са­ет­ся мо­ей ра­бо­ты в ка­че­ст­ве сек­ре­та­ря По­лит­со­ве­та «Еди­ной Рос­сии», то ска­жу, что ра­бо­тая в «Еди­ной Рос­сии» я ис­пы­ты­ваю чув­ст­во со­при­ча­ст­но­сти к тем ре­фор­мам и пе­ре­ме­нам, ко­то­рые про­ис­хо­дят в стра­не. Этой пар­тии по­ве­ри­ли лю­ди. Она не бо­ит­ся брать от­вет­ст­вен­ность на се­бя – как бы слож­но это не бы­ло.

– В мар­те про­шло­го го­да вы бы­ли из­бра­ны ко­ор­ди­на­то­ром Ас­со­циа­ции ру­ко­во­ди­те­лей за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции При­волж­ско­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га – Со­ве­та за­ко­но­да­те­лей ПФО. Как ор­га­ни­зо­ва­на ее ра­бо­та?

– Ас­со­циа­ция – это кон­суль­та­тив­ный ор­ган, соз­дан­ный для ко­ор­ди­на­ции за­ко­но­твор­че­ской дея­тель­но­сти ре­гио­нов Ок­ру­га.

В про­шлом го­ду со­стоя­лось три за­се­да­ния Ас­со­циа­ции, на ко­то­рых об­су­ж­да­лись про­бле­мы за­ко­но­да­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния во­про­сов про­ти­во­дей­ст­вия кор­руп­ции; ре­фор­ми­ро­ва­ния сфе­ры со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния; за­ко­но­да­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ис­поль­зо­ва­ния при­род­ных ре­сур­сов; обес­пе­че­ния и за­щи­ты прав и сво­бод гра­ж­дан; ре­фор­мы му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов вла­сти и мно­гие дру­гие.

Как ви­ди­те, – во­про­сы дей­ст­ви­тель­но ак­ту­аль­ные и, что на­зы­ва­ет­ся, под­ска­за­ны са­мой жиз­нью. По­это­му ра­бо­ту Ас­со­циа­ции за­ко­но­да­те­лей ПФО мы бу­дем ин­тен­си­фи­ци­ро­вать и в даль­ней­шем.

– В на­ча­ле 90-х го­дов, во вре­ме­на ста­нов­ле­ния но­вой рос­сий­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти, за­ко­но­твор­че­ст­во Та­тар­ста­на бы­ло при­ме­ром раз­ви­тия фе­де­ра­лиз­ма. В 1994 го­ду был под­пи­сан До­го­вор о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий рес­пуб­ли­ки и фе­де­раль­но­го цен­тра. В по­след­ние го­ды при­шлось пе­ре­смот­реть мно­гое из сде­лан­но­го, уст­ра­няя про­ти­во­ре­чия, об­ра­зо­вав­шие­ся ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми и ре­гио­наль­ны­ми за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми. Ва­ше мне­ние об этом про­цес­се как док­то­ра по­ли­ти­че­ских на­ук?

– Да, при­шлось не­лег­ко. Но это – объ­ек­тив­ные об­стоя­тель­ст­ва: по боль­шин­ст­ву во­про­сов, ко­то­рые в на­ча­ле 1990-х го­дов (да и позд­нее) ста­ви­ла рес­пуб­ли­ка, – мы бы­ли пер­во­про­ход­ца­ми. К со­жа­ле­нию, мно­гое из то­го, что то­гда бы­ло на­ра­бо­та­но, за­тем как бы ото­шло на зад­ний план… Фе­де­раль­ный за­ко­но­да­тель не по­шел по пу­ти уче­та дос­тиг­ну­тых ра­нее до­го­во­рен­но­стей.

Ко­неч­но, на­до бы­ло при­во­дить в по­ря­док фе­де­раль­ное и ре­гио­наль­ное за­ко­но­да­тель­ст­ва. Тем бо­лее, что мно­гие субъ­ек­ты, да­же не имея до­го­во­ров с Фе­де­раль­ным цен­тром о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий, бра­ли на се­бя из­лиш­ние функ­ции, аб­со­лют­но ни­чем не под­кре­п­лен­ные и не обес­пе­чен­ные ре­сур­са­ми.

Но­вый этап в раз­ви­тии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва по­тре­бо­вал бо­лее де­таль­ной про­ра­бот­ки про­бле­мы раз­гра­ни­че­ния пол­но­мо­чий ме­ж­ду раз­лич­ны­ми уров­ня­ми вла­сти. Эта ра­бо­та не за­вер­ше­на до сих пор, – на­при­мер, не от­ре­гу­ли­ро­ва­ны во­про­сы не­дро­поль­зо­ва­ния. И здесь у нас есть под­хо­ды, ко­то­рые мы бу­дем от­стаи­вать и даль­ше с по­зи­ций прин­ци­пов фе­де­ра­лиз­ма. Мы ис­хо­дим из то­го, что, без­ус­лов­но, в рам­ках Фе­де­ра­ции долж­но быть еди­ное пра­во­вое про­стран­ст­во. Но вер­но так­же и то, что на ре­гио­наль­ном уров­не не­об­хо­дим учет ме­ст­ной спе­ци­фи­ки: боль­шин­ст­во во­про­сов долж­ны ре­шать­ся не че­рез Центр, а на субъ­ект­ном уров­не. А это, в свою оче­редь, пред­по­ла­га­ет со­хра­не­ние по от­дель­ным во­про­сам до­го­вор­ной прак­ти­ки взаи­мо­дей­ст­вия.

В этом смыс­ле Та­тар­стан все­гда ос­та­вал­ся на по­зи­ци­ях норм Кон­сти­ту­ции Рос­сии, где про­пи­са­на та­кая воз­мож­ность.

– В ав­гу­сте 2005 го­да в од­ном из сво­их ин­тер­вью вы го­во­ри­ли о под­го­тов­ке но­во­го до­го­во­ра о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий ме­ж­ду Та­тар­ста­ном и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей. В са­мых об­щих чер­тах – ка­ким он бу­дет?

– Ис­хо­дя из ска­зан­но­го мной вы­ше, в этом До­го­во­ре мы пред­по­ла­га­ем кон­кре­ти­зи­ро­вать ряд прин­ци­пи­аль­ных для нас по­зи­ций. Речь идет о за­кре­п­ле­нии нор­мы о том, что Пре­зи­дент рес­пуб­ли­ки дол­жен вла­деть дву­мя язы­ка­ми; ста­ту­се и по­ряд­ке ис­поль­зо­ва­ния та­тар­ско­го язы­ка как го­су­дар­ст­вен­но­го; о под­держ­ке на­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков и со­дей­ст­вии им в со­хра­не­нии са­мо­быт­но­сти, раз­ви­тии на­цио­наль­ной куль­ту­ры и язы­ка.

В эко­но­ми­че­ской сфе­ре у Та­тар­ста­на так­же есть свои осо­бен­но­сти, свя­зан­ные с вы­ра­бо­тан­но­стью неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний. А учи­ты­вая тот факт, что ис­поль­зо­ва­ние и ох­ра­на зем­ли, недр, вод­ных, лес­ных и дру­гих при­род­ных ре­сур­сов на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки со­став­ля­ет ос­но­ву жиз­не­дея­тель­но­сти ее мно­го­на­цио­наль­но­го на­ро­да, До­го­вор пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность за­клю­че­ние со­от­вет­ст­вую­щих со­гла­ше­ний с Фе­де­раль­ным пра­ви­тель­ст­вом для со­вме­ст­но­го ре­ше­ния ши­ро­ко­го кру­га на­род­но­хо­зяй­ст­вен­ных во­про­сов Та­тар­ста­на.

– Как кан­ди­дат со­цио­ло­ги­че­ских на­ук, Вы ав­тор мно­го­чис­лен­ных пуб­ли­ка­ций по про­бле­мам со­цио­ло­гии, го­су­дар­ст­вен­но­го строи­тель­ст­ва, фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва, меж­на­цио­наль­ных от­но­ше­ний. Ва­ши ос­нов­ные по­зи­ции по этим во­про­сам не­из­мен­ны?

– Ес­ли крат­ко, то я уже го­во­рил, Фе­де­ра­лизм – это един­ст­вен­ная аль­тер­на­ти­ва раз­ви­тия Рос­сии. Ис­то­ри­че­ский опыт до­ка­зы­ва­ет, что мно­го­на­цио­наль­ная стра­на ну­ж­да­ет­ся в уст­рой­ст­ве, ко­то­рое по­зво­ля­ет ре­гио­нам мно­гие про­бле­мы ре­шать са­мо­стоя­тель­но. Фе­де­ра­лизм да­ет воз­мож­ность сфор­ми­ро­вать та­кую струк­ту­ру го­су­дар­ст­ва, ко­гда сво­бо­ды и пра­ва че­ло­ве­ка, ог­ра­ни­чи­вае­мые, на­при­мер, в чем-то ме­ст­ны­ми вла­стя­ми, мо­гут по­лу­чить за­щи­ту на фе­де­раль­ном уров­не. И на­обо­рот, – ав­то­ри­тар­ные тен­ден­ции, фор­ми­рую­щие­ся по­рой на уров­не цен­тра, мо­гут встре­тить долж­ную оцен­ку со сто­ро­ны ре­гио­нов.

Вме­сте с тем, ос­нов­ная сла­бость мо­де­ли рос­сий­ско­го Фе­де­ра­лиз­ма, как пред­став­ля­ет­ся, со­сто­ит в из­лиш­нем за­ко­но­да­тель­ном ог­ра­ни­че­нии са­мо­стоя­тель­но­сти субъ­ек­тов. Тем са­мым, су­жа­ют­ся их воз­мож­но­сти, те­ря­ют­ся сти­му­лы к ис­поль­зо­ва­нию сво­его по­тен­циа­ла бо­лее пол­но.

При­ня­тие важ­ней­ших по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний в де­мо­кра­ти­че­ской об­ще­ст­вен­ной сис­те­ме все­гда свя­за­но с апел­ля­ци­ей к об­ще­ст­вен­но­му мне­нию. В этом смыс­ле, важ­но нау­чить­ся мак­си­маль­но опе­ра­тив­но и точ­но до­но­сить глас на­ро­да до са­мо­го на­ро­да и… осо­бен­но до его слуг!

Да­лее. В на­шей рес­пуб­ли­ке осо­бое вни­ма­ние тра­ди­ци­он­но уде­ля­ет­ся уп­ро­че­нию ме­жэт­ни­че­ско­го ми­ра и со­гла­сия. В Та­тар­ста­не про­жи­ва­ют пред­ста­ви­те­ли 115 на­цио­наль­но­стей. Та­та­ры со­став­ля­ют 52,9 %, рус­ские – 39,5 %. В чис­ле наи­бо­лее пред­став­лен­ных в рес­пуб­ли­ке на­ро­дов – чу­ва­ши, уд­мур­ты, ук­ра­ин­цы, морд­ва, ма­рий­цы и баш­ки­ры. Та­тар­стан­ская мо­дель меж­на­цио­наль­ных и меж­кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний уже по­лу­чи­ла ме­ж­ду­на­род­ное при­зна­ние. Гра­ж­дан­ский мир и со­гла­сие, доб­ро­со­сед­ст­во и то­ле­рант­ность, ста­биль­ная со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую об­ста­нов­ка уже ста­ли свое­об­раз­ной ви­зит­ной кар­точ­кой рес­пуб­ли­ки. Ос­но­вой го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре на­цио­наль­ных и меж­кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний ста­ло дос­ти­же­ние взаи­мо­по­ни­ма­ния в во­про­сах сво­бо­ды со­вес­ти и ве­ро­ис­по­ве­да­ния, твер­дая по­зи­ция по не­до­пу­ще­нию в Та­тар­ста­не про­яв­ле­ний ре­ли­ги­оз­но­го экс­тре­миз­ма.

– Ис­то­ри­че­ское 1000-ле­тие Ка­за­ни в ав­гу­сте-сен­тяб­ре 2005 го­да бы­ло про­ве­де­но на бес­пре­це­дент­но вы­со­ком пред­ста­ви­тель­ском уров­не: в сто­ли­цу Та­тар­ста­на при­бы­ли гла­вы го­су­дарств Со­дру­же­ст­ва, пред­ста­ви­те­ли фе­де­раль­но­го Цен­тра и ре­гио­нов Рос­сии, Со­ве­та Ев­ро­пы, мно­гих об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. Мож­но счи­тать это при­зна­ни­ем дос­ти­же­ний Та­тар­ста­на в го­су­дар­ст­вен­ном строи­тель­ст­ве и ук­ре­п­ле­нии фе­де­ра­лиз­ма в Рос­сии?

– Да, без­ус­лов­но. Наш рос­сий­ский мен­та­ли­тет та­ков, что мы дос­та­точ­но бы­ст­ро при­вы­ка­ем к празд­ни­кам и юби­ле­ям. Тем бо­лее, что их за по­след­ние го­ды бы­ло дос­та­точ­но мно­го. Но 1000-ле­тие Ка­за­ни – со­бы­тие дей­ст­ви­тель­но не­ор­ди­нар­ное в но­вей­шей ис­то­рии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва. С этим, ду­маю, спо­рить не сто­ит. Да и сам ис­то­ри­че­ский про­цесс ста­нов­ле­ния Рос­сии, с уче­том это­го фак­та, на­чи­на­ет уже вос­при­ни­мать­ся бо­лее пол­но – вы­све­чи­ва­ет­ся но­вы­ми яр­ки­ми крас­ка­ми и со­бы­тий­ным ря­дом.

Как пред­став­ля­ет­ся, имен­но это об­стоя­тель­ст­во имел вви­ду Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции В.В. Пу­тин, ко­гда, вы­сту­пая на тор­же­ст­вах в Ка­за­ни, сде­лал ак­цент на том, что «это наш об­щий празд­ник и со­бы­тие по­ис­ти­не об­ще­на­цио­наль­но­го мас­шта­ба», а наш го­род – это «один из древ­ней­ших на Зем­ле цен­тров ев­ра­зий­ской ци­ви­ли­за­ции».

Не­уди­ви­тель­но, что в дни юби­лея сто­ли­ца Та­тар­ста­на ста­ла ме­стом про­ве­де­ния сам­ми­та глав го­су­дарств Со­дру­же­ст­ва, за­се­да­ния Гос­со­ве­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, мно­гих ме­ж­ду­на­род­ных и об­ще­рос­сий­ских фо­ру­мов с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей ООН, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ев­ро­сою­за, Ор­га­ни­за­ции Ис­лам­ская Кон­фе­рен­ция.

Ду­маю все, кто по­се­тил Ка­зань в дни празд­но­ва­ния, на­все­гда со­хра­нят в сво­ей па­мя­ти об­раз на­шей пре­крас­ной рес­пуб­ли­ки, ее древ­ней и веч­но мо­ло­дой сто­ли­цы.

– В свое вре­мя кон­цеп­ци­ей и да­же ло­зун­гом рес­пуб­ли­ки, сфор­му­ли­ро­ван­ным ее пре­зи­ден­том М.Ш. Шай­мие­вым, бы­ло «мяг­кое вхо­ж­де­ние в ры­нок», что по­зво­ли­ло прак­ти­че­ски без боль­ших по­тря­се­ний из­ме­нить эко­но­ми­че­ский ук­лад. И те­перь вы го­во­ри­те о «мяг­ком вхо­ж­де­нии рес­пуб­ли­ки в ре­фор­му ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния». По­жа­луй­ста, рас­шиф­руй­те для не­по­свя­щен­ных эту фор­му­лу.

– В на­шем по­ни­ма­нии лю­бые пре­об­ра­зо­ва­ния долж­ны слу­жить по­вы­ше­нию уров­ня жиз­ни лю­дей, уп­ро­че­нию со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти. Так бы­ло и с иде­ей фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, ко­гда, от­верг­нув ре­цеп­ты «шо­ко­вой те­ра­пии» рес­пуб­ли­ка по­шла по пу­ти мяг­ко­го вхо­ж­де­ния в ры­нок, про­воз­гла­си­ла при­ори­те­том со­ци­аль­ную за­щи­ту на­се­ле­ния.

Тот же прин­цип был по­ло­жен в ос­но­ву та­тар­стан­ской про­грам­мы при­ва­ти­за­ции, по­зво­лив­шей со­хра­нить в ру­ках го­су­дар­ст­ва кон­троль­ные па­ке­ты ак­ций ве­ду­щих пред­при­ятий рес­пуб­ли­ки. В эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке мы од­ни­ми из пер­вых в Рос­сии ста­ли ока­зы­вать го­су­дар­ст­вен­ную под­держ­ку оте­че­ст­вен­но­му то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лю. Взя­ли на се­бя от­вет­ст­вен­ность за осу­ще­ст­в­ле­ние важ­ней­ших фе­де­раль­ных про­грамм на сво­ей тер­ри­то­рии. Се­го­дня на по­ве­ст­ке дня сто­ит за­да­ча про­ве­де­ния мас­штаб­ной му­ни­ци­паль­ной ре­фор­мы. Серь­ез­ным эк­за­ме­ном на по­ли­ти­че­скую зре­лость ста­ли для гра­ж­дан Та­тар­ста­на вы­бо­ры в ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Впер­вые они про­хо­ди­ли в со­от­вет­ст­вии с но­вым фе­де­раль­ным и рес­пуб­ли­кан­ским за­ко­но­да­тель­ст­ва­ми.

Хо­чу осо­бо под­черк­нуть, что та­тар­стан­ская мо­дель вы­бо­ров, по­лу­чив­шая под­держ­ку де­пу­та­тов Гос­ду­мы, се­бя впол­не оп­рав­да­ла. Мы пред­ло­жи­ли на пе­ре­ход­ный пе­ри­од ус­та­но­вить по­ря­док из­бра­ния ру­ко­во­ди­те­лей вновь об­ра­зо­ван­ных му­ни­ци­па­ли­те­тов ме­ст­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва. Этот под­ход по­зво­лил сни­зить ве­ро­ят­ность из­бра­ния гла­вой го­ро­да, рай­она слу­чай­но­го, не­под­го­тов­лен­но­го че­ло­ве­ка. Ду­маю, не сто­ит го­во­рить о том, чем мог­ла обер­нуть­ся по­бе­да хо­тя бы од­но­го та­ко­го по­ли­ти­че­ски не­со­стоя­тель­но­го дея­те­ля в от­дель­но взя­том му­ни­ци­па­ли­те­те…

По­это­му так важ­но бы­ло обес­пе­чить «мяг­кое» вхо­ж­де­ние Та­тар­ста­на в му­ни­ци­паль­ную ре­фор­му, по­сте­пен­ная адап­та­ция на­се­ле­ния и ор­га­нов управ­ле­ния на мес­тах к но­вым ус­ло­ви­ям ра­бо­ты.

– Су­дя по ва­шим вы­ска­зы­ва­ни­ем в прес­се, вы счи­тае­те, что соз­да­ние ус­ло­вий для обес­пе­че­ния эко­но­ми­че­ской са­мо­дос­та­точ­но­сти тер­ри­то­рий – од­на из са­мых важ­ных, слож­ных и до кон­ца не ре­шен­ных за­дач. Ва­ше ви­де­ние раз­ви­тия это­го про­цес­са?

– На­ря­ду с дру­ги­ми субъ­ек­та­ми Та­тар­стан убе­ди­тель­но по­ка­зал пра­виль­ность под­хо­да, при ко­то­ром ре­ги­он, спо­соб­ный не­сти бОль­шую от­вет­ст­вен­ность, по­лу­ча­ет и боль­ше прав. За про­шед­шие го­ды Та­тар­стан ут­ро­ил свою на­ло­го­об­ла­гае­мую ба­зу. Рес­пуб­ли­ка из соб­ст­вен­но­го бюд­же­та фи­нан­си­ро­ва­ла важ­ней­шие фе­де­раль­ные про­грам­мы.

Вме­сте с тем, у нас в стра­не до сих пор до кон­ца не от­ре­ше­на про­бле­ма раз­де­ле­ния на­ло­гов ме­ж­ду тре­мя уров­ня­ми. Сей­час го­су­дар­ст­во пе­ре­жи­ва­ет пе­ри­од цен­тра­ли­за­ции, что при­ме­ни­тель­но к во­про­сам со­би­ра­ния на­ло­гов вы­ра­зи­лось в их кон­цен­тра­ции на фе­де­раль­ном уров­не.

Это про­ис­хо­дит па­рал­лель­но с про­цес­сом, ко­гда ре­гио­ны про­во­дят ак­тив­ную про­мыш­лен­ную по­ли­ти­ку, соз­да­ют ус­ло­вия для при­то­ка ин­ве­сти­ций, са­мо­стоя­тель­но ре­ша­ют ди­лем­му вы­бо­ра ме­ж­ду уси­ле­ни­ем со­ци­аль­ной со­став­ляю­щей и сни­же­ни­ем фис­каль­ной на­груз­ки (в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции) для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Но­ша от­вет­ст­вен­но­сти по ря­ду клю­че­вых по­зи­ций со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки скон­цен­три­ро­ва­на сей­час в ре­гио­нах.

Па­рал­лель­но, – в ре­гио­нах идет от­ра­бот­ка эф­фек­тив­ных ме­ха­низ­мов сти­му­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ско­го рос­та. Пре­ж­де все­го, это ин­ве­сти­ци­он­ная по­ли­ти­ка, при­чем не толь­ко в фор­ме пря­мых го­су­дар­ст­вен­ных ин­ве­сти­ций, сколь­ко в ви­де го­су­дар­ст­вен­ных га­ран­тий, пре­фе­рен­ций, льгот, суб­си­дий, на­прав­лен­ных на мо­би­ли­за­цию и при­вле­че­ние ча­ст­ных ин­ве­сти­ций. При этом, ос­нов­ным ре­зер­вом яв­ля­ют­ся здесь оте­че­ст­вен­ные ка­пи­та­лы.

Как след­ст­вие, эко­но­ми­че­ски дав­но воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость де­цен­тра­ли­за­ции меж­бюд­жет­ных от­но­ше­ний, а так­же кар­ди­наль­но­го ре­фор­ми­ро­ва­ния на­ло­го­вой сис­те­мы на ос­но­ве прин­ци­пов спра­вед­ли­во­сти, ра­вен­ст­ва и ра­цио­наль­но­сти.

Ста­нов­ле­ние и ук­ре­п­ле­ние на­ло­го­во­го фе­де­ра­лиз­ма тре­бу­ет даль­ней­ше­го чет­ко­го раз­де­ле­ния пол­но­мо­чий ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми, ре­гио­наль­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти, оп­ти­маль­но­го со­че­та­ния фе­де­раль­но­го и ре­гио­наль­но­го на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тельств, боль­шей де­цен­тра­ли­за­ции на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний. Я счи­таю, – это не ка­приз ру­ко­во­дства ре­гио­нов, а объ­ек­тив­ное ве­ле­ние вре­ме­ни. Бо­лее то­го, с по­зи­ций фе­де­ра­лиз­ма це­ле­со­об­раз­нее бы­ло бы вме­сто фор­ми­ро­ва­ния, на­при­мер, Фон­да до­та­ци­он­ной под­держ­ки сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие ре­гио­нов и тер­ри­то­рий че­рез ра­цио­наль­ное рас­пре­де­ле­ние на­ло­гов.

– Та­тар­стан – мно­го­на­цио­наль­ная рес­пуб­ли­ка. Но здесь да­же в го­ды пе­ре­мен в го­су­дар­ст­вен­ном уст­рой­ст­ве, по­ли­ти­че­ских по­тря­се­ний в фе­де­раль­ном цен­тре, об­ста­нов­ка ос­та­ва­лась ста­биль­ной и бла­го­при­ят­ной для всех на­ро­дов и на­род­но­стей, для всех кон­фес­сий. Ка­ко­во по­ло­же­ние дел сей­час?

– Хо­чу под­черк­нуть, что по­ли­ти­ко-пра­во­вой ос­но­вой всех этих про­цес­сов вы­сту­па­ет сфор­ми­ро­ван­ная в по­след­ние пол­то­ра де­сят­ка лет фе­де­раль­ная пра­во­вая ба­за. Она вклю­ча­ет по­ло­же­ния о не­от­чу­ж­дае­мо­сти прав и сво­бод че­ло­ве­ка и на­ро­дов, га­ран­ти­ях по со­хра­не­нию и раз­ви­тию на­цио­наль­ных язы­ков и куль­тур; за­щи­те прав на­цио­наль­ных мень­шинств; пра­ве на ис­поль­зо­ва­ние ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в це­лях на­цио­наль­но-куль­тур­но­го раз­ви­тия.

Все эти нор­мы и под­хо­ды бы­ли на­ми кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны в Кон­сти­ту­ции Та­тар­ста­на и в рес­пуб­ли­кан­ских за­ко­нах. Бо­лее то­го, про­цесс ук­ре­п­ле­ния са­мо­стоя­тель­но­сти рес­пуб­ли­ки от­крыл воз­мож­ность ре­ше­ния ко­пив­ших­ся го­да­ми про­блем в со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ной сфе­ре. В Та­тар­ста­не се­го­дня сфор­ми­ро­ва­на прин­ци­пи­аль­но но­вая язы­ко­вая си­туа­ция. Та­тар­ский язык об­рел ста­тус го­су­дар­ст­вен­но­го, раз­ви­ва­ет­ся на­цио­наль­ная ком­по­нен­та об­ра­зо­ва­ния. Рас­ши­ря­ет­ся сфе­ра обу­че­ния на та­тар­ском язы­ке в сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях.

Но­вые воз­мож­но­сти раз­ви­тия и ис­поль­зо­ва­ния на­цио­наль­ных язы­ков от­кры­ты так­же для мно­гих ко­рен­ных на­ро­дов рес­пуб­ли­ки, вклю­чая школь­ное об­ра­зо­ва­ние в мес­тах ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния на­цио­наль­ных мень­шинств. В на­стоя­щее вре­мя у нас дей­ст­ву­ют: 148 чу­ваш­ско-рус­ских и чу­ваш­ско-та­тар­ских школ, 45 – уд­мурт­ских, 24 – ма­рий­ских и 5 – мор­дов­ских школ. В 55 вос­крес­ных шко­лах по­сти­га­ют свой род­ной язык и куль­ту­ру де­ти 22 дру­гих на­цио­наль­но­стей. Осо­бая роль в ре­ше­нии этой за­да­чи при­над­ле­жит на­цио­наль­но-куль­тур­ным цен­трам, ко­то­рых в на­стоя­щее вре­мя в Та­тар­ста­не на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее ста.

Здесь же нуж­но ска­зать и о том, что зна­ко­вой при­ме­той пе­ре­мен в жиз­ни Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ста­ло ста­нов­ле­ние в по­след­ние го­ды но­вой мо­де­ли от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и ре­ли­ги­оз­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Ре­ше­ни­ем фе­де­раль­ных ор­га­нов в Ка­за­ни уч­ре­ж­ден Рос­сий­ский ис­лам­ский уни­вер­си­тет, от­ве­чаю­щий вы­со­ким тре­бо­ва­ни­ям куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та. В сто­ли­це рес­пуб­ли­ки в рам­ках про­грам­мы ЮНЕ­СКО про­ве­де­на ком­плекс­ная рес­тав­ра­ция Ка­зан­ско­го Крем­ля, вос­соз­да­на круп­ней­шая в Ев­ро­пе ме­четь Кул Ша­риф, от­рес­тав­ри­ро­ван пра­во­слав­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор. Ве­рую­щим воз­вра­ще­на чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Божь­ей Ма­те­ри.

Обо всем этом го­во­рить и пе­ре­чис­лять то, что де­ла­ет­ся вла­стя­ми, – мож­но дол­го. Но глав­ное, что хо­те­лось бы под­черк­нуть, – не­ус­тан­ное вни­ма­ние к ука­зан­ным во­про­сам со сто­ро­ны Пре­зи­ден­та Та­тар­ста­на М.Ш. Шай­мие­ва и в це­лом ру­ко­во­дства рес­пуб­ли­ки. В этом – за­лог ста­биль­но­сти и меж­на­цио­наль­но­го ми­ра в Та­тар­ста­не.

– Как стро­ит­ся ме­ж­ду­на­род­ная дея­тель­ность Та­тар­ста­на се­го­дня, как ор­га­ни­зо­ва­на его внеш­не­эко­но­ми­че­ская дея­тель­ность? Ка­ки­ми ре­зуль­та­та­ми за­кон­чи­лись встре­чи и пе­ре­го­во­ры со стра­на­ми ЕС и ЮВА о при­вле­че­нии ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку Та­тар­ста­на?

– На­ша Рес­пуб­ли­ка вхо­дит в чис­ло наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных для ин­ве­сти­ро­ва­ния ре­гио­нов стра­ны. По ито­гам 2004-2005 гг. Та­тар­стан вхо­дит в де­сят­ку ли­де­ров по низ­ко­му ин­ве­сти­ци­он­но­му рис­ку и вы­со­ко­му по­тен­циа­лу сре­ди рос­сий­ских ре­гио­нов.

За пе­ри­од с 1993 по сен­тябрь 2005 г. наи­боль­ший объ­ем ино­стран­ных ин­ве­сти­ций из стран ЕС был при­вле­чен из Гер­ма­нии (931,8 млн.долл.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (926,8 млн.долл.), Кип­ра (517,5 млн. долл.) и Ав­ст­рии (200,1 млн.долл.). В 2005 г. про­дол­жи­лась тен­ден­ция к рос­ту внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та рес­пуб­ли­ки, от­ме­чае­мая с 1999 г. Его объ­ем со­ста­вил в ян­ва­ре-сен­тяб­ре 2005 го­да 7,4 млрд. долл. США, на 63,9% пре­вы­сив по­ка­за­тель ана­ло­гич­но­го пе­рио­да 2004 г. (4,5 млрд. долл.).

Рост обо­ро­та внеш­ней тор­гов­ли Та­тар­ста­на обу­слов­лен уве­ли­че­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ско­го экс­пор­та – на 69,1% (6,9 млрд. дол.), им­пор­та – на 11,8% (465,2 млн. дол.).

ОАО «ПО ЕлАЗ» в ию­не 2005 г. под­пи­са­ло со­гла­ше­ние с «Хен­дэ Ком­Транс Рус» о строи­тель­ст­ве в г. Ела­бу­га ав­то­сбо­роч­но­го за­во­да по ли­цен­зи­он­но­му со­гла­ше­нию с фир­мой «HYUNDAI Motor Company» (Ко­рея) гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов с объ­е­мом ин­ве­сти­ций око­ло 140 млн. долл.
Дан­ное про­из­вод­ст­во пла­ни­ру­ет­ся от­крыть на тер­ри­то­рии вновь соз­дан­ной осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны про­мыш­лен­но-про­из­вод­ст­вен­но­го ти­па «Ала­бу­га».

– Уча­ст­ву­ет ли по-преж­не­му Та­тар­стан в об­ще­ев­ро­пей­ских и ми­ро­вых ор­га­ни­за­ци­ях, та­ких как Кон­гресс Ме­ст­ных и Ре­гио­наль­ных Вла­стей Ев­ро­пы, Ас­самб­лея Ев­ро­пей­ских Ре­гио­нов и дру­гих? Ведь в хо­де под­го­тов­ки про­ек­та Ев­ро­пей­ской хар­тии ре­гио­наль­но­го са­мо­управ­ле­ния мно­ги­ми спе­циа­ли­ста­ми вни­ма­тель­но изу­чал­ся опыт "Мо­де­ли Та­тар­ста­на" в ста­нов­ле­нии но­вой Фе­де­ра­ции.

– Без­ус­лов­но, на­ша рес­пуб­ли­ка уча­ст­ву­ет в со­ста­ве Рос­сий­ской де­ле­га­ции в ра­бо­те этих ор­га­ни­за­ций. Я яв­ля­юсь Пред­се­да­те­лем Ко­ми­те­та по куль­ту­ре и об­ра­зо­ва­нию Кон­грес­са ме­ст­ных и ре­гио­наль­ных вла­стей Ев­ро­пы (КМРВЕ).

На мой взгляд, очень ин­те­рес­ной и пер­спек­тив­ной про­грам­мой для рос­сий­ской де­ле­га­ции уже в бли­жай­шее вре­мя мог­ло бы стать уча­стие на­шей стра­ны в реа­ли­за­ции круп­но­го Ев­ро­пей­ско­го про­ек­та под ам­би­ци­оз­ным на­зва­ни­ем «До­рож­ная кар­та».

И по­след­нее, ис­хо­дя из соб­ст­вен­но­го опы­та ра­бо­ты в Ко­ми­те­те по куль­ту­ре и об­ра­зо­ва­нию КМРВЕ хо­чу еще раз под­черк­нуть воз­рас­таю­щий ин­те­рес ев­ро­пей­ской об­ще­ст­вен­но­сти к по­ло­же­нию дел в ре­гио­нах Рос­сии, к про­бле­мам ме­ст­ной де­мо­кра­тии.

Я убе­ж­ден, что ува­жи­тель­ный диа­лог в рам­ках об­ще­ев­ро­пей­ской плат­фор­мы со­труд­ни­че­ст­ва при­но­сит поль­зу всем его уча­ст­ни­кам, осо­бен­но, ес­ли учесть, что на по­ве­ст­ку дня сей­час вы­не­се­ны во­про­сы раз­ви­тия куль­тур­ной и эт­ни­че­ской иден­тич­но­сти, со­хра­не­ния язы­ков на­цио­наль­ных мень­шинств в ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции и об­ще­ев­ро­пей­ской ин­те­гра­ции.

– Вы уже 16 лет в по­ли­ти­че­ской эли­те рес­пуб­ли­ки, из­би­рае­тесь в пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны вла­сти не в пер­вый, не в пя­тый и да­же не в де­ся­тый раз. Ка­кие это вы­зы­ва­ет ощу­ще­ния?

– Я на­ка­ну­не на­шей встре­чи, дей­ст­ви­тель­но, за­ду­мал­ся о сво­ей судь­бе, ну, как сей­час го­во­рят, о карь­е­ре. Хо­тя ка­кая мо­жет быть карь­е­ра, ко­гда те­бя боль­шую часть жиз­ни без осо­бо­го твое­го уча­стия вы­дви­га­ли, на­зна­ча­ли, пред­ла­га­ли пе­рей­ти на дру­гую ра­бо­ту… Тут бы­ла ка­кая-то не­об­хо­ди­мость, что ли, она бы­ла глав­нее, а не твои карь­ер­ные уст­рем­ле­ния. Так вот, пе­ре­лис­тал мыс­лен­но свои де­ся­ти­ле­тия ра­бо­ты и ви­жу, что про­шел все ма­лень­кие сту­пень­ки и боль­шие сту­пе­ни, не про­пус­тив ни од­ной.

На­чи­нал с ком­со­мо­ла, по­том – в ор­га­нах со­вет­ской вла­сти: это гор­ис­пол­ком от вто­ро­го за­мес­ти­те­ля пред­се­да­те­ля с пе­ре­ры­вом на ра­бо­ту в струк­ту­рах «Тат­неф­ти» и до пред­се­да­те­ля. По­том – пар­тий­ная ра­бо­та. По­том – не­сколь­ко не­ожи­дан­но для ме­ня – ми­ни­ст­ром тор­гов­ли. В ру­ко­во­дстве то­гда ска­за­ли: де­фи­цит вла­ст­ву­ет, мно­го зло­упот­реб­ле­ний, да­вай, на­ве­ди по­ря­док в этой рас­пре­де­ли­тель­ной сис­те­ме. От­ту­да – без ме­ня ме­ня же­ни­ли – пар­тий­цы неф­тя­но­го края про­сто по­тре­бо­ва­ли вер­нуть, и вер­нуть на долж­ность пер­во­го сек­ре­та­ря гор­ко­ма неф­тя­ной сто­ли­цы рес­пуб­ли­ки – го­ро­да Аль­меть­ев­ска. От­ту­да не­сколь­ко лет спус­тя вер­нул­ся в Ка­зань зам­пре­дом Со­ве­та ми­ни­ст­ров по про­мыш­лен­но­сти, транс­пор­ту и свя­зи. Даль­ше – пред­се­да­тель Вер­хов­но­го со­ве­та, за­тем – пре­мьер-ми­нистр. И, на­ко­нец. Пред­се­да­тель Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан.

Сей­час ду­маю: что за судь­ба та­кая? Ни од­ной долж­но­сти не про­пус­тил, сту­пень­ки не пе­ре­ска­ки­вал. За­то та­кая био­гра­фия по­зво­ля­ет уве­рен­нее ра­бо­тать, ко­гда не по­на­слыш­ке зна­ешь, что та­кое ра­бо­та мэ­ра го­ро­да, ми­ни­ст­ра, пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва, спи­ке­ра пар­ла­мен­та. В этом пла­не мне здо­ро­во по­вез­ло, я сча­ст­ли­вый че­ло­век, по­сколь­ку про­шел боль­шую шко­лу в рес­пуб­ли­ке Та­тар­стан.

– Те­перь по­зволь­те за­дать вам не­сколь­ко су­гу­бо лич­ных во­про­сов. Я пом­ню, что вы, как и боль­шин­ст­во ру­ко­во­ди­те­лей ор­га­нов выс­шей вла­сти Та­тар­ста­на, не ку­ри­те, ве­де­те здо­ро­вый об­раз жиз­ни, иг­рае­те в во­лей­бол. Все ос­та­ет­ся по-преж­не­му?

– Мож­но ска­зать, что да. Во вся­ком слу­чае, ни­кто не за­ку­рил и спорт не бро­сил. Я счи­таю, что это ак­ту­аль­но для всех, не толь­ко для ру­ко­во­ди­те­лей. Но ру­ко­во­ди­те­лей – в осо­бен­но­сти. Мы не мо­жем бе­за­ла­бер­но от­но­сить­ся к сво­ему здо­ро­вью, мы долж­ны быть стрес­со­устой­чи­вы, в лю­бую ми­ну­ту кон­ст­рук­тив­но реа­ги­ро­вать на не­стан­дарт­ные си­туа­ции, форс-ма­жор, как те­перь го­во­рят. Мо­жет быть, про­зву­чит ба­наль­но, но в ка­кой-то ме­ре ты се­бе и не при­над­ле­жишь. Не­воз­мож­но от­го­во­рить­ся го­лов­ной бо­лью ли ко­ли­ка­ми в по­яс­ни­це, ко­гда си­туа­ция мо­жет по­тре­бо­вать энер­гич­ных дей­ст­вий вла­сти. Быть все­гда в спор­тив­ной фор­ме – это часть тво­их слу­жеб­ных обя­зан­но­стей. Спорт­смен я не ве­ли­кий, но фи­зи­че­ская куль­ту­ра и здо­ро­вый об­раз жиз­ни мне все­гда по­мо­га­ли и по­мо­га­ют в ра­бо­те. Семь лет я был пре­зи­ден­том хок­кей­но­го клу­ба «Ак барс», в хо­ро­шие го­ды та­тар­стан­ско­го хок­кея: мы бы­ли брон­зо­вы­ми, се­реб­ря­ны­ми при­зе­ра­ми Рос­сии, ста­ли чем­пио­на­ми… Это на­ша об­щая рес­пуб­ли­кан­ская гор­дость, всех бо­лель­щи­ков.

– Чем за­ня­ты ва­ши до­маш­ние: же­на, сын, дочь?

 – Же­на на за­слу­жен­ном от­ды­хе, она дол­гие го­ды про­ра­бо­та­ла в строи­тель­ном тре­сте ин­же­не­ром тех­ни­че­ско­го от­де­ла. Сын фи­нан­сист, воз­глав­ля­ет фи­ли­ал из­вест­но­го бан­ка. Дочь и зять – вра­чи. И сын, и дочь по­да­ри­ли мне по две внуч­ки, так что мы те­перь «мно­го­дет­ные де­душ­ка и ба­буш­ка».

– Ва­ши за­ня­тия в сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя? Я слы­хал про ка­кую-то ра­ри­тет­ную ма­ши­ну, ко­то­рую вы вос­соз­да­ли из не­бы­тия…

– По­че­му из не­бы­тия? Вол­гу ГАЗ-21, с сим­во­лом Горь­ков­ско­го ав­то­за­во­да на ка­по­те – оле­нем в прыж­ке – я при­об­рел лет 10 то­му на­зад у от­став­но­го ге­не­ра­ла, ко­то­рый вы­вез ее еще при от­во­де со­вет­ских войск из ГДР. Ма­ши­не 41 год. И я, как ав­то­ме­ха­ник по пер­во­му об­ра­зо­ва­нию, взял­ся за ее вос­ста­нов­ле­ние. Эту мо­дель я по­лю­бил еще в те го­ды, ко­гда ра­бо­тал зам­пре­дом гор­ис­пол­ко­ма и у нас на двух за­мес­ти­те­лей бы­ла од­на «Вол­га» ГАЗ-21. Она нас вы­во­зи­ла по всем уха­бам, по всем про­сел­кам. То­гда, не­смот­ря на свою вет­хость, ка­за­лась нам луч­шей ма­ши­ной Зем­ли. Вот эта лю­бовь, она ос­та­лась. Все 10 лет я при­во­жу свою ма­ши­ну в по­ря­док, под­чер­ки­ваю, соб­ст­вен­но­руч­но. Пе­ре­би­раю, улуч­шаю, оби­ха­жи­ваю. Се­го­дня это мое хоб­би. И на этой ма­ши­не я мо­гу вы­ехать на ка­кое угод­но боль­шое рас­стоя­ние – она не под­ве­дет. В ней все свое, род­ное, ни­ка­ких со­вре­мен­ных ана­ло­гов и за­мен.

– Вы на­гра­ж­де­ны ор­де­ном Друж­бы, в де­каб­ре 2005 го­да пре­зи­дент Рос­сии в Крем­ле вру­чил вам ор­ден По­че­та, вы – лау­ре­ат пре­мии «Рос­сий­ский на­цио­наль­ный Олимп» в но­ми­на­ции «Спи­кер го­да». У вас есть ор­ден «За честь и дос­то­ин­ст­во». Яв­ляе­тесь по­чет­ным ака­де­ми­ком Ме­ж­ду­на­род­ной ака­де­мии ин­фор­ма­ти­за­ции. С вы­со­ты про­жи­тых лет, ка­кой вам ви­дит­ся ва­ша жизнь? Вы удов­ле­тво­ре­ны дос­тиг­ну­тым?

– Под­во­дить ито­ги ра­но. Есть опыт, жи­вая прак­ти­ка, ко­то­рые мож­но и нуж­но ис­поль­зо­вать в ра­бо­те. Я ду­маю, что че­ло­век до по­след­не­го ды­ха­ния не дол­жен быть удов­ле­тво­рен сде­лан­ным. Соз­на­ние то­го, что жил не зря – да, оно есть. Но уми­ро­тво­ре­ния от то­го, что сде­ла­но все, что мож­но бы­ло – нет. Для сво­его на­ро­да, для рес­пуб­ли­ки еще нуж­но сде­лать не­ма­ло. Есть за­дум­ки, как де­мо­кра­ти­зи­ро­вать и на­шу власть, как при­бли­зить­ся к идеа­лу гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, как при­бли­зить, го­во­ря преж­ни­ми сло­ва­ми, свет­лое бу­ду­щее.

В лич­ном пла­не хо­чет­ся окон­ча­тель­но по­ста­вить на но­ги де­тей, по­мочь им под­нять и вы­рас­тить вну­чек. И уви­деть, как уже они про­дол­жа­ют в сво­их семь­ях то, что бы­ло за­ло­же­но на­шим ро­ди­те­ля­ми в нас.

– Вы до сих пор пом­ни­те, как вас вос­пи­ты­ва­ли ва­ши ро­ди­те­ли?

– Да. Отец был очень стро­гим че­ло­ве­ком. Те­перь-то я его по­ни­маю: та­ко­ва бы­ла его су­ро­вая жизнь. А в дет­ст­ве для нас, что­бы ути­хо­ми­рить ба­лов­ст­во, дос­та­точ­но бы­ло од­ной ма­ми­ной фра­зы: ти­ше, отец идет.

Отец был всю жизнь не­пре­ре­кае­мым ав­то­ри­те­том в се­мье. Был ин­те­рес­ный слу­чай, ко­гда ме­ня сроч­но из ми­ни­ст­ров тор­гов­ли вер­ну­ли сек­ре­та­рем гор­ко­ма пар­тии в Аль­меть­евск. Пле­нум про­шел, он уже из со­об­ще­ний Та­тар­ско­го ра­дио зна­ет. Я за­хо­жу, здо­ро­ва­ем­ся. Ему 80 лет. Пункт 6 Кон­сти­ту­ции СССР о ру­ко­во­дя­щей ро­ли пар­тии толь­ко что от­ме­ни­ли. Си­дит, су­ро­вый: ты пар­тию прие­хал рас­пус­кать? Или ра­бо­тать?

Я го­во­рю: па­па, я прие­хал на­ла­жи­вать тут де­ла.

И он го­во­рит: ты смот­ри, это толь­ко горсть го­ро­ха из кар­ма­на лег­ко бро­сить. А по­том со­брать столь­ко же – не­воз­мож­но, рас­ка­тит­ся. Ра­бо­тай так, что­бы мне за те­бя не бы­ло стыд­но. До­го­во­ри­лись? Я го­во­рю: да.

Он ма­те­ри кри­чит в кух­ню: Ма­ги­нур, сын прие­хал, да­вай нам чаю.

Так он мне раз­ре­шил ос­тать­ся на мо­ем по­сту…

Я хра­ню его тро­фей­ный фрон­то­вой блок­нот в об­лож­ке из ко­жи. Он весь ис­пещ­рен убо­ри­стым по­чер­ком с де­таль­ной за­пи­сью пла­нов всех дел, про­ве­де­ния со­б­ра­ний, изу­че­ния то­гдаш­них го­су­дар­ст­вен­ных про­блем.

Дру­гой ин­ст­рук­ции, как жить и ра­бо­тать, мне и не на­до.

        Жур­нал «БОСС»

        №2 2006 г.